Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"
Оценка 4.8

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
11.03.2019
Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"
Проблемно-диалогическое обучение, как и вообще обучение, – двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой – проблемное учение (сфера деятельности обучающихся). Проблемно-диалогическое преподавание – это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью обучающихся в решении учебных проблем. Организация проблемно-диалогического обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» – в проблемной ситуации. Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний.
Проблемно-диалогическое обучение.docx
1 МКОУ «Орешковская ООШ» Технология подготовки урока  в современной образовательной среде Проблемно­диалогическое обучение  в преподавании истории. /Сообщение на РМО учителей истории / Выполнила: учитель истории                          Пушкарёва Т.Ю. 2                                                  ­ 2017 – Проблемно­диалогическое обучение, как и вообще обучение,– двусторонний  процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера  деятельности учителя), с другой – проблемное учение (сфера деятельности  обучающихся). Проблемно­диалогическое преподавание – это деятельность учителя  по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению  учебной деятельностью обучающихся в решении учебных проблем. Организация проблемно­диалогического обучения имеет важное значение для  развития мышления школьников, ибо «начало мышления» – в проблемной ситуации.  Проблемно­диалогическое обучение предполагает организацию поисковой  деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной  деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами  добывания знаний. Для осуществления проблемно­диалогического обучения необходимы следующие условия: ­ наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть  проблемами для обучающихся; ­ умение учителя создавать проблемную ситуацию; ­ постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять  и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения; ­ специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в  учебном материале проблемных вопросов. Для такой подготовки учебного материала необходим его анализ с разных точек  зрения: научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи), психологической  (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем),  логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их  сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов создания  проблемных ситуаций). Осуществление проблемно–диалогического обучения требует не только особой  организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности  обучающихся. Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в  следующей логической последовательности: ­ анализ проблемной ситуации; 3 ­ формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя; ­ решение проблемы: выдвижение предположений; ­ обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в  качестве вероятного пути решения проблемы); ­ доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); проверка  правильности решения. Основным средством данной технологии являются два вида диалога:  побуждающий и подводящий, которые используются на II и III этапах урока для  реализации общей задачи – постановки проблемы. Подводящий к теме диалог – это система посильных для учеников вопросов и  заданий, приводящих к формулированию нового знания: Содержанием подводящего диалога являются репродуктивные задания/вопросы­ задания (выполнить по образцу ..., вспомнить ...), а также мыслительные задачи на  сравнение, анализ, обобщение. Технология проблемно­диалогического обучения позволяет учащимся  самостоятельно «открывать знания», заменить урок объяснения нового материала  уроком «открытия знаний» и эта технология используется на уроке усвоения знания. Общая модель проблемно­диалогического урока представлена в таблице №1. На заключительном этапе урока учащиеся проводят самоанализ  и самооценку,  взаимно оценивают результаты своего труда. Очень важно научить их это делать.  Существует памятка по внедрению  технологии самооценки, обратимся к ней –  таблица №2.  Проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Т.Л.   Кудрявцев   отмечает:   «Основу   проблемного   обучения   составляет   понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения».  Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания,   проблемная   лекция,   задачи   исследовательского   характера,   дискуссии, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью. Примером является блок уроков «Россия в эпоху царствования Ивана IV».  Учащиеся,   прежде   чем   выступить   на   уроке­суде   в   роли   Адашева,   Курбского, Сильвестра   и   других   героев   изучают   работы   Н.   Костомарова,   С.   Соловьева,   Н. Карамзина, П. Ковалевского и других. Осуждая или защищая Ивана Грозного, они вступают в дискуссию и самостоятельно принимают решение по оценке личности и деятельности   первого   царя.   Важным   является   то,   что   учащиеся   размышляют, изучают и убеждаются в неоднозначности оценки исторических событий, явлений, личностей, применяют полученные знания для решения поставленной проблемы. 4 Проблемные   задания   позволяют   активизировать   познавательный   интерес учащихся. В 9 классе при изучении темы «Великая Отечественная война» предлагаю учащимся ряд  таких заданий: 1. Некоторые   зарубежные   историки   утверждали,   что   первопричиной развязывания Второй мировой войны был советско­германский пакт о ненападении, заключенный   23   августа   1939   г.   Согласны   ли   вы   с   этим   утверждением? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы главные причины войны? 2. Некоторые   американские   историки   полагают,   что   гитлеровский   план «Барбаросса» провалился по трем причинам: из­за военных и политических ошибок А.   Гитлера,   неблагоприятных   климатических   условий   и   обширной   территории СССР, а также помощи Советскому Союзу со стороны западных держав. Считаете ли   вы   этот   перечень   полным   и   объективным?   Почему?   Как   вы   сформулируете причины провала блицкрига? 3. На   переговорах   между   СССР,   США   и   Великобританией   в   мае­июне 1942 г. была достигнута «полная договоренность в отношении неотложных задач создания Второго фронта в Европе в 1942 году». Когда был открыт Второй фронт в Европе? Чем объяснялось то, что он не был открыт в 1942 г.? В американской литературе   утверждается,   что   причина   в   отсутствии   у   США   и   Великобритании необходимых сил и средств. Считаете ли вы это убедительным? Почему? Как вы думаете, почему силы и средства появились у союзников к лету 1944 г.? Такие задания позволяют учащимся размышлять, формулировать свою точку зрения на изучаемые события и увидеть большое число спорных вопросов в истории Второй мировой и Великой Отечественной войны. Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в названии тем уроков: ­ «Разоблачение   культа   личности   ­   ликвидация   тоталитарного  режима?» ­ «М.С.  Горбачев:  великий реформатор XX    века или человек,  разваливший СССР?»   ­ «НЭП: это «всерьез и надолго» или временное отступление?» ­ «Февральская революция: это воплощение вековой мечты о воле или  национальная катастрофа?» При изучении культуры СССР 1930­50­х гг. (9 кл.) проблема была  сформулирована так: «Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению  с 1920­ми годами?» Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были  определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа  проводится в группах). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог  ­ ответили на проблемный вопрос. 5 Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения  учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно  тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей. Пример. В 6 классе на уроке по теме «Куликовская битва» используется эпиграф к уроку: Лучше пасть, достойно смерть приемля, Чем позором жизнь свою  сберечь, Чтобы защитить родную землю, Мы готовы в эту землю лечь!    Н.  Старшинов Формулируется проблемный вопрос: «Почти 250 лет Русь платила дань  Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?». Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно­ поисковых вопросов: 1.Почему сражение на реке Воже стало первым сражением, которое русская  рать смогла выиграть? 2. Почему Мамай так торопился начать поход на Русь? 3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно  Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками. 4. Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон? 5. Какую тактику использовал Дмитрий? 6.Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча? 7.Чем вы объясните успех русских? 8.Каково значение Куликовской битвы? И теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы  ответить на главный проблемный вопрос. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком­то этапе зашло в  тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло. Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо  усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом  виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение  аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию. Важно формировать у учащихся технологию продуктивного чтения /см.  таблицу №3/. Т.о., проблемно­диалогическое обучение позволяет поддерживать интерес  учащихся к истории, как к предмету, и как к науке. Используя методы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного  стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера. Успех данного вида обучения во многом зависит от заинтересованной  позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. 6

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"

Выступление на педсовете "Проблемно-диалогическое обучение в преподавании истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019