Выступление на педсовете "Современный урок в начальной школе"
Оценка 4.7

Выступление на педсовете "Современный урок в начальной школе"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
05.01.2017
Выступление на педсовете "Современный урок в начальной школе"
Тема выступления: «Современный урок в начальной школе». Докладчик: Батищева Н.А. Цель: 1. Познакомить с формированием УУД у обучающихся начальной школы в условиях ФГОС нового поколения. 2. Показать на практике структуру современного урока в начальной школе и её возможные формы проведения. Оборудование: презентация Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
доклад на педсовет.docx

Тема выступления: «Современный урок в начальной школе».

Докладчик: Батищева Н.А.

Цель:

1.    Познакомить с формированием УУД у обучающихся начальной школы в условиях ФГОС нового поколения.

2.    Показать на практике структуру современного урока в начальной школе и её возможные формы проведения.

Оборудование: презентация

Ход выступления:

1. Предлагаю определить тему моего выступления вам. Посмотрите на данный слайд (Слайд № 1-2) и попробуйте найти слова среди данных букв.

Учителя начальной школы уже 3 год работают в новых рамках. Для них моё выступление не будет в новинку и поэтому, если у них будет что добавить к моему выступлению, прошу дополнить.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебныемотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике либо химии.

 

Виды универсальных учебных действий (Слайд 3)                                                                                                     

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов. Представим названные блоки УУД несколько подробнее.

(Слайд 4)

В блок личностных универсальных учебных действий входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи: по строение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими слова ми, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

(Слайд 5)

В блок  регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.

 

(Слайд 6)

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические и логические1 , действия постановки и решения проблем. К общеучебным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;извлечение не обходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

(Слайд 7)

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

2.Вместе с этим меняется и сама структура урока.

Хочу показать каждый момент и обсудить возможные варианты работы на этих этапах:

(Слайд 8)

1.    Оргмомент или энергизатор:

(Слайд 9)

– традиционно (Встали, вышли из-за парт, проверили всё ли на местах?...)

- Энергизатор

По мнению психологов, чем необычней вы начнёте урок, тем эффективней он начнётся. Внимание ребёнка однозначно будет сконцентрировано на вас и то о чём вы будете говорить далее.

Например:

- начать урок математики  со звукового файла песенки Винни-Пуха

-или с зачитывания электронного письма обращения Кая

- или всем пристегнуть ремни и приготовиться к полёту

- или сказать соседу один комплимент…

2.     Актуализация знаний:

(Слайд 10)

Цель: повторение и  подготовка учащихся к восприятию нового материала в результате которого мы определяем тему урока.

- с элементами проверки домашнего задания

- тест , который покажет на какие вопросы мы не смогли ответить

- кроссворд, который обобщил знания по предыдущему разделу и вывел тему

- работа в группах ( решите предложенные уравнения – в 3 уравнении 3 разных решения, а почему? – мы не умеем ещё решать такие уравнения – Определите тему урока.

- математический диктант ( предлагается 10 примеров, в 10 воникает проблема кто сформулирует тему урока?)

Учителям старшей школы будет гораздо легче, так как мы дадим уже готовый материал и учить ставить тему урока – главное чтобы эта работа была в системе. Результаты не заставят себя ждать. Не всем безусловно это дано, но большинство справляется.

Тема записывается на доске и до конца урока должна быть на глазах у ребёнка.

3.    Самоопределение к деятельности:

(Слайд 11)

Ставим цели, которых хотим добиться при изучении данной темы. Цели могут быть не только учебными, если ребёнок говорит, что сегодня его цель- не подраться с Ромой, то это такая же значимая цель для конкретного ребёнка.

Желательно цели обозначить также наглядно- написать на доске, напечатать при помощи компьютера или интерактивной доски и после каждого из этапов работ возвращаться к тому, а достигли ли мы какой-либо цели?

Также составляется план работы на уроке.

 

 

 

4.    Открываем новые знания.

(Слайд 12)

В идеале это сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы . Групповая, и работа в парах это также одно из обязательных форм работы на уроке

Например: при изучении темы тропический пояс земли учащиеся сначала ответили на несколько вопросов учителя, определили на какие вопросы мы не нашли ответа, разбились на группы с разными заданиями( групповая работа), а один из учеников работал в Интернете, ища информацию на специально подготовленном сайте учителем.

После чего. Каждая группа выступила с докладом по изученному ими в группах материалу. А ребёнок, работавший в сети Интернет – делится своей информацией . отсюда учитель как бы не принимает участия в объяснении нового материала и у учащихся вырастает самозначимость – я сам об этом узнал, да ещё научил другого.

Вообще, чем меньше говорит учитель на уроке, тем продуктивнее урок, считают специалисты.

Ещё одно из важных составляющих современного урока – работать по алгоритму.

Для математиков объяснять не надо, для руссоведов – правила работы с орфограммами, для литераторов свои алгоритмы – работа с любым произведением. Для остальных- работа по плану. То есть ребёнок сам себя контролирует пошагово, что способствует осмысленному выбору действий.

5.    Рефлексия:(Слайд 13)

Чему научились, кому было легко, что понравилось, кому нужна помощь – главное, чтобы не осталось ощущения у конкретного ребёнка, что он один такой, кто чего то ещё не понял, либо наоборот, что получил удовлетворение от проделанной работы.

6.    Д/з:(Слайд 14)

Предлагается базовое и дополнительное, ребёнок сам определяется в объёме.

Заключение:

Это далеко не все аспекты работы в условиях ФГОС, мы стараемся работать в новых условиях  и в принципе успехи есть. Ребята учатся грамотно формулировать свои предположения,добывать информацию из дополнительных источников информации (спец.литературы, сети Интернет…), доказывать свою точку зрения, работать в команде…Уже в 1 классе могут определять тему урока и ставить цели, которых будут достигать в контексте урока.Во 2 классе мы уже умеем делать небольшие презентации, активно участвуем в проектной и исследовательской деятельности, начиная с 1 класса…

 Хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он,несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях

реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебномупроцессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


 

Тема выступления: «Современный урок в начальной школе»

Тема выступления: «Современный урок в начальной школе»

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях

Виды универсальных учебных действий (Слайд 3)

Виды универсальных учебных действий (Слайд 3)

Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении

Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении

Слайд 6) В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические и логические 1 , действия постановки и решения проблем

Слайд 6) В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические и логические 1 , действия постановки и решения проблем

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Вместе с этим меняется и сама структура урока

Вместе с этим меняется и сама структура урока

Цель: повторение и подготовка учащихся к восприятию нового материала в результате которого мы определяем тему урока

Цель: повторение и подготовка учащихся к восприятию нового материала в результате которого мы определяем тему урока

Открываем новые знания. (Слайд 12)

Открываем новые знания. (Слайд 12)

Чему научились, кому было легко, что понравилось, кому нужна помощь – главное, чтобы не осталось ощущения у конкретного ребёнка, что он один такой, кто чего…

Чему научились, кому было легко, что понравилось, кому нужна помощь – главное, чтобы не осталось ощущения у конкретного ребёнка, что он один такой, кто чего…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017