Выступление на педсовете ТЕМА: «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

  • Лекции
  • docx
  • 07.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Природа окружает дошкольника с ранних лет. Считается, что она служит источником новых знаний о разных природных явлениях. Особая роль природы в формировании связной речи и логического мышления подчеркивалась К.Д. Ушинским. Он полагал, что логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка. Непосредственное наблюдение за окружающей природой «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, которые обеспечивают это, становится организация в ДОУ уголков природы. У каждой возрастной группы должен быть свой собственный уголок природы.
Иконка файла материала Выступление на педсовете.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №473города Челябинска» Выступление на педсовете ТЕМА: «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»                                                        Подготовила:                                                                              Воспитатель: первой категории И.Н.ДегтяреваЧелябинск 2019г Роль природы для экологического воспитания дошкольников Программой   воспитания   в   ДОУ   предусматривается   всестороннее развитие дошкольников – умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое.   В   процессе   деятельности   детей:   игре,   учебе,   труде   – формируется   личность   ребенка.   Основное   содержание   деятельности   детей предполагает умения и знания, которые могут образоваться у них во время знакомства с окружающей средой. Ознакомление с природой является одним из   главных   средств   в   обеспечении   всестороннего   формирования дошкольников. Оно  может осуществляться  в  процессе  формирования  в  их разуме   конкретных   знаний   о   живой   и   неживой   природе.   Экологическое воспитание является новой категорией, которая прямо соединена с экологией, разными ее ответвлениями.  Чтобы развивать речь и мышление ребенка, необходимо иметь большой опыт,   который   может   ему   предоставляться   восприятием   различных предметов, общественной жизни, мира природы.  Природа   окружает   дошкольника   с   ранних   лет.   Считается,   что   она служит источником новых знаний о разных природных явлениях. Особая роль природы   в   формировании   связной   речи   и   логического   мышления подчеркивалась   К.Д.   Ушинским.   Он   полагал,   что   логика   природы   самая доступная, наглядная и полезная для ребенка. Непосредственное наблюдение за   окружающей   природой   «…составит   те   первоначальные   логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых   потом   вытекут   само   собой   логическая   речь   и   понимание грамматических законов». Умением наблюдать, вырабатываемым в процессе постижения природы, рождается привычка делать выводы, воспитывается логика мысли, четкость и красота речи, при этом развитие речи и мышления происходит как цельный процесс.   Каждое   знакомство   с   природой   –   урок   развития   детского   ума, творчества, чувства. Разнообразием,   яркостью,   красотой   природы,   наглядностью   ее зависимостей и связей обеспечивается доступность ее осмысления детьми и оказывается   важнейшее   влияние   по   совершенствованию   их   мыслительной деятельности. Ребенка учат нахождению и правильному определению словом причинных   и   временных   зависимостей,   последовательности,   взаимосвязи явлений и предметов природы, учат примитивно объяснять наблюдаемое. При этом совершенствуются такие умения детей, как сопоставление, сравнение, умение делать выводы. Этим создаются предпосылки к формированию таких качеств речи, которые характеризуются достоверностью, доказательностью,последовательностью, рассказыванию, описыванию [4, с. 175].    четкостью.   Ребенок   учится   рассуждению, Чтобы   развитие   мышления   ребенка   при   ознакомлении   с   природой достигло   возможно   более   высокого   уровня,   необходимо   целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитателем   должны   уметь   правильно   отбираться   познавательные материалы и продумываться приемы и методы, с их помощью он может лучше подать его содержание.  Красотой и многообразием природы в любое время года, изменениями внутри   любого   из   них,   такие   явления   непосредственно   могут   влиять   на эмоциональное   развитие   детей,   вызывать   у   них   жажду   наблюдения,  рассуждения,   рассказывания.   При   наблюдении   ярких,   красочных   явлений (листопада,   снегопада,  метели,   грозы),  дошкольники   хотят   понять   их,  ими задаются вопросы и они постепенно подходят пониманию этих вопросов, к возможности   объяснить,   например,   почему   птицы   улетают   осенью,   почему замерзают   лужи,   почему   тает   снег   и   т.д.   Этим   создаются   благоприятные условия по развитию речи и логического мышления. За   время   пребывания   в   детском   саду   ребенок   должен   научиться замечать   и   выделять   характерные   особенности   сезона,   устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи,   которые   конкретизируются   в   зависимости   от   возраста   детей: постепенно расширяются и усложняются. Дети в средней группе обязательно должны знать, какими явлениями характеризуются каждое из времен года, определять   отдельные   признаки   сезонов,   например,   что   осенью   должны созревать плоды, улетать птицы, опадать листья. В этом  возрасте малышами уже   могут   устанавливаться   простейшие   связи,   такие   как:   внешний   вид фруктов   и   овощей   определяет   степень   их   зрелости,   связаны   между   собой свойства снега и состояние погоды, труд людей и времена года. Воспитатель подводит   ребят   к   пониманию   зависимости   жизни   животных   от   сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.  Дети   старшей   группы   должны   знать   и   самостоятельно   выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать   последовательность   времен   года;   устанавливать   зависимость   между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся,   но   и   сначала   похожие   «смежные»   сезоны,   находя отличительные,   сходные   и   общие   признаки;   давая   характеристику   сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.  Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед воспитателем встает двуединая задача. Содной   стороны,   необходимо   организовать   специфическую   деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой – нужно   суметь   соединить   с   познанием   эстетических   свойств   среды   любую деятельность,   в   том   числе   и   такую,   которая   в   силу   своей   специфики формирует   иные,   чем   эстетические   отношения   к   внешнему   миру. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. Знакомство дошкольников с природой Воспитанием   правильного   отношения   дошкольников   к   природе, умением обращаться с живыми созданиями бережно, необходимо заниматься в дошкольный   период   только   в   тех   случае,   когда   системная   работа   в   ДОУ сочетается с влиянием на дошкольников в семье. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного   взаимодействия   взрослых   с   детьми   можно   провести   работу   с родителями.   Такой   работой   может   стать   установление   контакта, взаимопонимания   и   выявление   потребностей   родителей   по   вопросам воспитания   детей.   Для   установления   такого   контакта   с   родителями   и взаимопонимания каждому педагогу необходимо оценить, какие возможности у него есть для того, чтоб оказывать помощь для родителей по воспитанию детей. Педагогу важно думать о том, какую поддержку от ДОУ хотелось бы получать родителям. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.  Нужно учитывать, что родителям могут быть известен далеко не весь потенциал   педагогов   по   решению   проблем   в   воспитании   детей,   поэтому необходимо рассказывать о них родителям. Поэтому педагогами может быть  предложена родителям анкета, либо  с ними можно провести беседу. Все это возможно сделать во время проведения родительского собрания, организации лекции или сообщения.  Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания   для   развития   ребенка   и   дальнейшей   его   жизни,   педагогам необходимо   познакомить   родителей   с   системой   работы   дошкольного учреждения   в   данном   направлении.   Родителям   необходимо   знать,   как организуется   жизнь   и   занятия   дошкольников   в   течение   всего   дня.   Все социальное и предметное окружение в доме, в семье может оказывать влияние на   формирование   ребенка.   Это   может   определяться   телепередачами   для детей, составом домашних животных и комнатных растений. Навык в  видении и   понимании   состоянии   других   живых   существ   –   тонкое   состояние   души ребенка, которое зависит от интереса к растениям или животным, от степени развитости их нравственных чувств и наблюдательности. С этого начинается ответственность за все живое.В процессе воспитания у детей интереса к загадочному миру растений, дошкольники   знакомятся   с   различными   разновидностями   комнатных растений,   могут   узнавать   их   названия,   видеть   характерные   особенности. Начинают осознавать их в качестве живых существ, понимать, что для жизни им   нужны   определенные   условия,   например,   что   любому   растению   нужны вода,   питательная   почва,   тепло,   свет,   воздух.   Дошкольники   с   помощью взрослых узнают, что только в таких условиях они могут быть живыми. Такие условия для них создаются человеком: он сажает растение в горшки с землей, систематически   поливает,   временами   подкармливает   удобрениями, устанавливает в светлое место, следит, чтобы не было охлаждения. Домашние   растения   обладают   определенным   строением:   корнем, стеблем,   листьями,   иногда   цветами.   Корень   растения   находится   в   земле; корни   всасывают   из   нее   питательные   вещества   и   воду,   дышат   воздухом, удерживают   растение   от   возможного   падения.   По   стеблям   питательные вещества, влага поступают к цветам и листьям. Дошкольники знакомятся с тем, что листья у растений чаще всего бывают зелеными и их много. Листьями растение может поглощать свет, дышать, очищать листья от пыли. Сначала такие знания он познает при  помощи взрослого, а затем уже самостоятельно дошкольники   смогут   оказывать   эффективную   помощь   растениям,   ребенок начинает понимать, что все эти органы необходимы растениям, потому их запрещается повреждать, а ухаживать за ними надо осторожно. Человеком комнатные   растения   разводятся   специально   с   целью   эстетического удовольствия,   для   красоты   в   помещении.   Каждое   красиво   по­своему: стеблями, листьями, цветами. Любое растение красиво, если оно в неплохом состоянии,   растет,   цветет.   Красота   домашних   растений   может   быть достигнута формированием хороших условий для них. Домашние растения могут неважно себя чувствовать, и тогда они могут плохо выглядеть, если их потребности   не   удовлетворяются:   листья   имеют   бледную   окраску,   при недостаточном освещении бывают вытянутые стебли; они могут сохнуть при недостаточном увлажнении; вянуть и гибнуть при обморожении; не расти (не давать новых побегов и листьев), не цвести при недостаточном количестве питательных веществ.  У   комнатных   растений   имеются   неодинаковые   потребности,   а   их строение   может   быть   приспособлено   к   различным   условиям   жизни.   У влаголюбивых   растений   имеются   тонкие   листья,   поэтому   их   нужно   часто поливать. У засухоустойчивых растений листья мясистые, стебли утолщены, в них   растения   запасают   влагу,   поэтому   их   необходимо   поливать   редко. Светолюбивые растений ярко­зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать   на   окне,   ближе   к   свету.   Теневыносливые   растения   чаще   всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него. Дети   развивают   познавательный   интерес   –   самостоятельно рассматривают разные растения, с охотой участвуют в наблюдениях, делаютзарисовки,   могут   задавать   вопросы.   У   дошкольников   происходит   развитие эстетических чувств, умений оценивать и замечать привлекательные стороны комнатных растений: окраску листьев и красоту формы, вьющиеся стебли, красоту цветения растений. Дети с охотой участвуют в пересадке растений, могут замечать и эмоционально реагировать на появившиеся бутоны, ростки, цветы.   Также   происходит   развитие   восприятия   комнатного   растения,   как живого   существа:   дети   замечают   неблагополучное   состояние   растений (бледную   окраску,   засыхающие   листья,   вытянутые   стебли),   обнаруживают недостаточные   условия   для   жизни   растений   (малую   освещенность,   сухую землю).   Дети   всегда   сочувствуют   растениям:   сообщают   взрослым   о неполадках, которые они заметили, выполняют поручения взрослых по уходу за растениями очень охотно, могут помогать при их пересаживании.  Если   в   семье   собака   или   кошка,   то   дети   получают   представление   о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Детям необходимо знать как выглядят некоторые дикие животные и их передвижение, их повадки, где живут, что они едят и как, вред или пользу   могут   принести   человеку;   а   также   получить   суждение   о   способах содержания и кормления домашних животных. Отлично, если дошкольников приучают не тревожить животное, когда оно отдыхает. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда   можно   с   ним   поиграть.   Наблюдать   за   спящим   животным   тоже интересно: необычные позы принимаемые кошкой, а собаки часто видят сны, и при этом они ворчат, повизгивают, перебирают лапами. Оттого, что ребенок часто   играет   и   хорошо   умеет   обращаться   с   различными   животными,   он начинает включать их партнерами в свои игры, при этом ребенок не всегда может учитывать, что они являются живыми.  Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит   всех   проблем   воспитания.   Но   несомненно,   что   общение   с   живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.  Детьми проявляется интерес к домашним животным, они охотно следят за животными,   изучают   их   поведение,   слушают   рассказы,   задают   вопросы, сказки. Дошкольники понимают желания и потребности домашних животных. Дети   обнаруживают   готовность   ухаживать   за   животными,   демонстрируют навыки   правильного   обращения   с   ними   (играть,   гладить,   ласково разговаривать).   Дети   отображают   эти   впечатления   в   изобразительной деятельности и игре.  Экологическое   воспитание   дошкольников  имеет   своей   целью воспитание   начал   экологической   культуры   человека.   Первым   элементам экологической культуры дошкольник обучается на основании взаимодействия детей   и   руководящими   ими   взрослыми   с   миром   природы,   который   нас окружает; животными, растениями, средой их обитания, предметами, которые изготовили   люди   из   предметов   природного   происхождения.   Правильноеобращение дошкольника с животными, само по себе не решает всех вопросов воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство педагогом этими процессами. Экологическое   обучение   детей   необходимо   рассматривать,   как составную часть нравственного воспитания, так как основой отношений людей к миру природы, который его  окружает, должны  лежать  человеколюбивые чувства, т.е. понимание ценности каждого проявления жизни, тяга сберечь и защитить природу и т.д. Формируя   гуманное   отношение   к   природе,   необходимо   исходить   из следующего:   главное,   чтобы   ребенок   понял,   что   человек   и   природа взаимосвязаны,   поэтому   забота   о   природе   есть   забота   о   человеке,   его будущем,   а   то,   что   наносит   вред   природе,   наносит   вред   человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Созданием   и   поддержанием   позитивного   эмоционального   состояния дошкольников (радости от выполнения работы, которая удостоена одобрения воспитателя, похорошевший цветок, поправившийся щенок…) стимулируется дальнейшее развитие чувств сопереживания и сострадания. Активным гуманным отношением к природе поддерживаются и укрепляются эстетические   ценности   при   формировании   у   детей   понимания   объектов природы, их неувядающей и непреходящей красоты, поэтому вырабатывание эстетических   чувств   всегда   является   самым   необходимым   условием экологического  воспитания,  которое включает  в себя  любовь  к природной среде. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, которые обеспечивают это, становится организация в ДОУ уголков природы. У каждой возрастной группы должен быть свой собственный уголок природы. Чтобы   добиться   более   точного   и   эмоционального   восприятия природоведческой информации, педагогу необходимо отбирать литературный материал   о   каждом   времени   года:   стихи,   рассказы   о   природе,   загадки, поговорки, пословицы, особое внимание при этом необходимо обращать на народные приметы.  Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что   все   мы   вместе,  и   каждый   из   нас   в   отдельности   в  ответе   за   Землю,  и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.