Природа окружает дошкольника с ранних лет. Считается, что она служит источником новых знаний о разных природных явлениях. Особая роль природы в формировании связной речи и логического мышления подчеркивалась К.Д. Ушинским. Он полагал, что логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка. Непосредственное наблюдение за окружающей природой «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, которые обеспечивают это, становится организация в ДОУ уголков природы. У каждой возрастной группы должен быть свой собственный уголок природы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад №473города Челябинска»
Выступление на педсовете
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»
Подготовила:
Воспитатель: первой категории
И.Н.ДегтяреваЧелябинск
2019г
Роль природы для экологического воспитания дошкольников
Программой воспитания в ДОУ предусматривается всестороннее
развитие дошкольников – умственное, физическое, трудовое, нравственное и
эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде –
формируется личность ребенка. Основное содержание деятельности детей
предполагает умения и знания, которые могут образоваться у них во время
знакомства с окружающей средой. Ознакомление с природой является одним
из главных средств в обеспечении всестороннего формирования
дошкольников. Оно может осуществляться в процессе формирования в их
разуме конкретных знаний о живой и неживой природе. Экологическое
воспитание является новой категорией, которая прямо соединена с экологией,
разными ее ответвлениями.
Чтобы развивать речь и мышление ребенка, необходимо иметь большой
опыт, который может ему предоставляться восприятием различных
предметов, общественной жизни, мира природы.
Природа окружает дошкольника с ранних лет. Считается, что она
служит источником новых знаний о разных природных явлениях. Особая роль
природы в формировании связной речи и логического мышления
подчеркивалась К.Д. Ушинским. Он полагал, что логика природы самая
доступная, наглядная и полезная для ребенка. Непосредственное наблюдение
за окружающей природой «…составит те первоначальные логические
упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из
которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание
грамматических законов».
Умением наблюдать, вырабатываемым в процессе постижения природы,
рождается привычка делать выводы, воспитывается логика мысли, четкость и
красота речи, при этом развитие речи и мышления происходит как цельный
процесс. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума,
творчества, чувства.
Разнообразием, яркостью, красотой природы, наглядностью ее
зависимостей и связей обеспечивается доступность ее осмысления детьми и
оказывается важнейшее влияние по совершенствованию их мыслительной
деятельности. Ребенка учат нахождению и правильному определению словом
причинных и временных зависимостей, последовательности, взаимосвязи
явлений и предметов природы, учат примитивно объяснять наблюдаемое. При
этом совершенствуются такие умения детей, как сопоставление, сравнение,
умение делать выводы. Этим создаются предпосылки к формированию таких
качеств речи, которые характеризуются достоверностью, доказательностью,последовательностью,
рассказыванию, описыванию [4, с. 175].
четкостью.
Ребенок учится рассуждению,
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой
достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное
руководство воспитателя этим процессом.
Воспитателем должны уметь правильно отбираться познавательные
материалы и продумываться приемы и методы, с их помощью он может лучше
подать его содержание.
Красотой и многообразием природы в любое время года, изменениями
внутри любого из них, такие явления непосредственно могут влиять на
эмоциональное развитие детей, вызывать у них жажду наблюдения,
рассуждения, рассказывания. При наблюдении ярких, красочных явлений
(листопада, снегопада, метели, грозы), дошкольники хотят понять их, ими
задаются вопросы и они постепенно подходят пониманию этих вопросов, к
возможности объяснить, например, почему птицы улетают осенью, почему
замерзают лужи, почему тает снег и т.д. Этим создаются благоприятные
условия по развитию речи и логического мышления.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться
замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать
простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести
достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие
задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей:
постепенно расширяются и усложняются. Дети в средней группе обязательно
должны знать, какими явлениями характеризуются каждое из времен года,
определять отдельные признаки сезонов, например, что осенью должны
созревать плоды, улетать птицы, опадать листья. В этом возрасте малышами
уже могут устанавливаться простейшие связи, такие как: внешний вид
фруктов и овощей определяет степень их зрелости, связаны между собой
свойства снега и состояние погоды, труд людей и времена года. Воспитатель
подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона,
необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять
несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца,
знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между
состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые
причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко
отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя
отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона,
могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира,
труда и быта людей.
Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в
разнообразной деятельности перед воспитателем встает двуединая задача. Содной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность,
непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой –
нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую
деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики
формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру.
Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы,
необходимо создавать регулярно.
Знакомство дошкольников с природой
Воспитанием правильного отношения дошкольников к природе,
умением обращаться с живыми созданиями бережно, необходимо заниматься в
дошкольный период только в тех случае, когда системная работа в ДОУ
сочетается с влиянием на дошкольников в семье.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения
адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с
родителями. Такой работой может стать установление контакта,
взаимопонимания и выявление потребностей родителей по вопросам
воспитания детей. Для установления такого контакта с родителями и
взаимопонимания каждому педагогу необходимо оценить, какие возможности
у него есть для того, чтоб оказывать помощь для родителей по воспитанию
детей. Педагогу важно думать о том, какую поддержку от ДОУ хотелось бы
получать родителям. Так педагоги могут выявить предварительную «картину»
взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.
Нужно учитывать, что родителям могут быть известен далеко не весь
потенциал педагогов по решению проблем в воспитании детей, поэтому
необходимо рассказывать о них родителям. Поэтому педагогами может быть
предложена родителям анкета, либо с ними можно провести беседу. Все это
возможно сделать во время проведения родительского собрания, организации
лекции или сообщения.
Предоставив родителям информацию об актуальности экологического
воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам
необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного
учреждения в данном направлении. Родителям необходимо знать, как
организуется жизнь и занятия дошкольников в течение всего дня. Все
социальное и предметное окружение в доме, в семье может оказывать влияние
на формирование ребенка. Это может определяться телепередачами для
детей, составом домашних животных и комнатных растений. Навык в видении
и понимании состоянии других живых существ – тонкое состояние души
ребенка, которое зависит от интереса к растениям или животным, от степени
развитости их нравственных чувств и наблюдательности. С этого начинается
ответственность за все живое.В процессе воспитания у детей интереса к загадочному миру растений,
дошкольники знакомятся с различными разновидностями комнатных
растений, могут узнавать их названия, видеть характерные особенности.
Начинают осознавать их в качестве живых существ, понимать, что для жизни
им нужны определенные условия, например, что любому растению нужны
вода, питательная почва, тепло, свет, воздух. Дошкольники с помощью
взрослых узнают, что только в таких условиях они могут быть живыми. Такие
условия для них создаются человеком: он сажает растение в горшки с землей,
систематически поливает,
временами подкармливает удобрениями,
устанавливает в светлое место, следит, чтобы не было охлаждения.
Домашние растения обладают определенным строением: корнем,
стеблем, листьями, иногда цветами. Корень растения находится в земле;
корни всасывают из нее питательные вещества и воду, дышат воздухом,
удерживают растение от возможного падения. По стеблям питательные
вещества, влага поступают к цветам и листьям. Дошкольники знакомятся с
тем, что листья у растений чаще всего бывают зелеными и их много. Листьями
растение может поглощать свет, дышать, очищать листья от пыли. Сначала
такие знания он познает при помощи взрослого, а затем уже самостоятельно
дошкольники смогут оказывать эффективную помощь растениям, ребенок
начинает понимать, что все эти органы необходимы растениям, потому их
запрещается повреждать, а ухаживать за ними надо осторожно. Человеком
комнатные растения разводятся специально с целью эстетического
удовольствия, для красоты в помещении. Каждое красиво посвоему:
стеблями, листьями, цветами. Любое растение красиво, если оно в неплохом
состоянии, растет, цветет. Красота домашних растений может быть
достигнута формированием хороших условий для них. Домашние растения
могут неважно себя чувствовать, и тогда они могут плохо выглядеть, если их
потребности не удовлетворяются: листья имеют бледную окраску, при
недостаточном освещении бывают вытянутые стебли; они могут сохнуть при
недостаточном увлажнении; вянуть и гибнуть при обморожении; не расти (не
давать новых побегов и листьев), не цвести при недостаточном количестве
питательных веществ.
У комнатных растений имеются неодинаковые потребности, а их
строение может быть приспособлено к различным условиям жизни. У
влаголюбивых растений имеются тонкие листья, поэтому их нужно часто
поливать. У засухоустойчивых растений листья мясистые, стебли утолщены, в
них растения запасают влагу, поэтому их необходимо поливать редко.
Светолюбивые растений яркозеленой окраски, яркого рисунка, их следует
размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего
имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от
него.
Дети развивают познавательный интерес – самостоятельно
рассматривают разные растения, с охотой участвуют в наблюдениях, делаютзарисовки, могут задавать вопросы. У дошкольников происходит развитие
эстетических чувств, умений оценивать и замечать привлекательные стороны
комнатных растений: окраску листьев и красоту формы, вьющиеся стебли,
красоту цветения растений. Дети с охотой участвуют в пересадке растений,
могут замечать и эмоционально реагировать на появившиеся бутоны, ростки,
цветы. Также происходит развитие восприятия комнатного растения, как
живого существа: дети замечают неблагополучное состояние растений
(бледную окраску, засыхающие листья, вытянутые стебли), обнаруживают
недостаточные условия для жизни растений (малую освещенность, сухую
землю). Дети всегда сочувствуют растениям: сообщают взрослым о
неполадках, которые они заметили, выполняют поручения взрослых по уходу
за растениями очень охотно, могут помогать при их пересаживании.
Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о
кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о
жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с
человеком. Детям необходимо знать как выглядят некоторые дикие животные
и их передвижение, их повадки, где живут, что они едят и как, вред или
пользу могут принести человеку; а также получить суждение о способах
содержания и кормления домашних животных.
Отлично, если дошкольников приучают не тревожить животное, когда
оно отдыхает. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется –
тогда можно с ним поиграть. Наблюдать за спящим животным тоже
интересно: необычные позы принимаемые кошкой, а собаки часто видят сны, и
при этом они ворчат, повизгивают, перебирают лапами. Оттого, что ребенок
часто играет и хорошо умеет обращаться с различными животными, он
начинает включать их партнерами в свои игры, при этом ребенок не всегда
может учитывать, что они являются живыми.
Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не
решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой
природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.
Детьми проявляется интерес к домашним животным, они охотно следят за
животными, изучают их поведение, слушают рассказы, задают вопросы,
сказки. Дошкольники понимают желания и потребности домашних животных.
Дети обнаруживают готовность ухаживать за животными, демонстрируют
навыки правильного обращения с ними (играть, гладить, ласково
разговаривать). Дети отображают эти впечатления в изобразительной
деятельности и игре.
Экологическое воспитание дошкольников имеет своей целью
воспитание начал экологической культуры человека. Первым элементам
экологической культуры дошкольник обучается на основании взаимодействия
детей и руководящими ими взрослыми с миром природы, который нас
окружает; животными, растениями, средой их обитания, предметами, которые
изготовили люди из предметов природного происхождения. Правильноеобращение дошкольника с животными, само по себе не решает всех вопросов
воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой
достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное
руководство педагогом этими процессами.
Экологическое обучение детей необходимо рассматривать,
как
составную часть нравственного воспитания, так как основой отношений людей
к миру природы, который его окружает, должны лежать человеколюбивые
чувства, т.е. понимание ценности каждого проявления жизни, тяга сберечь и
защитить природу и т.д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из
следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа
взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его
будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,
следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех
нас Дом, безнравственны.
Созданием и поддержанием позитивного эмоционального состояния
дошкольников (радости от выполнения работы, которая удостоена одобрения
воспитателя, похорошевший цветок, поправившийся щенок…) стимулируется
дальнейшее развитие чувств сопереживания и сострадания.
Активным гуманным отношением к природе поддерживаются и укрепляются
эстетические ценности при формировании у детей понимания объектов
природы, их неувядающей и непреходящей красоты, поэтому вырабатывание
эстетических чувств всегда является самым необходимым условием
экологического воспитания, которое включает в себя любовь к природной
среде.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного
непосредственного общения с ней. Одним из условий, которые обеспечивают
это, становится организация в ДОУ уголков природы. У каждой возрастной
группы должен быть свой собственный уголок природы.
Чтобы добиться более точного и эмоционального восприятия
природоведческой информации, педагогу необходимо отбирать литературный
материал о каждом времени года: стихи, рассказы о природе, загадки,
поговорки, пословицы, особое внимание при этом необходимо обращать на
народные приметы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того,
что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и
каждый может сохранять и приумножать ее красоту.