Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.
Оценка 4.8

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
09.12.2017
Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.
Выступление на педсовете 03.11.17.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 26» _____________________________________________________________    ­  school   143909 Московская область,                     e­mail: bal г. Балашиха, мкр. Авиаторов,                   Tелефон: (498) 504­73­12, 504­73­02 ул. Летная, д.10  26@   yandex    .  ru       Выступление на педагогическом совете по теме:  «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» Учитель начальных классов  МАОУ  Г. о. Балашиха  «Школа № 26» Хеленюк Е.В. Балашиха 2017 г 1 (Слайд 1) Важнейшей задачей современной системы  образования является не столько освоение учащимися конкретных  предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и    формирование совокупности универсальных учебных действий,  обеспечивающих компетенцию «научить учиться».  ((Слайд 2) От нынешнего ученика требуется умение на  рефлексивной основе управлять своей образовательной  деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими  навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика  дополняется знаниями методологического характера и навыками  организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности.  Понятно, что новое качество обучения требует наполнения  деятельности учителя новым содержанием. Основу содержания деятельности учителя составляют три  взаимосвязанные этапы урока: (Слайд 3)  целеполагание,   самостоятельная продуктивная деятельность рефлексия.  Я хочу остановиться на первом этапе урока. Целеполагание входит  в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые  необходимо развить у ученика.  Что же такое целеполагание? (Слайд 4) «Целеполагание в образовании – это процесс установления и  формулирования учениками и учителем главных целей и задач  обучения на определенных его этапах». Данный этап  занимает ведущее место и в структуре традиционного  урока, но в новой позиции предусматриваются качественные  изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает  2 условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.  Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и  примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет  мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную,  деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти,  доказать. (Слайд 5) Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у  педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть.  В системно­деятельностном  обучении целеполагание проходит  через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса,  диагностики результатов обучения. Как известно, цель деятельности – это ее ожидаемый  результат. Структура деятельности: мотив ЦЕЛ Средства  и методы действия РЕЗУЛЬТ АТ Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат». • (Слайд 6) Процесс целеполагания – это коллективное  действие, каждый ученик – участник, активный  деятель, каждый чувствует себя созидателем общего  творения.  • Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его  услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию  является эффективным и современным 3 Поэтому цели должны быть: (Слайд 7) ­ понятными, четкими, точными, конкретными, не допускающими их двойной трактовки.  ­ реальны, достижимы (с учетом тех ресурсов, которыми  располагает учитель и ученик);  ­ инструментальны, технологичны (определяют конкретные  действия по их достижению); ­ уместны в данной ситуации  ­ диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия  им результатов учебной деятельности) ­ должны быть достигнуты в ограниченное время. Следует точно  определить время или период для достижения выбранной цели. В организации данный этап не прост, требует продумывания  средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую  деятельность.  (Слайд 8) Обязательными условиями для формирования  целеполагания будут: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений  правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, 4 – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную  деятельность Работа над понятием  (Слайд 9, 10) Все приемы целеполагания классифицирую на: 1. Визуальные:   Тема­вопрос    Ситуация яркого пятна   Исключение    Домысливание   Проблемная ситуация   Группировка.           2. Аудиальные:   Подводящий диалог   Собери слово   Исключение   Проблема предыдущего урока.         Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя   урок,   необходимо   идти   от   цели,   а   не   от   содержания. Предметные   цели   не   должны   заслонять   главное   –   воспитание   и развитие личности.  1. Некоторые приемы целеполагания        (Слайд 11) Тема­вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо  построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.  Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше  развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других,  тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом  отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или  выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Например, для темы урока "Как изменяются имена  прилагательные?" построили план действий: 1.     Повторить знания об имени прилагательном. 2. Определить, с какими частями речи сочетается. 3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. 4. Определить закономерность изменений, сделать вывод. Это сформулированы конкретные учебные цели. 5 (Слайд 12) Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы  урока и прошу объяснить значение слова или отыскать в "Толковом  словаре". Например, тема урока " Четырёхугольник". Далее, от  значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать  через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове  словосоставляющих основ. Например, темы уроков  "Прямоугольник», «Треугольник». Геометрическая фигура — многоугольник с четырьмя углами. Прямоугольник ­ четырёхугольник, у которого все углы прямые Геометрическая фигура многоугольник с тремя углами     (Слайд 13)  Ситуация Яркого пятна            (Слайд 14)     6 (Слайд 15)   Группировка 7 Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на  группы, обосновывая свои высказывания. Основанием  классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют  такие признаки?" будет задачей урока.       Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных  после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч,  ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики  в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с  предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21,  72, 9.       (Слайд 16)     Исключение 8 Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое  восприятие.    Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти  лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные".    Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с  обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь,  корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений,  обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная  цель.        Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову). 9 Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.  Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений  выполнения – Постановка цели урока. Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное  число" для самостоятельной работы предлагается  ряд выражений: 12 * 6         14 * 3 32 : 16         3 * 16 15 * 4         50 : 10 70 : 7           81 : 27       (Слайд 17)  Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны  возникнуть трудности с выполнением, из­за недостаточности знаний  или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение  работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно  сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь  восстановить в памяти и обосновать. 10 Вот некоторые из таких приемов целеполагания. «На запоминание и воспроизведение»:     ­   Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает  внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится  удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.     ­ Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением  этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот  прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать  вопрос: «Какое числительное буквально значит  «тысячища»? "нце  одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова,  "вится удивительным.  как удивительное. тодической литерату»  Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.       «На понимание и синтез»:     ­Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию  фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка  актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому;  представить, что встретились с героями  перед дуэлью; рассказать  от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой. «На понимание и применение»:     ­ Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей   литературного   произведения,   литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.    ­ Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3­4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.  (Слайд 18) 11 (Слайд 20) Цели урока необходимо записать на доске! Цель обсуждается, при этом может выясниться, что цель может  быть не одна. Затем необходимо поставить задачи через действия, которые будут  выполнять для достижения поставленной цели (читать учебник,  выполнить упражнение, подобрать проверочные слова, составить  таблицу, выписать значение слов и т.д.). Задачи тоже записываются на доске. В конце урока анализ действий по достижению поставленной цели. 12

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС» с презентацией.

Выступление на педсовете «Целеполагание  как этап современного урока  в условиях ФГОС» с презентацией.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017