Тема : «Воспитательные эффекты внеурочной деятельности младших школьников в современной школе на примере кружка «Я- исследователь».
“В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”.
В.А.Сухомлинский.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.Неаудиторная деятельность в начальной школе. Кружок "Я-исследователь" Открытый урок.
МОЯ СТАТЬЯ Снегирева на семинар.docx
Тема : «Воспитательные эффекты внеурочной деятельности младших школьников в
современной школе на примере кружка «Я исследователь».
“В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”.
В.А.Сухомлинский.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих
интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно
проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после
уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную
деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в
которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения
решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных
учебных действий.
Главное при этом – осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и
дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно
воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей
в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для
достижения цели должны играть активные творческие методы обучения.
Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой
лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные,
коммуникативные умения и навыки.
В нашей школе с 1 класса ведётся кружок «Я исследователь».
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности
и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы,
поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие
главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности
является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства.
Вашему вниманию хочу представить одно из занятий кружка «Я – исследователь».
ТЕМА «СЕРДЦЕ, КАК ХОРОШО, ЧТО ТЫ ТАКОЕ!»
ЦЕЛЬ:
исследовать значение слова «сердце»
ЗАДАЧИ:
исследовать значение слова «сердце»
узнать, какие значения имеет слово «сердце»;
рассмотреть примеры употребления этого слова в русском языке;
выяснить, каким должно быть сердце человека;
Ход занятия:
Добрый день, ребята и гости! Сегодня у нас очередное занятие кружка «Яисследователь».
Я предлагаю создать вам минипостер.
Что такое постер? (стендовый вариант проекта, от англ. «расклеивать, развешивать». В нашей стране
– плакат, афиша.
Предлагаю сделать его на доске.
С чего начинается создание постера? (тема)
1. Определение темы.
Слайд. Звук биения сердца.
Что вы услышали?
Дополните мои слова:
В середине человечка день и ночь стучит … (Сердечко)
Нашей жизни нет конца, коль стучат у нас … (Сердца)
На доске../ Тема: сердце.
Слайд. На парты.
Нарисуйте сердце.
2. Определение цели и задач.
Ребята, а что по вашему – сердце? (рисуют). Мы будем исследовать слово «сердце».
Понаблюдаем, как слово живёт и развивается. Каким оно может быть.
Цель – исследовать значение слова «сердце».
Объект – значение слова.
Задачи: узнать какие значения имеет слово «сердце»;
рассмотреть примеры употребления слова в разных его значениях в русском языке;
выяснить каким должно быть сердце человека.
Гипотеза: У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение. И для слова
тоже. По вашему мнению это слово является однозначным или многозначным?
3. Работа со словарями.
Если нам нужно узнать точное лексическое значение слова к какой книге мы обращаемся? (к
словарю).
(2 человека у доски)
какое бы вы дали определение слову «сердце»?
(Дети зачитывают) 1. Слайд «сердце мышечный…»
Слайд словарь.
Вспомнить урок русского языка. «Путешествие в историю слов».
Сердце получило своё название по своему местоположению в теле – в середине. Значит, слова
СЕРДЦЕ, СЕРЕДИНА, СРЕДА(третий день недели) раньше были однокоренными, потому что
все они называют середину чеголибо.
Ну а мы с Вами сегодня попробуем подробно разобрать 2е значение этого слова. (символ чувств…)
Я вам сегодня на занятии хочу рассказать притчу «Два сердца».
что такое притча?
Слайд.
Читаю начало притчи.
В один солнечный день красивый парень стоял на площади города ит с гордостью хвастался
самым прекрасным сердцем в округе. Оно было идеально – ни вмятинки, ни царапинки. Парень
был этим очень горд. Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал:
Моё сердце гораздо красивее твоего!
И протянул своё сердце – помятое, всё в шрамах, с рваными краями.
Как вы думаете, что было дальше? – Чьё же сердце красивее? Чем всё закончилось, я вам расскажу позже.
А сейчас давайте посмотрим на тему, она у нас раскрыта не до конца.
Н.у./ открыть тему полностью. Сердце, как хорошо, что ты такое!
А вот какое ещё может быть сердце мы и продолжим наши исследования.
4. Работа в группах. (у каждого свои задания).
1 группа – подберите родные слоа.
У любого человека есть своя семья и родственники и улов тоже есть родные слова.
Назовите, как можно больше родственных слов к слову «сердце».
СЕРДЕЧКО, ПРЕДСЕРДИЕ, СЕРДЕЧНЫЙ, СЕРДЕЧНОСТЬ.
2 группа – подберите правильно синонимы и антонимы к слову «сердце» (лишнее вычеркнуть).
Синонимы: милосердие, доброта, отзывчивость, душевность.
Антонимы: бессердечие, бесчувствие, бездушие, чёрствость.
3 группа – как вы думаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость, свой опыт через
слово? (ответы детей)
Мудрые мысли, жизненный опыт.
Давайте понаблюдаем, как слово «сердце» живёт в русском фольклоре, а конкретно в половицах и
поговорках.
Соедините части пословиц, выберите из них любые и объясните значение.
Слайд.
Н.у./ 1.Думай умом, поступай как подскажет сердце.
2. С глаз долой – из сердца вон.
3. Сердце матери лучше солнца греет.
4. Сердце не камень.
ФИЗМИНУТКА. «мы устали чуточку, отдохнём минуточку».
5. Работа с фразеологизмами.
Что такое фразеологизмы? (речевой оборот речи).
Фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску.
Слово «сердце» очень многогранное. Оно помогает сделать язык лучше, выразительнее.
А как? – Да, очень просто, оно входит в состав фразеологизмов.
А что такое фразеологизм? (каждой группе объяснить значение)
«Золотое сердце» добрый, отзывчивый человек.
«Открывать сердце» признаваться в любви.
«Сердце в пятки ушло» у кого возникает ощущение сильного страха, испуга, волнения.
6. Герои сказки.
Слайд.
Назовите героев, что их всех объединяет?
Задание по группами.
Определите, какое сердце у героя, приведите 23 примера доказательства.
Царица – мачеха:
!. Заставила Черновку убить молодую царевну.
2. Зависть.
Молодая царевна:
1.заботливая.
2. Верная, преданная.
3. Умеет прощать.
4. Не держит зла. (пожалела Черновку, отпустила её).
5. Никого не обидела (руку и сердце).
Королевич Елисей:
1. Преодолевает препятствия, чтобы найти любимую.
2. Отважный.
3. Смелый.
7. Вывод.
В повседневной жизни мы встречаем множество различных людей. Среди них есть добрые,
отзывчивые люди, с прекрасным сердцем, а также люди с жестким сердцем, буздушные, заботящиеся
только о личном благополучии (как царица).
Но добрых людей всё же больше.
Я Вам начала рассказывать притчу. Интересно, чем же она заканчивается?
Слайд ПРИТЧА.
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся: Ты, возможно, шутишь. Старик! Сравни своё сердце с моим! Моё идеально! А твоё! Твоё – всё в
шрамах и слезах.
Да, ответил старик. – Твоё сердце выглядит идеально. Но я бы никогда не согласился
обменяться нашими сердцами. Каждый шрам на моём сердце – это человек, которому я отдал
свою любовь – я вырывал кусок моего сердца для него.
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломлённый. Из его глаз текли слёзы. Он
подошёл к старику. Достал своё сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он
протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок и вставил в своё сердце. Потом
он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в дыру сердца молодого
человека. Кусок подошёл, но не идеально.
Молодой человек посмотрел на своё сердце, уже не идеальное, но более красивое, чем оно было
раньше. Пока любовь старика не коснулась его.
И они, обнявшись, пошли по дороге.
В чём же главная мысль? (делиться, делать добро).
8. Составление синквейнов( по группам).
9. Рефлексия.Слайд
. А какое сердце вы бы хотели иметь?
«Пусть моё сердце будет …» (допишите на своих сердечках слово).
Слайд. Благородное, золотое, большое, доброе, чуткое, храброе, мужественное, мудрое, светлое.
10. Итог.
Цель урока.
Составили ли постер?
Тема урока продолжите
Сердце, как хорошо, что ты такое…
Какое?
Один из мудрецов сказал: « В сердце есть нечто такое, откуда исходит добро. И нужно делиться
своими частицами сердца».
Развивая познавательную сферу ребенка через кружок «Я исследователь», формируются
исследовательские и проектные умения. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью,
уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них
расширился кругозор, ребята становятся более коммуникативными.
Таким образом, реализуя программу начального общего образования во внеурочной деятельности
наша школа решает следующие задачи:
развитие личности школьника, становление его мировозрения; развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся через включение их в
проектную деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;
духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими
моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Выступление на семинаре СТАТЬЯ
Выступление на семинаре СТАТЬЯ
Выступление на семинаре СТАТЬЯ
Выступление на семинаре СТАТЬЯ
Выступление на семинаре СТАТЬЯ
Выступление на семинаре СТАТЬЯ
Выступление на семинаре СТАТЬЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.