06.12.2016.
Выступление на совещании по теме «Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ».
В своём выступлении я представляю психологическое сопровождение
учащихся 9х и 11х классов.
Обучение в 79 классах является решающим в жизни школьника периодом, в
течение которого либо учащийся подтверждает и закрепляет свои успехи, либо, что
случается, к сожалению, чаще, происходит явное падение успеваемости по многим
предметам. А впереди экзамены и получение аттестата, определение с будущей
профессией.
Предлагаемая методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем
обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников»
позволяет в процессе комплексного обследования выявить недостатки
интеллектуального развития, понять причины неуспеваемости по конкретным
предметам, выбрать наиболее эффективные методы формирования необходимых
компонентов мышления и коррекции учебных проблем. Получить информацию о
нейродинамических особенностях, работоспособности, эмоционально волевой
сфере и других особенностях ученика.
Сколько бы ни говорили о важности для обучения эмоциональной
стабильности, положительной самооценки, уверенности в себе, всё же главная
нагрузка в процессе учёбы приходится не на эмоциональнокоммуникативную, а на
интеллектуальную сферу.
Работу по психологическому сопровождению экзаменов следует начинать с
комплексной диагностики. Далее речь пойдёт о результатах диагностики учащихся
9х и 11 –х классов Ермаковской школы.
Начнём с анализа сформированности чтения на русском языке. К сожалению,
сегодня у 33 % девятиклассников навык чтения сформирован не полностью.
Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения
понимается не сразу. Длинные, стилистически усложнённые предложения
подросток понимает с большим трудом, поэтому он предпочитает их только
«просматривать», смысл воспринимается весьма приблизительно. Письмо также
страдает специфической неграмотностью: в окончаниях, в стилистике и
пунктуации. У 67 % навык чтения развит хорошо. Сложности с пониманием могут
возникать только изза ограниченного словарного запаса и недостаточной
осведомлённости.
Следует помнить, что для отработки укрепления навыка чтения требуются
годы. Даже при постоянном и интенсивном чтении он закрепляется к 67 классу.
Если же ребёнок перестаёт читать, то неустойчивый навык может деградирорвать.
Улучшить навык чтения старшеклассника удаётся крайне редко. Здесь уже нужна
помощь родителей, т.к. педагог один справится с этим не сможет.
Следующий показатель осведомлённость.
У 54% средний уровень, что свидетельствует о том, что подросток проявляет
определённый интерес к окружающему миру, но всё же сохраняется детская
1 ограниченность его кругозора. Периодически в учебниках ему могут попадаться
отдельные, смутно представляемые темы, но если он будет с ними своевременно
разбираться, то проблем с пониманием того или иного предмета может и не
возникнуть. Расширение кругозора подростка начинается с изменения его образа
жизни, чтобы у него появился интерес к окружающему миру, желание больше узнать
обо всём, что находится вокруг. Это могут быть поездки, экскурсии, занятия в
кружках, просмотр и обсуждение телевизионных передач.
Следующий показатель интуитивное понятийное мышление.
Наличие такого мышления необходимо, чтобы использовать научные, теоретические
знания в практической жизни. Оно необходимо для освоения учебных предметов
гуманитарного, обществоведческого цикла.
Слабый уровень имеют 8% учеников. Они не могут выделять основную мысль из
второстепенной, чем многословнее будет пояснение, тем вероятнее, что такие
ученики вообще ничего не поймут. Смысл помощи заключается, в том чтобы
научить его рассуждать, выделять главное, понимать основные мысли,
содержащиеся в тексте. 42%
имеют средний уровень развития речевого
понятийного интуитивного мышления. Подросток как бы чувствует, о чём идёт
речь, но чётко и коротко сформулировать не может, а использует описание, т.е.
просто пересказ. Он не может коротко сформулировать свою мысль, дать чёткий
ответ, составить план или конспект рассказа, озаглавить текст. Рекомендуется
изменить способ подготовки устных предметов: прежде прочитать вопросы к
параграфу и только потом начинать знакомиться с содержанием. Отвечать на
вопросы ученик должен своими словами, обосновывая и доказывая своё понимание.
Понятийно логическое мышление, которое характеризует общую способность
к обучению, может компенсировать недостатки развития любых интеллектуальных
операций, обеспечивать понимание любых задач, проблем и научных построений
посредством рассуждения.
У 15% учащихся оно слабо развито, это означает, что ученик, знающий все правила,
пишет с ошибками. Его нужно учить рассуждать и выявлять связи и переносить их
на практику решения задач. У 46% средний уровень, это свидетельствует о том,
что механизм мышления имеется, но его нужно укреплять. Важно помнить, что если
подросток начинает всё заучивать, то использование простой памяти значительно
превалирует над мышлением, и развитие мышления подавляется. Использование
логических схем позволяет отрабатывать сами операции мышления, что
способствует лучшему пониманию материала.
Показатель понятийной категоризации, обеспечивает систематизацию,
обобщение и структуризацию материала.
У 50 % учащихся низкий и средний уровень, что свидетельствует о
неполноценности понятийного мышления. Письмо не грамотно, не складывается
целостное представление об изучаемых науках. Начинать нужно с развития
понятийного мышления.
Скорость переработки информации и внимательность (слайд по детям и
показать в сравнении).
2 Если у подростка скорость переработки информации не ниже среднего уровня, а
внимательность – на хорошем или высоком уровне, то никаких поводов для
беспокойства нет. Ученик может внимательно работать и успевать всё выполнять в
том темпе, в каком обычно идут уроки. Если же он при этом допускает ошибки, то
их нельзя считать случайными, относить за счёт невнимательности. Причина ошибок
в незнании или непонимании материала. Если такой ученик не успевает сделать все
задания за время, отведённое, например, на контрольной работе, то это нельзя
объяснять медлительностью. Это скорее всего непонимание предмета, пропуски в
знаниях.
Если показатели скорости и точности переработки информации находятся на
среднем уровне, то подросток может достаточно часто допускать ошибки по
невнимательности, его надо обучать методам самоорганизации и самоконтроля.
Логическая оперативная память, это запоминание на основе осмысления,
выделением внутренней закономерной логики.
В старших классах параллельно преподаются до 1215 учебных дисциплин и
соответственно, значителен объём информации, которую необходимо запомнить.
Если подросток не научился её осмысливать, обобщать и систематизировать, то ему
остаётся только «зубрить». Постепенно объёмы запоминания возрастают, что
вызубрить невозможно. Большинство либо перестают учить уроки, либо
продолжают заучивать, но успеваемость падает.
Уровень «хорошистов» из 9го класса показал, что они имеют высокий уровень
оперативной памяти, что позволит им не только успешно учиться в 10 классе, но и
подготовиться к экзаменам.
Структурное визуальное и динамически визуальное мышление, помогает в
чтении чертежей, рисунков при решении задач, в работе с осями координат, с
таблицами. Если же опять взять не всех учеников 9го класса, то получается, что из
проверенных 50% имеют средний и 50 % хороший уровень мышления, что говорит о
том, что большинство из них могут работать с графическим материалом и такие
задания не должны вызвать затруднение на экзаменах. Хотя тех, кто имеет средний
уровень стоит учить обобщению материала через составление таблиц. Развить такое
мышление в старших классах невозможно, если только оно не сформировалось в
средних.
Эмоциональный фон, т.е. преобладающее у подростка настроение очень
важный показатель, если его использовать во время подготовки к экзаменам.
Учащимся 9х и 11го класса задавался вопрос «Что для Вас ОГЭ и ЕГЭ ?».
У 69% девятиклассников и у половины одиннадцатиклассников преобладают
отрицательные эмоции. У них доминирует плохое настроение и неприятные
переживания, причину которых необходимо выяснить. Помощь психолога
заключается в том, чтобы понять причину такого состояния и в соответствии с этим
спланировать работу. Только у 23% 9ов и 50% 11ов эмоциональное настроение в
норме. Ребёнок может радоваться, печалиться, учёба и жизнь протекают в целом
нормально. Поводов для беспокойства нет.
Энергетический показатель.
3 У 7 % 9ов хроническое переутомление, низкая работоспособность, плохое
самочувствие. Нагрузка непосильна для подростка, требуется их существенное
снижение. Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой
сопротивляемости инфекциям, приводит к частым простудным заболеваниям.
Состояние усталости выявлено у 78 % 9ов и 17 % 11ов. Это свидетельствует,
что подросток не может продуктивно работать в течение всего дня.
Только у 50 % 11ти классников и у 15 % 9ти классников оптимальная
работоспособность. Нагрузки соответствуют их возможностям.
У 33% 11ти классников состояние перевозбуждения, желание сделать больше того,
на что хватает сил. Чаще всего является результатом работы ученика на пределах
своих возможностей, а не в оптимальном режиме, что приводит к быстрому
истощению. Необходимо нормализация темпа деятельности, режима труда и
отдыха, иногда и снижение нагрузок.
Итак, после проведённого обследования и анализа результатов психолог
выстраивает работу с администрацией, например, снижение учебной нагрузки
путём 6ти дневки, а в нашем случае за счёт переноса уроков на субботу.
Возможности обучения в 10 классе.
Вовторых, с педагогами, которых консультирует по уровню развития
мыслительных операций класса в целом и отдельных учеников.
Втретьих, с учащимися по проблемам обучения и дальнейшем прогнозе,
который может повлиять на профессиональное самоопределение учащихся.
Вчетвёртых, с родителями, которых консультирует по итогам
диагностики их детей и возможности продолжения обучения в 10м
классе.
В целом диагностика позволяет сделать прогноз проблем обучения,
влияющих на подготовку и сачу экзаменов, а так же прогноз на обучение в 10м
классе.
4
Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".
Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".
Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".
Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.