Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".
Оценка 4.8

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".

Оценка 4.8
Мероприятия +4
docx
администрации +1
Взрослым
15.02.2018
Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".
Презентация.
выступлени е..docx
06.12.2016. Выступление на совещании по теме «Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ». В   своём   выступлении   я   представляю   психологическое   сопровождение учащихся 9­х и 11­х классов.  Обучение в 7­9 классах является решающим в жизни школьника периодом, в течение которого либо учащийся подтверждает и закрепляет свои успехи, либо, что случается, к сожалению, чаще, происходит явное падение успеваемости по многим предметам. А   впереди экзамены и получение аттестата, определение с будущей профессией.  Предлагаемая методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников» позволяет   в   процессе   комплексного   обследования   выявить   недостатки интеллектуального   развития,   понять   причины   неуспеваемости   по   конкретным предметам,  выбрать   наиболее   эффективные   методы  формирования   необходимых компонентов мышления и коррекции учебных проблем. Получить информацию о нейродинамических   особенностях,   работоспособности,   эмоционально   ­   волевой сфере и других особенностях ученика. Сколько   бы   ни   говорили   о   важности   для   обучения   эмоциональной стабильности,   положительной   самооценки,   уверенности   в   себе,   всё   же   главная нагрузка в процессе учёбы приходится не на эмоционально­коммуникативную, а на интеллектуальную сферу. Работу по психологическому сопровождению экзаменов следует начинать с комплексной диагностики. Далее речь пойдёт о результатах диагностики учащихся 9­х и 11 –х классов Ермаковской школы. Начнём с анализа сформированности чтения на русском языке. К сожалению, сегодня   у   33   %   девятиклассников   навык   чтения   сформирован   не   полностью. Единицей   восприятия   текста   является   словосочетание.   Смысл   предложения понимается   не   сразу.   Длинные,   стилистически   усложнённые   предложения подросток   понимает   с   большим   трудом,   поэтому   он   предпочитает   их   только «просматривать»,   смысл   воспринимается   весьма   приблизительно.   Письмо   также страдает   специфической   неграмотностью:   в   окончаниях,   в   стилистике   и пунктуации. У 67 % навык чтения развит хорошо. Сложности с пониманием могут возникать   только   из­за   ограниченного   словарного   запаса   и   недостаточной осведомлённости. Следует помнить, что для отработки укрепления навыка чтения требуются годы. Даже при постоянном и интенсивном чтении он закрепляется к 6­7 классу. Если же ребёнок перестаёт читать, то неустойчивый навык может деградирорвать. Улучшить навык чтения старшеклассника удаётся крайне редко. Здесь уже нужна помощь родителей, т.к. педагог один справится с этим не сможет. Следующий показатель осведомлённость. У   54%   средний   уровень,   что   свидетельствует   о   том,   что   подросток   проявляет определённый   интерес   к   окружающему   миру,   но   всё   же   сохраняется   детская 1 ограниченность его кругозора. Периодически в учебниках ему могут попадаться отдельные, смутно представляемые темы, но если он будет с ними своевременно разбираться,   то   проблем   с   пониманием   того   или   иного   предмета   может   и   не возникнуть. Расширение кругозора подростка начинается с изменения его образа жизни, чтобы у него появился интерес к окружающему миру, желание больше узнать обо всём, что находится вокруг. Это могут быть   поездки, экскурсии, занятия в кружках, просмотр и обсуждение телевизионных передач. Следующий показатель интуитивное понятийное мышление. Наличие такого мышления необходимо, чтобы использовать научные, теоретические знания в практической жизни. Оно необходимо для освоения учебных предметов гуманитарного, обществоведческого цикла. Слабый уровень имеют 8% учеников. Они не могут выделять основную мысль из второстепенной,   чем   многословнее   будет   пояснение,   тем   вероятнее,   что   такие ученики   вообще   ничего   не   поймут.   Смысл   помощи   заключается,   в   том   чтобы научить   его   рассуждать,   выделять   главное,   понимать   основные   мысли, содержащиеся   в   тексте.   42%     имеют   средний   уровень   развития   речевого понятийного   интуитивного   мышления.  Подросток   как   бы   чувствует,   о   чём   идёт речь, но чётко и коротко сформулировать не может, а использует описание, т.е. просто пересказ. Он не может коротко сформулировать свою мысль, дать чёткий ответ,   составить   план   или   конспект   рассказа,   озаглавить   текст.   Рекомендуется изменить   способ   подготовки   устных   предметов:   прежде   прочитать   вопросы   к параграфу   и   только   потом   начинать   знакомиться   с   содержанием.   Отвечать   на вопросы ученик должен своими словами, обосновывая и доказывая своё понимание. Понятийно логическое мышление, которое характеризует общую способность к обучению, может компенсировать недостатки развития любых интеллектуальных операций, обеспечивать понимание любых задач, проблем и научных построений посредством рассуждения. У 15% учащихся оно слабо развито, это означает, что ученик, знающий все правила, пишет с ошибками. Его нужно учить рассуждать и выявлять связи и переносить их на практику решения задач. У 46% ­ средний уровень, это свидетельствует о том, что механизм мышления имеется, но его нужно укреплять. Важно помнить, что если подросток начинает всё заучивать, то использование простой памяти значительно превалирует   над   мышлением,   и   развитие   мышления   подавляется.   Использование логических   схем   позволяет   отрабатывать   сами   операции   мышления,   что способствует лучшему пониманию материала. Показатель   понятийной   категоризации,  обеспечивает   систематизацию, обобщение и структуризацию материала.  У   50   %   учащихся   низкий   и   средний   уровень,   что   свидетельствует   о неполноценности   понятийного   мышления.   Письмо   не   грамотно,   не   складывается целостное   представление   об   изучаемых   науках.   Начинать   нужно   с   развития понятийного мышления. Скорость   переработки   информации   и   внимательность  (слайд   по   детям   и показать в сравнении). 2 Если у подростка скорость переработки информации не ниже среднего уровня, а внимательность   –   на   хорошем   или   высоком   уровне,   то   никаких   поводов   для беспокойства нет. Ученик может внимательно работать и успевать всё выполнять в том темпе, в каком обычно идут уроки. Если же он при этом допускает ошибки, то их нельзя считать случайными, относить за счёт невнимательности. Причина ошибок ­ в незнании или непонимании материала. Если такой ученик не успевает сделать все задания   за   время,   отведённое,   например,   на   контрольной   работе,   то   это   нельзя объяснять медлительностью. Это скорее всего непонимание предмета, пропуски в знаниях. Если   показатели   скорости   и   точности   переработки   информации   находятся   на среднем   уровне,   то   подросток   может   достаточно   часто   допускать   ошибки   по невнимательности, его надо обучать методам самоорганизации и самоконтроля. Логическая   оперативная   память,   это   запоминание   на   основе   осмысления, выделением внутренней закономерной логики. В   старших   классах   параллельно   преподаются   до   12­15   учебных   дисциплин   и соответственно,   значителен   объём   информации,   которую   необходимо   запомнить. Если подросток не научился её осмысливать, обобщать и систематизировать, то ему остаётся   только   «зубрить».   Постепенно   объёмы   запоминания   возрастают,   что вызубрить   невозможно.   Большинство   либо   перестают   учить   уроки,   либо продолжают заучивать, но успеваемость падает.   Уровень  «хорошистов»  из 9­го  класса   показал,  что   они   имеют   высокий  уровень оперативной памяти, что позволит им не только успешно учиться в 10 классе, но и подготовиться к экзаменам. Структурное   визуальное   и   динамически   визуальное   мышление,  помогает   в чтении   чертежей,   рисунков   при   решении   задач,   в   работе   с   осями   координат,   с таблицами. Если же опять взять не всех учеников 9­го класса, то получается, что из проверенных 50% имеют средний и 50 % хороший уровень мышления, что говорит о том, что большинство из них могут работать с графическим материалом и такие задания не должны вызвать затруднение на экзаменах. Хотя тех, кто имеет средний уровень стоит учить обобщению материала через составление таблиц. Развить такое мышление в старших классах невозможно, если только оно не сформировалось в средних. Эмоциональный   фон,   т.е.   преобладающее   у   подростка   настроение  очень важный показатель, если его использовать во время подготовки к экзаменам. Учащимся 9­х и 11­го класса задавался вопрос «Что для Вас ОГЭ и ЕГЭ ?». У   69%   девятиклассников   и   у   половины   одиннадцатиклассников   преобладают отрицательные   эмоции.   У   них   доминирует   плохое   настроение   и   неприятные переживания,   причину   которых   необходимо   выяснить.   Помощь   психолога заключается в том, чтобы понять причину такого состояния и в соответствии с этим спланировать работу. Только у 23% 9­ов и 50% 11­ов эмоциональное настроение в норме. Ребёнок может радоваться, печалиться, учёба и жизнь протекают в целом нормально. Поводов для беспокойства нет. Энергетический показатель. 3 У   7   %   9­ов  хроническое   переутомление,   низкая   работоспособность,   плохое самочувствие.   Нагрузка   непосильна   для   подростка,   требуется   их   существенное снижение.   Общая   ослабленность   организма   обычно   проявляется   в   его   низкой сопротивляемости   инфекциям,   приводит   к   частым   простудным   заболеваниям. Состояние усталости  выявлено у 78 % 9­ов и 17 % 11­ов. Это свидетельствует, что подросток не может продуктивно работать в течение всего дня.   Только   у   50   %   11­ти   классников   и   у   15   %   9­ти   классников   оптимальная работоспособность. Нагрузки соответствуют их возможностям. У 33% 11­ти классников состояние перевозбуждения, желание сделать больше того, на что хватает сил. Чаще всего является результатом работы ученика на пределах своих   возможностей,   а   не   в   оптимальном   режиме,   что   приводит   к   быстрому истощению.   Необходимо   нормализация   темпа   деятельности,   режима   труда   и отдыха, иногда ­ и снижение нагрузок. Итак, после проведённого обследования и анализа результатов психолог выстраивает работу с администрацией, например, снижение учебной нагрузки путём   6­ти   дневки,   а   в   нашем   случае   за   счёт   переноса   уроков   на   субботу. Возможности обучения в 10­ классе. Во­вторых, с педагогами, которых консультирует по уровню развития мыслительных операций класса в целом и отдельных учеников.  В­третьих, с учащимися по проблемам обучения и дальнейшем прогнозе, который может повлиять на профессиональное самоопределение учащихся. В­четвёртых,   с   родителями,   которых   консультирует   по   итогам диагностики их детей и возможности продолжения обучения в 10­м  классе. В   целом   диагностика   позволяет   сделать   прогноз   проблем   обучения, влияющих на подготовку и сачу экзаменов, а так же прогноз на обучение в 10­м классе. 4

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".

Выступление на совещании зам.директоров по УВР по теме "Психологическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018