Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны
Оценка 4.6

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
15.02.2018
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны
Инновационный педагогический опыт по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы путем использования современных педагогических технологий» адресован учителям русского языка и литературы, желающим на своих уроках повысить мотивацию и познавательный интерес к предмету, а также творческую активность и самостоятельность учащихся, добиваясь при этом высоких результатов.
Публичное представление инновационного педагогического опыта Марочкиной Галины Николаевны.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Тургеневская  средняя общеобразовательная школа»  Ардатовского муниципального района Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы путем использования современных педагогических технологий». 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно­воспитательного процесса. 2017год      Жизнь выдвинула общественный запрос на воспитание творческой личности, способной, в отличие от человека­исполнителя, самостоятельно мыслить, генерировать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения.           Творческая личность является двигателем прогресса человеческого общества во всех направлениях развития: от науки до искусства. Во многом именно от нее зависит то, каким будет наш мир завтра. Именно поэтому творческим людям надо уделять особенное внимание, создавать условия для их комфортной работы.           Развитие   научных   основ   творчества,   разработка   методик   активизации   творческого процесса,   обучение   основам   творчества,   создание   в   школе   благоприятных   условий   для творчества стало в настоящее время настоятельной необходимостью.  Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе ­ развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.         Что   такое   творческая   личность?   Прежде   всего,   это   человек   с   широкими   взглядами, энциклопедическими   знаниями,   гибким   живым   умом.   Такая   личность   способна   быстро приспосабливаться   в   работе   к   резко   изменяющейся   ситуации,   оперативно   находить нестандартные решения стандартных проблем.          Признание   ученика   главной   действенной   фигурой   учебно­воспитательного   процесса, реализация   проблем   творческого   развития   личности   требуют   разработки   педагогических технологий,   целью   которых   является   не   накопление   знаний   и   умений,   а   постоянное обогащение   творческим   опытом   и   формирование   механизма   самоорганизации   каждого ученика.      Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что­то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по­новому, по­своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке ­ это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.         Важной   педагогической   задачей     современной   образовательной   системы   является поддержка   и   развитие   интеллектуально­творческого   потенциала   учащихся,   поскольку развитие   и   воспитание   одаренных   и   талантливых   учащихся   решает   насущную   задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно­технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих   способностей   –   это   значит   избежать   трафаретности   и   ремесленничества   в   их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.          Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации   личных   планов.   Эти   позиции   соответствуют   современным   гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. В современном мире очень важно сохранить в человеке его индивидуальность и неповторимость. Поэтому проблема развития творческого мышления, помогающего человеку проявить эти качества, актуальна и перспективна.         Творческие   способности   —   далеко   не   новый   предмет   исследования.   Проблема человеческих   способностей   вызывала   огромный   интерес   людей   во   все   времена.   Однако   в прошлом у общества не возникало особой необходимости в овладении методиками развития творчества   людей.   Таланты   появлялись   как   бы   сами   собой,   стихийно   создавали   шедевры литературы   и  искусства:   делали   научные  открытия,   изобретали,   удовлетворяя  тем   самым потребности   развивающейся   человеческой   культуры.   В   наше   время   ситуация   коренным образом   изменилась.   Жизнь   в   эпоху   научно­технического   прогресса   становится   все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,   гибкости   мышления,   быстрой   ориентации   и   адаптации   к   новым   условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного   труда   почти   во   всех   профессиях   постоянно   растет,   а   все   большая   часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие   способности   человека   следует   признать   самой   существенной   частью   его интеллекта   и   задачу   их   развития   одной   из   важнейших   задач   в   воспитании   современного человека.   Ведь   все   культурные   ценности,   накопленные   человечеством   —   результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Становление  моего  педагогического  опыта  осуществлялось  и  продолжает осуществляться на занятиях по русскому языку и литературе, а также во внеурочное время, так как предметы гуманитарного цикла, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных   способностей.  Ведущая   педагогическая   идея   опыта   заключается   в   создании системы работы по развитию интереса к творчеству на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, методов и приемов.Именно поэтому в течение нескольких лет   я   занимаюсь   проблемой  «Развитие   творческих   способностей   учащихся   на   уроках русского   языка   и   литературы   путем   использования   современных   педагогических технологий».  «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается  с невероятной быстротой», ­ писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда  не уедешь…»  Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более   очевидным,   что   традиционное   образование,   ориентированное   на   прямую   передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Основой   современных   образовательных   стандартов   становится   формирование   базовых компетенций современного человека:  Информационной   (умение   искать,   анализировать,   преобразовывать,   применять информацию для решения проблем);  Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);  Самоорганизации   (умение   ставить   цели,   планировать,   ответственно   относиться   к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);  Самообразования   (готовность   конструировать   и   осуществлять   собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)». Таким образом, главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.        Придя   в   школу,   дети   должны   погружаться   в   атмосферу   творчества,   поиска   нового, поддавать сомнениям постоянные истины. Создание такой атмосферы ­ дело сложное, но необходимое. Благодаря сбалансированности функций того, кто учит, и того, кто учится, и создаются комфортные условия для творческого развития ребенка. "Стартовой площадкой" успешного обучения и формирования творческой личности является наличие трех составных интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего­то принципиально нового: 1) высокого уровня сформированности элементарных познавательных процессов; 2) высокого уровня активного мышления; 3) высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.      Этого можно достичь посредством внутреннего плана действий: планирования, анализа, рефлексий. Учитель  должен направить развитие ребенка по направлениям:    а) ребенок познает, воспринимает и усваивает окружающую среду; б) ребенок влияет на окружающую среду; в)   ребенок   приобретает   способность   к   ориентации   и   саморегуляции,   у   него формируется   личный   подход   к   явлениям,   среде,   поступкам,   а   знания   становятся практически направленными.      Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.     В систему социально­педагогических характеристик такого педагога входят: способность к целостному самосовершенствованию; признание   в   качестве   приоритетов   образования   целостности   развития   личности учащегося,   становления   индивидуальности,   гармонизации   отношений   растущей личности с природой, обществом, самим собой; установка на диалог с учащимися и взаимопонимание; умение   насытить   образовательное   пространство   импровизацией,   коллективным   и индивидуальным творчеством; готовность   создавать   и   поддерживать   атмосферу   взаимного   уважения,   взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям; умение   преобразовывать   образовательную   среду   в   оптимальное   пространство   его творческого развития.                 Кроме того учитель и сам должен: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психики одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; обладать широким кругом интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое­либо образование; иметь живой и активный характер;     обладать чувством юмора (но без сарказма); проявлять   гибкость,   быть   готовым   к   пересмотру   своих   взглядов   и   постоянному самосовершенствованию; иметь творческое мировоззрение; уважать желание ребенка работать самостоятельно.     Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное   влияние,   способствует   формированию   творческого   потенциала.   Без включения   в   учебный   процесс   современных   педагогических   технологий   мы   не   сможем добиться тех результатов, которые ставит перед нами современное образование.        На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческую активность учащихся  в  рамках  этого  предмета  (способствовать  сознательному  овладению  богатством родного   языка   и   развитию   речи),   а   также   стимулировать   развитие   личности   ученика   и неослабевающее   стремление     к   творчеству.  Творчески   одаренный   ребенок,   по   данным мировой   психологии,   проявляет   себя   наиболее   выразительно   в   академической, интеллектуальной, двигательной, коммуникативной, художественной сферах деятельности.  «Творческая   деятельность   ­   существовавшего».     Как же научить ребёнка учиться творчески? В качестве главного условия педагог должен рассматривать   выбор   и   реализацию   соответствующих   технологий.   У   каждого   творчески работающего учителя вырабатывается свой педагогический почерк. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого.   создание   качественно   нового,   никогда   ранее   не 3.Теоретическая база опыта          В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика (гуманно личностная технология Ш.А.Амонашвили), на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков). В своей работе опираюсь на вариант метода   обучения   в   сотрудничестве,   разработанный   в   университете   Джона   Хопкинса "Обучение   в   команде"(Р.Славин,   Р.и   Д.Джонсон,   Дж   .Аронсон).   Теоретической   базой   для моей педагогической деятельности послужили также работы И.С. Якиманской по личностно ориентированному   развивающему   обучению.   "Преподавание   литературы   как   предмета, формирующего   человека"   Е.Н.Ильина   и   использую   отдельные   методики   коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко.     Внедрение учителем русского языка и литературы в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит:  повышение качества образования;   формирование коммуникативных умений и навыков;    развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы; успешную самореализацию; сотрудничество учителя и ученика.       Развитие   творческого   потенциала   обучаемых   можно   отнести   к   одной   из   наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь ­ это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».      Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20­х и 30­х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев,   Н.Я. Брюсова.   Опираясь   на   их   опыт,   обогащенный   полувековым   развитием науки   об   обучении   и   воспитании   детей,   лучшие   педагоги   во   главе   со   «старейшинами»   ­ В.Н. Шацкой,   Н.Л. Гродзенской,   М.А. Румер,   Г.Л. Рошалем,   Н.И. Сац   продолжали   и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.       По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование   предложенной   системы   работы   можно   найти   в   трудах   И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского,   А.Н.Окунева.   И.Я.Лернер   выделил   следующие   элементы   творческих способностей: видение новой проблемы в знакомой ситуации; перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию; видение новых (скрытых) функций известных объектов; видение всех взаимосвязей структуры объекта; видение альтернативных и вариативных способов решения задачи; комбинирование   известных   способов   действий   и   создание   на   этой   основе   нового способа; построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.                Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому.           Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития   творческих   лингвистических   способностей.   Он   вытекает   из   объективной закономерности   усвоения   русского   языка,   отмеченной   ещё   А.А.Потебней:   «…язык   есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её».         Литературное   развитие   школьников   можно   осуществлять   только   в   русле   творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки литературы   прежде   всего   требуют   атмосферы   креативности,   так   как   акт   постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности ­ создаётся новое, личностное, преображенное, своё.     Обучаясь   русскому   языку   и   литературе,   школьники   овладевают   необходимым   лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.     Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить   учитель  на  подобных  уроках,  было  и   остается  развитие   творческих  способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы   на   его   уроках   царила   атмосфера   творчества,   духовной   раскрепощенности,   чтобы ученики   проявляли   живость   воображения,   фантазию,   могли   сравнивать,   опираться   на интуицию, строить ассоциативные связи.       В.А. Сухомлинский Говорил: «В детстве каждый ребенок поэт... Дать ребенку радость поэтического   вдохновения...   такое   же   важное   дело,   как   научить   читать   и   писать,   решать задачи...   Поэтическое   творчество   доступно   каждому.   Оно   не   является   привилегией одарённых»     Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе — эти задачи, на мой взгляд, должен ставить перед собой каждый учитель. 4.Технология  опыта.  Система  конкретных  педагогических  действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.       Литература   ­   предмет,   который   направлен   на   воспитание   души   ребенка.   Кроме   того, предмет «Русская литература» способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков   аналитической   деятельности,   самостоятельности   суждений,   так   как   словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными   возможностями:   учит   читателя   эмоциональной   восприимчивости   и эстетическому   вкусу   и,   в   конечном   счете,   помогает   выработке   нравственно­жизненной, гражданской позиции.                Уроки развития речи – это уроки творчества, где проявляется индивидуальность каждого   ученика,   развиваются   его   творческие   способности.   Эффективность   учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Поэтому сейчас, как   никогда,   чрезвычайно   велико   значение   развития   творческих   способностей   личности. Важно   развитие   чувственного   восприятия   и   фантазии,   без   чего   невозможно   развитие творческого потенциала ребенка.      Однако для учителя­словесника пробудить внимание учащихся к слову – значит сделать первый   шаг   на   пути   раскрытия   и   развития   творческих   способностей,   задатков   детей. Творчество   затрагивает   самые   глубинные,   самые   сокровенные   стороны   человеческой личности.   В   каждом   ребенке   есть   стремление   проявить   свое   индивидуальное,   творческое начало. Но чтобы тяга к литературному творчеству не пропала, необходимо педагогическое воздействие на ребенка, работа по выявлению и улучшению его творческого потенциала.          Все подходы к организации учебно­воспитательного процесса, используемые мной для развития   творческих   способностей   учащихся   характеризуются   определенным   набором методических средств     Эвристическая задача ­ лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например:  1.Какие значения имеет глагол дышать в приведенных отрывках из поэтических текстов? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало. Короче становился день… (А. Пушкин). Жадно, весело он дышит Свежим воздухом полей… (Н. Языков). Гроза прошла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом… (А. Блок). 2. Поясните, как были образованы слова каша, винегрет, окрошка – в значении «путаница, мешанина»; страшно, жутко, ужасно – в значении «очень»; море, река, потоки (слез) – в значении «очень много».           Это эвристическая  задача, результаты которой многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Использование эвристических   задач   на   уроках   русского   языка   и   литературы   следует   тенденциям современного   образования:   активизирует   познавательную   деятельность   учащихся, способствует   развитию   их   интеллектуального,   творческого   потенциала,   позволяет формировать   у   обучаемых   мотивацию   учения,   а   также   ряд   компетенций:   языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую.        Этимологические   экскурсы.  В   процессе   усвоения   родного   языка   учащиеся   должны овладеть определенным объемом знаний об обычаях, традициях, привычках русского народа и Изложения   и   сочинения.  т.п., вошедших в стереотипы поведения, чтобы за словом увидеть языковую картину мира. Наряду с языком, при таком подходе культура составляет основное содержание обучения. Например:  Ответьте на вопрос. В старину на Руси замужняя женщина любого сословия не могла появиться на людях с непокрытой, «простой» головой—это считалось позором. Каким же словом, теперь не таким обидным, называли такой факт?(Опростоволосилась)        Включение этимологических сведений в структуру уроков дает возможность показать учащимся, что родной язык составляет часть материальной и духовной культуры народа, что язык не только средство общения и воздействия, но и средство усвоения культуры, получения и   хранения   этнической   информации.  Этимология   слов   –   занятие   довольно   интересное   и познавательное.   Изучение   происхождения   и   значения   лексики   всегда   привлекает   детей   и подростков.   Включая   подобные   экскурсы   в   урок   русского   языка,   возможно   привить искреннюю любовь к предмету. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов, или же дети самостоятельно ведут исследования о происхождении слов.    Творческий диктант. Он занимает особое место и служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по   картине.  Учащиеся   вставляют   в   текст   слова   или   словосочетания   определенной грамматической   категории   или   заменяют   одни   грамматические   формы   слов   другими, близкими по значению, в результате чего текст расширяется. Например:  Например, ввести прилагательное в предложение:   ...   ветер   дует   в   лицо.   ...   облака   плывут   над   рекой.   Доносятся   ...   раскаты   грома. (Теплый,легкие,слабые.)    Одна   из   основных   задач   филологии–   способствовать формированию   и   развитию   у   школьников   устной   и   письменной   речи.   В   системе   работы большую   роль   играют   изложения   и   сочинения.   При   работе   над   изложением   не   только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и   употреблением   которых   проводится   в   классе   определённая   работа.   Речь   учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистические приёмы.   На   уроках   использую   все   виды   изложений:   подробные   и   сжатые,   полные   и выборочные. Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком, литературой, историей, искусством  и музыкой. Подготовка к сочинению как письменному,   так   и   устному   начинается   за   несколько   дней   до   самого   написания   или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются три этапа подготовки к нему: ­ накопление материала(наблюдение, экскурсии, походы, рассматривания картин, чтение художественных произведений); ­   отбор   и   расположение   материала   (обсуждение,   выделение   важного,   составление плана); ­   словесное,   речевое   оформление,   то   есть   составление   самого   текста,   его   запись, совершенствование, самопроверки и проверка учителем.        Дифференцированные творческие задания. Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка и литературы. Основная задача дифференцированного обучения ­ вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому»,   развивать   способности   «сильных».  Дифференцированный   подход   помогает   в условиях   классно­урочной   системы   обучения   реализовать   творческие   возможности   всех учащихся.  Внедрение   современных   образовательных   технологий   становится   необходимым условием   реализации   ФГОС   нового   поколения.   Формировать   у   учащихся   основные   УУД Дифференциация   обучения   предполагает   различные   формы   работы:   фронтальную, позволяет   технология   дифференцированного   обучения,   которая   является   базовой технологией ФГОС.   групповую, индивидуальную. Пример. Основное   задание  —   поставь   существительные   в   форму   родительного   падежа множественного числа и запиши их. Место,   дело,   село,   сапог,   тетрадка,   носок,   лопата,   лисица,   дыня,   гнездо,   килограмм, чулок, яблоня. Дополнительное задание — составь и запиши три предложения с выделенными словами в родительном падеже. Предполагает,   что   более   сильные   обучающиеся   выполняют   кроме   основного   еще   и дополнительное задание, аналогичное основному. Эта дифференциация обусловлена разным темпом   работы   школьников.Домашние   задания   распределяются   по   группам   (по   степени сложности). Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему­опору, найти в словарях и т.д.)          Игра.   Игровые приемы дают простор творческому развитию. Например, игра «А ты знаешь?».   В   ней   необычные,   удивительные   сведения   о   родном   языке,   о   его   истории,   о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.    Например, в русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола   нет   какой­либо   формы,   и   это   обусловлено   законами   благозвучия.   Например: «победить».   Он   победит,   ты   победишь,   я...   победю?   побежу?   побежду?   Филологи предлагают   использовать   заменяющие   конструкции   «я   одержу   победу»   или   «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.  Или весь текст состоит из фразеологизмов, слов с ошибками. Задание­исключить ошибки, растолковать значения фразеологизмов.      Проблемные вопросы. Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от   шаблона,   от   изложения   содержания   заученными   фразами,   заставляют   взглянуть   на проблему   по­новому.   Проблемный   вопрос   предполагает   неоднозначность   ответов,   часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии.     Например: ряд проблемных вопросов сформулированы  при изучении произведения А. С. Пушкина «Дубровский» (6класс): «Почему Владимир Дубровский отказывается от мести Троекурову?», «Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи?», «Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не   любит   князя   Верейского?»  Споры   вызывает   вопрос:   «Можем   ли   мы   оправдать поступок Андрия?» (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»7класс) Например, методом проблемного анализа   изучается   роман   М.   Ю.   Лермонтова   «Герой   нашего   времени   9класс». Центральный   вопрос   анализа   выдвинут   авторским   предисловием:   «Действительно   ли Печорин – герой своего времени?»       Иллюстрирование. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки   развивают   следующие   креативные   качества:   воображение,   фантазию,   способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.      Анализ произведений. Перед каждым учителем стоит сложная задача: не только научить читать детей, но и чувствовать, мыслить, анализировать, сопереживать и учиться на чужих ошибках. Именно анализ художественного произведения помогает нам в этом, с его помощью учитель раскрывает сердца учащихся, прививает им моральные качества и нормы. Чтение и анализ   художественных   произведений   ­   важнейшее   средство   литературного   развития школьников.         Литературное   творчество.   Организация   творческих   заданий   на   уроках,   уроков творчества, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по предмету. Основные приёмы развития творческих способностей: написание сочинений, изложений, рецензирование сочинений,   игры   «Угадай   слово»,   «Найди   существительное»,   творческие   словари,   ребусы, шарады, кроссворды, синквейн, эссе, стихотворения, сказки.      Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель ­ руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. Особенностью ребенка школьного возраста   является   чистота   и   непосредственность   восприятия.   Необычна   и   богата   детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять.           Проектные работы.     Стандартом второго поколения предусматривается обеспечение исследовательской   проектной     деятельности   обучающихся,   направленной   на   овладение обучающимися учебно­познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно ­ и  социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем. Проектная деятельность способствует развитию интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением; формирует навыки работы с различной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности, развивает аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, устную речь.         В   6   классе   при   изучении   темы   «Имя   существительное»   ученики   знакомятся   со словарями личных имен. При этом они выполняют индивидуальный мини­проект «Тайна моего имени» . Выполнен он может быть как дома(в качестве домашнего задания), так и на   уроке,   с   использованием   словарей   личных   имен,   интернет­источников   и   другой литературы.  Ребята узнают  о происхождении и значении своего  имени.  Как правило, очень интересно детям узнать о происхождении своих фамилий. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников.           Информационно­коммуникационные   технологии.  В   ходе   научно­технического прогресса   появляется   все   больше   технических   средств   с   новыми   информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель­ученик­учебник» вводится новое звено – «компьютер», а в школьное сознание – компьютерное обучение. Использование ИКТ в преподавании   русского языка и литературы позволяет увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся. Современный урок литературы   невозможен  без  сопоставления   литературных   произведений   с  другими  видами искусства.   Этот   органический   синтез   помогает   учителю   управлять   потоком   ассоциаций, будить   воображение   учеников,   стимулировать   их   творческую   активность.   Конкретно­ наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Ведётся большая работа с подбором  иллюстраций, репродукций, портретов, видео­ и фотоматериалов к урокам. На уроках русского языка на экран демонстрируются словарные диктанты (или группа   слов)   для   запоминания   правописания,   различного   рода   задания,   тестовые   работы. Ученики, работая над словами, должны вспомнить на какие правила записаны слова, вписать нужную   букву,   при   необходимости   объяснить   лексическое   значение   слов,   придумать концовку текста.     Мощным   механизмом   для   формирования   познавательного   интереса   и   развития   творческих   способностей   обучающихся   является внеклассная работа по предмету. Урок и внеклассная работа тесно связаны между собой. Внеклассная   работа   является   продолжением   урока.   В   свою   очередь,   она   обогащает, расширяет и углубляет знание учащихся. Уроки дают возможность всё время опираться на  Внеклассная   работа   по   предмету. багаж самостоятельности учащихся, учитывать знания, приобретённые в учебном процессе. Немаловажное   значение   при   этом   имеет   и   чувство   соревнования,   которое   неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым   в   целях   популяризации   языковой   культуры,   и   могут   стать   олимпиады, викторины,   КВН,   турниры,   игры   «Своя   игра»,   «Умники   и   умницы»,   «Слабое   звено», проведение предметной недели.   Одним из направлений по созданию оптимальных условий для   развития  одарённых   детей   является  участие   детей  в   различного   рода  дистанционных конкурсах. Участие в научных конференциях помогают  расширять  знания  учащихся  по  той или  иной теме,  а  также  приучают  подростков  к самостоятельной  работе  со  словарями  и справочниками,  научно­популярной  литературой  по  языкознанию  и  литературоведению. 5.Анализ результативности.        Обобщая опыт работы по формированию творческих способностей учащихся на уроках русского   языка   и   литературы,   можно   сделать   вывод,   что   для   основной   части   учащихся характерно   положительное   отношение   к   предмету;   на   уроке   преобладает   благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам чувствовать себя комфортно, свободно и уверенно; развиваются творческие способности. Целенаправленное использование названных форм     и   методов   работы   позволило   активизировать   обучение   школьников,   придать   ему творческий характер, развить у учащихся нравственные качества.        Результативность опыта сказывается и на развитии личности учащихся, обнаруживает достаточно высокий их интеллектуальный потенциал. Учащиеся занимают призовые места в районных олимпиадах, конкурсах творческих работ, исследовательских работах, внеклассных мероприятиях, КВН, научно­практических конференциях.         Проявить   свои   возможности,   показать   элементы   актёрского   мастерства   обучающиеся могут, участвуя в конкурсе чтецов. Это особенно хорошо удаётся моим ученикам  Трусовой Елизавете,   Суиной   Ксении,   Марочкиной   Анастасии,   Наумовой   Виолетте   и   Марченкову Артёму, которые занимают призовые места на разных уровнях выступления. Есть ребята, у которых   чётко   выражены   творческие   способности   в   сочинительстве.   Ребята   участвуют   в различных конкурсах творческих работ ­ пишут сочинения, эссе, стихи.        Из вышесказанного следует, что моим ученикам интересна наша совместная работа, где они могут представить творческий потенциал и развивать свои способности.          Для развития творческих способностей учащихся стараюсь так организовать учебный процесс,   чтобы   учащиеся   постоянно   находились   в   ситуации   решение   творческих   задач. Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как   необходимое   условие   совершенствования   этих   умений.   Постоянный   анализ   авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. 6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.      Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем,   человеком,   ведущим   активную   поисковую   деятельность,   желающим научиться   логически   и   правильно   выражать   свои   мысли;   грамотно   писать   и   говорить; происходит   отказ   от   информационно­объяснительных   методов   обучения   в   пользу деятельностно ­ развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной   информации,   развитие   познавательных   способностей   и   творческого   потенциала учащихся.        Конечно,   требуются   временные   и   интеллектуальные   затраты   всех   участников   учебно­ воспитательного процесса. 7.Адресные рекомендации по использованию опыта.         Инновационный   педагогический   опыт   по   теме   «Развитие   творческих   способностей учащихся на уроках русского языка и литературы  путем использования современных педагогических технологий»  адресован учителям русского языка и литературы, желающим на   своих   уроках   повысить   мотивацию   и   познавательный   интерес   к   предмету,   а   также творческую   активность   и   самостоятельность   учащихся,   добиваясь   при   этом   высоких результатов. Опыт образования и воспитания может и должен получить как можно более широкое распространение. Каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить это в своей работе. Я активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных и республиканских семинаров, охотно делюсь своим опытом, выступая на ШМО, на педагогических советах. Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на школьном, муниципальном, республиканском уровнях. 8.Наглядное приложение Конспект и фрагмент видео урока литературы в 8 классе «Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление» помещены на персональном сайте:

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Марочкиной Галины Николаевны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018