Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино»
601786, Владимирская обл., г. Кольчугино, Садовая улица, 48
Телефон: +7(49245) 2-24-67
Сайт: http://t362721.sch.obrazovanie33.ru/
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:
«Реализация образовательных маршрутов ПНИ»
Автор опыта:
Кочурина Надежда Васильевна
Заместитель директора по коррекционной работе
Стаж работы 3 года
ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино"
Кольчугино, 2023 год
Содержание
1. Тема опыта ……………………………………………………………………..3
2. Актуальность и практическая значимость опыта…….………………………3
3. Ведущая педагогическая идея………………………….………..…………….3
4. Результативность опыта ……………………………….………..……………..3
5. Методические разработки …………………………………………………….4
6. Технология опыта …………………………………….……………………..…5
7. Список использованных источников……………….…………...……………6
8. Приложение 1 ……………………………………….…………………………7
9. Приложение 2 …………………………………………………………………..9
1.Тема: «Реализация образовательных маршрутов обучающихся ПНИ».
2. Актуальность и значимость опыта
В декабре 2016 года решением областной ПМПкомиссей наша школа-интернат пополнилась учениками из «Кольчугинского детского дома- интерната для умственно отсталых детей» в количестве 70 человек. Перед администрацией школы-интерната встала непростая задача: создание условий и получения образования в соответствии с ФГОС вновь поступившими учениками.
3. Ведущая педагогическая идея
ФГОС для обучающихся с ОВЗ определяет требования к условиям получения образования: кадровым, материально-техническим, финансовым, информационно-методическим, необходимым для реализации соответствующих образовательных программ. Как следствие возникли следующие проблемы: это отсутствие такого количества педагогов, катастрофическая нехватка помещений, отсутствие учебно-методических пособий для обучения детей-инвалидов.
Поскольку большая часть детей ДДИ страдают умеренной и тяжелой формой умственной отсталости, а так же другими сопутствующими заболеваниями, на основании медицинских показаний было принято решение организовать обучение этих детей на базе детского дома-интерната.
В марте 2017 года полностью была решена проблема нехватки кадров, так же, хочу отметить, что все педагоги нашей школы, в том числе и совместители, прошли профпереподготовку. В целях реализации требований ФГОС были приобретены учебно-методические пособия: это и настольно-печатные материалы, и тактильные пособия, и многое другое. Проблему нехватки помещений совместно с руководством детского дома мы решили настолько, насколько это представилось возможным в данной ситуации. Индивидуальное обучение детей- инвалидов проходит в учебных кабинетах, рекреациях, жилых комнатах дома-интерната. Так же на начало 2017-2018 учебного года организовано обучение детей-инвалидов на базе школы-интерната.
4. Результативность опыта
На данные момент из Кольчугинского детского психоневрологического интерната для детей с особенностями развития» обучается 149 учеников: 29 – очное обучение в школе и 120 ученик надомного обучения.
В нашей школе-интернате специально для детей из ПНИ была создана экспертная группа. Которая входит в школьное ППк. Состоит из председателя экспертной группы, педагог- психолог, логопед (из ПНИ), учитель.
Периодичность проведения заседаний экспертной группы определяется запросом Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в плане-графике проведения заседаний.
Заседания подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые заседания проводятся в соответствии с графиком проведения для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Внеплановые заседания проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося.
Каждый специалист обследует ребенка и по завершению обследования составляет рекомендации и заключения, на основании которых определяется форма обучения, и если это надомная форма обучения, то составляется учебный план в зависимости от особенностей здоровья и возможностей ребенка.
Также каждый специалист заполняет конструктор индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для обучающихся с ОВЗ, где по завершению заполнения появляются направления коррекционной работы с ребенком, задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации ИОМ. При составлении СИПРа, учитель обращает внимание на все полученные коррекционно-развивающие задачи и строит свою работу так, чтобы все направления коррекционной работы учесть.
5. Методические разработки (Приложения)
В 2019-2020 учебном году наша школа приобрела программу для создания индивидуальных образовательных маршрутов для школьников с ОВЗ (КИМП Школа)
КИМП Школа — конструктор индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для школьников с ОВЗ. Программа поможет составить ИОМ, индивидуальный учебный план и план работы с семьей, визуально проследить динамику развития ребенка, подготовить документы для отчетной документации и портфолио специалиста.
Как сделать ИОМ
Для начала опишите ситуацию в первом разделе: для какого ребенка создаете ИОМ, с какими потребностями, условиями обучения и так далее. На основе этих ответов формируются следующие разделы и подбираются варианты ответов в них.
Далее заполните основные разделы ИОМ, и документ готов. Сохраните его и распечатайте.
Конструктор подготовит наглядные графики, которые помогут оценить успеваемость ребенка в целом и по конкретным параметрам, проследить тенденции изменений.
6. Технология опыта
Теперь немного о результатах коррекционной работы на отдельных примерах. На основании результатов ИОМ у следующей ученицы изменился учебный план (Рис.1). Был собран консилиум экспертной группы для изменения учебной нагрузки у ученицы и изменение учебного плана. Так учебный план из 4-х часов коррекционных курсов (по 25 минут) изменился на 6 часов учебных предметов. На графике (слайде) видно, что Уровень сформированности базовых учебных действий заметно вырос с 1 класса. Самый низкий уровень – это 4 уровень (0-19 баллов) говорит том, что в некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя… и он присутствовал с 1 по 2 класс. Начиная с 3 класса Уровень сформированности базовых учебных действий изменился на 3 уровень (20-31 балл) здесь смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя.
Следующий повод для проведения заседания консилиума – изменение формы обучения учеников(Рис.2., рис.3.). Например, перевод из надомного обучения в очное обучение в школе. Что произошло и со следующими учениками. Из их ИОМ видна положительная динамика их развития. На Данный момент у обоих 3 уровень сформированности (20-31 балл) смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя.
И в завершении своего выступления хочется продемонстрировать динамику результатов реализации индивидуальных маршрутов сопровождения учеников ПНИ за последние 4 учебных года, начиная с 2018 года (Рис.4). N – количество учеников в указанные период времени (учебный год). Из диаграммы видно, что присутствует положительная динамика по всем уровням сформированности. 4 уровень сформированности уменьшается, 3 и 2 уровни наоборот увеличиваются. И это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.
Список использованных источников:
1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приложение 1
Рис.1. Изменение учебного плана
Рис.2. Уровень сформированности БУД
Рис.3. Уровень сформированности БУД
Приложение 2
|
I уровень сформированности (65-50 баллов) |
II уровень сформированности (49-32 балла) |
III уровень сформированности (31-20 баллов) |
IV уровень сформированности (19-0 баллов) |
2018-2019 уч.год N=139 |
16 |
21 |
16 |
86 |
2019-2020 уч.год N=145 |
20 |
12 |
12 |
99 |
2020-2021 уч.год N=142 |
16 |
9 |
18 |
99 |
2021-2022 уч.год N= 150 |
11 |
23 |
25 |
91 |
Рис. 4. Динамика результатов реализации индивидуальных маршрутов сопровождения
Табл.1. Цифровые результаты реализации индивидуальных маршрутов сопровождения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.