Выступление на тему: «Познаю, играя!»
(Использование игровых методов обучения
на уроках начальных классов)
Степанова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20» НМР РТ
Пояснительная записка
Тема: «Использование игровых методов обучения на уроках в начальной школе».
Цель:
• осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации
познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и
методов при организации игрового обучения.
Задачи:
• конкретизировать представление об игровом обучении как одном из видов
интерактивного обучения;
• отработать возможные пути использования интерактивных методов и приемов при
организации игрового обучения;
• создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов
к решению актуальных проблем развития познавательной активности учащихся в
процессе обучения. Выступление
Слайд 1.
Вашему вниманию хочу представить разработки игр для организации учебного
процесса, которые я применяю на своих уроках. Они не требуют длительной
подготовки, просты в организации и не нуждаются в особом реквизите.
.
Слайд 2
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем
перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу
он продолжает играть. А мы, учителя, для создания комфортности пребывания
ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на
их языке. Поэтому мы, обучаем детей, используя, игровые технологии.
Слайд 3.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые
позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на
творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть,
если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить
одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Слайд 4. Моё педагогическое кредо: «Учение без принуждения».
Любое учебное задание может быть превращено в игру. Во время учебной игры
ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого
процесса. В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный
выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и
трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также
разнообразные навыки и умения.
Слайд
Игры используются для решения следующих задач:
активизация познавательного интереса;
развитие коммуникабельности;
создание условий для творческого самовыражения;
развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
конструктивное общение в составе социальной группы;
создание позитивного психологического климата в коллективе.
Слайд 6.
Игры можно классифицировать поразному:
а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игрыэксперименты;
г) игрызабавы;
д) компьютерные диагностические игры.
Слайд 7 Развивающие игры
Это игры, предназначенные для формирования и развития у детей общих
умственных способностей, для развития фантазии, воображения, эмоционального и
5. Функции игровой технологии нравственного развития. В них нет явно заданной цели они являются инструментами
для творчества, для самовыражения школьника.
Слайд 8 Обучающие игры
Это игры дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме
предлагается решить одну или несколько дидактических задач на любом уроке.
Слайд 9. Игрыэксперименты
В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно скрыты в сюжете
игры или способе управления ею. Поэтому учащийся, чтобы добиться успеха в
решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию
цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения
игровой задачи.
Игрызабавы
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития
(это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям
развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть результат своих действий,
воспитывают толерантность.
Слайд 10. Ролевые игры
дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество,
находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию
дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В
ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои
желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма,
воспитывается дисциплина, воля, характер.
Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.
Пример:
В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые
ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой
и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают
друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения.
Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав
ему пример, и так по цепочке.
Слайд 11.
Использую игровые технологии и в форме ролевых игр, и на определённом
этапе урока, и во внеклассной работе: инсценирование, урок соревнование, урок
конкурс, урок путешествие, урок КВН, лингвистический КВН, экскурсии, вечера,
олимпиады.
Слайд 12.
В своей работе я использую много игровых приёмов, игр.
Урок начинаю с психологического настроя – Минутки вхождения в урок.
Это могут игровые стихи, мини пьески, речёвки, кричалки и.т.д.
Слайд 13.
Уже давно ученые доказали, что около трети всей площади двигательной
проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. Мелкая моторика
рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптикопространственное восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
большой палец связан с головным мозгом;
указательный палец с легкими;
средний палец с тонким и толстым кишечником;
безымянный палец с почками;
мизинец связан с сердцем.
Слайд 14. Правила пальчиковых игр.
Таким образом, пальчиковые игры это изумительная тренировка не только мелкой
моторики, внимания, речи, стимуляции речевой и моторной зоны коры головного
мозга, но и положительное влияние на весь организм в целом!
Слайд 15.Театральные паузы.
Все хорошие стихи для детей, как правило, небольшие ситуативные пьесы. Их
можно играть и рассказывать, используя самые разнообразные средства
выразительности речи. Например:
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов)
Можно предложить обыграть это четверостишие в каком – либо из жанров:
опера, драма, или прочитать с различными интонациями: радостно, грустно,
удивлённо и т.д.
Слайд 16.
А можно из букв алфавита устроить театрализацию.
(С А Н О К И )
«Буква в окошке». Узнай, какая буква заглядывает в наше окно? Предложить детям
дать характеристику звуков, которые обозначают эти буквы.
Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»).
Слайд 17.
Эмоциональная атмосфера на уроках может создаваться за счет материалов
занимательного характера: пословиц и поговорок, загадок и шарад, фразеологизмов и
различных коротких и остроумных текстов.
Игра «Серпантин одной фразы».
В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями,
умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого
следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает
тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1й Я читаю книгу.
2й – Я читаю интересную книгу.
3й – Я читаю интересную книгу по вечерам.
4й Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
Слайд 18. Игра «Ассоциации».
В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Я
называю какоголибо героя, а учащиеся должны назвать, с чем или с кем
ассоциируется у них этот герой.
Слайд 19. Игра «Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком нибудь предмете, находящемся
в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./
Слайд 20. Сочинение сказок «наизнанку».
Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого
волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и
доверчивый.
Слайд 21. Игра «Фантастические гипотезы».
Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи вместо дождя стал падать изюм;
люди придумали таблетку от сна?
Слайд 22. На уроках обучения грамоте игра «Одень человечка»
Какую по вашему мнению одежду носит звук М?
Почему? Объясните свой ответ.
Какие звуки одеваются одинаково? Почему?
Почему звук [Щ’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] только синий?
Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку колокольчик?
Слайд 23.
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в
Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые
математические задания. А также помогаем и учим героев.
Слайд 24.
Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее»,
«Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами,
который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не
только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей,
помочь им.
Таким образом, практически на всех уроках я использую игровые технологии.
Слайд 25. Игра «Горячий стул»
При проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового
материла использую прием «горячий стул», когда ученики, читая материал, готовят
23 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает
на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают. Он выбирает самый
интересный для него вопрос при этом снимаются монотонность и однообразие
устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в
работу), особенно удачно этот прием проходит в 4 классах.
Слайд 26. Мирилки
Обучаясь, играя, дети учатся ещё сотрудничеству и толерантности.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно, с большим
увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого
учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие
знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще
поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки
горят и результат виден, то и работать хочется.
Слайд 27.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной,
интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний,
вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся.
Игра позволяет сделать урок интересным,
реализует
интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
Слайд 28. Спасибо.
Спасибо за внимание!
качественным,
Выступление на тему: «Познаю, играя!»
Выступление на тему: «Познаю, играя!»
Выступление на тему: «Познаю, играя!»
Выступление на тему: «Познаю, играя!»
Выступление на тему: «Познаю, играя!»
Выступление на тему: «Познаю, играя!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.