Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»
Оценка 4.6

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл—10 кл
30.05.2017
Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»
В выступлении представлен опыт работы с разновозрастными группами учащихся по формированию духовно-нравственных ценностей на основе знакомства с достопримечательностями нашей родины при условии, когда городская среда становится образовательной и воспитательной площадкой для усвоения знаний с помощью новых технологий в условиях ФГОС
САВЦОВА Е.Н..docx
МАОУ Алабинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Практико­значимая работа по теме            «Педагогические приемы формирования духовно­нравственных  ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности» Выполнила: Савцова Елена Николаевна, учитель русского языка и  литературы, высшая  квалификационная категория Наро­Фоминск 2017 Содержание 1. Введение____________________________________________стр. 3 ­ 4 1.1 Обоснование выбора темы________________________стр. 4 1.2 Актуальность проблемы__________________________стр. 4 1.3 Цель проекта___________________________________ стр. 4 1.4 Задачи_________________________________________стр. 4 2. Основная часть______________________________________ стр. 5 ­ 17 2.1 Теоретическое обоснование_______________________стр. 5   2.2 Описание практической части_____________________стр. 6  2.3 Урок­ экскурсия_________________________________стр. 7   3. Заключение__________________________________________ стр. 15 4. Список литературы___________________________________стр. 16 2 1. Введение 1.1. Обоснование выбора темы          Новые экономические и социально­политические вызовы ставят перед современной   щколой   актуальную   задачу:   в   достаточно   сжатые   сроки воспитать   и   предоставить   учащимся   такой   набор   знаний   и   компетенции, которые позволили бы современному школьнику рассчитывать на достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.                 В   Концепции   модернизации   российского   образования   в   разделе «Создание условий для повышения качества общего образования» отмечается, что   общеобразовательная   школа   является   базовым   звеном   образования,   а процесс модернизации современного образовательного процесса ориентирован не только на овладение обучающимися определенных знаний и компетенций, но и на развитие духовно­нравственного потенциала  ребенка.                 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно обращал внимание   общества   на   такую   важную   истину:   «Опыт   истории   обогащает человека. Примирение и согласие в обществе должны вырастать из практики жизни, из уважения к прошлому страны».         Иными словами, нельзя сегодня решать задачи модернизации страны, не учитывая духовные и культурно­исторические традиции общества.                Задача   учителя,  в  поле   деятельности   которого   находится   ребенок, кардинально отличаются от тех, которые стояли перед ним совсем недавно: не только   и   не   столько   дать   установку   на   сумму   готовых   знаний,   на   их запоминания, но прежде всего озаботиться духовно­нравственным здоровьем наших учеников. 3 В   Послании   Президента   РФ   В.В.Путина   Федеральному   собранию говорится:   «Чуткие,   внимательные   и   восприимчивые   учителя   –   ключевая особенность школы будущего», ­ тем самым глава государства акцентировал внимание на особые требования, которые предъявляются к учителю, так как именно   в   школе   происходит   эмоциональное   и   социальное   становление личности.          Все вышесказанное предопределило выбор темы проекта.  1.2. Актуальность проблемы          Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня одним из путей решения проблемы духовно­нравственного здоровья детей и молодежи явилось   включение   в   содержание   школьного   образования   комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).   Основанием   для   этого   явилось   Распоряжение   Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 года № 1578­р.          В этом направлении идет развитие духовно­нравственного образования: разработка   различных   вариантов   содержания   и   структуры   учебной деятельности,   использование   возможностей   современных   педагогических технологий   с   целью   повышения   не   только   качества   образования,   но   и духовно­нравственного потенциала ребенка.              Уроки духовно­нравственных дисциплин – особые: это «проживание», переосмысление учеником личностных жизненных позиций.               Таким   образом,   актуальность   данной   проблемы   в   том,   что   при соблюдении   принципа   вариативности   образования   наш   педагогический коллектив   при   изучении   Основ   православной   культуры   сделал   ставку   на востребованность   духовных   ценностей   как   доминирующих   в   сегодняшнее непростое время. 1.3. Цель проекта 4 Изучение Основ православной культуры как возможность влиять на самый фундамент личности, помочь учащемуся определить его личностные ориентиры,   дать   школьнику   возможность   самому   оперировать   теми категориями,   которые   прививаются   с   детства,   ­   категориями   добра   и   зла, категориями истины, любви к ближнему. Иными словами, совершенствовать формы  духовно­нравственного воспитания. 1.4. Задачи         Включение в содержание школьного образования учебного курса ОРКСЭ предполагает   достижение   не   только   педагогических   и   культурно­ образовательных целей, но и решение следующих насущных задач, а именно:  Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной   жизни   личности;   формирование   готовности   к   духовному саморазвитию;  Знакомство   с   основными   нормами   светской   и   религиозной   морали; понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье   и   обществе;   формировании   первоначальных   представлений   о светской этики, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной России;  Воспитание   нравственности,   основанной   на   внутренней   установке личности поступать согласно своей совести. 2. Основная часть 2.1. Теоретическое обоснование                    Одной из главных целей обучения в школе является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности. В связи с практической   ориентированностью   современного   образования   основным результатом   деятельности   образовательного   учреждения   должна   стать   не система   знаний,   умений   и   навыков   сама   по   себе,   а   набор   ключевых   учебно­ компетентностей   познавательная,   информационная,   коммуникативная,   социально­трудовая, (ценностно­смысловая,   общекультурная, 5 личностная).   Компетенция   –   это   готовность   (способность)   ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся).           От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик может воспользоваться в своей дальнейшей жизни.                Но не менее важно пополнить жизненный багаж ученика   духовно­ нравственными ценностями, осуществлять непрерывность и преемственность процесса   духовно­нравственного   воспитания   на   всех   ступенях   общего образования.          В процессе воспитания важно позиционировать Православный компонент как   базовую   основу   и   стимул   для   творческой   инициативы   и самостоятельности учителя. 2.2. Описание практической части         Каждый учитель­практик понимает, что чем больше работаешь в школе, тем   ответственнее   относишься   к   такой   малости,   как   45   минут.   А   урок православной   культуры   особенно   труден,   ведь   на   протяжении   всего   этого времени учитель участвует в формировании нравственных качеств личности своего ученика.        Важнейшим приемом активизации интереса и деятельности учащихся на уроке является разнообразие урочных жанров. Вот некоторые примеры: 1. Урок­исследование:  «Кто вы, Валентин Феликсович?» ­ урок посвящен святителю Луке (Войно­ Ясенецкому); «Как   зарождается   вера   в   человеке?»   ­   урок   проводится   после   чтения повести А.Варламова «Рождение» и включает в себя работу по смежным 6 проблемным вопросам: через какие внутренние противорения и конфликты нужно пройти человеку, чтобы обрести дар веры; 2. Лабораторная работа, в процессе которой рассматривается  подборка материалов, анализ которых ведет к ответу на вопрос: «Может ли и должен ли современный отец на своих плечах держать мир?» Анализ материалов   позволяет   обучающимся   понять,   каковы   биологические (природные) особенности мужчин; в чем суть отцовства, особенности его миссии, почему духовно связаны понятия «отец» и «Отечество». 3. К интересным для ребят урочным жанрам можно отнести и «круглый  стол».   Например,   урок   по   теме   «Общенациональное   значение   женской святости»  проведен   в  форме  «круглого   стола».  Обучающиеся   отмечали женскую   духовную   красоту   благоверной   княгини   Анны   Кашинской, назвали свечой, освещающей все в доме, святую Февронию Муромскую. К примерам   женской   святости   добавили   и   литературные   образы­идеалы: пушкинскую   Татьяну,   некрасовских   женщин,   тургеневскую   праведницу Лукерью   («Живые   мощи»),   Лизу   («Дворянское   гнездо»),   толстовскую княжну Марью.                 В своей педагогической работе я решила опробовать форму заочной экскурсии.  Отсюда   возник  урок   на  тему «Святыни   земли  родной.  Заочная экскурсия в Северную столицу России город Санкт­Петербург» в 6А классе, который   был   проведен   3  марта  2017   года,   что   отражено   на   сайте   МАОУ Алабинской СОШ СУИОП.  2.3 Урок­экскурсия. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Вид урока: урок­экскурсия. Цель:   познакомить   учащихся   с   достопримечательностями   города   Санкт­ Петербурга;   побуждать   у   подрастающего   поколения   чувство   прекрасного, чувство уважения и любви к прошлому, к славной истории России, чувство 7 патриотизма и гордости за доблесть предков, чувство любви к ближнему и Отечеству. Технологии:   здоровьесбережения, исследовательских навыков.   развивающего   обучения,   развития Решаемые проблемы:   Рассказать   о   достопримечательностях   города   Санкт­Петербурга   в форме   заочной   экскурсии,   что   дает   возможность   приобщиться   к материалу по православному краеведению;  Развивать   интерес   к   предмету,   применяя   нестандартные   формы проведения урока;  Воспитывать чувство патриотизма и гордости за красоту своей Родины. Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и   способностей   к   структурированию   и   систематизации   изучаемого предметного   содержания:   презентация   на   интерактивной   доске; индивидуальная   и   коллективная   работа   с   портфолио;   проектирование выполнения домашнего задания. Планируемые результаты:  Регулятивные   УУД:   проектировать   маршрут   преодоления   затруднений   в обучении   через   включение   в   новые   виды   деятельности   и   формы сотрудничества;   формировать   ситуацию   саморегуляции,   сотрудничества   в совместном решении задач; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.  Познавательные УУД: помочь осмыслить прошлое и настоящее своего народа, своей Родины в процессе исследования достопримечательностей города. Коммуникативные   УУД:   формировать   навыки   работы   в   группе   (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); эффективно сотрудничать   и   строить   продуктивное   взаимодействие   со   сверстниками   и взрослыми. Оборудование:   иллюстрации   достопримечательностей,   ребус,   кроссворд, корабль,   фуражка,   названия   станций   и   города,   картинки   к   произведениям А.С.Пушкина и отрывки из этих произведений, карта со станциями, музыка. 8 Ход урока I. Организационный момент. Настрой учащихся на работу. ­Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит путешествие, которое,  несомненно, заинтересует вас, потому что цель его – познакомиться с  достопримечательностями Санкт­Петербурга. II. Изучение нового материала. ­ Вид транспорта, на котором мы будем путешествовать,   вам подскажет эта загадка: У него есть белый парус, Мачта, якорь за кормой. Он штурмует океаны, Возвращаясь в край родной. (Корабль). ­ Ребята, для того чтобы попасть на корабль,  вы разгадайте  этот ребус. (Показывает ребус с зашифрованным словом «Санкт­Петербург»). ­ Молодцы, ребята! Наше путешествие начинается и  мы подплываем к  первой станции. 1 станция – р. Нева. Ученик: Прекрасный град, что Петр основал И на красе построил толь полезно,  Уж древним всем он ныне равен стал,  И обитать в нем всякому любезно. ­ 214 лет назад  по берегам многоводной реки Невы  волею Петра возник прекрасный город Санкт­ Петербург, который расположился  на 101 острове. 9 ­ Город строили в низине, покрытой болотами и топями. Строительство  шло тяжело:  рабочие жили в нечеловеческих условиях, многие погибли от  голода, болезней и непосильного труда. Нелегкой ценой на болотистых и  безлюдных берегах был воздвигнут прекраснейший город.  ­ А мы с вами подплываем к следующей станции.  2 станция – Петропавловская крепость.   Ученик: ­ 27 мая 1703г. на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Отсюда начинался Петербург. Крепость была сооружена для защиты города от врагов. Стены ее были деревянными, но постепенно крепость становилась каменной. Высота стен достигает 10­12  метров, а ширина – 20метров.  ­ Центром крепости является Петропавловский собор. Колокольня собора со шпилем достигает высоты 122,5метров. Это – самое высокое сооружение Санкт­Петербурга. Ангел с крестом на вершине 40­метровой колокольни, стал одним из символов города. Сейчас в Петропавловской крепости находится музей. 10 ­  А следующая станция ­ «Мосты».   3 станция – Разводные мосты. Ученик: ­ Через р. Неву, ее притоки и каналы перекинулись красивые мосты. Они имеют свою особенность, которая отличает их от обычных мостов. Для того чтобы корабли могли свободно пройти по реке, ночью мосты разводят. ­ А мы подплываем к следующей станции. 4 станция – Зимний дворец. 11 Ученик: И все дворцы, ограды, зданья, И эти львы, и этот конь Видны, как бы для любованья Поставленные на ладонь. ­   В   Санкт­Петербурге   много красивых дворцов, но самый прекрасный – Зимний дворец, бывший парадный дворец царской семьи, в котором сейчас располагается – музей Эрмитаж, крупнейшая коллекция которого составляет около 3 млн.экспонатов: картин, роскошной мебели, скульптур, изделий из камня, золота, серебра. Музей известен во всем мире и является национальной гордостью нашего государства.                            Учитель: Дома вам предлагалось подготовить проект о знаменитых людях  Санкт – Петербурга. Послушаем ваши выступления. 5 станция – знаменитости г.Санкт – Петербурга.              12 III. Закрепление материала Учитель:  Логическим продолжением нашего урока  будут задания по  закреплению знаний, полученных на уроке. 1)  Соотнесите иллюстрации достопримечательностей Санкт­ Петербурга с их названиями.                 2) Разгадайте  кроссворд.                 IV. Итог урока.  Вот и закончилось наше виртуальное путешествие по Санкт­ Петербургу, которое, как я надеюсь, продолжится на следующий год  посещением этого славного города. 13 V. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы  А.С.Пушкина «Полтава», посвященный городу на Неве: «Люблю тебя, Петра  творенье!..»        Результаты данного проекта могут быть использованы в образовательной  практике школ и учителей­предметников с целью решения следующих задач:   Формирование   нравственных   ценностей   и   развитие   ценностных качеств   личности   на   основе   1)   собственного   опыта,   2)   опыта, приобретенного в семье, 3) в школе, 4) в социальной среде.  Развитие познавательных возможностей и способностей учащихся.  Расширение кругозора школьников.  Создание необходимых условий для ориентаций в закономерностях окружающей деятельности  и активного использования полученных знаний в повседневной жизни. 3. Заключение        Забота о духовно­нравственном и культурном возрождении России – одно   из   приоритетных   направлений   деятельности   современной   школы. Данный   проект   представляет   практический   интерес   как   реальная возможность   самостоятельно   решать   методические   и   практические вопросы в сфере духовно­нравственного образования  и воспитания.    14 4. Список литературы 1. Воронова Е.К. Воспитательная работа в современной школе. Советы  опытного педагога.­ М.: Феникс, 2009. 2. Государственная программа Московской области «Образование  Подмосковья» на 2014­2018 годы. Режим доступа к сайту:  http://mo.mosreg.ru/dokumenty/ 3. Доклад Правительства РФ Федеральному собранию о реализации  государственной политики в сфере образования. Режим доступа к сайту Минобрнауки России: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE %D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD %D1%82%D1%8B/4605 4. Доклад   министра   образования   Московской   области   на   августовской конференции педагогической общественности, август 2014 года. Режим  http://mo.mosreg.ru/meropriyatia/avgustovskaya­ доступа     к   сайту: konferentsiya­pedagogicheskoy­obshchestvennosti/. 5. Закон Московской области от 27 июля 2013 года N 94/2013­ОЗ Об  образовании (с изменениями на 8 мая 2014 года. Режим доступа:  http://docs.cntd.ru/document/537938650 . 15 6. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы   4­5   классы:   учебное   пособие   для православной   культуры. общеобразовательных учреждений.­ М.: Просвещение, 2013. 7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 04.12.2014. 8. Православное образование №2(6) 2013. 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.  10.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской   Федерации"   [Электронный   ресурс]:   закон.­Консультант Плюс: сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru  16

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме: «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»

Выступление по теме:           «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017