Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)
Оценка 5

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Оценка 5
Культурные мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 4
5 кл—10 кл
25.06.2017
Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)
Программа ЧУвство Родины (ред).docx
Программа «Чувство Родины» (воспитательно­методический комплекс) Содержание 1.Информационно­технологическая карта 2. Программа ( воспитательно­методический комплекс) 2.1.Пояснительная записка. Обоснование актуальности. 2.2.   Место     программы     в   гуманистической   воспитательной   системе школы  2.3.Структура, модель  программы  2.4.Участники программы  2.5. Обеспечение  программы 2.6.Содержание программы  3. Результаты работы по программе 3.1.   Результативность   сформированных   эмоционально­ценностных отношений к своей гражданской принадлежности   3.2.Исследование уровня гражданской идентичности среди учащихся 10 класса  4. Используемая литература 5.Иллюстративное наполнение содержания программы (фотографии) 6. Приложения ( следующие модели занятий и разработки :   Мастерская   творческого   письма   по   созданию   эссе   «тот удивительный Крым. Крым – то Россия!»;       урок­фрейм «Хлеб – имя существительное»;  разговор – взгляд «Живи и помни»;  песенное кольцо Памяти;  фабульная композиция «Госпиталь»;  школьный социокультурный проект «Валенки»). 1.Информационно­технологическая карта программы  Полное название Воспитательно­методический комплекс «Чувство Родины» программы Главные цели: Задачи:  Область применения: Ожидаемый результат Возможности использования представленного опыта создание   условий   для   формирования   идентичности гражданина России  в контексте общего образования  путем воздействия на эмоционально­волевую  сферу обучающихся. ­побудить   к  осознанию     воспитанником       себя   как гражданина   российского   общества,   уважающего   историю своей   Родины  и  несущего  ответственность   за  ее  судьбу   в современном мире ­дать установку на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; ­воспитать готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми   разных   убеждений,   национальных   культур   и религий;   толерантность   к   иному   мнению,   иной   позиции, иному взгляду на мир; великодушие; ­побудить   к   осознанию   своей   сопричастности   к судьбам  человечества; ­дать   установку   на   овладение   универсальными способами познания мира. Общеобразовательные учреждения Реализация   цели     формирования   гражданской идентичности   в контексте общего образования приведет к следующим  личностным  и социальным эффектам: ­осознанию учащимися себя гражданами России; ­укреплению российской государственности;  ­росту конкурентоспособности российского общества; ­уменьшению   риска   распада   нашей   страны   на отдельные   территории   по   этническим,   конфессиональным и/или региональным параметрам. Урочная и внеурочная деятельность, часы общения Срок и место реализации 2013­2016 г.г. Муниципальное   бюджетное     общеобразовательное учреждение   «Средняя   общеобразовательная   школа   №11» Участники программы Трансляция положительного опыта программы Социальные партнеры программы города Алексина Тульской области Учащиеся 5­10 классов Открытые уроки, семинар для заместителей директора по воспитательной работе города Алексина, Всероссийский конкурс   «Крым   –   то   место,   где   сбывается   мечта», муниципальный   конкурс   проектных   и   исследовательских работ учащихся  Родительская   общественность   школы,   школьная литературно­театральная студия, музейная комната школы, совет   ветеранов   войны   и   труда   города   Алексина, представители   силовых   структур   города   Алексина (   военкомат,   полиция),   сотрудники   детской   библиотеки города Алексина 2. Программа (воспитательно­методический комплекс) 2.1.Пояснительная записка. Обоснование актуальности. Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.  Это гораздо больше…Это — сознание своей неотъемлемости от родины  и неотъемлемое переживание вместе с ней  ее счастливых и ее несчастных дней. (А.Н.Толстой) Кто­то   воспитывает   примером,   кто­то   ­   пряником,     а   я   воспитываю словом. Как ни странно: есть такие  слова, трепет которых мы слышим всюду. Но они не заставляют трепетать наши души и сердца. Другим  же нет цены. Они   необходимы, как воздух, как дыхание, как свет. Отечество, Культура, Человек,   Традиции   –   это   те   ценности,   которые     являются   регуляторами сознания   и деятельности,   определяют   жизнь   семейную,   общественную и государственную.  Формирование   гражданской   идентичности   призвано   обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных   ценностей,   свободу   его   самовыражения   на   основе   учета многообразия   социальных   установок,   норм   и   ценностей.   «Закон   об образовании» ( статья 3, пункт 3) определяет воспитание гражданственности и патриотизма   как  первостепенную   задачу     современного   воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Личность   каждого   воспитанника   есть  ценность.  И   с   самого   раннего времени происходит битва за нее.   Где она происходит? Арена борьбы не снаружи.  Арена   борьбы ­    сам  человек,  его   мысли   и  чувства,  его  память. Побежденный   ,   он   идет   рушить,   преследовать,   прятаться   в   тюрьмы.   А победивший   –   он   Мастер…При   умелом   воздействии     на   чувства   ученика различными активными , эмоционально­образными формами , педагог  может изменить   его   сознание.   Сознание   в   свою   очередь   позволит   сложиться привычкам   и   устоям,  сформирует     у   ребенка   «стержень»,   моральные ценности, свое мировоззрение.   Формирование гражданской идентичности  сознание                                привычки, устои                                      чувства Программа (воспитательно­методический комплекс)  «Чувство Родины»  предлагает  рассмотреть образы  «россиянин», «гражданин» как: а)   образ   жителя   конкретной   территории   (территориальная идентичность); б)   образ   гражданина   России,   наследника   традиций,   памяти,   истории определенного государства (гражданская идентичность); в) образ представителя определенной этнической группы, наследника традиций определенного народа или общности, состоящей из представителей различных   народов   и   народностей,   но   объединенных   единой государственностью государственно­национальная идентичность).  (этническая,     Ученики   должны   не   только   узнать,   сопоставить   действия   различных общностей   в   процессе   взаимодействия   с   ними   ,       но   и  осознать     свою принадлежности к определенной общности,   выработать   мнение о себе как члене данной группы, соотнести  данное  мнение  с соответствующим мнением членов   данной   группы   как   «своих»   и   других   групп   как   «чужих» (социокультурный   уровень),   наполнить   собственными   смыслами,   исходя   из учета  предпочтений и особенностей (личностный уровень).  2.2. Место  программы  в гуманистической воспитательной системе школы. Реализация воспитательно­методического комплекса по формированию гражданской   идентичности     приобретает   особое   значение   в   нашем общеобразовательном учреждении, стены   которого хранят уникальную   по воспитательному   воздействию   память   прошлого.   Свидетельством   чему служит   мемориальная  доска , расположенная  на здании школы ( с  декабря 1941   года     по   февраль   1945   года   в   школе   располагался   эвакогоспиталь №5384). В школьных   стенах  лечили раненых в годы Великой Отечественной войны, а сегодня школа призвана выполнять благородную миссию – оказывать целительное   духовно­нравственное   воздействие   на   души   и   умы   молодого поколения.   Проблема   ,   над   которой   работает   общеобразовательное учреждение,   функционирующее   в   режиме   развивающейся   ГВС,   созвучна   с целями и задачами данной программы «Развитие   ценностного мира ребенка через  воздействие на эмоционально­чувственную  сферу». В  связи   с  этим  особенно  актуальными   являются   следующие  условия деятельности:  ­создание   ценностно­целевого   единства   педагога­воспитателя   и воспитанника; ­организация   ценностно­ориентированной   деятельности   школьника, предполагающей   его   участие   как   полноправного   субъекта   педагогического процесса,   сопровождающегося   напряженной   эмоционально­психической работой его сознания; ­формирование   опыта   эмоционально­ценностного   отношения   (формирование   эмоционального   отношения,   формирование школьников   осознанного отношения, формирования деятельно­практического отношения) ­использование «безотметочной» технологии оценки деятельности. 2.3.Структура, модель  программы . С одной стороны программа основывается  на содержательных линиях: ­образ жителя конкретной территории; ­   образ   гражданина   России,   наследника   традиций,   памяти,   истории определенного государства;  ­образ представителя определенной этнической группы, наследника традиций определенного народа .  С другой стороны   стержнем программы являются технологии  организации ценностно­ориентированной   деятельности   и   опыта эмоционально­ценностного отношения школьников ( технологии интеграции учебной и внеучебной деятельности, элементы технологии «диалога» культур, технологии   организации   внутриличностного   и   межличностного   диалога, технологии игровой и проектной деятельности).  формирования   По своему замыслу , характеру, воплощению, манере подачи материала, по   силе   воздействия     все  используемые     формы,   методы,   технологии являются   интерактивными,   строятся   на   принципах     диалога   и   проблемно­ ценностного   общения,     выстроены   в   соответствии   с   возрастными особенностями развития  школьников .  Методологическим основанием программы являются   идеи гуманистической школы     воспитания   ,   основанные     на   фундаментальных   общечеловеческих ценностях:  Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.   Схематично структуру программы можно представить следующим образом: Создание условий для формирования российской идентичности представить следующим образом: организация ценностно­ориентированной деятельности и формирование опыта эмоционально­ ценностного отношения школьников  путем использования следующих технологий: путем  использования следующих  технологий : технологии организации внутриличностного  диалога Мастерская творческого  письма по созданию  жителя эссе «Этот удивительный  Крым. Крым – это  Россия!»   образ конкретной территории (территориальная (советы заядлой  идентичность); путешественницы) технологии организации  межличностного  диалога; интеграции; элементы технологии  диалога культур  Урок­фрейм «Хлеб­имя  существительное» Разговор­взгляд на  повесть В.Распутина  «Живи и помни» Песенное кольцо Памяти Фабульная композиция  «Госпиталь» технологии игровой и  проектной деятельности  Школьный  социокультурный проект  «Валенки» образ представителя  определенной  этнической группы,  наследника традиций  определенного  народа или общности, состоящей из  представителей  различных народов и  народностей, но  объединенных единой государственностью  (этническая,  государственно­ национальная  идентичность). образ гражданина  России, наследника  традиций, памяти,  истории  определенного  государства  (гражданская  идентичность) 2.4.Участники программы, результаты программы  Участниками,     претворяющими   в   действие     программу     «Чувство Родины», являются учащиеся 5­10 классов. По своему замыслу ,  характеру, воплощению,   манере   подачи   материала,     силе   воздействия  предлагаемые формы   проведения   занятий   с     учащимися     связаны   с   требованиями   к результатам ФГОС, связанными   прежде всего   с   личностным уровнем.  К числу   личностных   отнесены   и   результаты   воспитания   российской гражданской идентичности. № Уровень результата Форма деятельности  1 уровень Приобретение школьником     социальных знаний  о   том,   что   он принадлежит к определенной   группе   и относит себя к ней,   Школьный социокультурный проект «Валенки»; Песенное Памяти ; Фабульная композиция «Госпиталь»   кольцо Возрастн ые особенности участников  4­7 классы 1­5 классы 6­7 классы 2 уровень Формирование ценностного   отношения  к собственному  групповому членству   группе, осознанное принятие культурных   норм   и образцов поведения, в       Школьный социокультурный проект «Валенки»; Урок­фрейм   «Хлеб­ имя существительное»; Разговор­взгляд   на 4­7 классы 8­9 классы 9­10 классы ценностных   ориентации   и языка,   понимание   своего «я»   с   позиций   тех культурных характеристик,   которые приняты  в  данной  группе, общности, обществе.  Получение   опыта самостоятельного общественного   действия по    определению социальной   и   личностной идентичности. 3 уровень повесть   В.Распутина «Живи и помни» 4­7 классы 10­11 классы Школьный социокультурный проект «Валенки»; Мастерская творческого   письма по созданию эссе  Крым – это Россия! (советы путешественницы) заядлой   2.5. Обеспечение  программы. Для осуществления данной   программы школа располагает следующей материальной базой и кадровым обеспечением : 1. 2. 3. 4. 5. Классный кабинет­амфитеатр Актовый зал (на 150 посадочных мест) Компьютерный класс Комната­музей Звуковая   аппаратура   (колонки,   микшер,   усилитель,   ДВД­ проигрыватель) Воспитательный центр школы – литературно­театральная студия  Руководители   комнаты­музея   школы,   литературно­театральной 6. 7. Школьная библиотека 8. студии  9. Участники   литературно­театральной   студии,   лекторская   группа комнаты­музея школы   2.6.Содержание программы . Содержательные линии  Этапы ценностно­ориентированной деятельности   жителя Образ конкретной территории (территориальная 1.Индуктор­создание эмоционального мотивации творческой     настроя обучающихся   и к деятельности,       Уровни формирования   опыта эмоционально­ ценностного отношения  1.Создание эмоционального настроя 2.Промежуточна 1 1 . идентичность) Мастерская творческого   письма по   созданию   эссе «тот   удивительный Крым!»(советы заядлой путешественницы) Образ   гражданина России, наследника традиций,   памяти, истории определенного государства (гражданская идентичность) Урок­фрейм  «Хлеб­имя 2 личностного   отношения   к   предмету обсуждения.   (Чтение   и   обсуждение стихотворений   русских   поэтов   о родной природе, о природе Крыма). 2.Реконструкция­ создание гипотезы   (   «Отдых   в   Крыму отличается от отдыха за   границей, он просто другой!»)   3.Обсуждение гипотезы  4.   Социализация   ­   работа   в малых   группах     (чтение   и   анализ текстов – отрывков из произведений А.С.Пушкина «Бахчисарайский   В.Вороненко   «Этот фонтан», удивительный Крым!»). 5.Афиширование–представление творческих работ­эссе      6.Рефлексия.  я   рефлексия   и самокоррекция деятельности 3.Общая   рефлексия и выход на новую систему проблем. Вопросы для самостоятельного размышления: Поделиться   впечатлением:     что   я открыл,   размышляя   о таком   необычном месте,   как   Крым, читая   высказывания писателей и размышления   поэтов серебряного века? Что я   открыл   сегодня нового   –   в   себе,   в окружающих?   На какие   вопросы   я ответы? получил чувства, Какие эмоции, мысли (открытия!)   возникали во   время   обсуждения высказываний, текстов…   и   создания собственных творческих  работ?         Фрейм (с английского рама) – концентрация разнородной информации, имеющей центром то или   иное   реальное   явление,   ситуацию, действие, воспринятую   в ограниченных рамках пространства и времени. психикой     событие,   1.Создание   эмоционального настроя     (   ситуация   удивления   – повар с хлебом в руках)  2.Эмоциональное погружение в Формирование эмоционального отношения существительное» 2 . тему   (прослушивание   музыкальной баллады о хлебе А.Пахмутовой) 3.Индивидуально­ познавательный этап урока­диалога ( формулировка   темы   ,   целей   с помощью толкования значения слова «хлеб»   в   толковом   словаре С.И.Ожегова, обращения к истории и роли   хлеба   блокадном Ленинграде ) в   4.Коллективно­аналитический этап урока­диалога  (   комплексный   анализ   текста, выявление   поставленных   в   нем проблемы   отношения   к   хлебу сегодня, самостоятельная деятельность учащихся) 5.  Личностно­рефлексивный (Исследование этап  ценностного   мира   учащихся   с помощью пословиц). диалога     Формирование осознанного отношения  6. Рефлексия чувств  Формирование деятельно­ практического отношения Эмоциональная функция педагогического общения   обогащение спектра эмоциональных состояний, прочувствование своего   места   в   этом мире. это всего ­     3 3 . Разговор­ взгляд   на   повесть В.Распутина   «Живи и помни» (   дискуссия проблемно­ ценностного содержания)   Содержание   построено   с учетом   основных функций по А.В. Мудрику   («Общение   как   фактор воспитания   школьников»).   Особое внимание   следует   обратить   как   на нормативную, познавательную функции, так и на эмоциональную и актуализирующую.   Каждый   в педагогическом   общении   реализует себя   как   личность,   развивает   и укрепляет   в   себе   чувство   чести   и достоинства.   Здесь   эффективной формой может послужить разговор­ взгляд. 1.Вопрос для размышления:  какое, по­вашему, определение в данной статье С.И. Ожегова будет соответствовать разговора?  (Мнение, суждение).   типу   нашего 2.  Взгляд   автора   на   героя повести   В.Распутина   «Живи   и помни» 3.Взгляд   на   дезертирский поступок   героя   с   точки   зрения истории 4. Взгляд на дезертирство как явление сточки зрения Закона Формирование эмоционального отношения  5.  Взгляд    на    свой  поступок самого героя Взгляд на поведение мужа Настены, жены.     6.   Взгляд   поступок Гуськова   односельчан   на 7. Взгляд читателя на поступок Гуськова произведения. 8. Взгляд читателя на название 9. Рефлексия. 4 Песенное   кольцо Памяти 4 .   ( 1.Точки  «удивления»   прослушивание музыкальных   произведений   о   войне разных   жанров   (вальс,   марш, частушки)     в   исполнении   духового оркестра). 2.Знакомство   с   историей создания  песен военных лет, выбор, разучивание     песен   о   Великой Отечественной войне, современных и написанных   в   10,20,30,40   лет   тому назад. 3. Исполнение песен о Великой Формирование осознанного отношения  Формирование деятельно­ практического отношения Созерцательный этап­развитие способности воспринимать эмоционально, реагировать. Эмоционально­ образный   усиление эмоционального воздействия посредством   этап­ Отечественной войне ( современных и   давних,   в   жанре   марша,   вальса, лирических) 4. Рефлексия  Составление   синквейна   по теме  «Песня на войне» привлечения произведений искусства.  Этап эмоционального поиска  ­   развитие умения   передавать свое внутреннее состояние.  Эмоционально­ творческий   активизация эмоционально­ творческой деятельности  этап­     В   сочетании   с   методом фабульная реконструкции композиция способствует накоплению   ценного   жизненного опыта   путем   положительных постоянных примеров, образов.  Формирование российской     гражданской идентичности невозможно   без   непосредственного соприкосновения   детей   с   реалиями прошлого. Формирование эмоционального отношения  5 Фабульная композиция «Госпиталь» 5 . 1.Вводный     (   выбор   темы, погружение,   посещение   музейной комнаты   истории     школы, соотнесение   истории   школы­ госпиталя содержанием стихотворения   Р.Рождественского «Госпиталь») с     Формирование осознанного отношения  2.Подготовительный     ( разработка сценария, подбор костюмов,   декораций,   выбор   места для   реконструкции   фабульной композиции) 3.Постановочный   (репетиции, работа   над   созданием   образов, интонацией) 4.Итоговый  Формирование 5.   Рефлексия   (письменный ответ   на   вопрос:   с  чего   начинается Родина?) Социальная   проба­   37   процентов опрошенных   учащихся   школы,   их родителей считают валенки удобной, полезной обувью. Проблема удобная, традиционная   обувь   не   пользуется популярностью!!! ­    деятельно­ практического отношения Формирование эмоционального отношения  Чтобы   доказать   обратное, участники   разделились   на  группы: историки ( собрать материал о роли валенок в   различных исторических событиях), (собрать информацию   о   сырье   для изготовления   валенок),   физики (исследовать,   Физические   свойства валенка), биологи    географы   (   исследовать   и   выявить влияние   валенок   на   организм человека),   фольклористы   (собрать материал   в   виде   сказок,   пословиц, потешек, частушек о валенках) Продукт ( результат) проекта­ концерт­презентация   для   родителей «Ай, да валенки!» Формирование осознанного отношения  Формирование деятельно­ практического отношения     из или Образ представителя определенной этнической группы, наследника традиций определенного народа общности, состоящей представителей различных народов   народностей, объединенных единой государственность ю   (этническая, государственно­ национальная идентичность). Школьный социокультурный проект «Валенки» и   но 6 6 . 3. Результаты работы по программе 3.1.   Результативность сформированных эмоционально­ценностных отношений к своей гражданской принадлежности  (разработка кафедры общей   и   социальной   педагогики   Воронежского   государственного педагогического университета) Участники – учащиеся 6­9 классов ( 46 человек) Вопросы    До начала действия программы  После окончания курса программы Чтобы   тебя   называли россиянином, обязательно ли быть русским? а) да;                       б) нет. Может   ли   современный человек   гордиться   тем,  что   он   – россиянин? а) да, безусловно; б) нет, особо нечем. Можно   ли   считать   себя россиянином, ничего не делая для благополучия России? а) вполне, достаточно того, что я здесь живу; б) да; в) нет. Согласен   ли   ты   с утверждением: мне все равно, кем себя   считать   (россиянином, европейцем,   человеком   мира   и т.п.), лишь бы жилось хорошо? а) да; б) нет. Кто   чаще   напоминает   тебе, что ты россиянин? а)   средства   массовой информации б) родители в) педагоги г) твои друзья 35% 40% 78% 8% 8% 4% 69% 4% 80% 25% 20% 45% 10% 20% 48% 86% 6% 4% 4% 77% 2% 88% 20% 18% 54% 8% Диагностика, проведенная среди учащихся 5­9классов, показала, что у большинства     из   них   вызывает     чувство   гордости   факт   принадлежности   к этнической   группе   «россиянин»,   многие   из   опрошенных   (77   %) придерживаются  активной гражданской позиции. 3.2.Исследование   уровня   гражданской   идентичности   среди учащихся 10 класса (18 человек) Утверждение Совершенно согласен (+2 балла) Скорее согласен, чем   не согласен (+1 балл) Скорее не согласен, чем согласен (­1 балл) Совершенно не согласен (­2 балла) 1 1.   Я   провел   много времени, стараясь узнать как   можно   больше   о своем   государстве,   о гражданском   обществе, группах, демонстрирующих активную   гражданскую позицию,   их   истории, традициях, обычаях, деятельности     2.   Я   активен   в   или организациях группах, социальных которые включают преимущественно   членов с выраженной гражданской позицией     3.  Я   очень   хорошо знаю   свое   российское происхождение и понимаю, что оно значит для меня     как 4. Я много думаю о мое том, гражданство, гражданская   позиция повлияет на мою жизнь   5.   Я   рад,   что гражданином являюсь   своей страны  6.   Я   четко чувствую связь со своим государством, 2 10 8 9 8 13 10 3 6 8 6 6 4 5 4 2 2 3 4 1 3 5 0 0 0 0 0 0 7. гражданским обществом   Я   хорошо понимаю, что значит для меня моя принадлежность к Российскому государству 8. Для того, чтобы узнать побольше о своем государстве, гражданском обществе, я говорил   о   нем   со многими людьми 9. Я горжусь своим государством 10.   Я   соблюдаю своего   традиции государства 11.   Я   чувствую сильную привязанность к своей стране,   государству 12.   Я   хорошо отношусь   к   своему российскому происхождению 11 8 16 14 15 13 4 5 2 3 3 3 3 5 0 1 0 2 0 0 0 0 0 0 Выводы:  16,7 – общий показатель гражданской идентичности из 24  Степень   выраженности   осознания   своей   принадлежности   к определенной группе составляет 22 из 36 Степень   выраженности   эмоционально­ценностного   компонента гражданской идентичности составляет 27 из 36 РАО, д.психол.н., 4. Используемая литература Асмолов   А.Г.   –   научный   руководитель,   (директор   ФГАУ   «ФИРО», академик   О.А.Карабанова, Т.Д.Марцинковская,   М.С.Гусельцева,   Э.Ф.Алиева,   О.Р.Радионова,   Х.Т. Загладина, Е.С.Терехова , В.В.Глебкин, М.В.Левит.  Учебно – методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию   гражданской   идентичности   личности   учащихся   в   рамках социального   партнерства   семьи   и   школы.   Федеральный   институт   развитяи образования. Москва.2012 профессор),   А.В.Мудрик   Общение   как   фактор   воспитания   школьников   Москва. Просвещение. 1984 Д.В.Григорьев , П.В.Степанов Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников. Москва. Просвещение.2010 Е.Н.Степанов Педагогический контроль в процессе воспитания Москва. Творческий  центр . 2008 Põhikooli   valdkonnaraamat   VENE   KEEL   JA   KIRJANDUS.   Õppekava. www.oppekava.ee  ССЫЛКА14.  Инновационные   технологии   в   преподавании русского   языка   (Наталия   Мальцева­Замковая,   Ирина   Моисеенко,   Нина Раудсепп)   Технология   «Педагогические мастерские»citoweb.yspu.org/link1/metod/.../node28.html И.А.Мухина.Педагогическая   мастерская schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/.../link6.htm  Т.Ерёмина. "Ещё раз о педагогической мастерской" Литературный   Крым   http://lyrica.crimea.edu/index.html   Библиотека   М. легенды   Крыма http://www.lib.ru/ Мошкова   http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z00 00005/   Мифы   и

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс) "Чувство Родины"(5-10 классы)

Программа ( воспитательно-методический комплекс)  "Чувство Родины"(5-10 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2017