Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"
Оценка 5

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Оценка 5
Занимательные материалы +4
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
30.04.2019
Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"
Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках истории и обществознания на примере занятий в 5-8 классах. И, соответственно, показать, как используются творческие проекты на уроках истории и обществознании на примере 6 класса, в качестве адаптации их в образовательном процессе, находящемся на переходе от начальной школы к старшим классам, в результате чего и происходит становление учеников как будущих взрослых.
творческий подход.doc
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ  В ПРЕПОДОВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Содержание Введение                                                                                                               3 Глава 1. Творческие приемы и их характеристика. Проектная деятельность на уроках истории                                                                                  5 Глава 2. Дидактическая игра как творческий прием                                      9 Заключение                                                                                                       19 Список использованной литературы                                                          21 Введение В   последнее   время   в   России   происходят   стремительные   социальные, политические   и   экономические   изменения.   Эти   изменения   сказываются   и   в образовании   и   воспитании.   Система   российского   образования   постоянно претерпевает   изменения,   постоянно   обновляется.   Кроме   того,   тот   диапазон образования,   который   предлагается   сегодня   в   средней   и   старшей   школе,   все более оспаривается и подвергается сомнению. Современные   педагогические   науки,  исследования   и   опыт   преподавания ориентируют   учителей   на   необходимость   формирования   личности,   умеющей самостоятельно   добывать   знания   и   применять   их   на   практике.   Развитие   у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и   учебной   работы   не   возможно   без   целенаправленной   деятельности преподавателя.   Большое   место   в   этом   процессе   занимает   работа   учащихся   с источниками знаний, прежде всего, с текстом, картами, схемами. История – наука, которая охватывает все сферы нашей жизнедеятельности. Но   эта   та   наука,   которая   затрагивая   разные   сферы   не   стремиться   в   них углубиться.   История   лишь   рассматривает   отношения   той   или   иной   сферы   к определенным историческим явлениям. Поэтому современному педагогу очень трудно выделить ту грань, где заканчивается история и начинается другая сфера жизни.   Тем   не   менее,   педагог   ХХI   века,   призван   решать   все   задачи   и   цели, которые ставит  перед ним общество. В результате, новые методы обучения и учебные программы в настоящее время больше не воспринимаются молодым поколением как нечто бесспорное и безусловное. Меняются сами отношения между преподавателями и учащимися. Если   по­прежнему   строить   наши   уроки   на   традиционном   понимании образования,   то   возникнет   риск   неприятия   молодого   поколения.   Именно поэтому,  чаще  всего   используют   прием  активизации  творческих   способностей обучающихся при изучении истории. Одним   из   творческих   приемов,   применяемом   в   образовании,   является проектная деятельность обучающихся, и именно на этом вопросе я остановлюсь в своем докладе. Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках истории и обществознания на примере занятий в 5­8 классах. И, соответственно, показать, как используются творческие проекты на уроках истории и обществознании на примере 6 класса, в качестве  адаптации их  в образовательном процессе, находящемся на  переходе от начальной школы к старшим классам, в результате чего   и происходит становление учеников как будущих взрослых.    На примере использования творческих приемов: проектной методики и дидактической   игры   в   5­8   классов,   как   в   качестве   адаптации   их   в образовательном   процессе,   находящемся   на     переходе   от   начальной   школы   к старшим   классам,   в   результате   чего   и   происходит   становление   учеников   как будущих взрослых, на этом и других вопросах пойдет речь в данной работе. Глава   1.  Творческие   приемы   и   их   характеристика.   Проектная деятельность. Система   образования   с   самого   момента   ее   зарождения   и   становления проходит   долгий   процесс   совершенствования.   Внедряются   новые   подходы   и приемы.   Меняются   задачи   образования   и   роли   школы   в   современном   мире. Одним из основных изменений стало разгосударствление общественной жизни, что повлекло за собой изменение и главной задачи образования. Оно утратило централизованную направленность на выполнение государственного социального заказа школы. Среди основных задач школ – постоянное обновление содержания образовательного процесса. Главным является не только предоставление школьникам определенного объема информации, но и участие их в обучении. Поощряется и приветствуется применение творчества, как со стороны учителя, так и со стороны школьников, в ходе обучения. Образование  переходит на более высокий качественный уровень, в   связи   с   чем   роль   учителя   в   современной   школе   становится   более основополагающей.  Под   методом   проектов   или   проективной   методики   в   образовании подразумевают дидактическую категорию, включающую в себя систему приемов и   способов   овладения   определенными   практическими   и   теоретическими знаниями.   Этот   способ   достижения   дидактической   цели   через   детальную разработку проблемы или технологию завершается практическим результатом в виде творческого урока. Метод   проектов   в   дидактике   объединяет   в   себя   совокупность   учебно­ познавательных   приемов,   которые   позволяют   учащимся   приобретать   знания   и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Исходя   из   преобладающего   метода   или   вида   деятельности   в   системе образования, выделяют: — прикладные проекты: это четко обозначенный результат деятельности; тщательное продумывание  структуры  проекта;  четкое  распределение  функций между   участниками;   оформление   итогов   деятельности   с   последующим   их представлением и рецензированием); —   исследовательские   проекты:   это   деятельность   учащихся   по   решению творческих   задач   с   заранее   неизвестным   результатом;   наличие   этапов, характерных для любой научной работы);  — информационные проекты: это направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов.   Структура   информационного   проекта   похожа   на   структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции); —   ролево­игровые   проекты:   эта   структура   ролево­игровых   проектов только   намечается.   Для   них   характерно:   конструирование   гипотетической игровой   ситуации;   исполнение   определенных   ролей,   имитирующих   деловые, социальные   и   другие   отношения;   результат   остается   неизвестным   до   конца работы.). Ролево­игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный   опыт,   ощутить   себя   частью   определенной   исторической   эпохи, понять   причины   и   проблемы   ее,   осознать   свою   роль   в   обучении   в   качестве соучастника образовательного процесса. Проекты бывают по характеру контактов ­ локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными   и   коллективными;   по   продолжительности   проведения   – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными. В   процессе   работы   над   проектом   учащиеся   получают   возможность самостоятельно действовать, сами ставят цель, определяют пути ее достижения, находить,   обобщать   и   анализировать   нужную   информацию,   делать   выводы. Результатом   работы   становится   получение   цельного   знания   по   предмету   и овладение определенным исследовательским багажом. Пример применения  проекта на уроке в обществознании. Тема: Человек, общество, природа. Класс: 6 Тип урока: изучение нового материала. Цели   урока:  образовательная:  рассмотреть   особенности   взаимодействия человеческого   общества   и   природы,   выяснить   связи   между   глобальными проблемами человечества и экологическими проблемами своего города, своего района проживания;  развивающая:  развивать   учебно­исследовательские   умения   обучащихся, организуя групповую деятельность, критическое мышление; предметно­практическая:  ввести   обучающихся   в   ситуацию   познавательного выбора; воспитательная: формировать умения школьников самостоятельно определять  цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, повысить интерес к изучению обществознания. План изучения нового материала. 1. Взаимосвязь человека, общества и природы. 2. Взаимодействие человеческого общества и природы. 3. Охрана природы. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. I. Постановка проблемного вопроса. Какая существует взаимосвязь между человеческим обществом и природой? II. Изучение первого вопроса­ работа с учебником, заполнение таблицы. III. Изучение второго вопроса. Опасность экологического кризиса  (по схеме). IV. Охрана природы. Темы проектов: «Зоны охраны природы в нашем районе, дворе» «Правила   экологического   поведения   школьников»,   «Зеленое   движение» против экологического кризиса» Именно при изучении данного вопроса используется метод проектов. Так   вопросам   охраны   природы   были как   темы   проектов   по   предоставлены ученикам за две недели до урока. Работа над проектами  является   проблемным   коллективной.   Дети   работают   в   группах.   При   этом   каждый   показывает   свой вклад в проект. Например, одной из тем проекта было составление правил экологического поведения школьников. В группе работало по четыре человека. Шестиклассники не только составили свод правил поведения, но и продемонстрировали, как они связаны   с   деятельностью   в   школе,   как   можно   предотвратить   экологическое загрязнение в школе и в своем районе. Ими же были приготовлены заготовки буклетов,   которые   должен   иметь   каждый   школьник   и   при   необходимости использовать их содержимое.  V. Закрепление нового материала. VI. Подведение итога урока. VII. Выставление оценок (коллективно) Данные   проекты   показывают   заинтересованность   обучающихся   в исследуемых проблемах. Метод проектов, применяемый на уроках,  показывает в первую  очередь самостоятельность исследования и подведение итогов работы школьников.   Ребята   с   большим   интересом   работают   над   проектом   и   лучше усваивают соответствующий учебный материал. Глава 2. Дидактическая игра как творческий прием. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлека­ тельной   работу   учащихся   не   только   на   творческо­поисковом   уровне,   но   и   в будничных   «шагах»   по   изучению   и   усвоению   фактов,   дат,   имен,   является дидактическая   игра;   актуальность   игры   в   настоящее   время   повышается   из­за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информа­ ции. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия.   Важной   задачей   учителя   становится   развитие   умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра ­ вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного   опыта,   в   котором   складывается   и   совершенствуется   само­ управление ученика личностно­оценочным поведением. Такого   рода   активность   возникает   нечасто,   она   является   следствием целенаправленной   педагогической   деятельности   и   организации   педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Игра по своей природе синтетична.   Она   органично   объединяет   эмоциональные   и   рациональные   виды познавательной деятельности. Игра ­ это естественная форма обучения, поэтому учитель,  организующий  игру,  исходит   из  естественных   потребностей   детей.  В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир. Функции игровой деятельности: 1)   Развлекательная.   Доставить   удовольствие,   пробудить   интерес   к изучаемому материалу. 2) Коммуникативная. Освоение диалектики общения. 3) Самореализация. Проявление личностных качеств. 4) Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности. 5)   Диагностическая.   Выявление   отклонений   от   норм   поведения, самопознание. 6)   Коррекция.  Внесение   позитивных   изменений   в  структуру   личностных показателей. 7)   Межнациональные   коммуникации.   Усвоение   единых   для   всех   людей социокультурных ценностей. 8) Социализация. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Педагогическая   игра   должна   обладать   важнейшим   признаком   ­   четко поставленной   целью   общения   и   соответствующим   ей   педагогическим результатом. Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации: 1)   Дидактическую.   Расширяет   кругозор,   активизирует   познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат. 2)   Развивающую.   Способствует   развитию   внимания,   памяти,   речи, мышления,   умению   сопоставлять,   находить   аналоги,   принимать   оптимальное решение.   Активизируется   развитие   мотивационной   направленности   учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. 3)     Воспитательную.   Формируются   нравственные,   эстетические   позиции,   Воспитывается   чувство   коллективизма. мировоззренческие   установки. Развиваются   навыки   коммуникативности,   толерантности.   Ребенок   обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии. Поскольку в настоящее время интерес к игре вообще и к дидактической игре в частности быстро растет, это приводит к увеличению числа игр, а также к их   разнообразию.   Ориентироваться   в   них   становится   сложнее.   Поэтому актуальность вопроса повышается с каждым днем. Классификация   по   сущностной   игровой   основе   выглядит   следующим образом:  ­ игры с правилами; ­ ролевые игры; ­ комплексные игровые системы (например КВН). Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры: ­ игры для изучения нового материала; ­ игры для закрепления; ­ игры для проверки знаний; ­ обучающие игры; ­ релаксационные игры­паузы. Несомненным   достоинством   является   то,   что   посредством   игр   знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: ­ историко ­ литературные; ­ историко­филологические; ­ историко­географические; ­ историко­математические и т. п. Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания: ­ игры на основе работы с наглядностью; ­ игры на основе практической работы; ­ игры на основе устного изложения учебного материала. В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников: ­ на групповые; ­ индивидуальные; ­ диалоговые (парные); ­ массовые. Психолого­педагогические возможности игровой деятельности в обучении таковы: ­ это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности; ­  в игре  активизируются   психологические  процессы  участников  игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление. Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи: ­ развитие познавательного интереса к истории; ­ глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися; ­ активизация познавательной деятельности; ­ создание условий для самовыражения личности; ­ повышение творческого потенциала учащихся; ­ разнообразие учебной деятельности; ­   развитие   навыков   коммуникации,   чувство   коллективизма,   отношений доброжелательности.  Эта педагогическая технология не только приятна, но и очень полезна. Она интересна   учителю,   работающему   со   средним   звеном   школьников.   А подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии   личности,   отличающийся   трудностью   в   обучении,   быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики. Основой успешного усвоения предме­ та, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все эго прекрасно реализуется в игре. Она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость, происходит внутреннее   раскрепощение.   Ребенок   осуществляет   самостоятельный   поиск знаний. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную   деятельность   по   запоминанию,   повторению,   закреплению   или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия ак­ тивизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игры при изучении нового материала на уроках истории. В публикациях, посвященных дидактической игре, уделяется внимание в основном   использованию   игр   на   повторение   и   обобщение   исторического материала. Поэтому хочется остановиться на играх, которые можно привлекать при изучении нового материала. Организация   изучения   нового   материала   на   уроках   достигается: посредством   устного   изложения   материала;   посредством   работы   с   печатным текстом;   в   процессе   работы   с   наглядностью;   в   ходе   практической   работы учащихся. При изучении нового материала учащиеся должны иметь возможность и слышать   (устное   изложение)   его,   и   зрительно   воспринимать   (наглядность),   и практически   выполнять   какое­   либо   задание,   то   есть   привлекать   моторику. Задания   даются   как   перед   изучением   нового   материала,   так   и   во   время   его изложения. Таким образом, материал проходит через все каналы восприятия: это, с   одной   стороны,   тренирует   все   виды   памяти,   с   другой   ­   является   гарантом индивидуального   подхода.   Устное   изложение   исторического   материала реализуется   посредством   таких   приемов,   как   повествование,   описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы   возможности   игры   при   этом?   Какие   игры   рационально использовать? Детям   нравится   игра   «Чистая   доска».   Для   ее   организации   перед объяснением   нового   материала   в   разных   концах   школьной   доски   записывают вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой, картой (берется из атласа), картиной и т. д. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся   будут   участвовать   в   игре:   «Посмотрите   на   доску,   она   заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой­нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой». Другой   вариант   (когда   игра   проводится   не   в   первый   раз)   игры   может включать   небольшое   соревнование:   «Какой   ряд   учащихся   поможет   убрать   с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием. На   уроках   истории   используется   большое   количество   терминов.   Для работы   с   ними   можно   использовать   игру   с   определенными   правилами   ­ «Переводчик».   Трудностью   в   усвоении   различных   определений   является сложность научного языка. В данной игре детям предлагается высказать какую­ либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».  Например: «Разночинцы ­  межсословная  категория  населения, в основном занимавшаяся умственным трудом» = «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции». Предлагается высказать разные варианты всем желающим. Лучшие фразы можно записать. Помимо   этих   игр   при   изучении   нового   материала   используются   игры «Живая картина» («Оживи картину»), «Экскурсия», «Творческая лаборатория», «Историческая   гостиная»,   «Мудрая   змея»,   заседание   клуба   «Всезнающий попугай», кроссворды и др. Итак,   при   использовании   игр   в   процессе   изучения   нового   материала   на уроках истории можно выделить следующую методику: Постановка учебно­игрового задания перед изучением нового материала. Это   адресованное   учащимся   задание   может   быть   направлено   на   выполнение одной   из   логических   операций   (выделение   главного,   сравнение   и   др.)   или   на развитие   исторического   воображения.   А   также   задание   работает   и   на занимательность обучения, таким образом мотивируя, стимулируя, активизируя познавательные процессы школьников. Организация   самостоятельной   работы   учащихся   по   выполнению   учебно­ игрового задания при изучении нового материала. Применение   полученных   учащимися   знаний   в   ходе   кульминации   и заключительного   этапа   игры   (при   этом   происходит   объединение   в   единый процесс изучение нового материала и его закрепление). Достоинство такой методики урока состоит в следующем: ­ игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников: внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение; ­ игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; ­ одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса; ­ посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении; ­ игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории: ­ способность к ретроспективному мышлению, мысленной реконструкции картины исторического исследования; ­ способность к историческому сопереживанию; ­   игра   позволяет   гармонично   сочетать   эмоциональное   и   логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные и осознанные знания. Дидактические   игры   на   закрепление,   повторение   и   обобщение исторического материала Эти игры приближены к тем, в которые дети играют на улице, в летних лагерях   отдыха,   поэтому   очень   просто   объяснить   им   правила   игры.   Главным критерием отбора игр является их занимательность. На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, фактов, фраз, небольших отрывков текста. Школьников привлекает процесс   отгадывания,   проявление   сообразительности,   смекалки,   быстроты реакции. Вот некоторые из игр. Игра   «Аукцион».   Эта   игра   проводится   после   прохождения   одного   из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения   предлагается   ребятам   игра:   «Продается»   оценка   «5».   Каждый   из учащихся   может   ее   «купить».   Для   этого   ученику   нужно   назвать   любое историческое лицо, жившее в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой «участник   торгов»   может   назвать   более   высокую   «цену»,   назвав   другого современника   Ивана   Грозного.   При   этом   называемые   имена   не   должны повторяться.   Повторившийся   участник   выбывает   из   игры.   Каждое   имя записывается на доске и в тетрадях (это делает повторение более эффективным). Если ученик называет малоизвестное лицо, то надо сказать о нем несколько слов. Если после очередного названного имени возникает пауза, медленно ударяется молотком   три   раза;   ребята   за   это   время   могут   назвать   других   исторических героев. Выигрывает тот, кто последним назовет имя героя. После третьего удара молотком никто не должен произносить имен. Победитель получает «5». Можно провести «Аукцион дат, понятий» на первом уроке в начале учебного года, когда на вводном занятии учащиеся восстанавливают в памяти события предыдущего курса истории. Такая игра позволяет обобщить материал изученной темы. С учащимися, которым трудно дается материал и которых трудно увлечь предметом, проводится игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение с новой строки.   Оно   несет   самостоятельную   смысловую   нагрузку.   Затем   разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются   и   помещаются   в   конверт.   Это   заготовка   для   игры,   которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст. Для   удобства   проверки   нумеруются   предложения   в   произвольном   порядке. Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т. д.). Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся следует внимательно изучить   смысл   каждого   предложения.   В   результате   происходит   достаточно качественное усвоение информации. Творческий характер в преподавание истории вносят ролевые игры. Новая позиция, в которую ставится ребенок (так как воображает себя кем­то другим), создает   привлекательность   ролевой   игры  для   детей  и   обеспечивает   огромную победительную силу для деятельности ребенка; реализуя в воображаемых усло­ виях игры какие­то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица. Ролевая игра требует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи. При изучении темы «Либеральные реформы 1860­1870­х гг.» проводится игра «Импровизации на тему ...». В этой игре класс учащихся делится на несколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной изучаемой теме. Игровые задания записывают на карточке, там же указываются страницы учебника, где можно найти необхо­ димую информацию. Время на работу в группах ограничено 15 минутами. По истечении времени группы показывают подготовленные инсценировки. Учитель оценивает работу каждой группы. «Военная реформа». Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше­то тоже забирали, да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть... Роли: сельский староста, крестьяне. По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя. «Судебная реформа». Заседание окружного суда по делу В. И. Засулич. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт­Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила   свой   поступок   как   протест   против   самоуправства   Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. Роли:   судья,   прокурор,   присяжный   поверенный   (защитник),   присяжные заседатели, обвиняемая, свидетели. По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя. И т. д. ­ по всем реформам того времени. Данная игра позволяет более глубоко вникнуть в содержание изучаемого материала,   развивает   историческое   воображение,   способствует   творческому применению полученных знаний и обретенных умений. На уроках используются следующие ролевые игры: «Ассорти», «Светский салон XIX века», «Интервью с историческими героями», «Урок­суд», «Музей», «Проверь себя», «Реставрация», «Блеф­клуб», «Хронолет», кроссворды и др. Подводя итог, хочется отметить: используя игры на повторение и обобщение исторического материала, учитель ставит   иные   задачи,   чем   при   изучении   нового   материала:   необходимо,   чтобы учащиеся вспомнили главное  из усвоенного материала;  обратили внимание на имена собственные, термины, даты, ход событий в изучаемой теме. Практика   показывает,   что   игра   на   уроке   ­   это   занятие   серьезное.   Она является одним из современных средств обучения, обладающим образовательной, воспитательной,  развивающей   функциями,  которые   действуют   в   органическом единстве. Образовательная   функция.   Игра   обеспечивает   овладение   знаниями, умениями, навыками. Она представляет собой одну из форм учета, контроля и самоконтроля учащихся. Это показатель успеха учащихся в овладении учебным материалом.   Психологическое   влияние   игры   проявляется   в   интеллектуальном росте учащихся, развитии инициативы. Воспитательная   функция.   Игра   воспитывает   культуру   общения. Складывается   новый   демократический   тип   отношений   между   учащимися   и учителем. Формируется ответственное отношение к учебе. Развивающая   функция.   В   процессе   игр   учащиеся   учатся   анализировать, сравнивать,   обобщать   исторические   факты   и   явления.   Развиваются   навыки самостоятельной работы с учебником, документами, справочной литературой. Таким образом, можно сделать вывод: игра ­ это яркий эмоциональный праздник, одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший   результат.   И   это   подтверждается   качеством   знаний   учеников: результатами контрольных срезов, итоговой аттестацией и победами на олим­ пиадах. Заключение Несмотря на внедрение новых технологий в процесс образования, основной материал   должен   усваиваться   обучающимися   на   уроке.     Для   успешного   его усвоения нужно применять творческие приемы обучения.       В   использовании   творческих   приемов:   либо   метод   проектов,   либо дидактическую   игру   необходимо   помнить   одно   правило   –   не   использовать слишком   часто.   Но   чтобы   поддерживать   детский   интерес,   развивать интеллектуальные   умения   и   способности,   вызывать   желание   проявлять   себя необходимо   использование   элементов,   приемов,   методов   творчества   в традиционном уроке: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками   дат,   составление   кроссвордов,   подготовка   и   защита   реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация и др. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении. Достоинств уроков с применением творческих приемов  множество. Это и отказ   от   однообразия   обычных   занятий   историей,   и   мотивация   обучения учащихся, и более действенные воспитательно – образовательные возможности урока. При умелом сочетании традиционных и инновационных методов учащиеся получают   не   только   знания,   а   развиваются   умственно,   получают   навыки     их применения   к  жизни,  они  легче   соотносят   исторические   события,  процессы   с периодом, эпохой, учатся анализировать, сравнивать на основе разностороннего изучения   источников,   обобщать   и   давать   оценку   событиям   и   деятельности исторических  личностей. Кроме того, получают навыки работы с историческими документами,   общественно   –   политической   литературой.   Такой   подход вырабатывает   волю, усидчивость. Все  это сказывается, в    конечном счете,  на качестве знаний.  Данные проективные методики показывают особый интерес к истории и обществознанию,   способствуют   повышению   интереса   к   предметам,   развитию исследовательской   деятельности   и   помогают   обучающимся   наиболее   легко адаптироваться в изучении сложного материала. Список использованной литературы  1.    Агапеева   Н.А.  Нестандартные   формы   урока   // http://festival.1september.ru/articles/210455/   2.   Активизация   познавательной   деятельности   на   уроках   истории   в   7­9 классах// http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5320   3.  Борзова   Л.   П.  Игры   на   уроке   истории   :   методическое   пособие   для учителя . ­ М.: ВЛАДОС­ПРЕСС, 2004. 4. Васяева С.Н. Нетрадиционные формы уроков, Преподавание истории в школе, 2001, № 6  5.Вольваков С. П.  Познавательно – развивающие вопросы в преподавании истории Отечества. Преподавание истории в школе, 2000, № 5  6.   Влияние   содержания   и   приемов   преподавания   истории   на   личность школьника // http://tgi65.ucoz.ru/publ/2­1­0­24   7. Вяземский Е. Е. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей // Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 8. История: технологии современного урока. 5­11 классы. Волгоград, 2009 9. Кочерук И. В. Учебные игры по истории // И. В. Кочерук // Преподавание истории в школе. ­ 1999. ­ № 4. 10.  Маникина   И.А.  Игра   как   одно   из   средств   развития   творческих  http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe­ учащихся// способностей   iskusstvo/library/tvorcheskii­otchet­po­teme­igra­kak­odno­iz­sredstv­razvitiy   11.  Маргенова   З.Б.  Методы   и   приёмы   активизации   творческой деятельности учащихся на уроках// http://festival.1september.ru/articles/527174/   12. Пахомова  Н. 10. Что такое метод проектов? // Школьные технологии. ­ 2004. — № 2. — С. 93­96. 13.Федорчук   И.   А.  История   Интеллектуальные   игры   для   школьников, Ярославль «Академия развития, 1998  14.  Шевченко   Н.   Н.  Нетрадиционные   методы   преподавания   истории   в старшей школе // Преподавание истории в школе. ­ 2002. ,№ 9. ­ С. 46­50

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"

Выступление по теме "Творческие приемы в преподавании истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019