Выступление «Предшкольная подготовка в формате дополнительного образования детей»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.03.2019
Выступление по теме «Предшкольная подготовка в формате дополнительного образования детей» подготовлено в рамках круглого стола
«Особенности предшкольной подготовки в условиях дополнительного образования» для педагогов, педагогов-организаторов дополнительного образования. Рассматриваются вопросы актуальности и перспективности опыта развития детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Особенности предшкольной подготовки.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Круглый стол
«Особенности предшкольной подготовки в условиях
дополнительного образования»
Выступление по теме
«Предшкольная подготовка в формате
дополнительного образования детей»»
Подготовила:
Берникова С.Г.,
педагогорганизатор Кувандык, 2018 г.
Обновление системы образования в России, повлекшее за собой
возникновение различных типов школ, ставит перед семьей, системой
образования определенные проблемы по развитию дошкольников. Трудно
переоценить значение образования в дошкольном возрасте, когда
закладывается фундамент развития личности ребенка, её базовая культура,
что позволяет ему успешно овладевать различными видами деятельности и
областями знаний на других ступенях развития.
Такие качества личности, как инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения, определяемые сегодня в
качестве важнейших условий конкурентноспособности, необходимой в
контексте современного динамичного и жесткого мира, нужно формировать
уже в раннем детстве, имея в виду особенности данного возрастного этапа. И
еще более важно сохранить, развить и укрепить ценностносмысловую сферу
личности при переходе из одного возрастного периода в другой, из
дошкольного детства в школьное обучение. Важно не растеряться и не
растерять то, что было накоплено, при переходе в новое социальное
пространство.
За последние годы значительно возрос поток обучающихся дошкольного
возраста в творческие объединения дополнительного образования детей. Это
объясняется более ранним физическим и умственным развитием детей,
желанием родителей как можно раньше дать детям основы общей
эстетической культуры, определить их склонности и дарования. В то же
время гибкость системы дополнительного образования, позволяющая
максимально учитывать особенности личности каждого ребенка дошкольного
возраста, создает условия для выстраивания индивидуальной траектории
развития ребёнка. Данный социальный заказ, а также потребность раннего
начала работы с детьми с целью наиболее полного раскрытия их
интеллектуального и эмоционального потенциала послужили причиной
создания в системе дополнительного образования детей такой
формы образовательной деятельности как студии раннего развития ребенка,
комплексные, в основном художественно направленные, детские творческие
объединения. Студии раннего развития – один из возможных и наиболее
оптимальных вариантов контролируемого и целенаправленного процесса
эмоциональнонравственного развития ребенка на ранних возрастных этапах в
условиях многообразия предлагаемых форм подготовки к школе.
Основой педагогической концепции студий является организация,
координация и интеграция различных видов деятельности, базирующиеся на
сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей,
объединенных единой целью создания позитивной мотивации занятий
ребенка дошкольного возраста, обеспечения его саморазвития и совершенствования как творческой личности. Модель структуры и
функционирования студий раннего творческого развития детей основана на
взаимодействии и взаимовлиянии системы необходимых компонентов
образовательного процесса: субъекты взаимодействия, виды деятельности,
направления и формы деятельности.
Практическая значимость такого опыта обусловлена спецификой
системы дополнительного образования, как в наименьшей степени
заформализованной системы построения образовательного пространства,
позволяющей максимально оптимизировать процесс выявления
потенциальных возможностей каждого ребёнка, нетрадиционно решать
проблемы его развития и адаптации в обществе.
Это выражается в следующем:
в отсутствии государственных стандартов, дающих возможность более
свободно подходить к программному обеспечению учебновоспитательного
процесса, используя продуктивное единение основ современных
педагогических принципов и этнопедагогики;
различные виды и методики развивающей деятельности, помогающие
ребенку безболезненно адаптироваться к школьной жизни;
в возможности обеспечения интеграции большого количества
образовательных областей и непрерывности процесса творческой
деятельности в соответствии с личными интересами в детских объединениях
под руководством педагоговпрофессионалов;
в решении проблем социальной адаптации через новые возможности
взаимодействия в пространстве УДОД как одной из моделей социума.
Актуальность и перспективность такого опыта определяется и тем, что
такие студии не ставят задачу подготовки ребенка к школе в общепринятом
сегодня смысле – обучить его читать, писать и считать. Задача студий –
психологически, интеллектуально и эмоционально подготовить ребенка к
переходу в новый для него образовательный социум, свести до минимума или
снять возможные в этот период проблемы, расширить кругозор, мотивировать
на учебу и творчество, развить внимание, память, активность,
самостоятельность, коммуникативные способности и т. д. Тем самым
деятельность студии целесообразна вне зависимости от большого количества
реализуемых сегодня общеобразовательных программ дошкольного
образования.
Выполняя социальный заказ, студии решают задачу максимального
содействия развитию каждого отдельного ребенка как неповторимой
индивидуальности, формированию целостного видения многообразного мира.
Они не столько дают знания, сколько развивают эмоциональноволевую
сферу, интерес и потребность в творческой деятельности, эстетический вкус,
учат детей общаться со сверстниками и взрослыми, закладывают
общечеловеческие нормы нравственности, поскольку развитие
чувствительности у детей один из показателей общего умственного роста ребенка, одна из сторон его общего развития, так как к деятельности органов
чувств у человека всегда присоединяется все более и более сложная
умственная работа.
Данные занятия один из путей эстетического освоения мира ребенком,
систематизации знаний об окружающей действительности, обогащения
образного мышления, воспитания осознанного отношения к миру под
руководством педагога профессионала.
Учебновоспитательный процесс предполагает последовательное,
систематическое и разностороннее включение дошкольников во
взаимодействие с окружающим миром на базе деятельностного подхода и
эмоционального восприятия. Именно поэтому в основе педагогической
деятельности лежит идея личностноориентированного подхода и основные
педагогические принципы:
целостности соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с
одной стороны, и системность, с другой;
гуманизации личностноориентированный подход в воспитании, учет
возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности
и взаимопонимания;
деятельностного подхода любые знания приобретаются ребенком во время
активной деятельности, то есть, получая знания, он учится применять их на
практике;
интеграции этот принцип позволяет совместить в одной программе
аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, языкознание,
страноведение, литература, театральное искусство, культурология и др.;
культуросообразности, который основывается на ценностях региональной,
национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством
культурносредового подхода к организации деятельности в детском
объединении;
возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор
тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и
возрастом детей;
здоровьесбережения – глубокое изучение физиологических и
психологических особенностей детей данной возрастной группы,
использование соответствующих им методик и форм занятий позволяет не
только минимизировать нагрузку, но и активизировать релаксационную
функцию творческих занятий по интересам.
Выбор предметов таких программ не случаен. Он опирается прежде
всего на традиционную русскую семейную педагогику, требования
всесторонней культуры воспитание нравственности в сочетании с развитием
способностей: интеллектуальных, музыкальных, хореографических,
изобразительных, лингвистических и других.
В то же время он позволяет выйти на актуальные в сегодняшнем мире
образовательные задачи:
развитие эмоциональной культуры, эстетического восприятия окружающего,
творческой активности и инициативы; развитие самоконтроля, коммуникативных и других организационно
поведенческих качеств;
обучение детей доступным их возрасту основным умениям и навыкам в
области художественной, интеллектуальной и языковой культуры.
Таким образом, решается сложнейший узел проблем: развивая
сенсомоторную, коммуникативную, организационно поведенческую
деятельность, реализовать при этом важнейшую потребность единение в
труде, закладывать культуру общения самобытного характера.
Это позволяет:
вопервых, дать возможность ребенку воспринять мир в его целостности,
многообразии, богатстве красок, звуков, движений, уберегая его восприятие
от расчлененности на изучаемые предметы,
вовторых, обогатить недостаточный еще в данном возрасте эмоционально
нравственный и познавательный опыт детей, что, в конечном итоге, позволит
определить склонности и дарования каждого.
Предусматривая дифференцированный подход к обучению, очень важно,
чтобы каждый педагог проводил занятия в студии в соответствии с
особенностями своей личности, не ставя задачей унификацию, приведение к
однообразию форм занятий. Роль неповторимости педагога в развитии детей
дошкольников чрезвычайно велика. Своеобразие преподавателя, его
педагогического метода, непохожесть каждого занятия не только не дают
детям утомляться, но и рождают у них симпатии к учителю и, следовательно,
интерес к изучаемому предмету.
Ведущей технологией реализации программы учебновоспитательного
комплекса является игра. Одной из распространенных ошибок «школ»
раннего развития является ничем не оправданное стремление педагогов из
самых благих побуждений быстрее включить ребенка в формат школьных
уроков. Однако психологически еще не свойственная данному возрасту форма
часто приводит к обратному результату подавлению желания идти в школу.
Поэтому именно игра должна выступать в качестве инструмента, с помощью
которого простейшее желание участвовать в игровых действиях, ведущее для
этого возраста, перерастает в серьезную творческую деятельность, где
приобретается жизненный опыт, придает детям уверенность в себе, развивает
самостоятельность, стимулирует потребность роста интереса. И именно
система дополнительного образования с ее вариативностью форм и методов
занятий может обеспечить такую возможность.
Еще одной важной отличительной особенностью студий раннего
развития является работа педагогов в тесном контакте с родителями.
Используя формы совместного творчества родителей и детей, где они на этот
момент как бы меняются ролями, и где наглядно демонстрируется, как видят
взрослые, как видят дети, те и другие получают особый заряд,
способствующий духовному объединению их в сотворчестве, чего нередко не хватает в современной семье. Часто практикуются культурно массовые
мероприятия в форме семейного праздника с чтением стихов, демонстрацией
выставок изобразительного, прикладного творчества детей, песнями, танцами,
хороводами детей вместе с родителями, рождением и развитием
взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимоуважения.
Основным результатом деятельности студий раннего развития
дошкольников системы дополнительного образования, как правило, является
высокий уровень личностного развития, творческой и социальной активности
ребенка посредством создания продуктивно функционирующей, открытой и
развивающейся системы – учебновоспитательного комплекса студии,
обеспечивающей последовательное, систематическое и разностороннее
взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе
деятельностного, личностноориентированного подхода и эмоционального
восприятия, объединение усилий и координацию действий семьи, ДОУ и
УДОД.
Критериями результативности можно считать следующее:
положительная динамика развития обучающихся в период занятий в
дополнительном образовании;
стабильно высокая востребованность студий;
успешность выпускников студий в усвоении общеобразовательных
программ ОУ;
стабильно высокий уровень мотивации выпускников студий на творческую
деятельность;
традиционно высокий уровень творческих успехов и опережение в
творческом развитии сверстников, не прошедших программу студий.
Таким образом, профессионально грамотно организованная
образовательная деятельность с дошкольниками в формате дополнительного
образования детей может и должна стать органичным звеном и гарантией
успешности в системе подготовки детей к новой и достаточно непростой
школьной жизни на этапе перехода от дошкольного образования к школьному
обучению.
Выступление «Предшкольная подготовка в формате дополнительного образования детей»
Выступление «Предшкольная подготовка в формате дополнительного образования детей»
Выступление «Предшкольная подготовка в формате дополнительного образования детей»
Выступление «Предшкольная подготовка в формате дополнительного образования детей»
Выступление «Предшкольная подготовка в формате дополнительного образования детей»
Выступление «Предшкольная подготовка в формате дополнительного образования детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.