Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"
Оценка 4.7

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Оценка 4.7
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
15.04.2019
Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"
Развитие познавательного интереса младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Учителю нужно не только дать учащимся необходимые знания, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению необходимых знаний, формировать умение выделять важное, существенное в потоке полученной информации.
Выступление - Развитие познавательного интереса младших школьников.doc
Муниципальное   казённое   общеобразовательное   учреждение   средняя общеобразовательная школа с.Ныр Тужинского района Кировской области Учитель начальных классов Малышева Екатерина Леонидовна, вторая  квалификационная категория,  стаж 16лет. 2013 г. Развитие   познавательного   интереса   младших   школьников   –   одна   из   важнейших задач современной школы. (Слайд 1.) Учителю   нужно   не   только   дать   учащимся   необходимые   знания,   но   и расположить   личность   подрастающего   человека   к   самостоятельному приобретению   знаний,   к   постоянному   стремлению   углубляться   в   область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.             Познавательный интерес – это особая избирательная  направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. (Слайд 2.) Условия,   соблюдение   которых   способствует   формированию,   развитию   и укреплению познавательного интереса младших школьников: (Слайд 3.)  опора на активную мыслительную деятельность учащихся;  создание ситуации решения познавательных задач;   активного поиска, догадок, размышления;  создание   ситуации   противоречивости   суждений,   столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение; (Слайд 4.)  создание   благоприятной   эмоциональной   атмосферы   познавательной деятельности учащихся; Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время может способствовать укреплению познавательного интереса.  Развитию   интереса,   формированию положительной   мотивации   к   учению   может   способствовать   проектная деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. (Слайд 5.)   познавательной   активности, В начальных классах целесообразнее начинать работу с решения творческих заданий или решения проектных задач. • Проект ­ целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. (Слайд 6.)              Под проектной задачей следует понимать такую задачу, в которой через   систему   или   набор   заданий   целенаправленно   стимулируется система   детских   действий,   направленных   на   получение   ещё   никогда   не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная   задача   устроена   таким   образом,   чтобы   через   систему   или набор заданий, задать возможные «стратегии» её решения. [с.47] Чем же отличается проектная задача от проекта? (Слайд 7.) Особенность проекта в том, что при его реализации не задаётся порядок действий,   проектировщики   сами   определяют   весь   набор   необходимых средств, материалов и действий для получения конечного результата, а при   решении     проектной   задачи   школьникам   предлагаются   все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. (Слайд 8.) Количество   заданий   –   это   количество   действий,   которые   необходимо совершить,   чтобы   задача   была   решена,   т.е.   в   результате   выполнения итогового задания будет получен «продукт», который можно предъявить публично и оценить. (Слайд 9.) Проектная   задача   отличается   большим   объёмом   и   неоднородностью материала. Описание ситуации может быть представлено в виде одного текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе и избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации.  (Слайд 10.) Решение   проектной   задачи   требует   коллективно­распределённой деятельности   учащихся   –   работы   в   малых   группах,   парах.   При   этом проявляются   умения   (или   неумения)   планировать   ход   решения   задачи, адекватно распределять  работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных,   ­   это   возможность   переноса   известных   детям   способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». (Слайд 11.) В   1   ­   3   классах   основная   педагогическая   цель   проектных   задач   – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. В   4     классе   основная   педагогическая   цель   –   выявление   у   школьников способности   к   переносу   известных   способов   действий   в   новую   для   них ситуацию.  На   решение   предметных   проектных   задач   требуется   два   урока,   на решение   межпредметных   разновозрастных   задач   ­   по   два   урока ежедневно   в   течение   недели   (кроме   решения   проектной   задачи,   других учебных занятий не предусматривается).    Приведу подробное описание предметных задач по окружающему миру и ИЗО для 1 класса. Проектная   задача   по   окружающему   миру   «Жаркие   страны,   или   где живут слоны?». (Слайд 12.) Замысел проектной задачи.      Центральным действием при решении проектной задачи является создание «Путеводителя по саванне» и «Путеводителя по тропическим лесам». (Слайд 13.)  Чтобы   прийти   к   конечному   «продукту»   учащимся   необходимо   найти   на глобусе,     а   затем   на   карте   экватор   и   материки,   расположенные   в экваториальной   зоне.   Познакомиться   с   представителями   животного   мира жарких   стран   и   условиями   обитания   в  данной   зоне,  поучиться   работать   с контурной картой. Описание проектной задачи.            Если на нашей планете существуют холодные районы, то должны ли существовать   наоборот   жаркие   страны?     Если   они   существуют,   какие животные там могут нам встретиться? (Слайд 14.) Чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо определить маршрут на глобусе – линию экватора. В путь отправятся две экспедиции. Первая группа «учёных»   отправится   в   саванну,   а   вторая   –   в   тропические   леса.   Вам предлагается составить «маршрутный лист» для новых экспедиций используя следующие материалы: 1.Описание погодных условий (климата). 2.Описание некоторых животных и условий их обитания. 3.Контурная карта и физическая карта мира. Сформулируйте задачу, которую нам предстоит решить, и поясните, что для этого нужно сделать.  Примечание.  Каждой   паре   даётся   листок   с   описанием   климата,   детские энциклопедии,   в   которых   можно   узнать   о   животном   мире   саванн   и тропических лесов. (Слайд 15.) Задание 1.  Детям  предлагается   изучить  материал  в  энциклопедии,  узнать, живут ли в данной зоне слоны?  Какие разновидности слонов встречаются? Из предложенных   картинок   выбрать   животных   исследуемой   зоны   и проиллюстрировать свой маршрутный лист. Задание 2.  Рассказать об одном животном, которое встретилось в заочной экспедиции. (Слайд 16.) Задание 3. Ознакомиться, как учёные указывают на карте природные зоны, и попытаться найти и показать на контурной карте зону саванн и тропических лесов. (Слайд 17.) Задание 4. Перестроить контурную карту «Саванны» и «Тропических лесов» в карту животного мира. Для этого расположить изображения животных на карте в возможных местах обитания.  (Слайд 18.) Задание   5.Изготовить   шифрованное   письмо   для   следующей   экспедиции. Выбрать   по   одному   трафарету   животного   изученной   зоны,   обводя   их   на листке бумаги приготовить игру «Кого больше?» После   данного   этапа   команды   публично   предъявляют   результаты   своей работы. (Слайд 19.) Проектная задача по ИЗО 1 класс «Город сказочных героев».  Замысел проектной задачи. (Слайд 20.)            Ещё в раннем детстве дети знакомятся со сказками, мультфильмами, знают   в   них   положительных   и   отрицательных   героев,   учатся   объяснять, почему один герой «плохой», а другой «хороший» и т.д. Данная   работа   помогает   в  модельной   ситуации   проверить,   насколько   дети умеют   ставить   задачу,   анализировать   тексты,   характеризовать   героев   и   их поступки,   учатся   понимать,   что   добрые   и   злые   герои   сказок   не   могут существовать   отдельно   друг   без   друга.   Кроме   того   работа   способствует развитию навыка кооперации. Задание 1. По отрывкам из сказок, загадкам узнать сказку и её героев.  (Слайд 21.) Задание 2. « Хорошо – плохо»   Группам предлагается сказочный объект, имеющий для детей конкретную социальную значимость или вызывающий у них стойкие положительные или отрицательные   эмоции,   что   приводит   к   однозначной   субъективной   оценке. Нужно   придумать   —   почему   этот   объект   может   оцениваться противоположно.  Пример.  Баба Яга — плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадет. Но она может быть хорошей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, сказала, где смерть Кощея лежит, и т. д.  Задание 3. «Почему?» (Слайд 22.)  Детям предлагается поразмышлять о причинах поступков сказочных героев. Почему:  — Емеля любил лежать на печи?   — Лягушке захотелось попутешествовать?  — Кот в сапогах ходил в них сам, а не отдал хозяину?   — Баба­Яга живет в избушке на курьих ножках, а не на каких­нибудь других? —  Все звери захотели жить в одном теремке, а не подыскали себе другое жилье?  Задание 4. «Дом для сказочного героя». (Слайд 23.) Очень часто сказочные герои остаются без своего дома, или им приходится отправляться в «Тридесятое царство», а как было бы хорошо, если бы все герои жили в одном городе, но его на нашей планете нет. Как же помочь сказочным персонажам?  Дети предлагают разные варианты, но сходятся на том, что город сначала нужно нарисовать.   Они вспоминают сказочных героев и рисуют для одного из них дом.  (Слайд 24.) Затем каждый ребенок по очереди описывает свой рисунок, а остальные дети пытаются определить, какой сказочный герой живет в этом доме. (Слайд 25.)    На общем листе дети рисуют фон, размещают свои рисунки и приклеивают их и сказочных героев.  (Слайд 26.) Персонажей из сказок больше, чем домиков, и дети обсуждают, какой герой в каком бы домике мог жить и почему.                 При организации работы над проектными задачами необходимо учитывать возможности   учебного  предмета. Наиболее  эффективными   являются  такие учебные предметы: окружающий мир, ИЗО, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта, как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Система решения подобных проектных задач, в которых заложены все этапы будущего   проектирования,   может   быть   одним   из   способов   подготовки школьников к проектной деятельности в подростковом возрасте. (Слайд 27.)        Введение проектных задач в образовательном процессе начальной школы существенно меняет систему оценивания, меняются объекты оценивания. В первую   очередь   оцениваются   способности   детей   взаимодействовать   внутри малой   группы,  совместно   решать   задачу,   строить   план   и   избирать   путь   ее решения,   осуществлять   перенос   известных   способов   действия   и   средств   в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы.              Во время работы над проектными задачами дети учатся вступать во взаимодействие,   договариваться   между   собой,   вырабатывать   общую стратегию решения задачи, оказывать взаимопомощь, оценивать свой вклад в общую деятельность, оценивать работу всей группы. (Слайд 28.)                    Таким образом, решение проектных задач способствует развитию познавательного   интереса,   воспитанию   чувства   ответственности, формированию   положительной   мотивации,   умения   общаться,   чутко относиться друг к другу.  Литература. (Слайд 29.) 1.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др. ]; под ред. А.Б.Воронцова.­2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"

Выступление "Развитие познавательного интереса младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2019