Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"
Оценка 4.6

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
администрации
Взрослым
07.03.2018
Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"
В основе современного урока лежит системно- деятельностный подход. Сегодня обучающиеся являются главными "действующими героями" на уроке. Их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима. Главная задача учителя - создать условия для формирования УДД, определить,какие из методов являются наиболее эффективными.
выступление на педсовете.docx
"РЕШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВНЕДРЕНИЯ ВГОС УЧИТЕЛЕМ­_ Выступление  на тему: ПРЕДМЕТНИКОМ" Слайд1 Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это  высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а  самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение  адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе,  поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Обратимся к высказыванию Ирины Сергеевны Якиманской, автора личностно­  ориентированной системы, члена Международной педагогической академии:  Слайд2                                                              "Школа­этот тот социальный институт,                                                               где каждый ребенок должен раскрыться,                                                               как уникальная,  неповторимая   индивидуальность". Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и  технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой  организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые  ВГОС, урок должен стать новым, современным! Cегодня перед нами, учителями, стоит задача­ воспитать, именно, человека деятельного: не только умеющего что­либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. "Вчерашний " урок был  построен по принципу: “Делай, как говорит  учитель – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем.  "Сегодняшний" урок  мы должны выстраивать  по принципу: Слайд3 "Дай  действовать ученику  самому, и он  научится".  В основе  ВГОС лежит системно ­ деятельностный подход.  Реализация  деятельностного подхода на уроке заставляет нас  перестроить свою деятельность, уйти от  привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной  последовательности открыть для себя новые знания.  Мы сегодня все понимаем, что именно ученики Слайд 4 являются главными  “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть  осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это  сделал. Как и всякий учитель, я выделила для себя основные положения технологии  деятельностного метода обучения: Слайд 5  Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.  Сам процесс учения должен быть творческим.  Обучение деятельности предполагает совместную учебно­познавательную  деятельность группы учащихся под руководством учителя. Но чтобы реализовать все это, мы, учителя, должны реализовать ряд важных условий:  Слайд 6  создать атмосферу доброжелательности, искренности, построить  свои  взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности;  развивать рефлексивные умения учащихся ­ умения смотреть на себя “со стороны”,  “чужими глазами”; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки;  . Использовать метод совместных (учитель ­ ученик; ученик ­ другие ученики)  оценок собственных достижений школьника;  предоставить  учащимся возможность свободного выбора способов и источников  информации, обучать  умению работать с ними. Процесс внедрения ВГОС начался не так давно, но я стараюсь на своих уроках  находить те методы, которые помогают  мне в работе. И сегодня  я  бы хотела поделиться    опытом в применении деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы. Первостепенная задача для меня, как учителя, ­ создать условия для формирования Слайд  7 УУД(универсальных учебных действий)  на каждом этапе урока и определить, какие из  методов являются наиболее эффективными, продумать систему вопросов и заданий,  способствующих формированию  УУД. Урок я начинаю с психологического настроя, Слайд8 что способствует формированию  личностных универсальных учебных действий.  Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Приготовьтесь  узнать много нового, интересного. Пусть этот урок принесет вам радость общения. На этапе актуализации знаний в своей работе использую 3 основных метода постановки  учебной проблемы: Слайд9 Побуждающий диалог. Этот метод требует создание проблемной ситуации. Приведу в пример фрагмент урока в 5 классе по теме: "Буквы о­а  в корне ­раст­ (­ращ­)  Слайд10 На этапе актуализации знаний учащимся даю такое задание: Сл…гаемое, р…стение, предп…ложение, выр…сла, изл…жение, выр…щенный, пол… гать. Нужно, вставив пропущенные буквы, расположить слова в 2 столбика: в I столбике ­ слова  с корнем лаг­/лож­, во II – остальные слова. Учащиеся выполняют задание. Далее проверяю результат выполнения и провожу беседу: Слайд11 ­ С какими словами вам легче было работать? (со словами из I столбика) ­ Почему? (знаем правило правописания данных корней) ­ Какое правило вы применили? ­ Что у вас вызвало затруднение? (правописание слов из II столбика) ­ Что мы можем сказать об этих словах? (у них одинаковый корень, в котором тоже  пишется то –а­, то –о­) ­ Да, у этих слов один и тот же корень, где чередуется о и а, но применимо ли здесь  правило, относящееся к корню лаг­/лож­? (нет) ­ Значит, какая у нас тема урока? (Учащиеся формулируют тему). Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система  посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы  (вспомним, повторим, сравним). В 7 классе приступаем к изучению сложнейшей части речи – причастия, объединяющего в  себе признаки глагола и прилагательного. На этапе актуализации знаний провожу  следующую работу. На доске написаны словосочетания: Слайд12 красная ягода краснеющая ягода Провожу беседу по ним: ­ Выделите корень в этих  словах. Что их еще объединяет, кроме одинакового корня?  (обозначают цвет, т. е. признак, отвечают на вопрос какая?) ­ Обратите внимание на окончания этих слов, что вы можете сказать о них? (одинаковые) ­ Какие морфологические признаки можно определить по окончанию? (оба слова стоят в  форме единственного числа, женского рода, именительного падежа) ­Попробуем перевести оба слова в глагол. Что получается? (переводится только  слово краснеющая) ­ Какое из этих слов относится к изученным нами частям речи? (красная) ­ Какая это часть речи? (прилагательное) ­ У какого слова трудно определить принадлежность к части речи и почему? (краснеющая,  так как в нем выделяются признаки и прилагательного, и глагола). Так с помощью подводящего диалога учащиеся приходят к осознанию того, что слово  «краснеющая» ­ это новая часть речи, с которой им сегодня предстоит познакомиться.  Называем  тему урока. Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью  вызвать интерес учащихся. На уроке в 5 классе, изучая тему: «Морфемика. Морфема ­ наименьшая значимая часть  слова» предлагаю отгадать загадку, чтобы определить, с каким разделом языка нам  предстоит сегодня познакомиться . Слайд13 Слово делится на  части,  Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Собрать слово из частей. (Морфемика) Далее я создаю условия для формулировки учащимися  цели урока и постановки учебных  задач.  ­Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? ­Какие цели поставим перед собой? Чему мы можем научиться на данном уроке? Мои ребята многое уже умеют:  Слайд 14  фиксировать затруднения в собственной деятельности,   выявлять причины этих затруднений,   определять цель своей дальнейшей работы,   выбирать средства и способы достижения поставленной цели,   осуществлять поиск необходимой информации. Но для нас по­ прежнему проблематично остается координация различных позиций в  сотрудничестве. Этому я обучаю их с помощью работы в малых группах и парах. Здесь  формируются коммуникативные универсальные учебные действия­ умения донести свою  позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно  относиться к позиции другого. Использование парной формы контроля позволяет мне решить одну важную задачу:  учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся  более внимательными.    В своей работе использую прием “Знаю – хочу узнать – узнал – научился”.  Этот прием  развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлЕксии .Этап “Знаю”  предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; “Хочу узнать” ­ формулирование  цели; “Узнал” ­ соотношение старой и новой информации; “Научился” ­ осознание  результативности деятельности.   С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия  контроля, часто   в своей работе практикую приемы самопроверки и взаимопроверки  текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок  (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для  решения этой учебной задачи совместно с детьми составляем правила проверки  текста, определяющие алгоритм действия. Активно использую на уроках информационные технологии, что позволяет мне делать урок интересным, привлечь ученика к сотрудничеству.  Использование ИКТ на различных уроках  позволяет перейти от объяснительно­ иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором мой ученик  становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному  усвоению знаний учащимися. Мною была проведена Слайд 15 диагностика уровня сформированности  УУД учащихся   по моему предмету. Если взять в целом, то лучше сформированы личностные,  регулятивные УУД, в меньшей степени познавательные, коммуникативные. Нужно еще  работать над развитием этих УУД. Общий уровень сформированности­ 53%. На начало  учебного года было  48%. Как мы видим, есть положительная динамика. Пользуясь случаем участия в коллегии, хочу обратиться к педагогам со следующим  предложением: диагностика уровня УУД должна проводится постоянно и учитываться в  структурировании  и наполнении уроков. Хочу отметить, что при использовании технологии деятельностного метода мои учащиеся:  Слайд 16  Быстрее  усваивают учебный материал.        Спокойнее, увереннее отвечают у доски. Умеют аргументировать свои высказывания. Умеют отстаивать свою точку зрения, не боятся поспорить с учителем в случае  необходимости. Лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки. Умеют выбрать и предложить для выполнения работы свой способ деятельности. Склонны к исследовательской деятельности. У них значительно повышается качество знаний. С моей точки зрения, системно­деятельностный подход, применим при работе по любой из  действующих программ, прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями и методами: Слайд 17   с игровой технологией (интерактивные игры «Карусель», «Иду в гости»); технологией развития критического мышления (чтение Инсерт, «чистая доска»,  кластеры, диаграмма Вена и т.д.)  методом проекта;  информационно­коммуникативными технологиями;  здоровьесберегающими технологиями. Использование системно­деятельностного подхода открывает для меня и новые  перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся. С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и  взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагаю учащимся  оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто  лучше всех работал. При этом использую «выведение» вместе с учениками критерия  оценки: «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, мы  исправляли, дополняли твой ответ».  Нередко на уроках  использую листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою  деятельность в течение всего урока.  Хочу отметить, что  у ребят исчезает страх перед  неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в  классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества.  Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлЕксии. Я использую различные приёмы рефлЕксии: Слайд 18 пятиминутное эссе, синквейн,  диаманту, метод  незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Деятельностный подход диктует нам, учителям, новый подход и к организации  домашней работы учащихся. Слайд 19Домашние задания не ограничиваю выполнением  упражнений в учебнике, часто они носят творческий или исследовательский характер  (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или  зарифмуй правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд,  создай свой мини­проект и т.д.). Стараюсь, чтобы  задания носили  разноуровневый  (дифференцированный) характер и, как правило, опережающий.   Могу с уверенностью сказать, вся эта работа в комплексе помогает добиваться  определенных  результатов. Уважаемые коллеги! Используя системно­ деятельностный подход на своих уроках,  я всегда помню, что я­ хороший учитель, у меня­ замечательные ученики. Вместе с ними  мы ощущаем радость творчества, обретаем взаимный опыт ученичества, способны  объективно оценить работу друг друга, чтобы двигаться дальше. Желаю и Вам, коллеги, новых методических находок, творческих свершений  в нашем  нелегком, но благородном деле.  Слайд 20   Спасибо за внимание!

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"

Выступление "Решение стратегических задач внедрения ВГОС учителем- предметником"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018