Выступление: Система оценки знаний учащихся как фактор реализации старших школьников
Оценка 5
Педсоветы
doc
история +1
9 кл—11 кл
22.04.2017
Хотела бы начать свою работу с определения роли школьной оценки в процессе обучения и воспитания. Соглашаясь с тем, что сам факт существования школьных отметок неоднозначен и вызывает массу споров, являюсь безусловным сторонником необходимости именно оценивания результатов работы учеников на уроках. Более того, уверена в том, что ответ каждого ученика необходимо комментировать, указывая на плюсы и минусы. Только так можно способствовать формированию логического мышления ребят, умения четко формулировать свои мысли, освобождая речь от ненужных речевых оборотов
СИСИТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc
СИСИТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР
САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Стенгач Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей «Дубна» г.Дубны
Московской области»
Хотела бы начать свою работу с определения роли школьной оценки в процессе обучения и
воспитания. Соглашаясь с тем, что сам факт существования школьных отметок
неоднозначен и вызывает массу споров, являюсь безусловным сторонником необходимости
именно оценивания результатов работы учеников на уроках. Более того, уверена в том, что
ответ каждого ученика необходимо комментировать, указывая на плюсы и минусы. Только
так можно способствовать формированию логического мышления ребят, умения четко
формулировать свои мысли, освобождая речь от ненужных речевых оборотов. Важно не
унизить при этом человеческое достоинство ученика ни перед ним самим, ни перед
другими ребятами. Вот эта задача не из простых. Понятно, что каждому человеку хочется,
чтобы его старания похвалили, чтобы об этом узнали одноклассники и друзья. Но бывают
ситуации, когда хвалить не за что. Хотя учитель понимает, что ученик поработал дома,
предпринял определенные усилия, но ответить не сумел. Он не смог показать результат
проделанной работы. Что делать в этом случае? Если эта ситуация не превратилась в
систему, я стараюсь объяснить ребенку, в чем его недоработка именно данной темы и даю
вторую попытку ответить на следующем уроке. Думаю, так и рождается ситуация успеха.
На своих уроках я использую такие формы работы как лекции, семинары, коллоквиумы,
зачёты, тестирования, работа по группам, проекты. И уже на этапе вводной лекции я
стараюсь вовлекать учеников в объяснение нового материала, возвращая их к пройденному
материалу. В процессе эвристической беседы оцениваю каждый самый маленький ответ
ребят, каждое дополнение. Из таких иногда малюсеньких выступлений складываются к
концу урока оценки. В такой ситуации ученики не боятся ошибиться, не задумываются над
тем, чтобы грамотно выстроить выступление, нет того самого «эффекта выученной
беспомощности». Именно в таких ситуациях начинают говорить даже те ребята, которые
стесняются говорить при фронтальных опросах. Их ответы стараюсь комментировать
особенно бережно. По ходу урокалекции ребята составляют свои конспекты. Причем, у
каждого ученика свой способ их делать: у когото это схемы с большим количеством
стрелок, у когото наш любимый двухстолбцовый конспект с сигнальным полем, у когото
может получиться таблица, а у когото набросок из сигнальных слов и символов. Чтобы
ребята чувствовали себя при этом спокойно, не опасались ошибиться, я предпочитаю не
проверять тетради с конспектами, если ребята сами не просят об этом. Ведь простое
записывание, хоть и в личностной переработке не является целью творчески работающих
учеников и учителя. Этой же цели служат и семинары. Это очень благодатная форма
работы, которую любят все без исключения ученики. Вопервых, в процессе подготовки к
семинарам они ищут и осваивают большой объем дополнительного материала. Причем, все
они очень быстро сознают, что если не постараться и не найти какойто особый материал
для занятия, то уже через 1520 минут семинара сказать им будет уже нечего. И редкий
ученик не активен на таких занятиях, ведь на них можно получить не одну, а две и даже три
оценки. Поэтому «лес рук» не редкость. Что оценивается прежде всего? Конечно,
активность выступающего, логичность и доказательность выступления, способность
приводить примеры из истории и современности. Ребята сами договорились, что одно
выступление не должно быть дольше 34 минут, иначе, остальным не хватает времени для
выступлений. Тема каждого семинара и основные вопросы объявляются заранее, и каждый ученик, анализируя свои знания, определяет для себя роль на семинаре (основной
выступающий, работающий на дополнениях, подводящий итоги и т.д.). Любая роль
предпочитаема. Некоторые ребята могут получить на уроке и две оценки, если их ответы
были четкими, грамотными. В классе, как правило, всегда есть ученики, стабильно
работающие на дополнениях. Это те ребята, которые любят покопаться в деталях, найти
мало известные данные по теме, чтобы потом удивить своими знаниями. Если в классе
разгораются особенно бурные споры по теме семинара, они играют роль «белых» или
«черных» оппонентов. Фактически, на них держится урок, поэтому их работа тоже
оценивается иногда не одной оценкой. Конечно, в классе всегда есть те ребята, которые
стараются промолчать, отсидеться. Их тоже надо вовлечь в работу. Да и накопляемость
оценок никто не отменял! Поэтому поручаю им, прослушав все выступления, сделать,
например, итоговый вывод. В результате, получаю возможность оценить и их участие в
общей работе.
Не самой любимой формой работы ученики считают коллоквиум. Именно потому, что
промолчать не получится. К урокуколлоквиуму ученики должны найти чтонибудь новое,
о чем не слышали на уроке, интересное по теме. Даю им перечень дополнительной
литературы, ссылки на интернетсайты. На коллоквиумах широко используется и
групповая форма работы, и представление презентаций. Каждый представляет свою
домашнюю работу в той форме, которая для него наиболее интересна. Любой вклад в
общее дело коллоквиума оценивается. Причем, в процессе групповой работы наиболее
робкие и нерешительные ученики чувствуют себя спокойнее и увереннее. А значит, и
оценки их выше, чем обычно.
Поскольку мой кабинет (как и другие, конечно) оборудован мультимедийным
оборудованием и имеет доступ в Интернет, грех этим не воспользоваться. Очень часто мои
ученики получают задание провести социологический опрос по разным темам, обработать
их и представить в виде таблиц и диаграмм, составив презентации. Им эта работа очень
нравится своей креативностью, подвижностью и неординарностью. Причем, если
десятиклассники ограничиваются, как правило, опросом своих одноклассников, то
одиннадцатиклассники охватывают уже практически всех лицеистов, многих студентов
университета, родственников и знакомых. Так, в процессе нашей последней работы по
политологии «Политическая грамотность молодежи» почти все ребята включили в опрос
своих бывших одноклассников из прежних школ. Они с удовольствием отмечали,
насколько выше уровень политической грамотности лицеистов по сравнению, например, с
соседями или прежними одноклассниками. При этом, они получают оценку и за
проведенное исследование, и за его обработку и защиту. И ведь на всех этапах им нравится
ИХ работа. А я вот так незаметно для самих ребят могу контролировать уровень усвоения
ими теоретического материала и опятьтаки выставить в журнал много оценок.
Любимой всеми и самой творческой формой работы является философский рисунок.
Придумала ее использовать, когда, слушая потрясающие зачастую логические выводы
своих учеников на уроках истории, захотела просто увидеть их мысли. Начинали мы с
«цветового пятна». Прошу ребят, например, с помощью цвета раскрыть тему «Революция
19051907 годов в России». Каждый, при этом, должен объяснить, почему именно такое
сочетание цветов у него получилось, какую мысль хотел он донести. Следующий этап
работы с цветом более сложный: рисуноксимвол. В процессе такой работы максимально
проявляются все творческие способности учеников. Самым интересным считаю защиту
рисунков, в процессе которой ребята, раскрывая смысл рисунка, фактически показывают
уровень владения фактическим материалом по теме. И опять в журнале появляется много
оценок! К сожалению, среди моих учеников есть ребята, которые не очень хотят
заниматься творчеством в любой форме. Они пассивны и иногда снисходительно
наблюдают за активными одноклассниками. Стараюсь занять их менее интересными заданиями. И, конечно, тоже оцениваю их работу. При этом, комментирую оценки каждого
ученика, хвалю или рекомендую постараться больше. А как же иначе!
Моя основная задача – научить. И, отвечая за качество усвоения материала каждым моим
учеником, я должна проверять и оценивать их знания. И если старшеклассник заявляет, что
история или обществознание ему не нужно сдавать на ЕГЭ, учитель не может позволить
ему просто уйти с урока или не отвечать сегодня, а ответить завтра. Не готов – получи
свой результат. Ведь оценка должна способствовать выработке верной самооценки. При
этом, каждый может исправить не устраивающий его итог, подготовив и защитив свой
проект. В этом случае у ученика не складывается отношение к оценке как к чемуто
окончательному и бесповоротному. Ситуация успеха, ориентация на успех сохраняется.
Конечно, оценка воспринимается ребятами совсем неоднозначно. С одной стороны,
главное, чтобы ученик видел рост относительно себя самого, видел, как прирастают его
знания и умения. Но, при этом, каждому хочется, чтобы этот рост видели и другие ребята.
Рейтинг ученика в классе для многих – важный стимул. Поэтому я стараюсь в процессе
изучения темы, комментируя оценки, подчеркивать индивидуальный прогресс каждого
ученика. А по итогам изучения отдельного модуля проводятся зачёты, после которых
появляется рейтинг класса. Конечно, зачеты не являются таким же приятным способом
зарабатывания оценок. В 11 классе ребята уже четко сориентированы на сдачу ЕГЭ и
знают, на каких предметах им нужно сосредоточить свои усилия, поэтому зачёты – это
нелегкий удел только тех, кому сдавать ЕГЭ по истории или обществознание. При этом,
ребята прекрасно знают, что зачет можно пересдавать дважды (но в течение только двух
недель), поэтому они также не бояться ошибиться. А это и есть избегание «эффекта
выученной беспомощности», о котором я уже много говорила. Зачеты у нас тоже проходят
в разных формах: тесты, сдача терминов, философский рисунок. Каждая форма посвоему
интересна. Ребята знают позволительный порог баллов для той или оценки. И если
количество полученных баллов не устраивает конкретного ученика, он может попробовать
пересдать зачёт и повысить оценку. Таким образом, это позволяет соотносить свой уровень
подготовки с общими требованиями, делать осознанный выбор уровня усвоения материала,
своевременно устранять существующие трудности.
Естественно, к уровню и объему знаний учеников профильных классов предъявляются
особые требования. Здесь больше внимания уделяется не столько творчеству и привитию
интереса к предмету, сколько к уровню и глубине усвоения фактического материала. И
если в непрофильных классах достаточен факт усвоения предмета на уровне: зачёт – не
зачёт, то в профильных, где история или обществознание осознанно выбраны как важные
для самореализации предметы – привычные для ребят оценки «3», «4», «5». Они лучше
понятны и ребятам, и родителям. В этом смысле, очень помогает такая форма работы как
тестирование, промежуточное или итоговое. По результатам каждого теста я составляю
подробные аналитические таблицы с детальным анализом работы каждого ученика.
Опираясь на них, по мере накопления тестовых заданий делаю выводы о наиболее
типических ошибках каждого. Ребята получают больше заданий, которые им даются
труднее всего. Возможны индивидуальные домашние задания и индивидуальная работа на
уроке, например, по карточкам, причем это будет не пустая трата времени, а
целенаправленная работа по устранению пробелов. Оценки ставлю только по результатам
проделанной работы после консультаций. Такая работа приносит свои результаты на этапе
подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
В любом случае, каждый, кто достигает базового уровня ощущает себя успешным.
Остановиться на этом уровне может позволить себе как сильный ученик, который данную
область не считает важной и увлеченный другой, так и более слабый, для которого
превышение базового уровня сложно. В результате, каждый ученик может ощущать себя психологически комфортно, так как поддерживается положительная самооценка.
Но, конечно, я не оставляю без оценивания такие успехи своих ребят, как победы и даже
простое участие моих учеников во всевозможных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
А почему нет? Это же и их и мой успех. Ребята стараются, демонстрируют свои знания и
умения. Так, в 2015/2016 учебном году 26 моих учеников приняли активное участие в
молодежном чемпионате по обществознанию. 12 из них стали призёрами, двое –
победителями. В 2016/2017 учебном году 34 ученика 9 класса приняли участие во
Всероссийской олимпиаде по истории и обществознанию «Znanio». 14 учеников стали
призёрами и победителями. Конечно, каждый из них заслужил свою высокую оценку. И мы
пожелали успеха тем ребятам, которые «участвовали, но пока не стали призёрами».
Особую радость и ощущения нашего общего триумфа вызывают победы учеников во
Всероссийских вузовских олимпиадах. Ежегодно мои ребята становятся призёрами и
поступают в вузы без учета результатов ЕГЭ. Так, в 2015/2016 учебном году 2 ученика
стали призёрами олимпиады РАНХиГС, 1 ученик – олимпиады «Высшая проба». Это же и
есть их самая главная оценка, полностью подтверждающая отличные оценки, полученные
на уроках в лицее.
Конечно, я не стараюсь ставить хорошие и отличные оценки за каждый чих. Но совершенно
уверена, что не пятерки и четверки, и не страх получить двойку активизируют моих
учеников. Им нравится творить, придумывать и выдумывать, рисовать и опрашивать. Они
ежегодно побеждают в научнопрактических конференциях разных уровней и продолжают
разрабатывать свои темы в вузах. Они почти 100%но сдают обществознание и здорово это
делают: Бабаев Фарман и Сенина Настя получили 95 баллов, Благовещенская Настя – 93%.
В среднем, мои ребята сдали ЕГЭ на 75 баллов! Им просто интересно, нескучно. И главное
– чтобы обычные занудные опросы не смогли повлиять на этот интерес.
Говорят, что по законам аэродинамики шмель не может летать, он просто об этом не знает
и потому летает… Поэтому считаю, что система школьных оценок должна способствовать
полёту мысли, желанию постоянно совершенствоваться и вере, что невозможное возможно.
Вообщето оценки это наше учительское изобретение. Ребята это понимают и просто,
наверное, делают нам приятное.
Выступление: Система оценки знаний учащихся как фактор реализации старших школьников
Выступление: Система оценки знаний учащихся как фактор реализации старших школьников
Выступление: Система оценки знаний учащихся как фактор реализации старших школьников
Выступление: Система оценки знаний учащихся как фактор реализации старших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.