выступление учителя на педагогическом совете на тему "Исследование на уроках в начальной школе"

  • Педсоветы
  • doc
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление учителя начальных классов на педагогическом совете раскрывает этапы исследовательской работы на уроках в начальных классах. Проведение учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как внеклассная или внешкольная работа, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентированная на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление знаний, умений и навыков.
Иконка файла материала исследование.doc
Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Современной наукой установлено , что именно в начальной школе   дети   наиболее   «открыты»   не   только   для   новых   знаний   ,   но   и   для личностных   контактов.   А   дальше   всё   зависит   от   учителя.  Ведущую   роль должны   играть   творческие   методы   обучения.   В   арсенале   инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Я пришла к выводу, что исследовательская работа ориентирована   в   большей   степени   на   старшеклассников,  чьи   предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё­таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной   проблемы.  Проведение   учебных   исследований   с   младшими школьниками   может   рассматриваться   как   внеклассная   или   внешкольная работа, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентированная на развитие   исследовательской,   творческой   активности   детей,   а   также   на углубление   и   закрепление   знаний,   умений   и   навыков.  Работая   над   этой проблемой, я определила цели и задачи. Слайд 2 Цель   работы   –   стимулировать   развитие   интеллектуально­творческого   потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.  Задачи: ­ обучение проведению учебных исследований младших школьников ­ развитие творческой исследовательской активности детей ­ вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс В   своей   работе   я   приучаю   учеников   к   самому   слову   “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини­исследования,  работа по программе “Школа 2100.” предполагает исследовательскую   деятельность   на   уроках   окружающего   мира.   Эти   работы   так   и называются  “Мои маленькие исследования” и идут по темам.  В 1 классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Во 2 классе образуются группы, в 3­4 классах многие   ученики   уже   знают,   какой   предмет   им   интересен,  могут   сами выбрать тему исследования.Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.  Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности   и   вселить   уверенность   в   своих   силах,   а   так   же   привлечь родителей   к  участию   в  школьных   делах   своего   ребёнка.  Многие   родители никогда не имели возможности участвовать в каких­либо делах, не связанных с   их   профессией   или   чисто   родительской   деятельностью.   Я   даю,   им возможность   сблизится   со   своими   детьми,   участвуя   в   научно­ исследовательской   деятельности.   Эта   работа   стала   для   многих   родителей интересным   и   захватывающим   делом.   Они,   вместе   с   детьми   делают фотографии,   выполняют   несложные   исследования   по   наблюдению   за выращиванием   растений,   погодными   явлениями,   помогают   подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Слайд 3 Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. 1. Выбор темы.  2. Постановка цели и задач.  3. Гипотеза исследования.  4. Организация исследования.  5. Подготовка к защите и защита работы.   Темы могут быть разными.  Слайд 4 Исследовательская   деятельность   заставляет   и   приучает   детей   работать   с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае   читают   только   учебники.   Они   не   хотят   читать   не   только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет   друзей,   улицу   и   даже   реальный   мир.   Своей   работой   я   стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята   ведут   себя   по­разному:   одни   с   каким­то   азартом   активно   ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают всвою   работу   родителей,   но   есть   и   такие,   которых   приходится   брать   в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Денис, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается  в исследовательскую работу.   Найденный   материал   мы   просматриваем,   попутно   выясняется,   что нужно   провести   анкетирование,   опрос   или   эксперимент,   подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.   Естественно   темы   таких   работ   должна   быть   заранее   продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.  Вообще   для   получения   положительного   результата   детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу  (стимулировать) учащимся. Учитель  должен  чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование   в   своем   классе,   я   узнала,   что  мои   ребята   хотят   хорошо   учиться,  стать известными,   знаменитыми,   что­то   изобрести   или   сочинить,   хотят   как­то   прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат. Организация исследования включает в себя следующие этапы. Слайд 5 Подумать самостоятельно Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей. Просмотреть телематериалы. Запиши то необычное, что узнал из фильмов.Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Понаблюдать. Запиши   интересную   информацию,   полученную   с   помощью   наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По­возможности сделай фотографии. Провести эксперимент. Запиши план и результаты эксперимента. Применять метод исследовательской деятельности я стала во втором классе. Тема работы была выбрана в рамках конкурса ко дню города и звучала как нельзя лучше “Мой город». Стремясь дать наиболее полные сведения о своем городе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера.   Изучая   историю   возникновения   города,   улицы,   памятники, знакомясь с растительным и животным миром рощи, культурным наследием наших   предков,   разрабатывая   проекты   мест   отдыха   и   развлечений,   мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу.       Девочки, совсем недавно научившиеся читать и писать, провели свои первые в жизни исследования и с гордостью представляли их в форме докладов, плакатов и презентаций PowerPoint. Их одноклассники зачарованно слушали,   задавали   вопросы,   а   кто­то   уже   думал   о   том,   какую   тему исследования выбрать на следующий год (вопросы учителям о новых темах «посыпались» сразу же после окончания конференции).  Приглашенные на классную конференцию родители подчеркнули, что такая   работа   повышает   общую   культуру   общения   ребят.   Стоило   только послушать,   с   каким   чувством   гордости,   собственного   достоинства   и благодарности   второклассники   и   третьеклассники   говорили   «Спасибо   за внимание»,  «Я   хотел   бы   задать   вопрос.   Даша,   скажи,  пожалуйста,   как   ты думаешь, почему…», «Благодарю за вопрос» и т.д.Кроме того, родители отметили, что исследовательская деятельность дает новые темы для общения родителей с ребенком, во многом облегчая взаимопонимание.  Темой   следующей   нашей   работы   стало   исследование   лекарственных   растений   нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом­ определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года.  1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать. 2.Сделать рисунок или фотографию. 3.Провести   обследование   своего   двора,   огорода,   придорожного   участка   и   составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей). Принести пробу почвы с этого участка. 4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений. 5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами. Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах. На уроке окружающего мира можно проводить исследование почвы, встречающейся на территории нашего города.  Исследовательской   работой   можно   заниматься   и   во   внеклассной   работе,   и   на   уроках. Приведу пример. В этом году на уроке русского языка по программе “Школа 2100.” есть сочинение “Что я люблю”, а на уроке литературного чтения – сочинение­автобиография. Я хочу объединить  их в один проект – исследование  ребенком самого себя. Результатом станут проекты: “Знакомьтесь, это ­ Я”, “Сам о себе”, “Я о себе” и т.д. Мы уже наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи   из   жизни,   фото   и   т.д.),   методы   (опрос   родителей,   анализ   собственных воспоминаний, мнений, пристрастий). Думаю, что в результате работы ребята узнают друг о друге много нового, станут дружнее, у них появятся новые интересы.   Еще один из видов уроков­исследований – урок экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований по окружающему миру. Любой  исследовательский   проект   должен   быть   защищен.  Для   этого  нужна подготовка.   Самому   ребенку   подготовиться   к   защите   очень   тяжело,   здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на   публике   теряются,   очень   помогает   мультимедийное   сопровождение,   вкотором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.  слайды Результаты   моей   работы   уже   видны.   Все   ученики   моего   класса   стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут   самостоятельно   найти   информацию,  и   осветить   поставленный   перед ними   вопрос.   Все   ученики   моего   класса   постоянно   принимают   участие   в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти   новые   формы   использования   исследовательской   деятельности   на уроках и внеклассной работе. Правила выбора темы проекта Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от   выбранной   темы.   Надо   помочь   детям   найти   все   пути,   ведущие   к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Правило   1.  Тема   должна   быть   интересна   ребенку,   должна   увлекать   его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная   ученику,   какой   бы   важной   она   ни   казалась   взрослым,   не   даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам   исследования.   Натолкнуть   ребенка   на   ту   идею,   в   которой   он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая   задача   для   работы   учителя.   Надо   подвести   ребенка   к   такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением. Правило 3.  Учитывая   интересы   детей,  старайтесь   держаться   ближе   к   той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Правило 4.  Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности.   Оригинальность   следует   понимать   как   способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Правило 5.  Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно   быстро.   Способность   долго   концентрировать   собственноевнимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна. Правило   6.  Тема   должна   быть   доступной.   Она   должна   соответствовать возрастным   особенностям   детей.   Это   касается   не   только   выбора   темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения. Правило   7.  Сочетание   желаний   и   возможностей.   Выбирая   тему,   педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.   Ее   отсутствие,   невозможность   собрать   необходимые   данные   обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию   критического   мышления,   основанного   на   доказательном исследовании и надежных знаниях. Правило 8.  С   выбором   темы   не  стоит   затягивать.  Большинство   учащихся начальной   школы   не   имеют   постоянных   пристрастий,   их   интересы ситуативны.   Поэтому,   выбирая   тему,   действовать   следует   быстро,   пока интерес не угас.

Посмотрите также