«Современные образовательные условия направленные на формирование социального развития обучающихся с ОВЗ»
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Работа строится с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, личной симпатии детей друг к другу, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.
Учителя
трудового обучения формируют у обучающихся понимание осознанного выбора
профессии, правильной самооценки своих возможностей. Наши педагоги знают
особенности каждого ребенка, осуществляют индивидуальный и дифференцированный
подход, требуют от обучающегося давать полные ответы на заданные вопросы,
применяя специальную терминологию.
На уроках педагоги создают атмосферу деловой целеустремленности, формируют
устойчивый интерес и желание выполнять данную работу. В процессе формирования
трудовых умений и навыков можно отметить положительную динамику у большинства
учащихся. Однако больше трудностей дети испытывают в измерительных операциях,
многие выполняют задание с помощью учителя. Это еще раз доказывает
необходимость активизации познавательной деятельности, творческого применения
специальных технологий, межпредметных связей, особенно с математикой. Очень
хочется, что бы на уроках трудового обучения больше изделий делалось бы для
школы, для украшения или для использования в быту. Ведь дети тогда бы
чувствовали важность и необходимость своего труда. Уверенность учащихся в том,
что их труд будет необходим в повседневной жизни, очень важна для формирования
личностных качеств детей и для их мотивации в процессе трудового обучения. На
уроках швейного дела девочки привлекаются к пошиву и ремонту одежды. На
уроках слесарного дела учащиеся под руководством учителя производят скалки,
разделочные доски, Учителя используют разнообразные технологии
коррекционного обучения, активизируют мыслительную деятельность, воспитывают
интерес к учению, применяют наглядность, опору на жизненный опыт, развивают
эмоционально-образное мышление. Их занятия имеют строго выдержанную логическую
последовательность. Как правило, все дети привлекаются к деятельности через
индивидуальную работу с каждым.
Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированной работ.
Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии. Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.
В подростковый период отводиться допрофессиональной подготовке (работа в мастерских). Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей и организации досуговой деятельности ( участие в конкурсах, чемпионатах «Абилимпикс»)
Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы большого личного и социального благополучия, мы считаем, что организация социально – бытовой направленности– это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решить, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.