Выявление и оценка достижения планируемых результатов одарённых школьников
Оценка 4.7

Выявление и оценка достижения планируемых результатов одарённых школьников

Оценка 4.7
docx
18.02.2020
Выявление и оценка  достижения планируемых результатов  одарённых школьников
В.docx

Выявление и оценка

 достижения планируемых результатов

 одарённых школьников

 

         Задатки – способности – одарённость. Задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остаётся «погребённой» в психике, и никто не подозревает, на что был способен человек, если бы развивали его способности. Чтобы понять эту непростую связь «задатки - способности», можно привести аналогию: задатки – семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

         Об этом говорится в притче.

«Вот, вышел сеятель сеять.

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Иное упало на добрую землю и принесло плод…».

 

Одарённость – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. Стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка, независимо от возраста, темперамента, интересов, пола, здоровья и т.п. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одарённого ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Но способности развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, т.е. приносить радость, удовольствие. Есть эта радость – задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности – способностей не будет. От длительных, безрадостных занятий будет что угодно – пятёрки, похвалы, знания, но не будет способностей.

Способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, дается сразу от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей.

Природа позаботилась о человеке буквально с первого дня рождения, наделив его этой потребностью. Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что познавательная потребность появляется раньше, чем такая важная потребность, как потребность в общении. Но чуть ли не с самого рождения окружение ребёнка, прежде всего родители,  делает всё возможное, чтобы подавить эту потребность. Это происходит постепенно. Поэтому большое число детей у нас неспособные, а могли бы стать и одарёнными.

            Выделяют актуальную и потенциальную одарённость.

Под актуальной одарённостью понимают: «…психологическую характеристику ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной  и  социальной нормам. Такие дети сидят в большинстве случаев с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют задания «со звёздочкой», отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только в при обучении, он может проявлять одарённость в различных других видах деятельности.

Под «потенциальной  одаренностью  — понимается психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности[i].

Не смотря на то, что точных (абсолютных) диагностик по выявлению одарённости на сегодняшний день не существует, учитель начальных классов всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как учащиеся с актуальной одарённостью очевидны и отличаются:

·     опережением в овладении знаний и их прочным усвоением;

·     любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы);

·     демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания;

·      стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми;

·     ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями;

·     многие из них имеют прочную, ёмкую память.

         Для выявления таких  одарённых детей диагностические  методики педагогу могут не понадобиться, потому что  их одарённость очевидна.

         Однако, развитие потенциала одарённости может  сдерживаться рядом неблагоприятных причин, среди которых: трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды  и другое. Для того, чтобы помочь проявиться и развиться потенциалу ребёнка, педагогу необходимо исследовать на одарённость детей, у которых очевидные характеристики одарённости не проявляются. И здесь лучше не доверять учительскому «чутью», так как  достаточно большое количество всемирно известных гениев не были своевременно замечены своими педагогами.

Одарённые дети бывают разными. Бывает особая одарённость, которая встречается раз на тысячу или даже на миллион случаев. Эти дети особые: они по-другому, иногда с большими трудностями, общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко – только интеллектуальными или творческими интересами.

Но есть и другие одарённые: это так называемая великолепная норма. Всё у такого ребёнка с самого начала было хорошо: мама нормально родила, ему попались умные родители, обеспечивающие разумное и нормальное воспитание, он попал в школу к хорошим учителям.

Очень многое зависит от родителей. Есть родители, которые делают всё возможное, чтобы создать ребёнку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребёнка, подавляется познавательная потребность. Пример. К., Д.  Берёзовская СОШ.

Повторюсь, что все начинается буквально с первых дней жизни. Например, ребёнок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви. Его надо брать на руки столько раз, сколько у мамы на это есть времени, целовать и гладить. Но у нас это почему-то считается баловать. Выяснено, что дети, которых приносят матери не сразу после рождения, а через 36 или 48 часов, имеют больше шансов заболеть невротическими заболеваниями, аллергическими и соматическими.

Еще один момент. Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку. До 6 лет категорически нельзя упрекать за это. Некоторые родители рано принуждают детей к чтению и другим мыслительным процессам, когда ребенок этого не хочет, для него это долг , но не интересное занятие.

Важную роль в развитии познавательной потребности играет, конечно же, и климат в семье.

«Завершающий удар» по познавательной потребности наносится ребенку в школе. Родители уже «подготовили» его к школе: "ты невнимательный, неусидчивый, учительница будет тебя ругать, ставить двойки. Мы для тебя ничего не жалеем, ты нас подводишь…" И где оно то удовольствие, те положительные эмоции, которые необходимы для развития способностей? У ребенка нет желания идти в школу, он испытывает страх. Многое зависит от педагога. Очень важны его личностные качества. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Личность взрослого – часто пример для подражания. Взаимодействие педагога и одаренного ребенка будет эффективным лишь в том случае, если их совместные действия побуждаются сходными мотивами. Поэтому нестандартно мыслящий педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одаренному ребенку, а значит, способен взаимодействовать с ним. Пример по адаптации.

 

Виды одарённости:

            Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство  педагогов, работающих с одарёнными детьми,  придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом.

1.                      Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных  детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие  из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.

2.            Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся  именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по  школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют  свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей  легко обучать.

3.                      Художественная одарённость присуща учащимся, которые  имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять  способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

4.                      Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором  средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость  выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и  не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

5.                       Не сложно наблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры  будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

6.                      Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей   характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны.  Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

           Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

 

         Показатели одарённости:

- любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;

- высокие интеллектуальные и творческие показатели (общая одарённость);

- высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);

- лёгкость в общении, коммуникабельность;

- активность;

- высокая мотивация к учебной деятельности.

 Для работы с одаренными детьми необходим специально обученный педагог, отвечающий повышенным требованиям.  Какими же профессиональными качествами должен обладать педагог?

1) Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

2) Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

3) Умение координировать свои действия с действиями родителей.

4) Умение консультировать родителей и учащихся.

5) Профессиональная зрелость.

6) Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

7) Эмоциональная стабильность.

8) Способность к самоанализу.

9) Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

10) Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

 

Выявление одаренных детей является важным процессом в школьной жизни, первым звеном в любой работе с одарёнными детьми.. В силу того, что одаренность не является неизменным качеством личности, поэтому результаты её ранней диагностики не могут считаться абсолютно надежными. Одаренность ребенка может обнаружиться и на более поздних этапах его развития. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь контингент учащихся, и служить основой для корректировки учебных программ каждого ребенка.

         Данная работа должна быть систематизирована. Она включает в себя наблюдение за детьми, анкетирование родителей и педагогов, групповое и индивидуальное обследование детей, направленное на выявление их способностей.

         Предлагаю вашему вниманию комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявить и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

1.Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми».

2. Тест «Готовность к саморазвитию» - Митин С.Н.

3. Анкета для родителей «О талантах ребёнка».

4. Анкета для определения позиции родителей по отношению к детям, имеющим проявления одарённости – Д. Льюис.

5. Методика выявления одарённых детей – А.И. Савенков (для родителей, можно использовать и педагогам). Данная методика рассчитана на выполнение двух основных функций. Первая и основная – диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

6. «Карта интересов» - изучение интересов учащихся 9-12 классов (адаптированная методика Е.А. Климова).

7. Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (3 -4 кл.) – Лосев А.А.

8. Опросник С. Ледневой «Оценка развития основных интеллектуальных и творческих способностей».

9. Оценка социометрической одарённости (социометрические методики, например, «Секрет» Т.А. Репиной, рисуночные методики «Мой друг», «Я с товарищем в школе»).

10. Оценка личностных особенностей, мотивации: методика «Цветик-семицветик», модифицированный И.Е. Валитовой приём изучения динамической самооценки (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) – оценка ребёнком себя во времени (настоящем, прошлом, будущем).

11. Оценка творчества. Одним из важных образований личности психологи считают творчество. Всё большее число специалистов в области исследования одарённости склонны рассматривать творчество как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Методики: «Дорисовывание фигур» - О.М. Дьяченко, батарея тестов Е. Туник (модификация тестов Гилфорда или Торренса).

12. Оценка интеллектуального развития. Тест Д. Векслера (детский вариант), который состоит из 12 субтестов: «Осведомлённость», «Понятливость», «Арифметический», «Сходство», «Словарный» и др.

 

         Оценка достижения планируемых результатов одаренных школьников происходит так же , как и у всех обучающихся, согласно новым стандартам.  Но у одаренных детей результаты должны быть на высоком уровне.

         Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

         К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Стандарт устанавливает три основные группы результатов:

- под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

- под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.

- под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

         О достижениях одаренных детей будут говорить результаты олимпиад, научно-практических конференций, разных конкурсов и т.п., которые будут накапливаться в Портфолио.

         В заключении хотелось бы повторить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


 

Скачано с www.znanio.ru



 

Выявление и оценка достижения планируемых результатов одарённых школьников

Выявление и оценка достижения планируемых результатов одарённых школьников

Это происходит постепенно. Поэтому большое число детей у нас неспособные, а могли бы стать и одарёнными

Это происходит постепенно. Поэтому большое число детей у нас неспособные, а могли бы стать и одарёнными

Одарённые дети бывают разными.

Одарённые дети бывают разными.

Виды одарённости :

Виды одарённости :

Не сложно наблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость

Не сложно наблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость

Эмоциональная стабильность. 8)

Эмоциональная стабильность. 8)

Оценка социометрической одарённости (социометрические методики, например, «Секрет»

Оценка социометрической одарённости (социометрические методики, например, «Секрет»

О достижениях одаренных детей будут говорить результаты олимпиад, научно-практических конференций, разных конкурсов и т

О достижениях одаренных детей будут говорить результаты олимпиад, научно-практических конференций, разных конкурсов и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020