«Выявление у детей младшего школьного возраста уровня готовности к овладению письмом и предпосылок дисграфии»

  • pptx
  • 22.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дисграфия.pptx

Дисграфия смешанного вида

Актуальность проблема коррекции нарушений письма у младших школьников все еще остается актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, и с увеличением количества учащихся с нарушением письма Дисграфия смешанного вида

Одна из наиболее распространенных форм дисграфии - дисграфия смешанного вида. Уже в ходе обследования состояния речи учащихся 1 классов выявляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи, среди которых часто встречаются: ОНР, ФФНР, нарушенное произношение отдельных звуков, оптико-пространственные нарушения и др.

Проблема

Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
 Психологический аспект коррекции дисграфии разработан недостаточно. До сих пор существуют различные точки зрения, связанные с определением, патогенезом, механизмами, симптоматикой дисграфии. Не проводилось специального комплексного исследования особенностей познавательной деятельности детей с дисграфией, что позволяет рассматривать данный вопрос как актуальную, малоизученную проблему.

Как показывает практика, дисграфия и дислексия в большинстве случаев встречаются в сочетании. Чаще всего дисграфия проявляется в смешанной форме, т.е. смешанную дисграфию составляют различные комбинации из определяемых ранее форм нарушений письменной речи.
В структуру смешанной дисграфии входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии.
При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны.

Задача учителя - логопеда:

своевременное выявление, предупреждение и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. В связи с этим, одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции смешанной дисграфии.

Объект исследования - процесс коррекции дисграфии у младших школьников.
Предмет исследования - система методических средств развития познавательной деятельности в процессе логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.

Виды дисграфии

Акустическая дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием).
Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи). Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения). 
Дисграфия, обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа.

Дополните предложение

Характерные особенности __________ дисграфии: объединяет 2-3 речевых расстройства; у мальчиков диагностируется в два раза чаще; чем старше ребенок, тем больше речевых нарушений у него выявляют:
Артикуляторно-акустическая
Смешанная
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза

Список используемых источников информации

Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие / З.Е. Агранович. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 40 с.
https://www.defectologiya.pro/