Проблема одаренности человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. вопросе выявления одаренности у школьников главную роль играют учителя и родители. Функция родителей заключается в проявлении внимания к малышу начиная с самого раннего возраста и обнаружении его наклонностей, интересов, способностей. Когда ребенок поступает в первый класс, то уже учитель начальной школы отвечает за раскрытие его талантов, создание благодатной почвы для их развития
Тема: Выявление одаренности школьников на позновательной деятельности.
Проблема одаренности человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она
представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная
проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.
Новые социальноэкономические условия, складывающиеся в России, вызывают
необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при
решении новых задач. вопросе выявления одаренности у школьников главную роль играют
учителя и родители. Функция родителей заключается в проявлении внимания к малышу
начиная с самого раннего возраста и обнаружении его наклонностей, интересов,
способностей. Когда ребенок поступает в первый класс, то уже учитель начальной школы
отвечает за раскрытие его талантов, создание благодатной почвы для их развития. ...
Выявление талантливых детей – процесс длительный, постепенный. Ведь не все малыши
раскрывают свои способности сразу. Многие из них требуют длительной индивидуальной
работы. При этом учитель должен проявить особое терпение, внимание, профессионализм:
ведь от его способности обнаружить в ребенке недюжинные способности зависит будущее
маленького человека. Большое значение имеет и сотрудничество с родителями и
воспитателями дошкольных учреждений, которые могут помочь составить начальную
характеристику и подсказать основные направления работы с ребенком. Педагог со своей
стороны должен использовать опыт, квалификацию и чутье для правильной оценки
способностей и степени одаренности ребенка с целью составления плана работы с ним. При
этом не следует забывать о том, что даже очень талантливые, возможно, гениальные дети –
это в первую очередь дети, которые нуждаются в любви, внимании, ласке, поддержке.
Создание благоприятной среды для развития таланта ребенка и стимулирование его
интересов.
взято с http://veselajashkola.ru/interesno/rabotasodaryonnymishkolnikami/
После определения талантливых детей педагоги должны создать все необходимые условия
для их быстрого развития и наиболее полного раскрытия их дара. При этом ребенка нельзя
изолировать от сверстников и подчеркивать его одаренность. Это окажет весьма
негативное влияние как на его взаимоотношения с одноклассниками, так и на самооценку,
которая может стать неоправданно завышенной, что (как ни странно) затормозит темпы его
развития. [5]
Тем не менее индивидуальный подход к одаренным детям необходим, но он не должен
бросаться в глаза и отделять их от социума. Отдельно ведется работа с детьми, которые
проявляют особые способности, но при этом направление их оптимального приложения
пока трудно определить. Таким ребятам следует давать задания из самых разных областей,
требующие аналитического или творческого подхода, способности к абстрагированному
мышлению или концентрации внимания на мелочах. Методом проб и ошибок, посредством
сравнения полученных результатов можно определить, в какой сфере.
взято с http://veselajashkola.ru/interesno/rabotasodaryonnymishkolnikami/1консультаций,
Организации дополнительных занятий; участии в викторинах, олимпиадах; проведении
психологических тренингов,
организации конкурсов,
интеллектуальных игр, спортивных состязаний, фестивалей; участии в творческих и
предметных кружках, спортивных секциях; использовании новейших средств информации;
создании портфолио. Методы работы с одаренными детьми могут быть разными. Обладая
достаточной квалификацией, педагог сам может определить направления деятельности.
Главное, чтобы его действия создали у ребенка сильную мотивацию для развития.
тестов;
Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции
учителей, родителей. Она даёт важную информацию, которая вместе с результатами
тестирования должна служить основой принимаемых решений по включению детей в
специализированные обучающие программы.[3]
При работе с одарёнными детьми необходимо:
Ведение предметного кружка с
использованием медиаресурсов.
Изучения научнометодической и
учебной литературы.
Проводить открытые уроки для
коллег по работе, учителей.
Разрабатывать разные формы уроков,
внеклассных мероприятий, учебных
материалов.
Внедрять в учебный процесс новые
формы оценивания физического
состояния учащихся:
Спортивные
и
музыкальные способности у детей
можно выявить достаточно рано.
Одноклассникам и учителям
остается
их
достижениями издалека.
восхищаться
Создавать комплект дидактики по
предмету (индивидуальные планы
тренировок,
оптимально
минимальный уровень (стандарт)
физической
подготовленности
контрольные тесты
учащихся,
упражнения).[6]
Создавать пакет материалов по
технологиям.
личную
педагогическим
Проектировать
методическую вебстраницу. Создавать пакет сценариев уроков с
информационных
применением
технологий.
Разработка
пакета
тестового
материала в электронном виде.
Разработка пакета стандартного
поурочного планирования по теме
или группе тем.
Разработка комплекта раздаточного
материала по предмету (карточки,
задания и вопросы по предмету)
Разработка пакета олимпиадного
подготовки
для
материала
учащегося.
Пакет
документации
предметного объединения.
административной
методического
Пакет сценариев уроков с
информационных
применением
технологий. [7]
Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать
свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут
посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и
обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от
времени и пространства. Спортивной одаренностью является определение возможностей
человека и его психических способностей ,которые могут быть как врожденными, так и
приобретенными в процессе деятельности. Задача учителя состоит в том, что бы
максимально нагружать каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность
или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей,
условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного
учащегося.[ 2] Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.
Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной
деятельности с обучающимися.
Обобщение и распространение собственного
педагогического опыта. Пропаганда здорового образа жизни.
Список использованной литературы:
1. Аттестация педагогических кадров. Справочник. 3е изд. – М.: ИФ «Образование в
документах»,
2001.
2. Аттестация учителей: Концепция, методика, результаты эксперимента / Под ред. Т.Г.
Браже.
1994.
3. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
СПб.,
–Т.В.
Московской области. – Вып. 1;2; 17 / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. – М.: ИПК и ПРНО МО,
2001.
4. Диагностика успешности учителя: Сб. метод, материалов для руководителей школ /
Сост.
1997.
5. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической Деятельности. – М., 1998.
6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и
ПРО,
2002.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское
педагогическое
1998.
8.
Фоменко И.А. Аттестация педагогических работников общеобразовательных
учреждений. – М., Аркти, 2005
агентство,
Морозова
–
М.,