Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест
Оценка 4.7

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Оценка 4.7
Документация +3
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—6 кл
17.03.2019
Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест
Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как ребёнок привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом. Цели теста: изучение характеристик личности; определение способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам; исследование привычной реакции на неприятности; выявление жизненных проблем, мешающих развитию ребёнка.
тест проективный.doc
Методика «Человек под дождем» - помощь в определении проблем ребенка Реакция на стрессовые ситуации у каждого человека своя: кто-то предпочитает справляться в одиночку, кто-то теряется, кто-то перекладывает свои проблемы на чужие плечи. Любая модель поведения закладывается в детстве, поэтому психологи стараются помочь ребёнку адекватно выстроить поведенческую линию в непростых обстоятельствах. Но прежде чем это делать, необходимо выяснить, как человек реагирует на сложности. В этом поможет проективная методика «Человек под дождём». Характеристика проективной методики и её авторы Проективная рисуночная методика «Человек под дождём» разработана двумя психологами — Еленой Васильевной Романовой и Тамарой Ивановной Сытько. Они посвятили несколько своих работ выявлению возрастных особенностей реакций на нестандартные ситуации. Суть диагностики заключается в том, что экспериментатор предлагает испытуемому выполнить два рисунка — человека и этой же фигуры под дождём. Непогода в этом случае выступает символом тяжёлых жизненных обстоятельств, обрушившихся на тестируемого. Таким образом, можно выделить следующие цели теста:  изучение характеристик личности;  определение способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам;  исследование привычной реакции на неприятности;  выявление жизненных проблем, мешающих развитию ребёнка. Американский писатель-фантаст Рональд Хаббард говорил: «Человек попадает в серьёзные неприятности лишь тогда, когда он решает, что в данной ситуации он ничего не может сделать». Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как ребёнок привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом. Проведение психологического теста «Человек под дождём» Тестирование проводится в индивидуальной форме. Психологи рекомендуют начинать работу с детьми при достижении ими младшего школьного возраста, когда навык рисования уже более-менее сформировался. Тест рекомендован также и для более старших детей. Но не возбраняется применение методики и для диагностики дошкольников (допускается проведение теста для диагностики детей, ещё посещающих детский сад). Для проведения теста необходимо подготовить:  2 альбомных листа;  карандаши (простые и цветные, последних должно быть не менее 12 штук разного цвета);  ластик. Инструкция: 1. Предложить испытуемому лист бумаги, расположенный вертикально. 2. Объяснить, что необходимо нарисовать на нём человека. 3. Когда первое изображение будет готово, протянуть второй лист со словами: «А теперь изобрази своего персонажа под дождём». 4. Когда ребёнок завершит работу над рисунками, с ним необходимо будет обязательно побеседовать: после того, как ребёнок закончит и второй рисунок, понадобится задать наводящие вопросы, получив или не получив ответы на которые можно будет сделать вывод о том, как тестируемый привык реагировать на те или иные обстоятельства. Вопросы для беседы:  Как человек на твоей картинке себя чувствует?  Какое у персонажа настроение?  Что бы он хотел сделать сейчас?  Дождь пошёл неожиданно или о нём предупреждали?  Твой спутник (если он есть на рисунке) был готов к дождю или нет?  Тебе нравится дождь?  Как перспективы у твоего героя?  Как можно помочь человеку, испытывающему неудобства при непогоде?  Как попавший под дождь человек может приободрить самого себя? Для малышей вопросы можно сформулировать попроще, но количество и суть тезисов менять не следует. Интерпретация результата ребёнка Анализ проводится на основании сравнения двух рисунков, выполненных ребёнком. Необходимо постараться воспринять картинку целиком, понять настроение изображённого персонажа (спокойно воспринимает непогоду, пребывает в состоянии беспомощности, ликует или удручён) и попытаться оценить готовность — или её отсутствие — противостоять трудностям. Расшифровка манеры рисования Если ребёнок сильно нажимает на карандаш, продавливая лист, это говорит о том, что его психомоторный тонус неустойчив, то есть у испытуемого случаются приступы агрессии, его отличают напористость и тревожность. Когда же нажим совсем лёгкий, то тестируемый боязлив, нерешителен и пассивен. Чёткие и выраженные контуры, часто обведённые уже после завершения рисунка, говорят о склонности ребёнка анализировать происходящее с ним, а также указывают на необходимость периодически находиться наедине с собой. Когда контуры имеют непостоянный характер (в каких-то элементах прорисованы, а в каких-то нет), это говорит об импульсивности испытуемого. Следует обратить внимание на штриховку, если таковая присутствует в изображении. Обилие штриховки — нехороший признак: В этом случае имеет смысл говорить о тревожности ребёнка, боязни сделать что-то не так из-за возможного наказания или порицания. Тонкие эскизные линии используют дети, обучающиеся рисованию, или же испытуемые, которые отличаются повышенной впечатлительностью и мнительностью. Причём эти качества не всегда явно выражены в привычной манере поведения. Если ребёнок изобразил персонажа примитивно (а-ля «палка, палка, огуречик»), то испытуемый, вероятно, нуждается в одобрении. Рисунок-шарж характеризует тестируемого как враждебного человека, не желающего выслушивать критику. Размер и положение Если персонаж под дождём нарисован уходящим, то это может свидетельствовать о стремлении избежать неприятных ситуаций. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда представлен вид на фигуру сверху, как бы с высоты птичьего полёта. Когда попавший под дождь человек нарисован в верхней части листа (такое часто наблюдается у подростков), то, возможно, испытуемый не может найти опору — не определился с будущей специальностью, не получается найти способ улучшить успеваемость и так далее. В случае если подобное положение персонажа зафиксировано на рисунке малыша, это говорит о том, что он чрезвычайно оптимистичен, стремится уйти от действительности в мир фантазий. О депрессивном состоянии испытуемого свидетельствует рисование человечка внизу листа. Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у ребёнка сложности с установлением контакта с другими людьми. Смещение влево или вправо символизирует, к кому малыш испытывает более сильную привязанность: в сторону сердца — к маме, в направлении правой руки (особенно если ребёнок правша) – к папе. Если фигура повёрнута влево, то испытуемый старается сосредоточить всё внимание на себе, вправо — тестируемый активен, думает о будущем. Чем лучше дети справляются с неприятностями, тем больше размер их героев. Маленькие фигурки свидетельствуют о заторможенности во взаимодействии с окружающими, желании переложить ответственность на плечи окружающих. Образ персонажа  Большая голова у нарисованного человека говорит о высоком интеллекте испытуемого, маленькая — о неадекватности и неполноценности.  Чем больше плечи, тем сильнее ребёнок нуждается в признании, покатые свидетельствуют об унынии и отчаянии.  Символ неудовлетворённости текущей ситуацией — крупный торс. Если же он слишком маленький, то тестируемый, вероятно, чувствует себя недооценённым и униженным.  Плохо прорисованное лицо сигнализирует о нежелании бороться с трудностями. Когда оно изображено детально и аккуратно, то ребёнку, вероятно, очень важны отношения с окружающими.  Разведённые в сторону руки говорят об открытости тестируемого; если они спрятаны за спиной, то можно сделать вывод, что испытуемый не привык уступать. Прижатые к телу конечности — символ напряжённости, а их отсутствие и вовсе заявляет о неумении контролировать себя и ситуацию.  Изображение, в котором акцент сделан на ноги (либо они большие по размеру, либо фигура стоит, расставив ноги и разведя их) свидетельствует о том, что трудности испытуемого повергают в недоумение. Он старается найти кого-то, кто поможет справиться с ними. Обычно такие дети находятся в сильной эмоциональной зависимости от родителей. Если ребёнок нарисовал сказочного персонажа, это признак инфантильности. Изображённая малышом фигура противоположного пола говорит о том, испытуемый склонен перенимать манеру поведения, свойственную ближайшим родственникам — маме, бабушке, папе, дедушке. Такая особенность рисунка подростка может быть тревожным признаком, сигнализирующим о нежелании принимать решения самостоятельно. Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, ребёнок импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях. Элементы непогоды Чем больше на рисунке капель дождя, тем сложнее испытуемому защититься от трудностей, а вот редкие струйки говорят о том, что неблагоприятные обстоятельства носят временный характер. Изображение туч говорит о том, что ребёнок находится в ожидании неприятностей. Если небо полностью затянуто ими, это может быть признаком депрессивного состояния — такое часто наблюдается у детей во время пубертатного периода. Большие тучи говорят о возможном депрессивном состоянии ребёнка: Ещё один атрибут дождя — лужи. Чем они глубже, тем сильнее малыш переживает сложности. Если человек стоит в луже, значит, тестируемый испытывает неудовлетворённость. Изображение справа говорит об ожидании неприятностей, слева — вероятно, проблема уже в прошлом. Также можно интерпретировать и наличие грязи около фигуры человека. Средства защиты и другие детали Любые элементы, не относящиеся напрямую к дождю и человеку, символизируют отражение необходимости в поддержке, переключении на какую-то замещающую деятельность. Молния означает, что в жизни грядёт новый виток развития, возможно, драматического характера. Как правило, её рисуют дети постарше. Малыши же любят изображать радугу, что говорит о стремлении к солнцу, мечте. Зонт — это символ защиты, который говорит о тесной связи с родителями. Раскрытый купол сигнализирует о помощи матери при трудностях; закрытый зонт, ручка аксессуара — отца. Ребёнок может нарисовать шляпу в качестве средства от непогоды, интерпретируется это как потребность в опеке. Такой же вывод можно сделать при отсутствии «защитника» от стихии. Толкование цветовой гаммы При анализе цветовой гаммы рисунка учитывается количество оттенков. От 2 до 5 карандашей используют дети, которые хорошо адаптируются, не испытывают эмоционального дискомфорта. 7–8 выбранных цветов могут указывать на эмоциональную неустойчивость. А вот использование одного карандаша при наличии 12 говорит о боязни проявить себя. Если в рисунке преобладает какой-то определённый оттенок, то истрактовать это можно так:  Яркие оттенки говорят о склонности ребёнка преувеличивать значение тех или иных событий.  Много красного свидетельствует о депрессивном состоянии.  Синий используют дети, которые предпочитают искать выход из сложных ситуаций.  Жёлтый цвет выбирают оптимистичные и сдержанные ребята.  Зелёный оттенок говорит о здоровом развитии.  Серые тона сигнализируют о подавленности.  Коричневый и чёрный цвет предпочитают любители одиночества. Также тёмные тона в рисунке выдают боязнь осуждения.

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест

Выявление проблем ребенка, мешающих его развитию. Проективный тест
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019