Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как ребёнок привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.
Цели теста:
изучение характеристик личности;
определение способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам;
исследование привычной реакции на неприятности;
выявление жизненных проблем, мешающих развитию ребёнка.
Методика «Человек под дождем» - помощь в определении проблем
ребенка
Реакция на стрессовые ситуации у каждого человека своя:
кто-то предпочитает справляться в одиночку, кто-то
теряется, кто-то перекладывает свои проблемы на чужие
плечи. Любая модель поведения закладывается в детстве,
поэтому психологи стараются помочь ребёнку адекватно
выстроить поведенческую линию в непростых
обстоятельствах. Но прежде чем это делать, необходимо
выяснить, как человек реагирует на сложности. В этом
поможет проективная методика «Человек под дождём».
Характеристика проективной методики и её авторы
Проективная рисуночная методика «Человек под дождём»
разработана двумя психологами — Еленой Васильевной
Романовой и Тамарой Ивановной Сытько. Они посвятили
несколько своих работ выявлению возрастных особенностей
реакций на нестандартные ситуации. Суть
диагностики заключается в том, что экспериментатор
предлагает испытуемому выполнить два рисунка — человека
и этой же фигуры под дождём. Непогода в этом случае
выступает символом тяжёлых жизненных обстоятельств,
обрушившихся на тестируемого. Таким образом, можно
выделить следующие цели теста:
изучение характеристик личности;
определение способности быстро адаптироваться
к новым обстоятельствам;
исследование привычной реакции на неприятности;
выявление жизненных проблем, мешающих развитию
ребёнка.
Американский писатель-фантаст Рональд Хаббард
говорил: «Человек попадает в серьёзные неприятности
лишь тогда, когда он решает, что в данной ситуации он
ничего не может сделать».
Проективный тест «Человек под дождём» — возможность
узнать, как ребёнок привык взаимодействовать
с окружающим миром. Результаты диагностикипомогут определить, какие качества необходимо развить
испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с
другими людьми и научиться справляться со стрессом.
Проведение психологического теста «Человек под
дождём»
Тестирование проводится в индивидуальной форме.
Психологи рекомендуют начинать работу с детьми при
достижении ими младшего школьного возраста, когда навык
рисования уже более-менее сформировался. Тест
рекомендован также и для более старших детей. Но не
возбраняется применение методики и для диагностики
дошкольников (допускается проведение теста для
диагностики детей, ещё посещающих детский сад).
Для проведения теста необходимо подготовить:
2 альбомных листа;
карандаши (простые и цветные, последних должно быть
не менее 12 штук разного цвета);
ластик.
Инструкция:
1. Предложить испытуемому лист бумаги,
расположенный вертикально.
2. Объяснить, что необходимо нарисовать на нём человека.
3. Когда первое изображение будет готово, протянуть
второй лист со словами: «А теперь изобрази своего
персонажа под дождём».
4. Когда ребёнок завершит работу над рисунками, с ним
необходимо будет обязательно побеседовать: после того,как ребёнок закончит и второй рисунок, понадобится
задать наводящие вопросы, получив или не получив
ответы на которые можно будет сделать вывод о том, как
тестируемый привык реагировать на те или иные
обстоятельства.
Вопросы для беседы:
Как человек на твоей картинке себя чувствует?
Какое у персонажа настроение?
Что бы он хотел сделать сейчас?
Дождь пошёл неожиданно или о нём предупреждали?
Твой спутник (если он есть на рисунке) был готов к
дождю или нет?
Тебе нравится дождь?
Как перспективы у твоего героя?
Как можно помочь человеку, испытывающему
неудобства при непогоде?
Как попавший под дождь человек может приободрить
самого себя?
Для малышей вопросы можно сформулировать
попроще, но количество и суть тезисов менять не
следует.
Интерпретация результата ребёнка
Анализ проводится на основании сравнения двух рисунков,
выполненных ребёнком. Необходимо постараться воспринять
картинку целиком, понять настроение изображённого
персонажа (спокойно воспринимает непогоду, пребывает в
состоянии беспомощности, ликует или удручён) и попытаться
оценить готовность — или её отсутствие — противостоять
трудностям.Расшифровка манеры рисования
Если ребёнок сильно нажимает на карандаш,
продавливая лист, это говорит о том, что его
психомоторный тонус неустойчив, то есть у
испытуемого случаются приступы агрессии,
его отличают напористость и тревожность.
Когда же нажим совсем лёгкий, то тестируемый боязлив,
нерешителен и пассивен.
Чёткие и выраженные контуры, часто обведённые уже после
завершения рисунка, говорят о склонности ребёнка
анализировать происходящее с ним, а также указывают на
необходимость периодически находиться наедине с собой.
Когда контуры имеют непостоянный характер (в каких-то
элементах прорисованы, а в каких-то нет), это говорит об
импульсивности испытуемого.
Следует обратить внимание на штриховку, если
таковая присутствует в изображении.
Обилие штриховки — нехороший признак:В этом случае имеет смысл говорить о тревожности ребёнка,
боязни сделать что-то не так из-за возможного наказания или
порицания. Тонкие эскизные линии используют дети,
обучающиеся рисованию, или же испытуемые, которые
отличаются повышенной впечатлительностью и
мнительностью. Причём эти качества не всегда явно
выражены в привычной манере поведения.
Если ребёнок изобразил персонажа примитивно (а-ля
«палка, палка, огуречик»), то испытуемый, вероятно,
нуждается в одобрении. Рисунок-шарж характеризует
тестируемого как враждебного человека, не
желающего выслушивать критику.
Размер и положение
Если персонаж под дождём нарисован уходящим, то это
может свидетельствовать о стремлении избежать неприятных
ситуаций. Особенно ярко это проявляется в тех случаях,когда представлен вид на фигуру сверху, как бы с высоты
птичьего полёта. Когда попавший под дождь
человек нарисован в верхней части листа (такое часто
наблюдается у подростков), то, возможно, испытуемый не
может найти опору — не определился с будущей
специальностью, не получается найти способ улучшить
успеваемость и так далее. В случае если подобное положение
персонажа зафиксировано на рисунке малыша, это говорит о
том, что он чрезвычайно оптимистичен, стремится уйти от
действительности в мир фантазий. О депрессивном
состоянии испытуемого свидетельствует
рисование человечка внизу листа.
Изображена фигура в профиль или со
спины — испытуемый старается отрешиться от
действительности (так проявляется самозащита).
Соответственно, это говорит о том, что у ребёнка
сложности с установлением контакта с другими
людьми.
Смещение влево или вправо символизирует, к кому малыш
испытывает более сильную привязанность: в сторону сердца
— к маме, в направлении правой руки (особенно если ребёнок
правша) – к папе. Если фигура повёрнута влево, то
испытуемый старается сосредоточить всё внимание на себе,
вправо — тестируемый активен, думает о будущем.
Чем лучше дети справляются с неприятностями, тем
больше размер их героев. Маленькие фигурки
свидетельствуют о заторможенности во взаимодействии с
окружающими, желании переложить ответственность на
плечи окружающих.
Образ персонажа
Большая голова у нарисованного человека говорит о
высоком интеллекте испытуемого, маленькая — о
неадекватности и неполноценности. Чем больше плечи, тем сильнее ребёнок нуждается в
признании, покатые свидетельствуют об унынии и
отчаянии.
Символ неудовлетворённости текущей ситуацией —
крупный торс. Если же он слишком маленький, то
тестируемый, вероятно, чувствует себя недооценённым и
униженным.
Плохо прорисованное лицо сигнализирует о нежелании
бороться с трудностями. Когда оно изображено детально
и аккуратно, то ребёнку, вероятно, очень важны
отношения с окружающими.
Разведённые в сторону руки говорят об открытости
тестируемого; если они спрятаны за спиной, то можно
сделать вывод, что испытуемый не привык уступать.
Прижатые к телу конечности — символ напряжённости,
а их отсутствие и вовсе заявляет о неумении
контролировать себя и ситуацию.
Изображение, в котором акцент сделан на ноги (либо
они большие по размеру, либо фигура стоит, расставив
ноги и разведя их) свидетельствует о том, что трудности
испытуемого повергают в недоумение. Он старается
найти кого-то, кто поможет справиться с ними. Обычно
такие дети находятся в сильной эмоциональной
зависимости от родителей.
Если ребёнок нарисовал сказочного персонажа, это
признак инфантильности. Изображённая малышом фигура
противоположного пола говорит о том, испытуемый склонен
перенимать манеру поведения, свойственную ближайшим
родственникам — маме, бабушке, папе, дедушке. Такая
особенность рисунка подростка может быть тревожным
признаком, сигнализирующим о нежелании принимать
решения самостоятельно.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет
сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в
опеке; если же человек на изображении раздет (илитело прикрыто незначительным количеством
предметов гардероба), значит, ребёнок импульсивен,
отвергает определённые стереотипы поведения в тех
или иных ситуациях.
Элементы непогоды
Чем больше на рисунке капель дождя, тем сложнее
испытуемому защититься от трудностей, а вот редкие
струйки говорят о том, что неблагоприятные
обстоятельства носят временный характер.
Изображение туч говорит о том, что ребёнок находится в
ожидании неприятностей. Если небо полностью затянуто
ими, это может быть признаком депрессивного состояния —
такое часто наблюдается у детей во время пубертатного
периода.
Большие тучи говорят о возможном депрессивном состоянии
ребёнка:Ещё один атрибут дождя — лужи. Чем они глубже, тем
сильнее малыш переживает сложности. Если человек стоит в
луже, значит, тестируемый испытывает неудовлетворённость.
Изображение справа говорит об ожидании неприятностей,
слева — вероятно, проблема уже в прошлом. Также можно
интерпретировать и наличие грязи около фигуры человека.
Средства защиты и другие детали
Любые элементы, не относящиеся напрямую к дождю и
человеку, символизируют отражение необходимости в
поддержке, переключении на какую-то замещающуюдеятельность. Молния означает, что в жизни грядёт новый
виток развития, возможно, драматического характера. Как
правило, её рисуют дети постарше. Малыши же любят
изображать радугу, что говорит о стремлении к солнцу,
мечте.
Зонт — это символ защиты, который говорит о тесной
связи с родителями. Раскрытый купол сигнализирует о
помощи матери при трудностях; закрытый зонт, ручка
аксессуара — отца. Ребёнок может нарисовать шляпу в
качестве средства от непогоды, интерпретируется это как
потребность в опеке. Такой же вывод можно сделать при
отсутствии «защитника» от стихии.
Толкование цветовой гаммы
При анализе цветовой гаммы рисунка учитывается
количество оттенков. От 2 до 5 карандашей используют
дети, которые хорошо адаптируются, не испытывают
эмоционального дискомфорта. 7–8 выбранных
цветов могут указывать на эмоциональную неустойчивость. А
вот использование одного карандаша при наличии 12 говорит
о боязни проявить себя.
Если в рисунке преобладает какой-то определённый
оттенок, то истрактовать это можно так:
Яркие оттенки говорят о склонности ребёнка
преувеличивать значение тех или иных событий.
Много красного свидетельствует о депрессивном
состоянии.
Синий используют дети, которые предпочитают искать
выход из сложных ситуаций.
Жёлтый цвет выбирают оптимистичные и
сдержанные ребята.
Зелёный оттенок говорит о здоровом развитии. Серые тона сигнализируют о подавленности.
Коричневый и чёрный цвет предпочитают любители
одиночества. Также тёмные тона в рисунке выдают
боязнь осуждения.