Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формывоспитательного влияния на воспитанника в современных условиях.
Салиндер Алма Ивановна воспитатель
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Ныда »
Анонс: Творчество должно стать главным условием функционирования в воспитательной системы, и учебного процесса, пронизывать и связывать воедино обучение и воспитание. Воспитатель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью.
Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения предполагает преодоление установок на недопустимость элементов стандартизации в области воспитания, ориентирован на создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса.
Воспитательный компонент ФГОС включает в себя примерную программу воспитания, стратегическая цель которой - системное многократное содействие самореализации воспитанников.
Реализация Программы должна обеспечить формирование у воспитанников готовности к самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.
Воспитатель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью.
Творчество должно стать главным условием функционирования в воспитательной системы, и учебного процесса, пронизывать и связывать воедино обучение и воспитание. В интернате много внимания уделяется развитию творческих способностей не только через работу кружков, клубов, проведение творческо-эстетических конкурсов, художественного, сценического содержания. Но и в каждую реализуемую воспитательную программу, будь то патриотическое или гражданское воспитание, формирование здорового образа жизни или трудовая деятельность, обязательно вносим творческое начало - возникает интеграция форм воспитательных технологий, которая дает возможность воспитанникам более полно реализовывать свои способности. Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными достижениями. Как выявить у ребенка искорки творчества, а затем не дать им погаснуть в рутине повседневности воспитательного процесса?
Творить – творческое создание.
Сотворчество – это такое состояние, такой уровень, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
(Ш.А. Амонашвили).
Нашим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть творческим. Надо быть интересным для воспитанников. Если хочешь приблизиться к ребёнку и приобщить его к полезным делам, необходимо сбросить с себя нажитую взрослость, чтобы не испугать и не оттолкнуть ребёнка.
Нам родители доверяют самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверно, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителями, воспитателями, со сверстниками, насколько жизнь в интернате будет для него радостным и полезным. От нас воспитателей зависит, как сложится творческая жизнь ребёнка, как сложится учебный процесс, станут ли дети нашими единомышленниками.
Идея сотворчества и соучастия как основные формы воспитательного влияния возникло уже давно. Реализация этой идеи обеспечивает развитие креативных способностей детей и взрослых формирования отношений, сотрудничество между ними. Под этими формами понимается совместная целенаправленная деятельность воспитателя, воспитанника, родителей, для них характерны следующие отличительные признаки: субъектные взаимоотношения между участниками деятельности; неординарность, оригинальность, не шаблонность действий, предусматривающих получение новых свойств, признаков конечного продукта практического и умственного труда.
Сотворчество взрослых и детей - это источник, условий и результат развития участников педагогического процесса и взаимоотношения между ними.
Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие детей не основе личных предпочтений. При этом возникает чувство сопричастности к общему делу, потребность в общении друг с другом, осознание е переживание себя и других как «мы». Сотворчество достигается, если участники деятельности осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняет работу по собственной инициативе, относятся друг к другу как к индивидуальности. Необходимым условием сотворчества является совместная деятельность воспитателя и воспитанников в достижении ожидаемого результата. При этом важно чтобы совместная деятельность была многоуровневая, то есть осуществлялась на каждом этапе, в каждом звене учебно-воспитательного процесса. Сотворчество детей и воспитателей - благоприятная почва для развития личности ребенка, всех гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств. Только в совместной деятельности ребёнок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку и волю. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские способности детей.
При организации совместной деятельности нужно помнить об основных предпосылках продуктивного сотворчества.
1. Взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие воспитателя, когда он не просто рядом, а вместе с ними.
2. Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.
3. Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и своего личного опыта, пока у воспитанников не появится необходимость посоветоваться с воспитателем.
4. Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач.
5. Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы воспитанников.
Учитывать интересы каждого и группы (семьи) в целом. Воспитатель имеет возможность реализовывать эти задачи, в полном объеме используя работу кружков и клубов, были поставлены следующие цель и задачи воспитательной работы.
Целью своей деятельности я ставлю: развитие и воспитание образованной, культурной, творческой, инициативной личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самовыражению и способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Чуткий подход к ребёнку, любовь к нему, создание благоприятных условий, в которых, он может наиболее полно проявить себя помогают раскрытию его положительных качеств. Но эти качества надо терпеливо развивать. С детьми надо разговаривать спокойно, не все наши дети могут переносить повышенный тон. С легко раздражаемыми детьми я стараюсь быть спокойной и справедливой. Завоевать авторитет у детей можно, лишь, внимательным отношением к их повседневным нуждам и интересам. Детей надо убедить, что требование воспитателя соответствует их интересам и интересам окружающих. Предъявляя к детям требования, я стремлюсь разъяснить, показать и подтвердить необходимость этих требований, их целесообразность. Для воспитанников младшего школьного возраста, безусловно, наивысший результат приносит игровая деятельность. Роль игры в развитии и воспитании ребенка велика. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств, развитии творческих задатков. Игра - отображение жизни. Но в этой условной обстановке, которая создается воображением, много настоящего, действия играющих весьма реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Но дело, скорее всего, не в том, какую форму мы выберем, а как мы реализуем поставленную этим выбором задачу, с помощью какой технологии ее достигаем, насколько качественно подготовим и привлечем к подготовке детей. В интернате воспитатели вместе с воспитанниками активно участвуют во всех интернатских делах. Выступление на общеинтернатских мероприятиях, например день открытых дверей «Диалог с общественностью». На празднике, привлечены почти все дети, старших воспитанников привлекаем к обслуживанию музыкальной аппаратуры, младших к оформлению интерната, изготовлению разных сувениров, поделок, рисунков, подготовка концертных номеров - все это стало возможным только благодаря совместной работе всего коллектива.
Мы воспитатели должны помогать в нелегком труде развития талантов детей, создавать благоприятные условия для их работы, способствовать насыщению воспитательного пространства творческими событиями, готовить вместе традиционные праздники, концерты, участвовать в конкурсах не только на уровне интерната, но и на уровне школы.
Чтобы ребёнок не стал неудачником, ему необходим успех, радость от сознания достигнутого, становится более раскованным, смелым, у него меняется уровень самооценки. Это все дает положительные результаты, помогает воспитанникам адаптироваться в современной жизни.
Литература:
1. Воронова Е.А. «Воспитательная работа в современной школе», ООО «Феникс», 2009г.
2. Ковалева И.В., Бережная О.Н. «Школьный праздник от А до Я» БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», 2009г.
3. Колегаева Т. Н. «Визитная карточка вашего успеха», Журнал «Воспитание школьников», №8, 2010г.
4. Курочкина М.В. «Развитие у детей творческих способностей и познавательного интереса» Журнал «Воспитание школьников» №6, 2009г.
5. Письмо Министерства образования РФ от 13.11.2000г.№813/28-16 «О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях»
6. Соколова Т. «Как помочь школьнику формировать свой имидж» Журнал «Воспитание школьников», №8, 2008г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.