Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Солнышко» с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФОП ДО. Из опыта работы»
Воспитатель: Курмаева М. Ю.
с. Ивановка
Учитывая потенциальные возможности периода дошкольного детства в области физического развития, актуальным является создание необходимых условий, обеспечивающих детям соответствующих их возрасту уровень физической подготовленности.
Введение Федерального образовательного стандарта дошкольного образования привело к главным изменениям в системе дошкольного образования. В соответствии с новыми требованиями педагогический процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы обеспечить необходимое развитие ребенка по всем предусмотренным тенденциям, из числа которых особенная роль отводится физическому развитию.
Основное условие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов является принцип партнерства с семьей.
Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных образовательных организаций. Хорошее здоровье, приобретенное в дошкольном возрасте, является фундаментом развития человека.
Физическое развитие – одна из образовательных областей, задачи которой должны решать педагоги в интеграции с остальными образовательными областями. ФГОС ДО содержит краткое описание того, чему обучать детей и что развивать у них в рамках физического развития. В ФОП ДО сформулированы подробные задачи и содержание образовательной деятельности в этой области. Так как образовательную программу реализуют все педагоги детского сада, одинаково хорошо в вопросах физического развития по новым требованиям должны разбираться и воспитатели, и специалисты.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из приоритетных задач ФОП ДО. Поэтому заниматься физическим развитием воспитанников должны все педагоги и организовывать разные виды двигательной активности детей в режиме дня и на специально организованных занятиях и прогулках. Более подробно важные положения представлены в Карточке 1, 2.
Организацию образовательного процесса и режима дня в детском саду регламентирует пункт 2.10.3 СП 2.4.3648-20. Основные моменты представлены в Карточке 3,4.
ФОП ДО содержит задачи образовательной деятельности в области физического развития и планируемые результаты для детей от 2 месяцев до 7 лет. Такая конкретизация по возрастам помогает педагогам проектировать свою работу с воспитанниками. В Карточках 5-9 представлены задачи и планируемые результаты для каждой возрастной группы, по которым можно отследить динамику развития детей.
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Карточка 4
Карточка 5
Карточка 6
Карточка 7
Карточка 7
Карточка 8
Использование информационных стендов, папок передвижек, других наглядных материалов с целью проведения просветительской работы
Анкетирование родителей по вопросам физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Какие же активные формы взаимодействия педагогов с семьей нужно использовать в практике дошкольного образования? Отвечая на этот вопрос, мы ставим перед собой следующие задачи:
- вести у детей желание вести здоровый образ жизни;
- повышать роль семьи в физическом воспитании и оздоровлении детей;
- способствовать развитию творческой инициативы родителей в формировании у детей устойчивого интереса к физической культуре;
- формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ и семье.
Можно прийти к выводу, что необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Это позволяет повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка. Особенность используемых нами форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, воспитателей и детей.
Для решения поставленных задач, работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ по физической культуре рассмотрим по четырем направлениям:
• информационно-аналитическое,
• наглядно-информационное,
• познавательное направление,
• досуговое направление.
.
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, работу необходимо начать с анкетирования «Физическое развитие ребенка», «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «Здоровый образ жизни в семье», «Спортивные игры дома». Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Наглядно-информационное направление.
Это традиционная форма работы через родительские уголки, из которых родители получают информацию о содержании физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и группе. Можно организовать консультации для родителей «Знакомство с основными видами движений данного возраста», «Подвижные игры», «Оздоровительные упражнения», «Пальчиковые гимнастики», «Упражнения для глаз», «Дыхательные упражнения», «Гаджеты в жизни современного ребенка дошкольника». Дать рекомендации по применению данных упражнений с детьми в домашних условиях, например, при просмотре телепередачи более 20мин., уместно сделать гимнастику для глаз.
Познавательное направление.
Это повышение компетенций родителей в вопросах здорового образа жизни детей дошкольного возраста. С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:
- консультации;
- проведение занятий с участием родителей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- беседы с детьми и родителями,
- информационные группы в социальных сетях и пр.
Досуговое направление.
Организация спортивных праздников, развлечений, квестов, совместных походов в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Особенность используемых форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, педагогов и детей. Они позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей. Каждая семья получает информацию наиболее приемлемым для себя образом. начиная с Начиная свою работу с информации на стендах, индивидуальных бесед, организации тематических родительских собраний, приводит к компетенции родителей в вопросах оздоровления и физического развития ребёнка. Это побуждает их принимать участие в наиболее открытых мероприятиях, праздниках. В процессе такого взаимодействия родители начинают лучше понимать своего ребёнка, больше интересуются проблемами группы и дошкольного учреждения в целом.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию детей. Как показывает опыт работы, родители, которые преодолев стеснения во время открытых мероприятий в группе и ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребёнка и в школе. С охотой вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах, спортивных соревнованиях и состязаниях.
Благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребёнка.
Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к школьной жизни не только детей, но и родителей; также способствует самореализации родительского потенциала.
Источник: сеть Интернет, «Актион» образование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.