«Взаимодействие детского сада с семьей»
Детский
сад и семья – два общественных института, которые стоят у истоков нашего
будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения,
чтобы услышать и понять друг друга.
В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей
должны находиться семья и детский сад.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
-Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
-Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Эффективной формой является поэтапная организация работы.
На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование,
посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных
участников педагогического процесса по результатам исследований).
II этап – общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).
На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья
(выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских
установок: тренинги, беседы).
IV этап – индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного
воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь воспитанникам и их
родителям социального педагога, психолога, логопеда, дефектолога, врача и
других специалистов по запросам).
V этап – аналитический (выявление изменений родительских установок, обсуждение
отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия).
На VI этапе – знакомство с результатами работы, принятие решений. Совместное
обсуждение планов на будущее.
Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу
педагогов с родителями и придать ей комплексный характер.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с
семьями дошкольников. Психологическая безопасность личности ребенка
обеспечивается за счет организации психологически комфортных режимных моментов,
оптимального двигательного режима, правильного распределения физических и
интеллектуальных нагрузок, доброжелательного стиля общения взрослого с детьми,
использования приемов релаксации в режиме дня, аутотренинга, психогимнастики,
музыкотерапии. Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в
детском саду по всем аспектам здоровья, а педагоги постоянно используют лучший
опыт семейного воспитания.
Активность воспитателя вызывает ответную активность родителей. Обсуждать с
воспитателем педагогические проблемы, искать у него совета и поддержки становится
потребностью родителей. У кого, как не у воспитателя своего ребенка, в первую
очередь отец и мать должны находить ответы на волнующие их вопросы, кто, как не
воспитатель, хорошо знающий ребенка, может дать родителям конкретный
квалифицированный совет?
Педагог дошкольного учреждения имеет возможность ежедневно общаться с
родителями своих воспитанников. В детском саду в коллективе сверстников, в
совместной разнообразной деятельности ребенок проявляет себя ярко и
разносторонне. Здесь более явственно обнаруживаются ошибки семьи.
Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком:
за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к
взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком,
выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.
Доброжелательность воспитателя, обоснованность его оценок и выводов,
которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание
откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о
поведении ребенка в семье. Беседа является средством установления контактов с
родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого
воспитания.
Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании
ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном
учреждении.С этой целью в уголках для родителей в каждой группе выставляется
обширная информация от педагогического персонала: рекомендации по одежде детей
в группе и на воздухе, правильной организации выходных и праздничных дней и др.
Организуются консультации, индивидуальные беседы, даются практические советы,
рекомендуется педагогическая литература.
Современным родителям нужна постоянная помощь воспитателей и педагогов для
решения проблем развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания
требует иных взаимоотношений семьи и воспитателя, а именно – сотрудничества,
взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и воспитателя становится
все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы
работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа
совершенствования полноценного развития ребенка. Определяется успешной работой
с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой
будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного
учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей,
заставляющая искать новые формы этой работы.
Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем
большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду
будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.