"Взаимодействие и взаимопонимание "
Оценка 4.6

"Взаимодействие и взаимопонимание "

Оценка 4.6
doc
18.01.2020
"Взаимодействие и взаимопонимание "
Занятие с элементами тренинга с родителями детей "группы риска"
Тренинг.doc

 

                                      

 

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  И 
 ВЗАИМОПОНИМАНИЕ"

 

 

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ   С  РОДИТЕЛМИ  УЧАЩИХСЯ  ЗАПИСАННЫХ  В  « ГРУППУ  РИСКА»

 

 

     НАШ  ДЕВИЗ:  «МЫ  НЕ  БЫЛИ  РОДИТЕЛЯМИ  ИЗНАЧАЛЬНО,  МЫ  СТАЛИ  РОДИТЕЛЯМИ  В  МОМЕНТ  ВАШЕГО   РОЖДЕНИЯ  И  НЕ  МЕНЬШЕ  ВАШЕГО  НУЖДАЕМСЯ  В  ПОМОЩИ  И  ПОДДЕРЖКЕ. ОТ НАС  ЗАВИСИТ, КАКИМИ  ВЫ  СТАНЕТЕ,  НО  И  ОТ  ВАС,  КАКИЕ  РОДИТЕЛИ  ПОЛУЧАТЬСЯ  ИЗ  НАС»

 

Цель: формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя, изменение стиля семейного воспитания для со­здания обстановки, способствующей исправлению поведения ре­бенка.

Обучение навыку выявления своей позиции и позиции ребенка по методу трансактного анализа, получение правовой ин­формации об ответственности родителей в воспитании детей.

Целевая группа: родители подростков.

Количество участников: от 5-6 членов группы.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 2 аст­рономических часа, частота проведения — 1 раз в неделю, продол­жительность курса занятий — 10 часов (5 занятий).

Требования к помещению: занятия проводятся в помещении достаточной площади для поведения динамических упражнений.

Требования к ведущим: ведущие должны обладать достаточ­ным опытом в проведении групповых занятий, специальность — психолог, педагог-психолог, социальный педагог, юрист.

Условия формирования группы: группы родителей форми­руются из числа желающих. К сожалению, родители, чьи дети име­ют проблемы поведения, редко проявляют собственное желание для подобных занятий. Чаще всего такие дети воспитываются в не­благополучных семьях, где родители мало интересуются их жиз­нью. Как правило, эти семьи состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и на внутришкольном учете. В этом случае можно поставить условие для родителей посещать занятия в обя­зательном порядке, а социальному педагогу контролировать их.

Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следу­ющие виды упражнений и формы групповой работы, представлен­ные в определенной последовательности:

1. Приветствие направлено на создание доброжелательной ра­бочей обстановки и на снятие психологических барьеров в общении.

   2. Разминка — игры и упражнения, направленные на включе­ние в групповую работу.

3. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя.

4.        Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения в конфликтных ситуациях с деть­ми и прогноза их разрешения.

5. Информационная часть преследует цель повышения компе­тенции в воспитании детей.

6.        Информационно-правовая часть направлена на усвоение правовых знаний.

7.        Рефлексия — подведение итогов занятия, получение обрат­ной связи участниками и тренерами.

Ожидаемые результаты:

1.  Родители научатся понимать причины отклоняющегося по­ведения подростка.

2. Сформируется способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком.

3. Повысится самооценка в социальной роли родителя.

4.         Возрастет правовая грамотность и ответственность за пове­дение своего ребенка.

5. Через родительское влияние изменится поведение подрост­ка от девиантного к социально принимаемому.

 

 

 

 

 

 

 

Задача: выработка  общего  алгоритма  действии  относительно  ребёнка  и  родителя.

 

                 1.Приветствие

 

                     2.  Принятие правил работы в группе.

 

                 3.Информационная часть «Стили  воспитания».

 

     4.Упражнение «Откровенность  против  манипулирования».

           

                        5.  Упражнение «Взаимопонимание  в  семье».

 

                 6.Домашнее задание.

 

                 7. Рефлексия.

 

 

 

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Цель:                            Выработать правила групповой работы.

 

Содержание:                  Участники самостоятельно формулируют

правила работы в группе. После совместного об­суждения они записываются на листе бумаги  и сохраняются  до окончания кур­са занятий. В их число необходимо включить сле­дующие пункты:

    конфиденциальность;

    уважение партнеров;

    каждый говорит в круг;

    нельзя переносить игровые ситуации на даль­нейшие взаимоотношения, и т. д.

 

 

Заметки для                   Очень хорошо, если родители будут сами

ведущего              предлагать пункты правил, тем самым они на первых шагах включаются в

                    интерактивный режим работы.


 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

 

«СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ»

Цель                              Предоставление информации о стилях вос-

питания в соответствии с основными положени­ями метода трансактного анализа.

 

Содержание                   Ведущий объясняет, что взаимодействие с

ребенком складывается на основе стиля воспита­ния, которого придерживаются родители.

Родителям предлагается вспомнить про­блемы, которые возникали у них во взаимоотно­шениях с детьми, и связать их с одной из фраз:

-    «Ваш ребенок становится хуже»;

-  «Вы оказались плохим родителем»;

-    «Ребенок не любит вас».

Многие проблемы возникают из-за непра­вильно выбранного родителями стиля взаимоот­ношения с подростком.

В каждом человеке существуют три эго-со-стояния: родитель, взрослый, дитя. В различных состояниях общения люди думают, поступают и чувствуют, находясь в одной из этих позиций.

В позиции «дитя» человек чаще просит, обижается, боится. Его жесты умоляющие, инто­нации — игривые или заискивающие. Поведение спонтанно, импульсивно, он может как подчи­няться, так и бунтовать, если его потребности не удовлетворяются. Основная направляющая его поведения — «Я хочу».

В позиции «родителя» человек проявляет опеку, заботу, контроль (заботливый родитель) или ругает, наказывает, выговаривает (свинский родитель). Его взгляды надменны, снисходитель­ны, жесты указующие или угрожающие. Он может игнорировать или быть навязчивым. Основная направляющая поведения — «Я должен».

В позиции «взрослого» человек стремится разобраться в ситуации. Он отвечает на вопросы:

 

                зачем? что происходит? каковы перспективы? ка­кие точки зрения есть еще? Он берет ответствен­ность за происходящее на себя. Основная направ­ляющая поведения — «Надо».

«Свинский родитель» (принятый в психоло­гии термин по К. Стеинеру) — это фиксированное эго-состояние, не чувствительное к изменениям. Возможно уменьшить его относительный объем, развивая состояние «заботливого родителя».

Пребывание родителя в эго-состоянии «взрослый» дает возможность ребенку почувство­вать психологическое равенство с матерью или отцом, способствует развитию логики и здравого смысла. «Адаптированное дитя» взрослого челове­ка сформировано в соответствии с родительски­ми требованиями, часто это состояние побуждает делать вещи, которые делать не хочется. Иногда это состояние заставляет себя почувствовать не­благополучным, неуверенным или агрессивным.

«Маленький профессор» проявляет себя как пытливый и живой ребенок, интересуется всеми сторонами жизни взрослых людей.

«Натуральное дитя» — эмоциональный и импульсивный. В позиции «натурального дитя» человек ведет себя как капризный ребенок, кото­рому нужно все «здесь и сейчас», он не умеет слу­шать других и пытается добиться желаемого лю­быми способами.

В различных ситуациях люди задают пози­цию своему партнеру; поведение «ребенка» зада­ет у другого позицию «родителя», и наоборот. Поведение «взрослого» способствует проявле­нию этой же позиции у партнера. Каждая из по­зиций делает наше поведение гибким и приспо­сабливаемым к обстоятельствам.

 

 

 

 

 

 

 

По окончании этой части информацион­ного блока следует предложить родителям

оценить по пятибалльной системе степень выражен­ности у себя следующих эгосостояний:

    «Заботливый родитель»;

    «Свинский родитель»;

      «Взрослый»

    «Адаптированное дитя»;

    «Маленький профессор»;

    «Натуральное дитя».

В зависимости от того, с какой позиции родители общаются со своим ребенком, и скла­дываются их взаимоотношения. Принято делить все виды отношений на:

1) сотрудничество — идеальный вариант взаимо­отношений, основанный на взаимопонима­нии и взаимоподдержке;

2)        паритет — ровное отношение, основанное на взаимной выгоде;

3)        соревнование — желание добиться большего и лучшего в соперничестве;

4)       конкуренцию — стремление главенствовать над другим, подавлять его;

5)        антагонизм — резкие противоречия.

Участникам группы необходимо опреде­лить, с каких позиций происходит общение в этих стилях.

Явные или скрытые конкуренция или анта­гонизм «разъедают» эмоциональные связи роди­телей и детей, приводя к конфликтам, стычкам и проблемам. Стержневая проблема во взаимоот­ношениях (начиная примерно с 12 лет) — это реакция на эмансипацию.

Эмансипация может быть: Q эмоциональная — когда связи с родителями разрываются или вытесняются связями с дру­гими (дружба, любовь);

□  поведенческая — когда родители оказывают­ся не в состоянии регулировать поведение ре­бенка;

□ нормативная — когда нормы и ценности, на которые ориентируются родители, становят­ся чуждыми для их детей и вырастает стена не­понимания.

Позиция родителей часто сводится к тому,

что они:

1) убеждают себя, что власть над детьми дана им от Бога, и продолжают деспотически навязы­вать свои мнения, суждения и оценки;

2)       начинают побаиваться своих детей, отступа­ют перед ними, боясь получить упрек.

То есть, как правило, они переходят на ав­торитарный или попустительский стиль обще­ния. Смягчить или устранить проявление эман­сипации можно только путем демократического общения — тогда, когда родитель помогает ре­бенку научиться быть ответственным за свои по­ступки и свою жизнь.

К равноправным взаимоотношениям мож­но прийти только шаг за шагом, сначала отдавая права ребенку, а только потом отстаивая уже име­ющиеся свои.

Вот здесь родителям необходимо поверить в
свои силы, прежде чем воздействовать на ребенка.

 


Заметки для
                    Не всегда человек «на людях» принимает

ведущего              неправильность своих взглядов на воспитание ребенка. Это и не нужно

 Главное — заставить ду­мать, а для этого дана вся необходимая информа­ция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

 

«Откровенность против манипулирования»

 

Ведущий.

Ваш ребёнок получил  двойку,  он не смог ответить домашнее задание. Что вы говорите? А говорите вы примерно следующее: «Ислам  опять  двойка! Ну, что с тобой делать?» Далее следует подзатыльник  в лучшем случае, более серьёзное  воздействие, или, что ещё хуже никакой реакции

А теперь давайте подумаем, что надо бы сказать родителю в данной ситуации, если он стремится быть откровен­ным и открытым человеком и хочет избежать педагогичес­кого манипулирования. В этом случае он говорит: «Зна­ешь, сынок, я уверен(а),  что ты можешь хорошо учиться. Ты — способный парень! Когда ты плохо готовишься к уроку и плохо отвечаешь, я всегда это переживаю. Я был бы рад, если бы ты смог исправить свою двойку!»

Сравним две эти фразы.

Первая выражает воздействие-манипуляцию: прослуши­вание — оценка. Родитель личностно закрыт, он не присут­ствует как человек. В словах родителя не выявлено его отно­шение к ребёнку  и к тому положению, в которое он попал.

Вторая фраза выражает откровение родителя: «Я пере­живаю...», «Я был бы рад...». Психологический механизм второго высказывания состоит в демонстрации равноправ­ной позиции родителя: его откровенность направлена ребёнку  как человеку, как к равноправному партнеру по ком­муникативному взаимодействию.

Ведущий. Продолжим наше упражнение. Как дальше родитель построит свое реальное общение с ребёнком? После вечером он попросит Ислама остаться и побеседует с ним.

 

Давайте разыграем ситуацию взаимодействия родителя и ребёнка.

Эту беседу попробуйте начать с описания своих чувств и переживаний и, например, рассказа о том, как с вами в школьные годы случилась подобная ситуация.

После такого начала беседы перейдите на обсуждение того, что помешало вашему ребёнку выучить домашнее задание. Продумайте эту причину, предложите, как ее устранить.

Во время такого разговора вы сможете не только побеседо­вать с ребёнком «на равных», но и показать ему, что невыучен­ный урок бывает в жизни каждого школьника, и в вашей жиз­ни он также был, важно только вовремя наверстать упущенное.

Вспомните, какие еще проблемные ситуации вы могли бы разрешить в откровенной беседе с ребёнком? Попробуй­те на практике преодолеть привычку к родительскому ма­нипулированию и быть дома «больше педагогом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

«Взаимопонимание  в семье»

 

Закончите  нижеприведённые  предложения:

1.       Взаимопонимание   в семье – это -_______________________________________

 

2.        Я вижу, когда  меня  понимают, если ____________________________________________

 

____________________________________________________________________________

     3.  В  моей  семье  есть /нет  взаимопонимания, потому что ____________________________________________________________________________________
 ________________________________________________________________________________

 

 

Упражнение

«Пойми  чувства  ребёнка»

Чтобы  понять  и помочь  ребёнку, вам необходимо  будет  встать  на его место. Перед  вами таблица, в которой  вам  нужно  заполнить  графу «ЧУВСТВА  РЕБЁНКА». В левой  колонке  вы  найдёте  описание  ситуации  и слова  ребёнка,  справа  напишите, какие, по  вашему  мнению, чувства  он  испытывает в этом  случае.

 

 

 

 

 

       Ситуация  и слова  ребёнка

   Чувства   ребёнка

1

«Сегодня, когда  я выходил  из  школы, какой-то  мальчик  выбил  у меня из рук портфель, и из него  всё  посыпалось».

 

2

Ребёнку  сделали  укол, он плачет: «Доктор плохой!»

 

3

Старший  сын – маме: «Ты  всегда  её  защищаешь, говоришь:»Маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь»

 

4

(Ребёнок  роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!»

 

5

(Влетает в дверь): «Мам, ты  знаешь, я сегодня  первый написал и сдал  контрольную!»

 

6

«Ну  надо же, я  забыла  включить  телевизор, а там  было  продолжение фильма!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

                                                                              

По отношению к детям:

 

 

 

1.        Дайте  возможность детям распознавать и выражать свои чувства полно и конструктивно. 

 

2.Предоставляйте  детям возможность быть услышанным

 

3.Помогайте  детям развить умение эффективно решать

  проблемы и справляться с трудностями.

 

4.Увеличивайте  уверенность в себе и поднимайте

   самооценку.

 

5.Увеличивайте  доверие детей к родителям и уверенность в

   них.

 

6.Обеспечить существование атмосферы открытое близости

   в семейных отношениях.

 

 

 

По отношению к родителям:

 

 

1.    Улучшить понимание закономерностей развития детей.

2.    Углубить понимание собственного ребенка.

3.   Помочь признать важное значение игры и эмоций в жизни детей и в своей

   собственной жизни.

4.    Увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях.

5.    Помочь «открыть двери» общению с детьми и сохра­нять их открытыми.

6.    Научить родителей работать вместе с детьми, в од­ной команде.

7.    Усилить чувство тепла и доверия к детям.

8.   Обеспечить безопасную атмосферу, в которой роди­тели могут работать с

     собственными проблемами в отноше­нии  детей и  своей  родительской  роли.

 

                                                                       ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Цель:                              Получение материала для проведения последующих занятий.

 

Содержание:                   Таблица «Пойми чувства ребёнка».

 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ

Цель:                              Получение обратной связи.

Содержание:                   В группе обсуждается, что понравилось в  занятии, а что нет.



Скачано с www.znanio.ru

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛМИ

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛМИ

Задача: выработка общего алгоритма действии относительно ребёнка и родителя

Задача: выработка общего алгоритма действии относительно ребёнка и родителя

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «СТИЛИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «СТИЛИ

По окончании этой части информацион­ ного блока следует предложить родителям оце нить по пятибалльной системе степень выражен­ ности у себя следующих эгосостояний: □ «Заботливый родитель»;…

По окончании этой части информацион­ ного блока следует предложить родителям оце нить по пятибалльной системе степень выражен­ ности у себя следующих эгосостояний: □ «Заботливый родитель»;…

Упражнение «Откровенность против манипулирования»

Упражнение «Откровенность против манипулирования»

Упражнение «Взаимопонимание в семье»

Упражнение «Взаимопонимание в семье»

По отношению к детям: 1

По отношению к детям: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020