Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи как условие успешного коррекционного обучения в ДОУ.
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Процесс взаимодействия дошкольной организации с родителями не всегда приносит положительные результаты. По нашему мнению, это связано с неправильной организацией работы с семьями воспитанников, невозможностью использования новых методов и приемов сотрудничества.
Мы, являясь учителями-логопедами более 20 лет, на своем опыте убедились в том, что успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых нарушений невозможна без активного участие в нем родителей.
По нашему мнению, одним из эффективных методов взаимодействия с семьями воспитанников являются совместные мероприятия родителей с детьми.
Такие мероприятия позволяют родителям увидеть положительные стороны ребёнка, а детям - воспринимать родителей по-новому - как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе. Такая форма работы позволяет развивать у родителей потребность собственного участия в преодолении речевых проблем у ребенка. Именно на таких мероприятиях и родители, и дети, и педагоги являются равноправными участниками образовательного процесса, его субъектами.
С одной стороны, педагоги демонстрируют родителям успехи детей, а также показывают, как можно помочь ребенку дома в преодолении трудностей в его развитии. С другой стороны, у родителей есть прекрасная возможность посмотреть, каких результатов достигли их дети, что они знают и умеют, насколько могут взаимодействовать со своими сверстниками и с взрослыми. А активное совместное участие родителей со своими детьми создает позитивный настрой на дальнейшую совместную деятельность. Создается эмоциональный контакт между родителями и детьми. В отличие от открытых занятий, где мамы и папы являются сторонними наблюдателями, совместные мероприятия предполагают активность родителей.
Совместная деятельность также позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Одним из таких
совместных мероприятий, на котором мы хотели бы остановиться, являются турниры
между родителями и детьми. Они основываются на применении своих знаний и
эрудиции и
объединяют игровую и образовательную деятельность. Целью таких турниров
является вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
При проведении турниров педагоги решают следующие задачи:
-Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС;
-Включение родителей в коррекционно-образовательный процесс;
-Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями;
-Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
-Систематизация знаний и умений детей;
Работая по этой теме в течение нескольких лет, мы провели несколько совместных турниров с привлечением не только родителей, но и специалистов ДО, музыкальных руководителей и инструктора по физической культуре, что позволило сделать эти мероприятия более зрелищными и интересными для всех.
При подготовке к этим совместным мероприятиям мы обычно проводим анкетирование среди родителей с целью выявления интересующих вопросов.
Например, в ходе очередного опроса семей воспитанников выяснилось, что некоторые родители испытывают затруднения в составлении со своими детьми схем слов.
Мы включили эти задания в турнир под названием «Грамоте учиться, всегда пригодиться», на котором родителям был дан образец составления схемы слова, а дети продемонстрировали самостоятельное составление схемы.
Это совместное мероприятие мы обычно проводим в подготовительной группе во второй половине учебного года с целью закрепления знаний по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте.
Игроки представлены командой родителей и командой детей. Педагоги выполняют роль консультантов и ведущих.
Задания подобраны с учетом знаний детей на текущий момент, а для родителей упражнения в усложненном варианте.
После этого мероприятия вопросы со стороны родителей перестали поступать.
Интересно проходят турниры, связанные с сезонными изменениями в природе. Обычно такие мероприятия мы планируем как итоговые при прохождении тем «Осень» и «Зима». Дети обобщают знания по темам, а родители, в свою очередь, видят, что должны знать дети. На таких турнирах также решаются задачи развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Этому посвящены задания типа «Продолжи фразу», «Придумай определение к слову», «Придумай действие». В конце турнира командам предлагается создать осенний или зимний коллаж из фотографий.
Особый интерес вызвали турниры между семьями воспитанников. Одним из заданий было составление рассказа о своей семье и представление этого рассказа ребенком. Это позволило нам как логопедам решать задачи развития связной речи и эмоциональной выразительности. А также обобщить знания детей по теме «Семья».
Мы как педагоги постоянно обращаем внимание на то, что современные дети мало знают сказок, стихов, не знакомы с творчеством известных детских писателей. Это связано в том числе с тем, что родители недостаточно времени уделяют чтению книг. С целью привлечения внимания к этой проблеме мы провели турнир «В стране Книгочиталии». Родители вместе с детьми отгадывали загадки о сказках, выполняли задания (подбери иллюстрацию к сказке, продолжи четверостишие, назови автора.)
Итоговым заданием для команды родителей и детей стал показ сказки. ….»Репка»
Несмотря на трудности при подготовке к таким мероприятиям, мы предлагаем вам использовать такую форму работы с родителями в практике.
При проведении турниров мы пришли к выводу, что эта форма работы с родителями является эффективной, интересной и продуктивной как для взрослых, так и для детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.