Взаимодействие с родителями-залог успешной социализации ребёнка в ДОУ
Оценка 5

Взаимодействие с родителями-залог успешной социализации ребёнка в ДОУ

Оценка 5
Мероприятия
docx
психологическая работа
15.09.2022
Взаимодействие с родителями-залог успешной социализации ребёнка в ДОУ
Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ, содержит принципы,этапы организации работы с семьёй, методы и формы взаимодействия.
Консультация для педагогов.docx

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Взаимодействие с родителями - залог успешной социализации

 ребёнка в ДОУ».

 

В данный момент большинство семей озабочено решением проблем финансового, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому для успешной социализации ребенка необходимо установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Успешная социализация дошкольника — один из самых главных вопросов для дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день.

 Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут быть: – семья (родители или лица, их заменяющие – детский сад (в первую очередь воспитатели); – общество (сверстники, друзья). По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.

 Вот почему одной из первых задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового взгляда на семью и новые формы работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новшество подобных отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие. Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена. Расчёт на позитивные качества родителей и их сильные стороны предопределяет результат в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые нужны для воспитания ребёнка.

Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

отсутствие формализма в организации работы с семьёй;

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

 

Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А. А. Майер, О. И. Давыдова и др.), протекает наиболее полно при следующих условиях: – благоприятная социальная ситуация развития; – посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье; – организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку, его человеческих и профессиональных качествах.

С целью завоевания доверия родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим способом (В. А. Петровский).

1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог говорит о ребенке только хорошее.

2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает о динамике и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях взаимоотношений со сверстниками, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» 3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев. Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, неуклонного следования выбранной цели. На данном пути, самое главное надо, удержаться от всплесков эмоций и разочарований.

В настоящее время в своем детском саду можно использовать всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Наглядная пропаганда: Дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, поэтому раздевалка  должна быть уютная и красивая, а родительский уголок яркий, привлекательный. Здесь располагаются консультации по теме недели, согласно плану социального партнерства, стенд «Наше творчество» с работами детей, стенд «Чем занимались», работы для выставок: «Мамины руки не знают скуки», «Портрет Деда Мороза» и пр, фотогазеты «С Мамочкой похожи мы как две капельки воды», «Папа-мой герой»

Посещение семей осуществляется в том случае, если происходит из ряда вон выходящее происшествие. На основании посещения семьи родителям предлагается педагогическая, трудовая, а иногда даже и материальная помощь.

Родительские собрания проходят как традиционно с изложением новой информации «Возрастные особенности детей 6–7 лет», так и нетрадиционно «Театр в нашем доме» с показом сказки семей, «Воспитание любви к родному городу» с применением деловой игры, родительское собрание «Нужен ли дошкольнику компьютер?» с применением метода круглого стола.

Дни открытых дверей. В эти дни родители имеют возможность присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг (День матери, Осеннее кафе бабы Яги, Новогодний переполох, 8 марта) детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях (обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника; разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью; помощь в оформлении помещения; пошив праздничных костюмов; изготовлении сюрпризов и подарков)

Спортивные праздники «День здоровья», «Мама, папа, я — спортивная семья», также помогают сплотить родителей и детей между собой.

Гость группы. Мама зубной врач провела мастер-класс по чистке зубов, игры «Полезно-не полезно для зубов», «Что лишнее», другая мамочка-работник историко–художественного музея подготовила для нас рассказ об истории появления матрешки, познакомила с разными видами матрешек, провела игру «Кто быстрее соберет матрешку».

 Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы показал, что в результате использования современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь родители — активные участники в жизни своего ребёнка. Такая трансформация говорит об эффективности использования современных форм в работе с семьями.

 

 Литература:

1.Акентьева Т. «Качественное время семьи». — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 6 –М., 2012

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М, 1993. –С.18–33.

3.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей»,2008 4.Свирсая Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка- Пресс, 2008 г.

 


 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : «Взаимодействие с родителями - залог успешной социализации ребёнка в

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : «Взаимодействие с родителями - залог успешной социализации ребёнка в

Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается…

Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается…

В настоящее время в своем детском саду можно использовать всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и…

В настоящее время в своем детском саду можно использовать всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и…

Литература: 1.Акентьева Т. «Качественное время семьи»

Литература: 1.Акентьева Т. «Качественное время семьи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2022