Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании учащихся
Оценка 4.7

Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании учащихся

Оценка 4.7
docx
19.12.2020
Взаимодействие семьи и школы  в патриотическом воспитании учащихся
Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании обучающихся.docx

Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании обучающихся

 

Мосолкова Л.В., учитель информатики

 

 

 «Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это

доказывать. Но как воспитать эту

любовь? Она начинается с малого-с любви

к своей семье, к своему дому:

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному  переходит в любовь к своему

Государству, к его истории, его прошлому

 и настоящему,  а затем ко всему     человечеству»

Д.С. Лихачев

Семью как фактор воспитания характеризует ее  среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, событийное, информационное окружение ребенка.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия  школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:

·         знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)

·         отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);

·         поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагогическое взаимодействие  школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Общепедагогическими условиями  являются:

·         взаимное доверие между педагогом и родителями;

·         соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

·         учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;

·         сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса;

·         взаимосвязь разных форм работы с родителями;

·         одновременное влияние на родителей и детей;

·         системность в работе с родителями;

·         учет особенностей социокультурного окружения школы;

·         использование культурного наследия народа и традиций семьи.

Специфическими педагогическими условиями являются:

·       моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;

·      совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;

·      активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

·      опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;

·      интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.). 

В своей деятельности в качестве классного руководителя  вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения  пытаюсь всегда решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации, конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом, программой развития школы, воспитательной программой «Я - гражданин».

Систему патриотического воспитания  всегда строю с учетом возраста учащихся, учитывая степень их подготовленности к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Стараюсь привлечь к активному участию в различных мероприятиях класса родителей учащихся, которые на протяжении всей школьной жизни детей становятся не только моими помощниками, но и соратниками, единомышленниками и союзниками.

В школе ежегодно проводятся акции «Поздравь солдата», «Моя семья на страже Родины», конкурсы «Курс молодого бойца», «Смотр песни и строя», конкурс чтецов «Поклон тебе, солдат России», «О героизме», «Живое слово о войне», «В краю суровом» (о Магадане) и др.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне была выпущена книга «Память души и сердца», а к 9 мая 2017 г. ролик «Память души и сердца - 2», в которых собраны рассказы о родственниках учащихся и педагогов, участниках Великой Отечественной войны.

Учащиеся принимают участие в городских акциях «Я – гражданин России». В прошлом учебном году выступали с проектом «Сохраним его имя…», цель которого была установка мемориальной доски Владимиру Ивановичу Солдатенко, имя которого носит один из переулков г. Магадана.

5 марта 2019 г. Магаданская городская Дума вынесла решение: Установить мемориальную доску сержанту Владимиру Ивановичу Солдатенко, награжденному в 1968 году орденом Красной Звезды за мужество и самоотверженность, проявленные при спасении жизни школьников.

Учащиеся с 5-11 класс принимают участие в ежегодной акции «Вахта памяти».

Также совместно с родителями и педагогами учащиеся участвуют в городских акциях «Бессмертный полк», «Свеча памяти».

Второй год ко Дню народного единства в школе проходит Битва хоров, в которой принимают участие учащиеся с 1 по 11 классы, совместно с родителями и педагогами. Так в прошлом учебном году тематика конкурса была «Широка страна моя родная», в текущем «Вместе весело шагать…».

Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются встречи с ветеранами  войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы.

Классные часы «Есть такая профессия – Родину защищать», «Моя семья в годы ВОВ», «Герой. Кто он?»,  целью, которых является воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки.

С учащимися класса был поставлен спектакль по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам…».

В школе работают лекторские группы учащихся, которые несут просветительскую работу по теме «Я помню, я горжусь…»

Очень важной составляющей в системе патриотического воспитания является просветительская работа с родителями. Темы родительских собраний нацеливают родителей на воспитание гражданина, патриота своей Родины. Например: «Непреходящие ценности»; «Из истории семьи»; «Ценности семейной жизни наших предков»;  «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…» и др. Совместно с учащимися  провожу собрания на тему: «Путешествие в прошлое и настоящее нашего народа»; «У фамильного дерева»; «Путешествие в детство наших родителей». Большую роль в патриотическом воспитании учащихся играют совместные экскурсии в Галерею славы, ВСК «Подвиг», Магаданский Краеведческий музей.

В связи с широким применением в школе информационных технологий, аудиовизуальных и иных средств, компьютеров возможна организация пресс-центра, журналистского агентства и т.д., руководителями которых могут стать заинтересованные взрослые. Результатом совместной деятельности семьи и школы стали выпуски газет, содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, радиопередачи, видеофильмы («Мой ровесник из 41-го», «Жизнь прожить - не поле перейти», «Слава отцов - крылья сыновей» и т.п.).

К.Д. Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития.

Каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества. А зерно светлого благородного в его поведении со временем дает добрые всходы. Вот почему важно так организовать жизнь ребенка, чтобы она была постоянным упражнением в нравственных поступках, чтобы она исключала возможность накопления отрицательного в воспитательном отношении опыта.

Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка-это разные ступени единого процесса развития. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между  школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

 

 


 

Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании обучающихся

Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании обучающихся

Общепедагогическими условиями являются: · взаимное доверие между педагогом и родителями; · соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям; · учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня…

Общепедагогическими условиями являются: · взаимное доверие между педагогом и родителями; · соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям; · учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня…

Поклон тебе, солдат России», «О героизме», «Живое слово о войне», «В краю суровом» (о

Поклон тебе, солдат России», «О героизме», «Живое слово о войне», «В краю суровом» (о

Каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества

Каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества
Скачать файл