Взаимодействие семьи, школы и общественности в достижении целей воспитания.
Выполнила: Фатьянова Юлия Юрьевна
г. Белгород
2019 год.
Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям
В работе с родителями необходимо акцентировать их внимание на создании благоприятных условий для физического и психологического развития детей. Так как только физически и интеллектуально развиваясь в здоровом психологическом микроклимате ребёнок может стать Личностью.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, интернет, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.
Всё это так, но влияние семьи особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Единое понимание необходимости результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в школе осуществляется в следующих направлениях:
1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
2. Выявление проблемных семей. Оказание психолого-педагогической помощи.
3. Защита прав ребёнка.
Исследования показали, что родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов.
I этап. Ежегодно в начале учебного года проводим обследование родительского контингента класса и анализируем его состав (социальная карта).
В 2018 году в 1-ом классе выявились следующие категории родителей
25% - неполные семьи;
25% - многодетные семьи;
25 % - безработные;
0 % - не имеют своего жилья, снимают квартиру;
25 % - малообеспеченные семьи;
0 % - дети-инвалиды;
0 % - дети-сироты, под опекой;
25 % - высокообеспеченные семьи;
Выявляем также родительские запросы, потребности в образовательных услугах.
II этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
· трудности в адаптации,
· агрессивность,
· страхи,
· проблемы общения со сверстниками,
· неусвоение программы и т.д.
III этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Планирование работы с родителями включено в раздел воспитательного плана и является обязательным для всех учителей.
Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности, чем вырастить своих детей настоящими людьми. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.
Опыт работы в школе говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка.
Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.
А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.
Родительский всеобуч начинается с подготовительной группы. Как учитель первого класса я заранее познакомилась с родителями, говорила о тех первичных знаниях, умениях и навыках, о том развитии, которое требует от учеников обучение в первом классе. От того, как пройдёт первое занятие педагогического всеобуча, во многом зависит успех следующих встреч.
Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. И я использую эту возможность для установления более тесных контактов с родителями и самим учеником.
Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. На них мы обсуждаем актуальные проблемы учебно-воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры.
Помимо моих и родительских выступлений на занятиях организую встречи с врачами, психологами, юристами, с интересными и заслуженными людьми. Занятия строю так, чтобы в них активное участие принимали сами родители, чтобы между лектором и слушателями постоянно осуществлялась обратная связь, с помощью вопросов вовлекаю всех в активное обсуждение рассматриваемой темы.
В классе устраиваем выставки книг, журналов на педагогические темы, выставки художественного творчества, проводим читательские конференции.
Находясь в постоянном творческом поиске, удалось наметить пути к успешному взаимодействию:
праздники, КВН, театрализованные действия, которые сближают родителей и педагогов, в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие;
оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился;
родительские собрания в форме «круглого стола», где мы совместно решаем волнующие нас вопросы воспитания, родители делятся опытом своего семейного воспитания;
совместные вечера отдыха для родителей с детьми;
совместные экскурсии в библиотеку, галерею, музей, кино, театр, цирк – это возможность увидеть своих детей со стороны;
индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.
В нашем классе создан «университет» для родителей. В нём развёрнута широкая пропаганда педагогической культуры среди родителей, которая способствует более тесной связи семьи и школы.
Предметом обсуждения на «Педагогическом лектории для родителей» могут быть следующие проблемы:
1. Как готовить ребёнка к школе?
2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни.
3. Как помочь ребёнку учиться?
4. Как организовать досуг и отдых ребёнка, подростка в семье?
5. Взаимопонимание родителей и детей в семье.
6. Семейные конфликты и способы их разрешения.
7. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье.
8. Трудовое воспитание в семье.
9. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье.
10. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?
11. Вопросы ФГОС.
Родители учащихся нашего класса принимают активное участие во многих внеклассных мероприятиях.
На базе нашего класса работает много кружков. Их плодотворной работе помогают родители учащихся.
Неоднократно мы выступали с концертными номерами на праздниках в школе, на торжественных мероприятиях.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.
Многие достижения, успехи я связываю с тем, что нам удалось умело организовать взаимоотношения с родителями учащихся. Дети стали отличаться уровнем воспитанности и культурой поведения в общественных местах, в школе.
Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания.
Список использованной литературы:
1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
5. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
7. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007.
10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
12. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
14. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
16. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.