ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ни законодательство, ни общественное мнение на сегодняшний день не обеспечивают в полной мере защиты детей от насилия со стороны взрослых. Родители далеко не всегда осознают факт жестокого обращения. Все это делает императивные фор¬мы воздействия малоэффективными, а прямую агитацию безадресной и ставит на первое место задачу осознания проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и общественностью.
Иконка файла материала взаимодействие с семьёй.doc
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА  Первоочередной задачей помощи пострадавшему от насилия ребенку является обеспечение его безопасности. Для этого необходимо определить факторы  р и с к а семейного насилия со стороны семьи, а именно: ­ тип семьи, ее внутренний потенциал; ­ готовность действовать в интересах ребенка хотя бы одного из родителей; ­ наличие ненасильственного родителя или других близких взрослых. Основные типы дисфункциональных семей: 1. Семья, где присутствует насилие в отношении одного из супругов и детей. 2. Семья, в которой у родителя/ей недостаточно развиты родительские чувства и навыки. 3. Асоциальная семья, где родители или один из них страдают алкоголизмом или наркоманией, имеют судимость. 4. Семья, где у родителей или одного из них имеется психическое заболевание. 2­й тип (семья, в которой у родителя/ей недостаточно развиты родительские чувства и навыки и имеется склонность к насильственному поведению) ­ Выявление источников  конфликтов, стресса,  напряжения в семье; ­ формирование мотива­ ции на изменения; ­ помощь семье в реше­ нии социально­экономи­ ческих проблем; ­ развитие родительских  навыков и чувств; ­ обучение родителей  ненасильственным  способам поведения и  коммуникации 3, 4­й типы (асоциальные семьи, группа риска по алко­ голизму, наркомании, психическим заболе­ ваниям) ­ Информирование  органов опеки и по­ печительства и/или  КПДН, которые со­ вместно с органами  внутренних дел при­ нимают решение о  защите интересов  ребенка, вплоть до  изъятия его из семьи и  лишения родителей  родительских прав 1­й тип (семья, где присутствует насилие в отношении одного из супругов и детей) ­ Обсуждение произо­ шедшего факта насилия с матерью или другим  ненасильственным чле­ ном семьи, стремящим­ ся помочь ребенку; ­ рекомендация меди­ цинского освидетель­ ствования полученных  ребенком травм; ­ обеспечение безопас­ ности ребенка путем  изоляции его от обидчика; ­ помощь ребенку в пре­ одолении симптомов  ПТСР; ­ оказание родителю  информационной, пси­ хологической и юриди­ 1ческой поддержки, не­ обходимой для выхода  из ситуации семейного  насилия В 1­м и 2­м случаях целью взаимодействия специалистов с семьей является, с одной стороны, обеспечение защиты детей от насильственных действий взрослых, а с другой ­ социально­психологическая помощь самим взрослым членам семьи. Концептуально помощь семье может быть сформулирована следующим образом: «Не обвинять, а помочь измениться. Насилие является циклическим процессом, все участники которого, постратрадавшие в настоящем или прошлом». Такой подход позволяет работать с семьей недирективными методами, формируя мотивацию. Ни   законодательство,   ни   общественное   мнение   на   сегодняшний   день   не обеспечивают в полной мере защиты детей от насилия со стороны взрослых. Родители далеко не всегда осознают факт жестокого обращения. Все это делает императивные формы воздействия малоэффективными, а прямую агитацию безадресной и ставит на первое место задачу осознания проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и общественностью. (Социальные работники за безопасность в семье: учеб. пособие / под ред. М. И. Либоракиной. ­М, 1999. ­ С. 130.) Конкретная   схема   помощи   ребенку   и   семье   зависит   от   специфики функционирования   того   или   иного   социально­  реабилитационного   центра   или учреждения социальной защиты.   Семья может сама обратиться в такой центр или быть   направлена   туда   социальным   педагогом   школы,   участковым   инспектором, органами опеки и попечительства. Общие этапы работы с семьей, которая нуждается в   социально­психологической   помощи   и   может   ее   воспринять,   представлены   в модели, разработанной специалистами ГУ СО «Социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Энгельса Саратовской области. Этапы работы Исполнители 1 I. Сбор информации о  фактах насилия 2 ­ У правление социальной защиты; ­ КДН; ­ ОППН; ­ служба участковых инспекторов милиции; ­ органы опеки и попечительства; ­ органы образования; ­ органы здравоохранения; ­ учреждения социальной защиты II. Обследование  жилищно­бытовых  условий социально неблагополучных  семей ­ Управление социальной защиты ­ КДН ­ ОППН; ­  служба участковых инспекторов      милиции; ­ органы опеки и попечительства; ­ органы образования; Формы работы 3 ­ Предоставление и сбор  информации из разных источников; ­ участие всех служб в городских  мероприятиях и рейдах по про­ филактике безнадзорности  несовершеннолетних Социальный патронаж 2III. 1. Выявление проблем  в социальном  положении ребенка и  семьи. 2. Психолого­педа­ гогическая   диагно­ стика   ребенка   и   его семьи. 3. Формирование у  родителей мотивации  на изменение и работу  с консультантами. 4. Психологическая поддержка ребенка IV. Разработка индиви­ дуально­реабили­ тационной программы ­ органы здравоохранения; ­  учреждения социальной защиты ­ Учреждения социальной защиты; ­ центры помощи семье и детям; ­ органы опеки и попечительства; ­ органы образования; ­ органы здравоохранения; ­ кризисный центр ­  Первичный прием семьи; ­ беседа с родителями; ­ психодиагностика с    использованием методик       анализа семейных и детско­    родительских отношений; ­ консультирование родителей; ­ консультирование ребенка ­ Социально­реабилитационные     центры; ­ центры «Семья»; ­ органы опеки и попечительства;  ­ КДН; ­ общественные организации ­ Медико­психолого­ педагогические консилиумы; ­ заседание межведомственных  комиссий; ­ заседания КДН V. Реализация  программы  реабилитации семьи с  периодическим  подведение итогов ­ Управление социальной защиты;  ­ КДН; ­ социально­реабилитационные цен­       тры, учреждения социальной защиты; ­ органы опеки и попечительства; ­ органы образования; ­ органы здравоохранения VI. Социализация ре­ бенка, создание по­ зитивных изменений ­ Социально­психологическая служба  центра ­ управление социальной защиты;  ­ КДН; ­ социально­реабилитационные     центры; ­ органы опеки и попечительства; ­ органы образования ­Индивидуальная  психологическая или  психотерапевтическая работа с  ребенком; ­ индивидуальная  психологическая или  психотерапевтическая работа с  родителями; ­ тренинговая работа с  родителями; ­ обучение родителей навыкам  конструктивного взаимодействия (клубы: «Родительская  академия», «Семь­Я», «Молодая  семья») ­ Социальный патронаж; ­ документальная фиксация     изменений; ­ контроль за семьей На   сегодняшний   момент   мы   можем   констатировать,   что   помощь   ребенку, страдающему от насилия во внешне благополучной семье, в значительной степени 3осложнена   из­за   трудностей   выявления   фактов   насилия   в   таких   семьях   и несовершенства социально­правовых механизмов воздействия. В вопросах помощи детям, пострадавшим от насилия в семье, на первое место выходит задача организации межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики насилия в семье. Координация усилий между органами социальной защиты   населения,   образования   и правоохранительными   органами   делает   более   эффективными   выявление   случаев семейного насилия, осуществление мер социально­правовой охраны и защиты детей и других   членов   семьи,   организацию   психосоциальной   реабилитационной  работы   с пострадавшими от насилия.   учреждениями   здравоохранения, Реальные   механизмы   такого   взаимодействия   зависят   от   условий   региона   и развитости   системы   профилактики.   они   разрабатываются межведомственной   комиссией   по   делам   несовершеннолетних   и   защите   их   прав   в качестве   методических   рекомендаций   для   специалистов   органов   и   учреждений системы   профилактики   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних   по вопросу защиты детей от жестокого обращения и утверждаются соответствующими органами.    Как   правило,     Нелюбова Я.К. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье, г.Волгоград,  2009г. 4