Ни законодательство, ни общественное мнение на сегодняшний день не обеспечивают в полной мере защиты детей от насилия со стороны взрослых. Родители далеко не всегда осознают факт жестокого обращения. Все это делает императивные фор¬мы воздействия малоэффективными, а прямую агитацию безадресной и ставит на первое место задачу осознания проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и общественностью.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА
Первоочередной задачей помощи пострадавшему от насилия ребенку является
обеспечение его безопасности. Для этого необходимо определить факторы р и с к а
семейного насилия со стороны семьи, а именно:
тип семьи, ее внутренний потенциал;
готовность действовать в интересах ребенка хотя бы одного из родителей;
наличие ненасильственного родителя или других близких взрослых.
Основные типы дисфункциональных семей:
1. Семья, где присутствует насилие в отношении одного из супругов и детей.
2. Семья, в которой у родителя/ей недостаточно развиты родительские чувства и
навыки.
3. Асоциальная семья, где родители или один из них страдают алкоголизмом или
наркоманией, имеют судимость.
4. Семья, где у родителей или одного из них имеется психическое заболевание.
2й тип
(семья, в которой у
родителя/ей недостаточно
развиты родительские
чувства и навыки и
имеется склонность к
насильственному
поведению)
Выявление источников
конфликтов, стресса,
напряжения в семье;
формирование мотива
ции на изменения;
помощь семье в реше
нии социальноэкономи
ческих проблем;
развитие родительских
навыков и чувств;
обучение родителей
ненасильственным
способам поведения и
коммуникации
3, 4й типы
(асоциальные семьи,
группа риска по алко
голизму, наркомании,
психическим заболе
ваниям)
Информирование
органов опеки и по
печительства и/или
КПДН, которые со
вместно с органами
внутренних дел при
нимают решение о
защите интересов
ребенка, вплоть до
изъятия его из семьи и
лишения родителей
родительских прав
1й тип
(семья, где присутствует
насилие в отношении
одного из супругов и
детей)
Обсуждение произо
шедшего факта насилия
с матерью или другим
ненасильственным чле
ном семьи, стремящим
ся помочь ребенку;
рекомендация меди
цинского освидетель
ствования полученных
ребенком травм;
обеспечение безопас
ности ребенка путем
изоляции его от
обидчика;
помощь ребенку в пре
одолении симптомов
ПТСР;
оказание родителю
информационной, пси
хологической и юриди
1ческой поддержки, не
обходимой для выхода
из ситуации семейного
насилия
В 1м и 2м случаях целью взаимодействия специалистов с семьей является, с
одной стороны, обеспечение защиты детей от насильственных действий взрослых, а с
другой социальнопсихологическая помощь самим взрослым членам семьи.
Концептуально помощь семье может быть сформулирована следующим образом:
«Не обвинять, а помочь измениться. Насилие является циклическим процессом, все
участники которого, постратрадавшие в настоящем или прошлом». Такой подход
позволяет работать с семьей недирективными методами, формируя мотивацию.
Ни законодательство, ни общественное мнение на сегодняшний день не
обеспечивают в полной мере защиты детей от насилия со стороны взрослых. Родители
далеко не всегда осознают факт жестокого обращения. Все это делает императивные
формы воздействия малоэффективными, а прямую агитацию безадресной и ставит на
первое место задачу осознания проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и
общественностью. (Социальные работники за безопасность в семье: учеб. пособие /
под ред. М. И. Либоракиной. М, 1999. С. 130.)
Конкретная схема помощи ребенку и семье зависит от специфики
функционирования того или иного социально реабилитационного центра или
учреждения социальной защиты. Семья может сама обратиться в такой центр или
быть направлена туда социальным педагогом школы, участковым инспектором,
органами опеки и попечительства. Общие этапы работы с семьей, которая нуждается
в социальнопсихологической помощи и может ее воспринять, представлены в
модели, разработанной специалистами ГУ СО «Социальнореабилитационный центр
для несовершеннолетних «Надежда» г. Энгельса Саратовской области.
Этапы работы
Исполнители
1
I.
Сбор информации о
фактах насилия
2
У правление социальной защиты;
КДН;
ОППН;
служба участковых инспекторов
милиции;
органы опеки и попечительства;
органы образования;
органы здравоохранения;
учреждения социальной защиты
II.
Обследование
жилищнобытовых
условий социально
неблагополучных
семей
Управление социальной защиты
КДН
ОППН;
служба участковых инспекторов
милиции;
органы опеки и попечительства;
органы образования;
Формы работы
3
Предоставление и сбор
информации из разных источников;
участие всех служб в городских
мероприятиях и рейдах по про
филактике безнадзорности
несовершеннолетних
Социальный патронаж
2III.
1. Выявление проблем
в социальном
положении ребенка и
семьи.
2. Психологопеда
гогическая диагно
стика ребенка и его
семьи.
3. Формирование у
родителей мотивации
на изменение и работу
с консультантами.
4. Психологическая
поддержка ребенка
IV.
Разработка индиви
дуальнореабили
тационной программы
органы здравоохранения;
учреждения социальной защиты
Учреждения социальной защиты;
центры помощи семье и детям;
органы опеки и попечительства;
органы образования;
органы здравоохранения;
кризисный центр
Первичный прием семьи;
беседа с родителями;
психодиагностика с
использованием методик
анализа семейных и детско
родительских отношений;
консультирование родителей;
консультирование ребенка
Социальнореабилитационные
центры;
центры «Семья»;
органы опеки и попечительства;
КДН;
общественные организации
Медикопсихолого
педагогические консилиумы;
заседание межведомственных
комиссий;
заседания КДН
V.
Реализация
программы
реабилитации семьи с
периодическим
подведение итогов
Управление социальной защиты;
КДН;
социальнореабилитационные цен
тры, учреждения социальной защиты;
органы опеки и попечительства;
органы образования;
органы здравоохранения
VI.
Социализация ре
бенка, создание по
зитивных изменений
Социальнопсихологическая служба
центра
управление социальной защиты;
КДН;
социальнореабилитационные
центры;
органы опеки и попечительства;
органы образования
Индивидуальная
психологическая или
психотерапевтическая работа с
ребенком;
индивидуальная
психологическая или
психотерапевтическая работа с
родителями;
тренинговая работа с
родителями;
обучение родителей навыкам
конструктивного взаимодействия
(клубы: «Родительская
академия», «СемьЯ», «Молодая
семья»)
Социальный патронаж;
документальная фиксация
изменений;
контроль за семьей
На сегодняшний момент мы можем констатировать, что помощь ребенку,
страдающему от насилия во внешне благополучной семье, в значительной степени
3осложнена изза трудностей выявления фактов насилия в таких семьях и
несовершенства социальноправовых механизмов воздействия.
В вопросах помощи детям, пострадавшим от насилия в семье, на первое место
выходит задача организации межведомственного взаимодействия субъектов системы
профилактики насилия в семье. Координация усилий между органами социальной
защиты населения,
образования и
правоохранительными органами делает более эффективными выявление случаев
семейного насилия, осуществление мер социальноправовой охраны и защиты детей и
других членов семьи, организацию психосоциальной реабилитационной работы с
пострадавшими от насилия.
учреждениями
здравоохранения,
Реальные механизмы такого взаимодействия зависят от условий региона и
развитости системы профилактики.
они разрабатываются
межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в
качестве методических рекомендаций для специалистов органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по
вопросу защиты детей от жестокого обращения и утверждаются соответствующими
органами.
Как правило,
Нелюбова Я.К. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье, г.Волгоград,
2009г.
4