ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.
Иконка файла материала ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.doc
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ Согласуя   свои   действия   с   семьей,   детский   сад   старается   дополнить   или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи   и   дошкольного   учреждения   для   детей   из   иммигрантских   семей,   из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.  Только   активная   двусторонняя   связь   может   компенсировать “неполноценность”  их   существования,   улучшить   адаптацию   детей   к   новым условиям   (к   примеру,   детей­беженцев),   наладить   связь   “неблагополучных” детей с окружением. Что касается детей из так называемых “благополучных” семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными   видами   деятельности,   нормализовать   контакты   с   детьми   из разных   социальных   слоев,   повысить   педагогическую   культуру   родителей. Важно отметить, что задача педагогического состава ДОУ ­ осознавая разницу между   детьми,   между   их   семьями,   вести   себя   демократично,   не   делая различий между детьми. Другая   проблема   ­   исчезновение   в   поведении   детей   их   возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт   агрессивности.   Преодолеть   этот   кризис   опять   же   возможно   путем взаимодействия двух социальных институтов ­ семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том   числе   и   воспитательно­педагогическим,   а   с   пониманием,   заботой   и привлечением к посильному труду.Третья   проблема   ­   развить   интерес   детей   к   познанию   окружающего   мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его   родителями.   Поэтому   процесс   совместного   пребывания   взрослого   с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению,   не   в   каждой   семье   можно   увидеть   такую   идиллию.   Задачей педагогов и психологов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями. Еще   одна   проблема   ­   научить   детей   общению   друг   с   другом,   научить   не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.  Несмотря   на   разницу   в   методах   педагогической   организации   дошкольных учреждений,   в   том   числе   и   в   работе   с   родителями,   вся   их   деятельность   развитого, объединяется   единой   целью   ­   воспитать   свободного, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их. Роль   семьи   в   обществе   несравнима   по   своей   силе   ни   с   какими   другими социальными   институтами,   так   как   именно   в   семье   формируется   и развивается   личность   ребенка,   происходит   овладение   им   социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются   основы   нравственности   человека,   формируются   нормы поведения,   раскрывается   внутренний   мир   и   индивидуальные   качества личности. Современная   ситуация,   в   которой   оказалось   наше   общество,   потребовала поиска   новой   модели   общественного   воспитания   личности   в   открытойсоциальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи социальных педагогов. Являясь   одним   из   важных   факторов   социального   воздействия,   семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился   на   свет.   Обучение   ребенка   тому   социальному   опыту,   который накопило   человечество,   культуре   страны,   ее   нравственным   нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Из   всех   проблем,   стоящих   перед   современной   семьей,   для   социального педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т.е. ее состояние в процессе адаптации в обществе. Для   плодотворного   просвещения   родителей   дошкольников   необходимо учитывать социальный статус семьи. В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:  ­ социально­экономический, ­ ­ социально­психологический, социально­культурный, социально­ролевой. ­ Перечисленные   статусы   характеризуют   состояние   семьи,   ее   положение   в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют   собой   срез   состояния   семьи   в   непрерывном   процессе   ее адаптации в обществе. Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом. 1­й   компонент   социальной   адаптации   семьи  –   материальное   положение семьи.   Материальное   благосостояние   семьи   складывается   из   денежной   и имущественной   обеспеченности.   Учитывается   уровень   доходов   семьи,   еежилищные условия, предметное окружение. Социальный педагог составляет социального паспорт семьи, где указывается ее экономический статус, что немаловажно   для   дифференциального   подхода   в   просвещении   родителей дошкольников. 2­й компонент социальной адаптации семьи – ее психологический климат, т.е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов   семьи,   их   душевных   переживаний,   отношений   друг   с   другом, отношений   друг   к   другу.   Высокий   показатель   уровня   социально­ психологического климата: благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи. Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае, когда   члены   семьи   испытывают   тревожность,   эмоциональный   дискомфорт, отчуждение.   Все   это   препятствует   выполнению   семьей   одной   из   главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости. Промежуточное   состояние   семьи,   когда   неблагоприятные   тенденции   еще слабо   выражены,   не   имеют   хронического   характера,   расценивается   как удовлетворительное, в этом случае социально­психологический статус семьи считается средним. Уровень психологического климата семьи – еще один важный компонент для дифференцированного подхода в просвещении родителей. 3­й   компонент  –   социокультурная   адаптация,   что   является   едва   ли   не главным   компонентом   в   педагогическом   просвещении.   Высокий   уровень культуры   семьи:   семья   обладает   широким   кругом   интересов,   развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В   семьях   с   низким   уровнем   культуры   духовные   потребности   семьи   не развиты,   круг   интересов   ограничен,   отсутствует   культурно­досуговаядеятельность,   слаба   моральная   регуляция   членов   семьи,   семья   ведет аморальный образ жизни. Средний   уровень   культуры   характеризуется   отсутствием   характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, семья не осознает проблемы, не проявляет активность в направлении его повышения. 4­й   компонент  –   ситуационно­ролевая   адаптация,   которая   связана   с отношением   к   ребенку   в   семье.   В   случае   конструктивного   отношения   к ребенку,   высокой   культуры   и   активности   семьи   в   решении   проблем   ее социально­ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – низкий. Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование   родителей,   из   бесед   с   детьми   и   экспресс­опроса   родителей составляет   характеристики   категорий   семей,   различающихся   по   уровню социальной адаптации, благополучию. Деятельность   социального   педагога   с   семьей   включает   три   основных составляющих: ­ помощь в образовании, ­ психологическую помощь, ­ посредническую. Основной   составляющей   социально­педагогической   деятельности   является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей   с   целью   объединения   требований   к   ребенку   в   воспитании   со стороны   всех   членов   семьи,   акцентирования   совместной   деятельности детского   сада   и   семьи.   Именно   с   такими   целями   проводится   широкое просвещение   родителей   по   тем   или   иным   вопросам   в   зависимости   от категории семьи.Из   существующего   множества   типологий   семьи   задачам   деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает   выделение   четырех   категорий   семей,   различающихся   по уровню   социальной   адаптации   от   высокого   к   среднему,   низкому   и   крайне низкому:  ­ благополучные семьи, семьи группы риска, ­ ­ неблагополучные семьи, асоциальные семьи. ­ Благополучные   семьи  успешно   справляются   со   своими   функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных   способностей,   которые   основываются   на   материальных, психологических   и   других   внутренних   ресурсах,   быстрее   адаптируются   к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В   случае   возникновения   проблем,   им   достаточно   разовой   однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы. Семьи групп риска  характеризуются  наличием  некоторого  отклонения от норм,   не   позволяющего   определить   их   как   благополучные,   например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением   своих   сил,   поэтому   социальному   педагогу   необходимо наблюдать   за   состоянием   семьи,   имеющимися   в   ней   дезадаптивными факторами,   насколько   они   компенсированы   другими положительными   характеристиками,   и   в   зависимости   от   этого   подбирать   отслеживать, другие   формы   и   методы   педагогического   просвещения,   нежели   в   первом случае. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой­либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются свозложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены,   процесс   семейного   воспитания   ребенка   протекает   с   большими трудностями,   медленно,   малорезультативно.   Для   данного   типа   семьи необходима   активная   и   обычно   продолжительная   поддержка   со   стороны социального педагога. Асоциальные семьи  – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях,   где   родители   ведут   аморальный,   противоправный   образ   жизни, воспитанием   детей,   как   правило,   никто   не   занимается,   дети   оказываются безнадзорными,  отстают   в   развитии,   становятся   жертвами   насилия,   как   со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства. В   связи   с   вышеизложенным,   становится   ясно,   что   работа   с   родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические   и   духовные   трудности:   отчуждение   между   родителями   и детьми выросло настолько, что стало подлинной   национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические   знания,   необходимые   для   воспитания   ребенка.   Вот   почему главные  усилия  социальных педагогов  и  всего  педагогического  коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:  ­ улучшение семейного микроклимата; ­ формирование положительных взаимоотношений в семье; ­   повышение   педагогической   культуры   родителей   путем   их   активного просвещения;­   формирование   совместными   усилиями   полноценной   личности   ребенка, подготовке его к школе. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы   является   решающим   условием   обновления   системы   дошкольных учреждений.   Необходимо   осуществлять   постоянное   взаимодействие   с родителями;   и   не   только   в   виде   психолого­педагогической   помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада,   участие   их   в   развивающей   образовательной   работе   с   детьми.   Задача педагогов ­ заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые   формы   взаимодействия.   Это   нетрадиционные   встречи   педагогов   и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей. В своей   дипломной работе я постаралась подробно описать существующие формы и методы работы с родителями; раскрыть проблемы, стоящие перед социальным педагогом в ДОУ и попытаться найти пути их решения, опираясь на имеющийся опыт работы дошкольных учреждений с семьей.