Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ
Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или
компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие
семьи и дошкольного учреждения для детей из иммигрантских семей, из
неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так
как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.
Только активная двусторонняя связь может компенсировать
“неполноценность” их существования, улучшить адаптацию детей к новым
условиям (к примеру, детейбеженцев), наладить связь “неблагополучных”
детей с окружением. Что касается детей из так называемых “благополучных”
семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение
различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из
разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей.
Важно отметить, что задача педагогического состава ДОУ осознавая разницу
между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая
различий между детьми.
Другая проблема исчезновение в поведении детей их возрастной
непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию
черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем
взаимодействия двух социальных институтов семьи и детского сада. Важно,
чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от
друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в
том числе и воспитательнопедагогическим, а с пониманием, заботой и
привлечением к посильному труду.Третья проблема развить интерес детей к познанию окружающего мира.
Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и
его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с
детьми так важен. Главное, чтобы ребенок как в детском саду, так и дома не
наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К
сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей
педагогов и психологов в этом аспекте является научить родителей общаться
с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать
путем использования активных форм и методов работы с родителями.
Еще одна проблема научить детей общению друг с другом, научить не
обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно
сделать без активного участия семьи.
Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных
учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность
развитого,
объединяется единой целью воспитать свободного,
ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно
объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить
их.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими
социальными институтами, так как именно в семье формируется и
развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными
ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с
семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье
закладываются основы нравственности человека, формируются нормы
поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества
личности.
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала
поиска новой модели общественного воспитания личности в открытойсоциальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые
осуществляются при помощи социальных педагогов.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья
оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие
ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество,
чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он
появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который
накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам,
традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но
все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального
педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в
обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает
социальный статус семьи, т.е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.
Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо
учитывать социальный статус семьи.
В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:
социальноэкономический,
социальнопсихологический,
социальнокультурный,
социальноролевой.
Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в
определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е.
представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе ее
адаптации в обществе.
Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом.
1й компонент социальной адаптации семьи – материальное положение
семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и
имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, еежилищные условия, предметное окружение. Социальный педагог составляет
социального паспорт семьи, где указывается ее экономический статус, что
немаловажно для дифференциального подхода в просвещении родителей
дошкольников.
2й компонент социальной адаптации семьи – ее психологический климат,
т.е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений
членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом,
отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально
психологического климата: благоприятные отношения в семье, построенные
на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого
из членов семьи.
Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае,
когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт,
отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных
своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости.
Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще
слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как
удовлетворительное, в этом случае социальнопсихологический статус семьи
считается средним.
Уровень психологического климата семьи – еще один важный компонент для
дифференцированного подхода в просвещении родителей.
3й компонент – социокультурная адаптация, что является едва ли не
главным компонентом в педагогическом просвещении. Высокий уровень
культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми
духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание
ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.
В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не
развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурнодосуговаядеятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет
аморальный образ жизни.
Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик,
свидетельствующих о высоком уровне культуры, семья не осознает проблемы,
не проявляет активность в направлении его повышения.
4й компонент – ситуационноролевая адаптация, которая связана с
отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к
ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее
социальноролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует
акцентуация на его проблемах – средний. В случае игнорирования проблем
ребенка и негативном отношении к нему – низкий.
Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит
анкетирование родителей, из бесед с детьми и экспрессопроса родителей
составляет характеристики категорий семей, различающихся по уровню
социальной адаптации, благополучию.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных
составляющих:
помощь в образовании,
психологическую помощь,
посредническую.
Основной составляющей социальнопедагогической деятельности является
образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение
возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры
родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со
стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности
детского сада и семьи. Именно с такими целями проводится широкое
просвещение родителей по тем или иным вопросам в зависимости от
категории семьи.Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности
социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая
предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по
уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне
низкому:
благополучные семьи,
семьи группы риска,
неблагополучные семьи,
асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями,
практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет
адаптивных способностей, которые основываются на материальных,
психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к
нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной
помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от
норм, не позволяющего определить их как благополучные, например,
неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные
способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим
напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо
наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными
факторами,
насколько они компенсированы другими
положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать
отслеживать,
другие формы и методы педагогического просвещения, нежели в первом
случае.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какойлибо из
сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются свозложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно
снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими
трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи
необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны
социального педагога.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее
трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих
семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни,
воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются
безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со
стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа
социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с
правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.
В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями
приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья
стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом
в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные
ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные
экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и
детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой.
Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и
педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему
главные усилия социальных педагогов и всего педагогического коллектива
дошкольных учреждений должны быть направлены на:
улучшение семейного микроклимата;
формирование положительных взаимоотношений в семье;
повышение педагогической культуры родителей путем их активного
просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка,
подготовке его к школе.
Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм
работы является решающим условием обновления системы дошкольных
учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с
родителями; и не только в виде психологопедагогической помощи
конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского
сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача
педагогов заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и
новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и
родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
В своей дипломной работе я постаралась подробно описать существующие
формы и методы работы с родителями; раскрыть проблемы, стоящие перед
социальным педагогом в ДОУ и попытаться найти пути их решения, опираясь
на имеющийся опыт работы дошкольных учреждений с семьей.