Взаимоотношение концептуальной и языковой картин мира

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Взаимоотношение концептуальной и языковой картин мира В лингвистической литературе нередко можно встретить термин «лингвистическая картина мира», в который зачастую вкладывается разное содержание. Поэтому он требует объяснения. Следует различать две картины мира – концептуальную и языковую. Концептуальная картина мира богаче языковой картины мира, поскольку в ее образовании участвуют различные типы мышления. Концептуальной модели мира свойственна системность, упорядоченность, а главную роль в ней выполняют научные представления и идеология. В то время как языковая модель мира должна быть организована по законам языка. Но тем не менее они пересекаются между собой. Язык не мог бы выполнять роль средства общения, если он не был бы связан с концептуальной картиной мира. Эта связь осуществляется в языке двояким способом. Язык называет отдельные элементы картины мира. Эти названия выражаются обычно посредством слов и средств связи между словами и предложениями. Язык объясняет содержание концептуальной картины мира, связывая в речи между собой слова
Иконка файла материала конспект.docx
Взаимоотношение концептуальной и языковой картин мира В   лингвистической   литературе   нередко   можно   встретить   термин «лингвистическая   картина   мира»,   в   который   зачастую   вкладывается   разное содержание. Поэтому он требует объяснения. Следует различать две картины мира – концептуальную и языковую.  Концептуальная картина мира богаче языковой картины мира, поскольку в ее образовании участвуют различные типы мышления. Концептуальной модели мира свойственна системность, упорядоченность, а главную роль в ней выполняют научные представления   и  идеология.  В  то   время  как   языковая   модель  мира  должна   быть организована по законам языка. Но тем не менее они пересекаются между собой. Язык   не   мог   бы   выполнять   роль   средства   общения,  если   он   не   был   бы   связан   с концептуальной   картиной   мира.   Эта   связь   осуществляется   в   языке   двояким способом.   Язык   называет   отдельные   элементы   картины   мира.   Эти   названия выражаются   обычно   посредством   слов   и   средств   связи   между   словами   и предложениями.   Язык   объясняет   содержание   концептуальной   картины   мира, связывая в речи между собой слова [Серебренников, Кубрякова и др., 1988]. Но,   тем   не   менее,   Ю.С.   Степанов   [1977:   311]   предостерегал:   «Нельзя переносить языковую модель на предметную область культуры и, напротив, модель культуры на предметную область языка». Составными частями собственно картины миры являются слова, формативы и средства   связи   между   предложениями,   а   также   синтаксические   конструкции.   В объяснении   концептуальной   картины   мира   участвуют   известные   данному   языку вышеперечисленные   элементы   языковой   картины   мира,   поэтому   объяснения   не входят в языковую картину мира.  Основным   содержательным   элементом   языковой   картины   мира,   по   Ю.Н. Караулову, является семантическое поле, а единицами концептуальной модели мира –   константы   сознания.   Концептуальная   модель   мира   содержит   информацию, представленную   в   понятиях,   а   в   основе   языковой   модели   мира   лежат   знания, закреплённые   в   семантических   категориях,   семантических   полях  (совокупность содержательных   единиц   (понятий,   слов),   покрывающих   определенную   область человеческого   опыта),   составленных   из   слов   и   словосочетаний,   по­разному структурированных в границах этого поля того или другого конкретного языка.  Таким образом, можно сделать вывод, что «И та и другая модель восходит к одному   источнику,   складываясь   из   структуры   словаря,   увязанной   с   ней   и растворённой в ней грамматики и идеологии, помогающей установить зависимость между   разрозненными   элементами   и   воссоздать   целостную   картину»   [Караулов, 1976: 274]  Понятие   картины   мира   (в   том   числе   языковой)   строится   на   изучении представлений человека о мире. Если мир – это человек и среда его существования и взаимодействия   с   другими   людьми,   то   картина   мира   –   результат   переработки информации   о   среде   и   человеке   организуется   прежде   всего   в   некую концептуальную   систему.   Основа   такой   системы   –   концепты,   образы, представления, схемы действий и поведения и т.д., не всегда связаны напрямую с вербальным кодом. То есть не вся информация, поступающая извне, должна бытьпропущена   через   языковые   формы.   Соответственно   можно   полагать,   что концептуальная   система   –   это   динамическое   образование   в   сознании   человека, служащее   обработке   информации   о   мире   и   одновременно   накапливающее   эту информацию   в обобщенном  виде, ­  сложнее  по   своим  составляющим   единицам   и своему   устройству,   нежели   система   языковых   единиц.   Основу   концептуальной модели   мира   создает   чувственная   и   предметно­познавательная   деятельность человека, поэтому отражения этой деятельности  в сознании человека могут быть самыми разнообразными, во всяком случае не только вербальными [Серебренников, Кубрякова и др., 1988: 142]. Но   картину   мира   составляют   не  только значения, облечённые  в готовую языковую форму, но и  значения, извлекаемые из языковых форм и затем на этой   основе   абстрагированные.  Эти   значения,   как   раз,     составляют   фундамент языковой   картины   мира,   которая,   в   свою   очередь,   является   частью   глобальной концептуальной   картины   мира,   состоящей   из   образов,   представлений,   понятий, установок и оценок – концептов, – и  которая складывается как в самой предметной и познавательной  деятельности  человека, так и в ходе ознакомления человека со всеми разнообразными описаниями мира, предлагаемыми как в виде устных, так и письменных текстов.  Первостепенная   роль   концептуальной   картины   миры   очевидна:   еще   до знакомства с языком, человек уже начинает знакомиться с миром, познаёт его, то есть, он уже располагает определённой (истинной или ложной) информацией о нем. Таким   образом   он   конструирует   собственную   концептуальную   систему,   систему собственных представлений о мире. Построение такой системы до усвоения языка есть   невербальный   этап   ее   образования.   С   развитием   языковой   способности   у человека концептуальная система преобразуется и перестраивается, обогащаясь как вербальным,   так   и   невербальным   путём.   Такая   неразрывная   связь   концептов, имеющих языковое основание, с концептами иной природы делает дифференциацию концептуальной и языковой картины мира сложной задачей.  Но, тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что язык и языковая картина мира, даже будучи частью концептуальной модели мира, безусловно влияет на творческую деятельность человека в сфере познания и преобразования мира. То есть, «язык подготавливает русло, по которому течет мощный поток человеческой мысли».   [Роль   человеческого   фактора   в   языке:   Язык   и   картина   мира   /   Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. – М.: Наука, 1988. – 172]. Литература 1. Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.И. и др. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира – М.: Наука, 1988. – 216 с. 2.  Степанов   Ю.С.  Номинация,   семантика,   семиология   //   Языковая   номинация: (Общие вопросы). М., 1977 3. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976 2