Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с личностными особенностями
Оценка 4.9

Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с личностными особенностями

Оценка 4.9
docx
15.04.2021
Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с личностными особенностями
статья.docx

Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с личностными особенностями

 

 

Несмотря на большое количество исследовательских работ в отечественной и зарубежной психологии, посвященных изучению причин, условий, динамики школьной адаптации и ее нарушений, малоизученным остается вопрос о взаимосвязи адаптации с личностными особенностями первоклассников.

Личностные особенности обучающихся играют важную роль в процессе адаптации к школе. Дети интеллектуальные, общительные, уверенные в себе, с достаточно развитым самоконтролем - не испытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся к высоким результатам. Комплекс личностных особенностей, среди которых ведущими являются высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка, неудовлетворенность межличностными отношениями, приводят к неустойчивой адаптации.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т. д.).

Школьная тревожность является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

Выделяют следующие причины школьной тревожности в 1 классе: изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых; необходимость придерживаться правил школьной жизни; «сверхценность» позиции школьника;  изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок; необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями); столкновение с системой школьных оценок.

Влияние на социальное развитие ребенка, его адаптацию к новым социальным условиям оказывает и  уровень самооценки.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе - основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка развивается в учебной деятельности.

Самооценка выступает как фактор школьной адаптации уже на ранних этапах обучения ребенка, приобретая такие качества, как дифференцированность и реалистичность, повышающие активность обучающегося как субъекта деятельности и общения, способствующие становлению у него субъектности как личностного качества.

Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как неадекватно завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Не менее важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль.

Межличностные отношения первоклассника - это совокупность определенных ориентаций и ожиданий у ребенка, которые опосредуются целями, содержанием и организацией его совместной деятельности, прежде всего со сверстниками. Успешность протекания адаптационного периода зависит от уровня сформированности позиции школьника в учебном коллективе.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности.

Мною было проведено исследование с целью выявления взаимосвязи между адаптацией первоклассников к школе с личностными особенностями.

В результате были получены следующие данные:

Первоклассники с низким уровнем адаптации характеризуются следующими личностными особенностями: повышенной тревожностью, неадекватно завышенной самооценкой, низким статусом.

Первоклассники со средним уровнем адаптации характеризуются следующими личностными особенностями: нормальным уровнем тревожности, неадекватно завышенной самооценкой, средним статусом.

Первоклассники с высоким уровнем адаптации характеризуются следующими личностными особенностями: нормальным уровнем тревожности, неадекватно завышенной самооценкой, высоким статусом.

В ходе исследования были разработаны следующие рекомендации для организации более эффективного процесса адаптации первоклассников к школе:

·        формировать у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

·        формировать положительное, эмоциональное отношение к занятиям для достижения эффективности в обучении детей 6-7 лет;

·        формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне пози­тивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низ­кого уровня школьной тревожности;

·        организовывать совместную деятельность первоклассников, так как она положительно сказывается на адаптации детей к новым условиям;

·        создавать ситуации успеха, укреплять уверенность в себе.

Педагогам для повышения статуса первоклассников можно порекомендовать следующее:

·        ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

·        находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

·        создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

·        развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками;

·        развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

·             


Проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности и в настоящее время. Особое значение она должна представлять для учителей и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников и детей. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем. Снижение уровня тревожности первоклассников является одним из важнейших условий, обеспечивающих их успешную адаптацию к школе. Успешность адаптации детей к школе во многом определяется и удовлетворенностью ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителем, так как в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Адекватная самооценка, в свою очередь, облегчает процесс адаптации к школе, тогда как неадекватно завышенная или заниженная, напротив, осложняют его.


 

Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с личностными особенностями

Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с личностными особенностями

Выделяют самооценку адекватную и неадекватную

Выделяют самооценку адекватную и неадекватную

Первоклассники с низким уровнем адаптации характеризуются следующими личностными особенностями: повышенной тревожностью, неадекватно завышенной самооценкой, низким статусом

Первоклассники с низким уровнем адаптации характеризуются следующими личностными особенностями: повышенной тревожностью, неадекватно завышенной самооценкой, низким статусом

Проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности и в настоящее время

Проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности и в настоящее время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2021