6 класс. Взаимосвязь человека и природы.
Человек — часть природы, т. е. общество, состоящее из людей, неразрывно с ней связано. Термин «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования.
В широком смысле природа — это весь материальный мир в многообразии его форм. В узком смысле природа — это совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания, источник ресурсов и полезных ископаемых, источник эстетической радости и пр.).
Как и общество, природа также характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся система.
Признаки природы как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системы:
· наличие подсистем природы и отдельных элементов (различные семейства животного и растительного мира);
· постоянное видоизменение;
· наличие своих объективных законов (естественные законы природы, которые существуют уже не один миллион лет);
· непредсказуемость, нелинейность развития;
· возможность влиять на общество, замедлять или ускорять его развитие.
Информация для размышления:
во время развития общества менялись и представления людей о природе, и взаимосвязь человека с природой.
1. Античность. Философы трактуют природу как совершенный космос, т. е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.
2. Средневековье. С утверждением христианства природа мыслится как результат творения Бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.
3. Возрождение. Природа — источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.
4. Новое время. Природа — объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Ф. Бэконом: «Знание — сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой.
5. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Пример:
урожайность определённых культур зависит от климата, наличие полезных ископаемых влияет на экономическое развитие государства.
Природа может оказывать и негативное воздействие на людей.
Пример:
засуха, цунами, наводнение, лавина, землетрясение.
Климат и географические условия впоследствии воздействуют и на потребности граждан одной страны.
Пример:
сравним разницу в жизни южан и северян.
Тёплая одежда, желательно из натуральных материалов — это не каприз, а вынужденная необходимость. Просто в пуховике из синтепона человек вряд ли доберётся до работы в условиях северной, не говоря уже о полярной, зимы. Температура зимой может достигать −50С°. Тогда как южанин может всю календарную зиму проходить в осенней куртке и без шапки.
Домашнее задание- Заполнить таблицу
Исторический период |
Отношение к природе |
Античность |
|
Средневековье |
|
Возрождение |
|
Новое время |
|
Современность |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.