Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания

  • Документация
  • docx
  • 20.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В общей системе воспитания человека физическое воспитание практически неотделимо от других видов всестороннего воспитания. Объективной основой их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического и духовного развития человека, с другой - основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе.
Иконка файла материала конспект.docx
Доклад на тему: Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания.Елань, 2016 г. Содержание. Введение………………………………………………………………………..3 1.Взаимосвязь физического воспитания с умственным…………………….5 2.Взаимосвязь физического воспитания с нравственным и трудовым……8 3.Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим…………………...16 Заключение……………………………………………………………………..25 Список используемой литературы. ………………………………………….27 Введение. Актуальность контрольной  работы.  В   общей   системе   воспитания   человека   физическое   воспитание   практически неотделимо  от  других  видов  всестороннего  воспитания.  Объективной  основой  их органической   взаимосвязи   являются,   с   одной   стороны,   единство   физического   и духовного   развития   человека,   с   другой   ­   основные   социальные   закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе. 2Естественная   предпосылка   взаимосвязи   различных   сторон   воспитания   ­   единство физического   и   духовного   развития   человека   ­   со   всей   очевидностью   раскрыта   и   фундаментальными   конкретными   исследованиями научной   философией   материальной основы психики. Но эта предпосылка сама по себе не обеспечивает органической взаимосвязи всех факторов, влияющих на развитие человека в процессе воспитания. Реальный вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности существенно зависит от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно   воспитатель   использует   эту   объективно   существующую предпосылку для соединения различных сторон воспитания ради достижения единой цели.   Иначе   говоря,   лишь   в   результате   комплексных   мер,   целенаправленно реализующих   связи   между   различными   сторонами   воспитания,   каждая   из   них приобретает   действительно   полноценное   значение   для   личности   и   общества, органически включаясь в общую систему воспитания. Уже было показано, что физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания,   закономерности   обучения   движениям   и   воспитания   физических способностей позволяют эффективно решать ряд задач, относящихся к содержанию нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания. Но опять­ таки эти возможности остаются лишь возможностями, если не реализовать их путем соответственно   направленной   деятельности.   Причем   ее   социальная   ориентация   в решающей мере, зависит от содержания нравственного воспитания, которое в наших условиях   преследует   цель   формирования   сознания   и   поведения   человека   в   духе моральных принципов общества и общечеловеческих этических норм.1  На   современном   этапе   особое   значение   придается   формированию   активной жизненной   позиции   его   членов   на   основе комплексного   подхода, предусматривающего,   прежде   всего   органическое   соединение   трудового   и нравственного   воспитания   во   всех   сферах   воспитательной   работы.   Комплексный подход позволяет в полной мере использовать и те большие возможности, которые 1 Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И. Лях // ­ М., 1998 3предоставляет физическая культура и спорт для решения общевоспитательных задач, сделать физическую культуру и спорт более эффективными средствами воздействия общества на формирование духовного и морального облика человека, а вместе с тем повысить и их общую действенность как факторов всестороннего гармонического развития   личности,   подготовки   к   высокоактивному   творческому   труду   и   защите Родины.2   работы: проанализировать   и   обобщить   информацию   о Цель   контрольной   взаимосвязи физического воспитания с другими сторонами воспитания, средствах и методах его развития. Задачи контрольной  работы: ­выявить   воспитательные   функции   специалиста   физического   воспитания   и активность воспитываемых; ­раскрыть сущность нравственного, идейно­политического и трудового воспитания; ­провести краткий анализ интеллектуального и эстетического воспитания; ­раскрыть   способы   воспитания   воли   и   самовоспитания   в   процессе   физического воспитания. ­физическое воспитание физкультурный коллектив Практическая   значимость:   представленный   в   данном   проекте   материал   в   виде текста,   данных   различных   исследований,   является   ценным   с   точки   зрения образовательного,   воспитательного   и   идеологизирующего   содержания   для подрастающего поколения. 1.Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается   прямое   воздействие   на   развитие   умственных   способностей 2 Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. 4занимающихся.   На   занятиях   постоянно   возникают   познавательные   ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением   приемами   практических   действий   и   пр.   (как   выполнить   движения экономнее,   точнее,  выразительнее   и   т.д.,   как   распределить   силы   на   дистанции,   в соревнованиях и др.). Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся   намеренно   создает   на   занятиях   познавательные   и   проблемные ситуации   различной   степени   сложности.   Занимающиеся   должны   сами   принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач. Разнообразные   новые   знания   в   области   физической   культуры,   приобретаемые занимающимися,   служат   их   духовному   обогащению   и   способствуют   развитию умственных   способностей,   позволяют   более   эффективно   использовать   средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни. Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил   в   процессе   физического   воспитания   составляют   необходимое   условие   для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт.   В   своем   фундаментальном   труде   «Руководство   по   физическому   об­ разованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». В   результате   осуществления   оздоровительных   задач   физического   воспитания повышается   общая   жизнедеятельность   организма,   что   ведет   к   большой продуктивности в умственной деятельности. В аспекте  задач  умственного воспитания в процессе физического воспитания предусматривается: 1) обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на 5этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения; 2) развитие   познавательных   способностей,   качеств   ума,   содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта. Реализация   этих   задач   в   процессе   физического   воспитания   связана   прежде всего   с   физическим   образованием,   причем   педагогической   основой   являются дидактические принципы, средства и методы. Освоение   их   в   конкретном   приложении,   т.е.   в   единстве   с   практическими навыками и умениями, составляет основную образовательную линию в физическом воспитании. Эта линия должна быть "тесно связана с воспитанием познавательной активности   и   качеств   ума,  таких,   как   любознательность   и   пытливость, динамичность,   гибкость   и   тонкость   мыслительных   операций   (острота   мышления), Для чего в процессе физического воспитания имеются немалые3  Передавая   знании   непосредственно   и   рамках   занятий   физическими упражнениями,   преподаватель   пользуется   своеобразными   методами,   особенности которых обусловлены спецификой физического воспитания (лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий,   оперативный   разбор   результатов   их   выполнения   и   т.д.).   Это   придает динамичность познавательной деятельности обучаемых. Но лишь такими методами, естественно,   невозможно   обеспечить   оптимальную   передачу   развернутой   системы знаний. Для этого необходимы общие формы и методы умственного образования, дополняющие процесс физического воспитания (развернутые сообщения лекционного типа,   эвристические   беседы,   просмотры   учебных   кинофильмов,   самостоятельная работа со специальной литературой и т.д.). Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют рассмотренные   ранее   специальные   методы   и   приемы   активизации   мыслительных 3 Кряж, В.Н. Физическое упражнение - основное средство физического воспитания 6операции, связанных с осмыслением двигательных задач, анализом и коррекциями при их выполнении: методы наглядного и логического выделения "опорных точек", использование тренажерных устройств с обратной связью и точной количественной информацией, моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы и др. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить с и с т е м а постепенно усложняющихся заданий эвристического характера,   т.е.   заданий,   связанных   хотя   бы   с   элементами   поиска   нового   и самостоятельными творческими проявлениями. Задания такого типа целесообразно вводить уже на ранних возрастных этапах физического   воспитания.   Первоначально   они   будут,   естественно,   сравнительно элементарны   так   называемые   задания   с   частичным   поиском   (например, самостоятельно   несколько   видоизменить   освоенный   способ   прыжка,   успешно выполнить освоенное действие в необычных условиях, найти нестандартный прием обводки соперника в подвижной игре с мячом, составить из разученных движений новую   комбинацию,   самостоятельно   разработать   по   заданным   правилам   новый комплекс   упражнений   утренней   зарядки).   В   дальнейшем,   по   мере   овладения соответствующими   знаниями,   умениями,   становятся   доступными   и   задачи   по изысканию   новых   форм   спортивной   техники   и   тактики,   оптимизации   методов тренировки и т.д. На высших ступенях спортивного совершенствования деятельность спортсмена   нацеливается   на   поиск   (в   содружестве   с   тренером   и   другими специалистами) никем не изведанных путей к превышению абсолютных достижений, она приобретает эвристический характер в полном смысле слова.4  2.Взаимосвязь физического воспитания с нравственным и трудовым. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию   положительных   черт   морального   облика   человека.   В   процессе сложной и напряженной тренировочно­соревновательной деятельности проверяются 4 Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания. 7и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приоб­ ретается опыт нравственного поведения. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности,   настойчивости,   воли   и   других   черт   характера   зависит эффективность   занятий   по   физическому   воспитанию  (например,  результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях и др.). На   нравственной   основе   осуществляется   воспитание   спортивного   трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость,   способность   преодолевать   трудности,   собственное   нежелание   или неумение  и  в  конечном  итоге  воспитывают   трудолюбие.  Кроме   того,  выполнение занимающимися   различных   поручений   педагога   по   самообслуживанию,   ремонту спортивного   инвентаря,   оборудованию   простейших   спортивных   площадок   и   пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков. Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно   положительно   отражаются   и   на   эффективности   процесса физического воспитания. Задачи   и   пути   формирования   идейных   основ   поведения,   этических   норм   и навыков.   Определяющее   значение   нравственного   воспитания   в   общей   системе воспитания   человека   обусловлено,   как   известно,   первостепенной   значимостью моральных   устоев   личности   во   всех   ее   социально   оправданных   жизненных проявлениях,  равно  как   и  кровной  заинтересованностью   ведущих  сил  общества   в упрочении   принятых   в   нем   нравственных   норм.   На   специалистов   физического воспитания,   равно   как   на   всех   работников   сферы   воспитания,   возлагаются ответственнейшие   задачи   по   превращению   принципов   социалистической   морали, включая их общечеловеческое содержание, в глубоко освоенные нормы жизни людей, по   воспитанию   активных   деятелей   общественного   развития   ­   строителей   и защитников нового общества.  8Задачи. В комплексе этих задач предусматривается: 1. формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности   (в   частности,   физкультурной),   согласующихся   с   идеалами   высокой морали; 2. воспитание   моральных   чувств,   характерных   для   передовых   членов общества   и   мирового   сообщества   (любви   к   своей   Родине,   чувств   дружбы, товарищества,   коллективизма,   общественного   долга,   миролюбия,   гуманизма, общечеловеческой солидарности и т.д.); 3. формирование   нравственного   опыта,   твердых   привычек   соблюдать этические   нормы,   навыков   общественно   оправданного   поведения,   в   том   числе применительно к конкретным нормам физкультурной, спортивной этики. Содержание   и   пути   реализации.  Первоначальные   мотивы,   побуждающие заниматься   физической   культурой   и   спортом,   нередко,   особенно   у   детей   и подростков,   бывают   случайными   или   малосущественными   с   точки   зрения   их социальной значимости (желание развить мышечную  силу ради повышения  своего престижа   среди   сверстников,   приобрести   привлекательные   формы   тела, увлеченность внешней атрибутикой спорта, стремление к личному превосходству и т.д.).   То,   в   каком   направлении   будут   развиваться   эти   первоначальные   мотивы, насколько содержательными и действенными они станут, во многом предопределяет общую   результативность   физкультурной,  спортивной   деятельности,   ее   подлинную роль   в   развитии   личности,   как   и   ее   социальную   полезность.   Отсюда   вытекает первостепенная   важность   задач   специалиста   физического   воспитания   по формированию, преобразованию и направленному развитию мотивов деятельности у начинающих заниматься физической культурой и спортом. 5 Наиболее   существенные   из   этих   мотивов   выражаются   в   осмысленном стремлении   к   всестороннему   гармоническому   развитию,   приобретению   и совершенствованию   всего,   что   определяет   ценность   человека   как   активного участника   общественного   прогресса.  В   данных   мотивах   органически   соединяются 5 Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры 9интересы личности и общие цели воспитания, выражающие социальные потребности, что   является   главной   основой   глубоко   содержательной   и   высокодейственной мотивации. Именно на этой основе обеспечивается направленное формирование и развитие   мотивов   занятий   физической   культурой,   спортом   в   советской   системе физического  воспитания. Раскрывая глубокий общественный  и личностный  смысл физкультурной   и   спортивной   деятельности,   пробуждая   в   связи   с   этим   чувства высокой ответственности и нравственного долга за достижение намечаемых целей, воспитывая   в   этой   же   связи   твердую   целеустремленность,   трудолюбие,   другие высоконравственные   чувства   и   качества,   специалист   физического   воспитания   и формирует   у   занимающихся   ту   саму   мотивационную   основу,   которая   является неисчерпаемым источником свершений области физической культуры и спорта. 6 Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной   деятельности   в   виде   специфических   этических   норм,   регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В своих общечеловеческих началах она имеет гуманный характер, что выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не   прибегать   к   запрещенным   или   сомнительным   способам   достижения   победы, уважать соперника и т.д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является   при   определенных   условиях   одним   из   немаловажных   конкретных   путей нравственного воспитания. Это справедливо, однако, тогда, когда формирование их исходит из основных нравственных принципов общества и "выводит" к ним. Иначе говоря,  нормы   спортивной   этики,  как   и   любые   частные   этические   нормы,  нельзя (неправомерно)   рассматривать   как   нечто   находящееся   вне   коренных   принципов общественной   морали   или   тем   более   над   ними.   Этика   физкультурников   и спортсменов   должна   быть   подчинена   в   конечном   счете   высшим   формам общечеловеческих нравственных норм. 6 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта 10Эти требования далеко выходят за рамки самой физкультурной и спортивной деятельности.   Превращение   их   в   побудительные   мотивы   и   нормы   поведения происходит  на  основе  формирования идейных убеждений, нравственных чувств  и общей направленности личности в результате соответствующего воспитания. Причем в социальной ориентации личности особое значение имеет воспитание. Оно помогает уяснить   закономерности   социального   развития,   место   и   призвание   человека   в обществе,   раскрывает   суть   явлений   общественной   жизни   и   актуальных   задач,   на решении которых сконцентрирована энергия всего народа, формирует на этой основе чувства гражданственности и общественного долга, мобилизует на активное участие в   общественной   жизни.   Интегральным   результатом   соединения   нравственного, идейно­политического   и   других   видов   воспитания   должна   явиться   активная жизненная позиция. Именно она главным образом определяет социальную ценность личности. В   решении   рассмотренных   задач   особенно   необходим   комплексный   подход. Специалист   физического   воспитания   должен   ясно   понимать,   что   сама   природа нравственности, пронизывающей все стороны жизни человека и общества, такова, что ее нельзя воспитать лишь отдельными "воспитательными мероприятиями". Только системное   соединение   всех   основных   факторов,   формирующих   личность,   и неразрывная связь воспитания с жизненной практикой могут обеспечить полноценное решение этих задач. Для реализации их в процессе физического воспитания и в непосредственной связи   с   ним   используются   многие   общепедагогические   методы   (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы   и   пути   воздействия   на   формирование   личности,   какие   предоставляют физическая культура и спорт. 7 При   формировании   рациональных   основ   поведения   в   процессе   физического воспитания, как и вообще в воспитании, важную роль играют беседы на этические темы,   разъяснения   и   другие   пути   нравственного   просвещения,   убеждения. 7 Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. - М., 1994. 11Непосредственно   во   время   занятий   физическими   упражнениями   специфика   этого процесса   (необходимость   соблюдать   определенный   режим   нагрузок   и   отдыха,   не допускать простоев и т.д.) обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими бы совершенными ни были они, в полной   мере   решить   задачи   нравственного   просвещения   только   в   рамках   самих занятий физическими упражнениями невозможно. Развернутые беседы и диспуты на этические   темы,   обстоятельный   разбор   прошедших   учебных   или   спортивно­ тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций,   другие   специальные   формы   нравственного   просвещения   и   убеждения должны   составлять   неотъемлемые   звенья   системы   воспитательной   работы специалиста физического воспитания. Физическая   культура   и   спорт   предоставляют   действенный   материал   для формирования   нравственных   представлений,   чувств,   навыков   поведения.   Не   без основания   физическую   культуру   и   особенно   спорт   называют   "школой   эмоций", "школой воли", "школой воспитания". Но и здесь не следует забывать, что они сами по   себе   не   воспитывают.   Как   и   любые   средства   воспитания,   физкультурная   и спортивная   деятельность   дает   желаемый   воспитательный   эффект   в   условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания широко пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнение ­ приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности. Хорошо известно, сколь велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде и защите   Родины.   Такие   примеры   особенно   сильно   влияют   на   нравственные представления   и   чувства,   вызывают   потребность   этически   направленного подражания. 12Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается, конечно, и личный пример самого воспитателя. 8 Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования   твердых   этических   норм   и   навыков   поведения   через   упражнение, приучение. Не секрет, что в разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности   такова,   что   она   неизбежно   ставит   занимающихся   перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а   следовательно,   и   вырабатывать   соответствующие   черты   поведения   (строго соблюдать   установленный   режим   занятий   физическими   упражнениями   и   общий режим   жизни,   правила   поведения   на   занятиях,   правила   игр   и   состязаний   и   т.д.). Существенно   при   этом,   что   усвоенные   нормы   и   навыки   поведения   проходят   в процессе   физкультурной   и   особенно   спортивной   деятельности   жесткую   проверку делом   в   условиях   усложненных   межличностных   отношений.   Так,  в   напряженных, эмоционально   насыщенных   ситуациях   спортивных   состязаний   выявляются   и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности. Физкультурная и тем более спортивная деятельность вводит человека в сферу разнообразных   межчеловеческих   контактов,   которые   по   мере   накопления физкультурного опыта и роста спортивного мастерства расширяются и усложняются. Вначале это отношения главным образом между членами малых групп, составляющих низовые коллективы, затем ­ все более широкие отношения спортивного содружества и соперничества, отношения между большими спортивными коллективами, между спортсменами   и   судьями,   спортсменами   и   болельщиками   и   т.д.   Вместе   с расширением  и углублением  таких контактов  возрастает  их  роль в приобретении физкультурниками   и   спортсменами   опыта   нравственных   отношений   и   в   общем социальном   формировании   личности.   На   специалиста   физического   воспитания возлагаются   весьма   не   простые   задачи   по   регулированию   этических   отношений, 8 Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры 13возникающих на этой основе, направленному использованию их в целях воспитания. Очевидно,   что   эти   задачи   и   усложняются   пропорционально   расширению   сферы контактов. Успешно решить их можно лишь с опорой на коллектив и в единстве со всеми организациями, ответственными за воспитательную работу. Эффективность нравственного воспитания определяется в конечном счете тем, насколько   его   результаты   сказываются   на   поведении   воспитываемых   в   реальных условиях   жизненной   практики.   Этим   объясняется   важность   систематического использования в процессе воспитания различных форм общественной активности, в том числе физкультурно­массовой и спортивной работы на общественных началах. 3.Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия   физическими   упражнениями   создают   благоприятные   условия   для эстетического   воспитания.   В   процессе   занятий   формируется   красивая   осанка, осуществляется   гармоничное   развитие   форм   телосложения,   воспитывается понимание   красоты   и   изящества   движений.   Все   это   помогает   воспитанию эстетических   чувств,   вкусов   и   представлений,   способствует   проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма. Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему. Человек   с   развитым   эстетическим   вкусом,   как   правило,   стремится   создавать эстетические   ценности,   осуществляя   эстетическую   деятельность,   которая   в различных формах широко представлена в спорте. Связь физического  и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала. Эстетическое   воспитание   включает   в   себя   все   стороны   духовной   жизни формирующейся   личности,   позволяет   также   правильно   понимать   и   оценивать прекрасное, стремится к нему. Человек   с   развитым   эстетическим   вкусом,   как   правило,   стремится   создавать эстетические   ценности,   осуществляя   эстетическую   деятельность,   которая   в 14различных   формах   широко   представлена   в   физической   культуре   и   спорте   (Н.С. Бервинова, 1977). Связь   физического   и   эстетического   воспитания   основана   на   единстве   их   цели   ­ формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала. Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания: 1.   Воспитание   эстетических   потребностей,   т.е.   сознательного   стремления   к прекрасному. 2. Воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способности воспринимать и переживать   прекрасное.   Эстетическое   восприятие   эта   своеобразный   вид   "живого созерцания" действительности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира. 3. Восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только   воспринимать,   и   оценивать   и   понимать   прекрасное.   Эстетический   вкус предлагает, и развитие способности создавать прекрасное. 4.   Восприятие   эстетических   идеалов   т.е.   правильного   понимания   и   активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества. 5. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности. Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При   этом,   важно   не   только   сформировать   способности   наслаждаться,   понимать красоту   в   ее   многообразных   проявлениях,   но   и   главным   образом   воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой   представляют   широкие   возможности   для   этого   (Ж.К.   Холодов,   В.С. Кузнецов, 2000). Предметом изучения эстетики физической культуры может являться ­ эстетическое содержание   и   эстетические   ценности;   законы   сознания,   отражающие   физическую 15культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986). Эстетическая   подготовка   ­   это   одна   из   сторон   совершенствования   личности занимающегося,   которая   возникает   в   связи   с   эстетическим   освоением   избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит,  в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельности, которая протекает в связи с освоением специально подобранных физических упражнений. В   аспекте   связей   физического   воспитания   с  эстетическим   воспитанием   основные задачи состоят в том, чтобы: ­воспитывать   способность   чутко   воспринимать,   глубоко   чувствовать   и   правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления;   формировать   эстетически   зрелое   стремление   к   физическому совершенству; ­формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности,   спортивной)   деятельности;   вырабатывать   активную   позицию   в утверждении   прекрасного,   непримиримость   к   безобразному   в   любых   его проявлениях. Возможности, предоставляемые физической культурой для реализации этих задач, велики и многогранны. Труд,   направленный   на   самосовершенствование,   в   том   числе   физическое, несомненно, можно рассматривать как один из тех видов творческого труда, который К. Маркс назвал "творчеством по законам красоты". Физкультурная деятельность, когда она приобретает черты такого творчества, дает высшую форму эстетического удовлетворения. Основной путь эстетического воспитания в процессе физического воспитания   проходит   через   формирование   творческого   отношения   к физкультурной, спортивной деятельности, развитие эстетически осмысленной потребности в физическом совершенствовании, достижение все более высоких результатов в реализации этой потребности. 16Все сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания   в   процессе   физического   воспитания.   Для   реализации   их   требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического   воздействия.  Это   достигается   умелым   использованием эстетических   свойств,   объективно   присущих   явлениям   физической   культуры, направленным   подчеркиванием   этих   свойств,   концентрацией   на   них   внимания воспитываемых. В   занятиях   физическими   упражнениями   во   многих   случаях   самым   естественным образом   могут   быть   использованы   такие  специальные   факторы   эстетического воспитания,  как   хореография,   музыка,   пение.   Хореографию,   эту   школу выразительного движения, можно, пожалуй, с равным основанием считать средством как   эстетического,   так   и   физического   воспитания.   Она,   как   известно,   давно органично   вошла   в   состав   гимнастики,   особенно   художественной,   и   все   глубже проникает в сферу спорта: спортивные танцы, фигурное катание на коньках, прыжки в  воду   и   другие   виды   спорта.  Гармоническая   связь   движений   и   музыки,  являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет определенную роль в формировании совершенных движений. Вполне   очевидно   значение,   какое   имеют   для   формирования   эстетического   мира человека   произведения   искусства.   В   аспекте   связи   физического   и   эстетического воспитания особый интерес представляют те из них, которые посвящены физической культуре,   спорту,   вдохновенно   воссоздают   физическую   красоту   человека, показывают   гармонию   его   физического   и   духовного   развития.   Используя   эти факторы   эстетического   воздействия,   нельзя   забывать,   что   они   лишь   тогда   дают необходимый воспитательный эффект, когда приобщение к искусству является не эпизодом, а системой и приобретает направленный характер.9 Немаловажное   влияние   на   эстетические   представления   и   чувства   занимающихся физическими упражнениями оказывают условия среды, в которых проходят занятия. Точнее   говоря,   ценность   в   этом   отношении   представляют   эстетические   свойства 9 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. 17природной   среды,   эстетически   выдержанные   формы   физкультурно­спортивных сооружений, их оборудование, художественное оформление, гигиенические условия, а также отвечающие требованиям прикладной эстетики снаряжение, костюм и т.д. Физкультурная   деятельность   несравненно   чаще,   чем   многие   другие   формы жизнедеятельности человека, выводит его на лоно природы, позволяя в полной мере ощутить   ее   оздоравливающие   свойства   и   неподдельную   красоту.   Все   это предоставляет специалисту физического воспитания благоприятнейшие возможности для использования средовых факторов в целях эстетического воспитания. Компоненты   эстетического   воспитания   в   процессе   обучения   на   уроках физической культуры: Эстетическую   культуру   школьников   будут   характеризовать   ниже   перечисленные компоненты. Прежде   всего,   это   достаточная   широта  эстетических   представлений  в   связи   с различными   явлениями   окружающей   действительности   и   в   связи   с   занятиями физической   культурой   и   спортом.   Эти   представления   являются   предпосылкой   к полноценному восприятию, осмысливанию и освоению многообразных эстетических проявлений.   Широта   эстетических   представлений,   понятий   и   суждений   является необходимым   условием   осознания   и   относительной   устойчивости   критериев эстетической оценки (Н.С. Бервинова, 1977). Человека с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический   вкус,   свидетельствующий   о   духовном   богатстве   данной   личности. Хорошо   развитый   эстетический   вкус   действует   как   весьма   важное   условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности. Одним   из   наиболее   главных   показателей   эстетической   культуры   личности   будет являться  эстетика   деятельности,   выражающаяся   во   внешнем   виде,   поведении, поступках   и   отдельных   действиях   занимающихся.   Все   названные   компоненты эстетической   культуры   должны   развиваться   и   совершенствоваться   в   процессе эстетической подготовки учащихся (Т.В. Бакшева, 2001). 18Остановимся   немного   конкретнее   на   восприятии   окружающей   действительности. Потому   как   учителю   физической   культуры   во   взаимодействии   с   учеником сопутствует   и   неотъемлемый   психологический   компонент   ­   способность   к восприятию. Еще   в   глубокой   древности   люди   среди   других   интересных   и   ценных   свойств действительности   выделили  красоту.   В   эстетике   существует   точка   зрения, отождествляющая   красоту   с   цветом,   симметрией,   пропорцией,   гармонией   и   т.п. Красоту нельзя определить ни без объекта, ни без воспринимающего его субъекта. Важным   является   умения   различать   подлинные   ценности.   Подлинная   красота   ­ значение предмета по отношению к эстетической потребности, которая выражает ведущие тенденции развития общества (А.Б. Щербо, Д.Н. Джола, 1980). В соответствии с эстетикой (Н.С. Бервинова, 1977) физическую красоту человека необходимо рассматривать с двух сторон ­ внешней и внутренней. Внешняя  (телесная)   организация   человека   объемлет   все   то,   что   характеризует формы   и   типы   телосложения.   Основы   ее   разрабатывались   преподавателями различных научных школ и течений. Стремление определить внешние структурные признаки прекрасного в человеке через " форму" (Л. Сакетти, 1905; Д. Дидро, 1936), "гармонию"   (Г.   Демени.   1915),   тщательная   разработка   канонов   человеческой красоты, основанных на математическом соотношении частей тела, ­ все это особые подходы к решению проблемы телесной красоты человека. Красота человеческого тела ­ есть продукт социально­трудовой, а не только естественно­биологический. Вертикальная походка, а следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо,   устремленный   вдаль   взор,   совершенная   по   красоте   рука,   гармоничность   и симметрия анатомической структуру ­ это прежде всего плоды активности человека. Особенность   этого   естественно­творческого   способа   совершенствования   внешней красоты человека  в том, что  он  исключает  всякую  искусственность  (Ф. Морель,, 1978). Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников 19Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус. Объектом данных форм эстетической деятельности является человек. смысл ее ­ преобразование человека по законам красоты (М.Я. Сараф, В.И. Столяров, 1984). Аспектом является ­ формирование красоты телосложения и движений человека. Красивое   телосложение   предполагает   стройность,   подтянутость,   симметричность, пропорциональность,   гармоничность   тела   человека.   Еще   в   Древней   Греции   было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому   ­   классическая   фигура   "Дискоболла"   Мирона,   "Копьеносец"   Поликлета, "Метатель" Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства. Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы,   легкости,   согласованности   и   ритмичности,   которые   характеризуют координационные   способности   человека   и   придают   эстетическую   осмысленность движениям тела. Аэробика  ­   это   система   упражнений,   связанных   с   проявлением   выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно­сосудистой и дыхательных систем.  Ритмическая   гимнастика  ­  это   разновидность   гимнастики   оздоровительной направленности,   основным   содержанием   которой   являются   общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально­ ритмичную музыку, преимущественно поточным способом. Шейпинг  ­   это   система   физических   упражнений   (преимущественно   силовых), направленная   на   коррекцию   фигуры   и   улучшение   функционального   состояния организма. 20Атлетическая   гимнастика  ­  система   физических   упражнений,   направленных   на развитие   силы,   формирование   и   коррекцию   телосложения,   позволяет   влиять   на локальные   мышечные   группы.   Одновременно   представляет   собой   эффективное средство,   способствующее   укреплению   здоровья,   на   основе   корректировки врожденных дефектов тела, профилактики многих недугов (В.П. Лукьяненко, 2001). Калланетика  ­  это   программа   из   30   упражнений,   выполняемых   в   основном   в изометрическом   режиме   и   вызывающих   активность   глубоко   расположенных мышечных групп. Гидроаэробика   (аква­аэробика)  ­  это   система   физических   упражнений   в   воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения. Бодибилдинг  ­  телостроительство, а точнее искусственное конструирование мышц. Здесь   оцениваются   внешний   вид   мышц.   В   занятиях   используются   упражнения   с отягощениями.   Недостатком   является   употребление   протеинов,   анаболиков, использование парафина, которые не способствуют укреплению здоровья. К   настоящему   времени   разработан   и   практически   апробирован   целый   ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000). В зависимости от направления занятий и формы проведения занятий можно решать разные задачи: ­оздоровительные   (снижению   лишнего   веса,   улучшение   сна,   предотвращение отложений солей в суставах и др.); ­эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.); ­обще   развивающие   (совершенствование   координации   движений,   повышение выносливости и др.); ­реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей); 21­психорегулирующие   (улучшение   психического   самочувствия,   эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел). Заключение Написав   контрольную   работу,   мы   делаем   вывод,   что   физическая   культура,   как внутренне   присущая   часть   культуры   нашего   общества   в   условиях   современного развития   общества,   активно   выполняет   такую   общекультурную   функцию,   как физическое воспитание граждан различного возраста. В процессе формирования и становления физической культуры личности в процессе физического воспитания, оно непосредственно взаимодействует и с другими видами воспитания. Нравственное   воспитание   в   области   физической   культуры   направлено   на формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за свое поведение, умение подчинить личные интересы интересам коллектива   и   др.   Вместе   с   тем,   задачей   нравственного   воспитания   является воспитание   волевых   качеств   личности.   Целеустремленность,   настойчивость   и упорство,   выдержка   и   самообладание,   самостоятельность   и   инициативность, смелость   и   решительность,   дисциплинированность,   способность   преодолевать трудности и другие черты характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом. Интеллектуальное   воспитание   и   развитие   в   области   физической   культуры характеризуется   двумя   особенностями.   занятия   физическими упражнениями   при   правильной   методике   и   подборе   в   соответствии   с индивидуальными   особенностями   занимающихся   способствуют   активизации интеллектуальной   деятельности.   связанная   с использованием физических упражнений, требует определенных знаний, как общего (общетеоретического), так и конкретного (методического) характера. Кроме того, такой   вид   деятельности,   как   спортивная,   зачастую   требует   конструкторских, технических   и   некоторых   других   умений   и   навыков,   связанных   с   умственной деятельностью. Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания   личности.   Это,   прежде   всего   воспитание   умения   воспринимать   и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, в развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлениях высоких образцов воли, характера, упорства, мужества и смелости. Умение   понимать   прекрасное   ­   только   одна   сторона   эстетического   воспитания. Другая и более важная ­ желание и умение создавать это прекрасное. И не только в тех формах, о которых говорилось выше, но и в разработке и создании эстетически безупречного инвентаря и оборудования, спортивной обуви и одежды, в красочных сценариях спортивных праздников и соревнований. Кроме   того,   физическая   культура   предоставляет   богатейший   материал   для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного   в   природе   и   обществе:   в   живописи,   скульптуре,   музыке,   графике,   деятельность,   Во­первых,   Во­вторых, 22архитектуре,   литературе.   В   этом   состоит   неразрывная   естественная   связь физической культуры с культурой нашего общества. Весьма   специфичными   являются   условия   и  возможности   трудового   воспитания   в области физической культуры. Дело в том, что сам процесс занятий физическими упражнениями   требует   настойчивости,   организованности,   упорства,   умения преодолевать трудности, собственное нежелание и т.п. Совершенно очевидно, что все это   очень   сходно   с   трудовыми   действиями.   Кроме   того,   в   процессе   занятий физическими   упражнениями   часто   приходится   убирать   помещение,   передвигать снаряды, изготовлять и ремонтировать инвентарь и оборудование и многое другое, что   также   является   трудовыми   действиями.   Все   эти   навыки   и   умения   успешно переносятся   на   настоящую   трудовую   деятельность.   Для   занятий   физическими упражнениями   (особенно   в   играх,   единоборствах,   соревнованиях)   характерны высокий эмоциональный фон, жажда самой спортивной деятельности, соревнования и   победы.   Это   требует   порой   предельного   напряжения   сил   и   способностей занимающихся, которые стойко переносят сильные болевые ощущения и психические нагрузки.   Настойчивость,   терпение,   упорство   часто   переносятся   на   трудовую деятельность. Воспитание подлинного трудолюбия у занимающихся весьма важная и ответственная задача специалистов физической культуры. Таким   образом,   мы   видим,   что   взаимосвязь   физического   воспитания   с   другими сторонами воспитания является основной формой развития и становления физически культурной, нравственной личности. Список использованной литературы. 1. Матвеев,   Л.П.   Теоретико­методические   основы   формирования   учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной  школе / Л.П. Матвеев // Дне. в форме научного доклада д­ра педагогических наук: 13.00.04. ­ М., 1997. 2. Дмитриев,   А.А.   Повторный   метод   выполнения   физических   упражнений вспомогательной школы как один из способов коррекции их двигательных нарушений / А.А. Дмитриев // Физическое воспитание детей в специальной школе. ­ Горький: ГПИ, 1985. ­ С.64­69 3. Тимошина, И.Н. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, И.М. Купцов, Э.А. Островский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: науч. ­   метод.   журнал.   ­   М.,   2006   ­   №   4.   Лях,   В.И.   Тесты   в   физическом   воспитании школьников/ В.И. Лях // ­ М., 1998­ С.23­25. 5. воспитания/ В.Н. Кряж // Сб. науч. трудов. ­ Вып.1. ­ Минск: АФВиС РБ, 1997. 6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2хт. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. ­ М.: Советский спорт, 2002. ­ 448 с. Кряж,   В.Н.   Физическое   упражнение   ­   основное   средство   физического 23Мильнер,   Е.Г.   Формула   жизни: Курамшин,   Ю.Ф.   Теория   и   методика   физической   культуры:   Учебник   /   под Годик, М.А. Спортивная метрология: учеб. для ин ­ тов физ. культ. / М.А. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин ­ тов 7.   Медико­биологические   основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильнер. ­ М.: Физическая культура и спорт, 1991. ­ 112 с. 8. общей ред. проф. Курамшина Ю.Ф. ­ М: Советский спорт, 2003. ­ 464с. 9. физ. культ. / Л.П. Матвеев. ­ М., 1991. 10. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед ­ институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. ­ М., 1990. 11. Годик. ­ М., 1988. 12. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. / А.М. Максименко. ­ М., 1999. 13. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред.Л.Б. Кофмана. ­ М., 1998. 14. Сермеев, Б.В. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б.В. Сермеева. ­ М., 1973. 15. для техникумов физ. культ. / Под ред.А. А. Гужаловского. ­ М., 1986. 16. Лях,   В.И.   Методика   физического   воспитания   учащихся   10   ­   11   классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха. ­ М., 1997. 17. Физическая   культура:   Примерная   учебная   программа   для   высших   учебных заведений. ­ М., 1994. 18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Ж.К. Холодов, B. C. Кузнецов. ­ М.: Издательский центр "Академия". 19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин ­ тов физ. культ.: В 2т. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. ­ 2­е изд., испр. и доп. ­ М., 1976. 20. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся 5 ­ 7 классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. ­ М., 1997. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. 24