XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература и искусство.

XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература и искусство.

docx
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература и искусство..docx

Тема урока: XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Искусство XIX в. в поисках новой картины мира.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-лекция

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить с новыми направлениями искусства Нового времени;

2. Охарактеризовать особенности интеллектуальной жизни Европы XIX века.

Развивающая: учатся переносить на изучаемый материал ранее полученные знания; делать сравнительный анализ и выделять главное; размышлять и рационально выполнять задания; аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей.

Воспитательная: способствовать привитию гуманистических идей среди   учеников; воспитать стремление к самосовершенствованию личности.

Основные понятия темы: романтизм, критический реализм, натурализм.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные и внутрипредметные связи: Литература, МХК.

Средства обучения: Учебник, презентация.

Вопросы для рассмотрения:

1. Крах просветительских иллюзий.

2. Художественные искания в литературе, музыке и живописи XIX века.

3. «Великий немой».

Формируемые УУД:

Познавательные:

1. Давать определения: романтизм, критический реализм, натурализм.

2. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные:

1. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

2. Оценивают правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

1. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

2. Уметь задавать вопросы.

Личностные УУД:

1. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Мотивационно-целевой этап.

Писатели братья Гонкур оценивали XIX век как столетие «лихорадочного трепета жизни», которое должно быть описано не со стороны, а пропущено через авторское сознание. Они утверждали, что литература – это «постоянные наблюдения… постоянное ежедневное анатомирование своего «я», самоисследование», и говорили, что сердце у художника должно быть «истончено анализом». Призывали снять с вещей буржуазную ретушь, оправдать через художника город, цивилизацию в целом, показать низкое так, чтобы высокое стало еще выше. Какие цели ставили перед собой деятели искусства в период индустриального развития общества? Кто являлся главными героями их произведений? Как деятели культуры стремились отразить картину нового мира? Попробуем выяснить это на нашем уроке.

 Тема урока: XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Искусство XIX в. в поисках новой картины мира.

План урока:

1. Крах просветительских иллюзий.

2. Художественные искания в литературе, музыке и живописи XIX века.

3. «Великий немой».

IV. Работа по теме урока.

1. Крах просветительских иллюзий.

- Работая с п.1-3 параграфа 6, выполните следующее задания в тетради (самостоятельная работа обучающихся).

1) Выявите причины краха просветительских иллюзий

2) Охарактеризуйте основные идей направления в художественной культуре XIX века.

Запись в тетради

1. Причины краха просветительских иллюзий: изменение далеки от торжества идей Равенства, Братства и Свободы.

2. Основные направления в художественной культуре XIX в.:

1) романтизм – мир выдуманной прекрасной мечты: утверждение идеалов рыцарства, служения Прекрасной даме; подчинение миру чувств, велению сердца; отрицание прагматического отношения к жизни;

2) критический реализм - оздоровление человечества через критику пороков общества; попытка вскрыть причины уродливых явлений жизни;

3) натурализм – перенесение законов природы на общество людей; отображение запретных тем, жизни «людей дна».

2. Художественные искания в литературе, музыке и живописи XIX в.

Заполнение таблицы: Художественные искания XIX века.

Деятель

Страна

Направление

Вид художественной культуры

Произведения

Джордж Байрон

Англия

Романтизм

Литература

«Паломничество Чайлд Гарольда»

Виктор Гюго

Франция

Романтизм

Литература

«Собор Парижской Богоматери»

Генрих Гейне

Германия

Романтизм

Литература

«Книга песен»

Оноре де Бальзак

Франция

Реализм

Литература

«Человеческая комедия»

Чарльз Диккенс

Англия

Реализм

Литература

«Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключение Оливера Твиста»

Эмиль Золя

Франция

Реализм

Литература

«Ругон-Маккары», «Жерминаль»

Франсиско Гойя

Испания

Реализм, романтизм

Живопись

«Портрет королевской семьи Карлоса IV, «Бедствия войны»

Теодор Жерико

Франция

Романтизм

Живопись

«Офицер конных егерей, бросающихся в атаку», «Плот «Медузы»

Эжен Делакруа

Франция

Романтизм

Живопись

«Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»

Оноре Домье

Франция

Реализм

Живопись

Карикатуры на политиков, серия картин, посвященных Дон Кихоту

Гюстав Курбе

Франция

Реализм

Живопись

«Дробильщики камней», «Послеобеденный отдых в Орнане»

Жан Милле

Франция

Реализм

Живопись

«Собирательницы колосьев»

Эдуард Мане

Франция

Импрессионизм

Живопись

«Завтрак на траве», «Портрет Золя»

Клод Моне

Франция

Импрессионизм

Живопись

«Скалы в Бель-Иль», «Руанский собор», «Вокзал Сен-Лазар»

Винсент Ван Гог

Голландия

Постимпрессионизм

Живопись

 «Красные виноградники в Арле», «Пейзаж в Овере после дождя».

Франц Шуберт

Австрия

Романтизм

Музыка

«Песни», «Лесной царь»

Фридерик Шопен

Польша

Романтизм

Музыка

«Танцы», «Революционный этюд»

Джузеппе Верди

Италия

Романтизм

Музыка

«Атилла», «Эрнани», «Дон Карлос», «Травиата»

 

 

3. «Великий немой».

Каждый из нас просматривает хотя бы один фильм в несколько дней, а за 50 лет человек успевает увидеть около 18 тыс. кинолент. Представьте, что чуть более 120 лет тому назад кино представлялось неким аттракционом, удивительным трюком.

Официально кинематограф появился в 1895 г. Однако за несколько лет до этой даты, в 1888 г. Луи ле Принц, который проживал в Англии, снял первую кинокартину в мире – «Сцены в саду Раундхэй». Картина получилась благодаря новой для этой эпохи технологии – это запись на бумажную пленку, которая была покрыта фотоэмульсией. Длился первый фильм около 2 секунд. За это время автор успел запечатлеть прогулку группы людей в саду.

Самый первый фильм, который получил широкое распространение, был снят в 1895 году братьями Люмьер. Первый показ этой документальной 49-секундной короткометражной ленты шокировал зрителей. Публика того времени была психологически не подготовлена воспринять «ожившее» изображение поезда. Люди отскакивали от экрана, боясь быть сбитым паровозом.

V. Закрепление изученного материала

Прочитайте документ на с. 59-60 и ответьте на вопрос (письменно)

VI. Домашнее задание

1. Прочитать параграф 6-8, ответить на вопросы

2. Подготовить сообщение о жизни и взглядах одного из писателей/художников/композиторов XIX века.

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)