Медлительнее снежный улей,Прозрачнее окна хрусталь, И бирюзовая вуаль Небрежно брошена на стуле. Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето,Как бы не тронута зимой. И, если в ледяных алмазахСтруится вечности мороз, Здесь – трепетание стрекоз Быстроживущих, синеглазых. (О. Мандельштам)
«русский Ренессанс?» |
«литература позорного десятилетия?» |
«литературная цивилизация?» |
«расцвет русского модернизма?» |
«музыка толстых?» |
«искусство для искусства?» |
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – это…
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,Чтобы в строчке стиха серебриться свежее в стократ. Одичалые розы пурпурным шиповником стали,А лицейские гимны все так же заздравно звучатПолстолетья прошло... Щедро взыскана дивной судьбою,Я в беспамятстве дней забывала теченье годов, -И туда не вернусь! Но возьму и за Лету с собоюОчертанья живые моих царскосельских садов. Анна Ахматова
А.М.Горький о символизме
«Всё тоньше и острее форма, всё холоднее слово и беднее содержание, угасает искреннее чувство, нет пафоса; мысль, теряя крылья, печально падает в пыль будней, дробится, становится безрадостной, тяжелой и больной»
Основные принципы акмеизма:
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.
Основные признаки футуризма:
Ещё не раз вы вспомните меня, и весь мой мир, волнующий и странный…
происхождение |
образование |
литературные влияния |
литературное направление |
литературные связи |
судьба |
сборники стихов |
дворянин |
гимназия в Царском Селе, Университет Сорбонна (Париж), Петербургский университет |
Ин.Анненский, В.Брюсов |
акмеизм |
В.Брюсов, М.Волошин, Вяч.Иванов, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам |
в 1921 г. арестован и расстрелян |
«Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908) «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костер» (1918), «Шатёр», «Огненный столп» (1921) «К Синей звезде»(1923) |
О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!..
Застонал я от сна дурного
И проснулся, смертно скорбя,
Снилось мне: ты любишь другого,
И что он обидел тебя…
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живёт в таинственном мерцанье
Её таинственных зрачков…
Сегодня я с утра молчу,А сердце - пополам...
происхождение |
образование |
литературные влияния |
литературное направление |
литературные связи |
судьба |
сборники стихов |
дворянка |
гимназия в Царском Селе и Киеве, Высшие историко-литературные курсы Раева в Петербурге |
А.Блок, Ин.Анненский |
акмеизм |
Н.Гумилёв, О.Мандельштам, С.Городецкий |
"Вечер"(1912), «Чётки» (1914) , «Белая стая», «ПОдорожник», «Anno Domini», |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.