Валерий Яковлевич Брюсов
родился в 1873 году в Москве, в
купеческой семье среднего
достатка. Его детские и
юношеские годы не отмечены чем
– либо особенным.
Гимназия, которую он окончил в
1893 году, более глубокое
увлечение чтением, литературой.
Потом историко-филологический
факультет Московского
университета. Десяти –
пятнадцатилетним подростком он
пробует свои силы в поэзии и
прозе, пытается переводить
античных и новых авторов.
В автобиографии В.Брюсов пишет:
“С младенчества я видел вокруг себя книги (отец составил себе довольно хорошую библиотеку) и слышал разговоры об “умных вещах”. От сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению... Я ... не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть”.
“Страсть... моя к литературе все возрастала, - вспоминал он позже. - Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь, подаренную мне. Я перепробовал все формы, все размеры.
Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал.. У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги”.
Все более ясным становилось желание Брюсова целиком посвятить себя литературному творчеству.
В конце 1892 молодой Брюсов познакомился с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество.
В 1894 - 1895 гг. он составил небольшие сборники "Русские символисты", большая часть которых была написана самим Брюсовым.
В 1899 г., окончив университет, полностью отдался литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала "Русский архив". После организации издательства "Скорпион" Брюсов принял активное участие в организации альманахов и журнала "Весы" (1904 - 1909), лучшего журнала русского символизма.
В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.
В 1900 вышла книга "Третья стража", после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 опубликовал книгу "Граду и миру", в 1906 - "Венок" - свои лучшие поэтические книги.
В годы первой мировой войны Брюсов был на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи, но скоро вернулся с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.
Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Его деятельность в этом направлении была энергичной и разноплановой. Поэт был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.
С 1917 по 1919 год возглавлял Комитет по регистрации печати
с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе
с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов
в 1919 году Брюсов стал членом РКП(б). Работал в Государственном издательстве, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921)
с конца 1922 года — заведующий Отделом художественного образования
в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором.
Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и других.
В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока.
М. Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем
на Руси".
Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
В.Я. Брюсов не только талантливый поэт, но и замечательный переводчик. Его, русского поэта-символиста, интересовала армянская культура. Ему принадлежит основательная, фундаментальная работа «Поэзия Армении с древних времён до наших дней» в переводах русских поэтов, а также «Летопись исторических судеб армянского народа».
Еще в октябре 1914 г. был создан Московский армянский комитет в целях содействия русскому оружию в войне с Турцией и помощи жертвам войны. Армянский комитет поставил задачу – не только оружием, но и словом оказать реальную помощь гибнущему народу, игнорируя давно известную мудрость: когда говорят пушки, молчат музы. Все это понимал Брюсов и в мае 1915 года дал согласие армянскому комитету возглавить работу по переводу и редактированию. Затем он направился в Армению, проехал ее всю вдоль и поперек, встречался с писателями, поэтами, общественными деятелями, посетил культурные учреждения, что, несомненно, помогло ему при переводах и редактировании армянской поэзии.
Да, поэт восхищался Арменией. Вот некоторые впечатления Брюсова от
поездки: «В каждом армянине есть поэт…»
«У армян исключительно богатая литература»,
Армянская народная поэзия – «это поэзия по-восточному цветистая, по- западному мудрая , знающая скорбь без отчаяния, страсть без исступления, восторг , чуждый безудержности.
Брюсов восхищался поэзией О. Туманяна, В.Теряна, А. Исаакяна. Благодаря его переводам произведения этих гениальных поэтов стали достоянием не только армянской, но и русской культуры.
Изучение Армении , проникновение в глубь её преданий, истории , языка не оставило равнодушным русского поэта. Оно настолько запало ему в душу, что вылилось в стихотворение
«К Армении».
Не мертвым голосом былины,—
Живым приветствием любви
Окрестно дрогнули долины,
И древний мир, как зов единый,
Мне грянул грозное: «Живи!»
Сквозь разделяющее годы
Услышал я ту песнь веков.
Во славу благостной природы,
Любви, познанья и свободы,—
Песнь, цепь ломающих, рабов.
Армения! Твой древний голос —
Как свежий ветер в летний зной:
Как бодро он взвивает волос,
И, как дождем омытый колос,
Я выпрямляюсь под грозой!
К АРМЕНИИ
В тот год, когда господь сурово
Над нами длань отяготил,—
Я, в жажде сумрачного крова,
Скрываясь от лица дневного,
Бежал к бесстрастию могил.
Я думал: божескую гневность
Избуду я в святой тиши:
Смирит тоску седая древность,
Тысячелетних строф напевность
Излечит недуги души.
Но там, где я искал гробницы,
Я целый мир живой обрел:
Запели, в сретенье денницы,
Давно истлевшие цевницы,
И смерти луг — в цветах расцвел.
Но там, где я искал гробницы,
Я целый мир живой обрел:
Запели, в сретенье денницы,
Давно истлевшие цевницы,
И смерти луг — в цветах расцвел.
денницы – заря, рассвет
сретенье – встреча
цевница - Свирель старинный музыкальный инструмент, состоящий из ряда скрепленных вместе тростниковых дудочек различной длины
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.