Я-молодец!
Оценка 4.6

Я-молодец!

Оценка 4.6
Памятки +1
docx
Междисциплинарный 3
19.09.2024
Я-молодец!
Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. В интернете много статей различных авторов, утверждающих, что фраза «ты молодец» в адрес ребенка под запретом. Давайте разберемся почему.
Мотивирование ребенка.docx

Я-молодец!

«Молодец» - зло или благо?

В современном мире детская психология и педагогика становятся все более и более популярны. Обилие разных школ и концепций неизбежно приводит к противоречиям и путанице.
Сегодня предлагаю разобраться в таком важном вопросе как похвала ребенка. А именно во фразе «Ты молодец».

Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель.
В интернете много статей различных авторов, утверждающих, что фраза «ты молодец» в адрес ребенка под запретом. Давайте разберемся почему.

Немного из истории. Выражения "хороший мальчик", "хорошая девочка" употребляются где-то с середины 19 века (всего лишь!), а идея использования похвалы для мотивации детей реально взята на вооружение после публикации "Психологии самооценки" в 1969г. Книга предполагает, что многие проблемы общества связаны с пониженной самооценкой. По мнению авторов похвалы должны повысить самооценку ребенка и с тех пор тысячи научных статей пропагандируют пользу похвалы в деле повышения мотивации детей и школьных успехов. Похвала позволяет предупредить:

·         "Обученную беспомощность" – когда ребенок раз за разом повторяет негативный опыт и проникается идеей, что у него нет никакого влияния на результат. В этих случаях похвала может поддержать ребенка и стимулировать к дальнейшему обучению.

·         Преодоление трудностей – когда определенное поведение вознаграждается "положительным подкреплением" (поощрением или похвалой) и это дает ребенку мотивацию продолжать это делать. Если же такое поведение игнорируется, мотивация резко падает.

В 80 и 90 годах прошлого века ученые начали дискуссию о том, что похвала может "размывать" мотивацию ребенка, давить на него, не давать ему принимать рискованные решения (чтобы не рисковать репутацией) и понижать уровень независимости. Альфи Коэн, исследовавший эту тему, объясняет, почему похвала может быть разрушительной для ребенка. По его мнению, поощрение: манипулирует ребенком, заставляя его подчиняться желаниям взрослых. На короткой дистанции это работает неплохо, так как дети стремятся получить одобрение взрослых.

Но, возможно, это приводит к большей их зависимости:

·         Создает наркоманов похвалы. Чем больше поощрений получает ребенок, тем больше он зависит от оценки взрослых, вместо того, чтобы учиться постепенно полагаться на свои суждения;

·         Крадет у ребенка удовольствие – ребенок заслуживает того, чтобы просто наслаждаться удовольствием от того, что "Я это сделал!", вместо того, чтобы ждать оценки. Многие люди не задумываются о том, что слова "Отличная работа!" это оценка в той же мере, как и "Отвратительная работа!";

·         Снижает уровень успехов – дети, которых поощрили за выполнение творческой работы, часто терпят неудачу в следующей попытке. Возможно, это происходит потому, что ребенок очень боится "не соответствовать" своему уровню, а возможно, он теряет интерес к самой работе, думая только о поощрении.

Но! «Не все йогурты одинаково вредны».

Исследования показывают, что разные типы поощрений оказывают разное влияние на детей. Психологи различают "личностную похвалу" и "конструктивную похвалу».

Личностная похвала имеет отношение к характеристикам данного человека, например, к интеллекту. Она оценивает ребенка в общем: хороший, умный, яркая личность. Например, "Ты хорошая девочка!", "Ты молодец!", "Я тобой очень горжусь!". Конструктивная похвала имеет отношение к усилиям ребенка и фокусируется на процессе работы, подготовки и реальных результатах работы. Например, "Я знаю, как долго ты готовился", "Я видела, как тщательно ты строил башню", "Начало сочинения вышло захватывающим". Конструктивная похвала стимулирует в ребенке развитие гибкого ума, стремление к учебе, умение противостоять собственным слабостям и отвечать на вызов. Психологи уверены, что хвалить детей и подростков нужно. И вот почему:

·         Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.

·         Похвала дарит веру в себя.

Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.  Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. 

То есть получается, что похвала не должна быть дежурной. Мы должны, по крайней мере, понять, за что мы хвалим. Вглядеться, всмотреться, вдуматься, и только после этого произносить слова.  

Хотелось бы подвести какой-то итог: за что мы хвалим, когда, как часто, и может быть, каких ошибок можно избегать? Хвалить можно так часто, как только есть возможность; хвалить можно по-разному; благодарность – это тоже своего рода похвала, это очень приятно, когда мы просто говорим «спасибо». Называть ребёнка разными мягкими словами: «ты мой котёночек», или «ты мой зайчик» или «ты такой хороший» – это тоже своего рода похвала.
Хвалить необходимо, описывая то, что он сделал по формуле «факт + эмоция» – говорить то, как мы к этому относимся, что мы видим.

Собственно, в самой фразе «Ты молодец» нет ничего плохого, и говорить её можно, но главное быть искренним и заинтересованным. Благодарите, поощряйте, хвалите – это поможет создать тёплые доверительные отношения. Не стесняйтесь проявлять любовь и заботу – это очень важно. Соблюдайте баланс, будьте искренни, не сравнивайте с другими детьми, не говорите «но ты мог бы и лучше», используйте развернутые фразы, указывающие на действия, которые вы хотите отметить. Этим вы помогаете своему ребёнку. Развиваете уверенность, самодостаточность и обязательно услышите слова благодарности и одобрения в свой адрес от уже повзрослевшего человека. Ребёнку похвала необходима, особенно в дошкольном возрасте. Детям очень важно нравится родителям и окружающим.
Похвала подсказывает, что он на правильном пути, придаёт уверенность в своих силах, мотивирует, и что немало важно учит ответным чувствам. Как воспитательный метод правильное доброе слово станет намного эффективнее, чем наказание или упрёк, так как вызывает положительные эмоции


 

Я-молодец! «Молодец» - зло или благо?

Я-молодец! «Молодец» - зло или благо?

Но! «Не все йогурты одинаково вредны»

Но! «Не все йогурты одинаково вредны»

Как воспитательный метод правильное доброе слово станет намного эффективнее, чем наказание или упрёк, так как вызывает положительные эмоции

Как воспитательный метод правильное доброе слово станет намного эффективнее, чем наказание или упрёк, так как вызывает положительные эмоции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2024