"Я существую, потому что МЫ существуем" (из педагогического опыта)
Оценка 4.7

"Я существую, потому что МЫ существуем" (из педагогического опыта)

Оценка 4.7
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.04.2021
"Я существую, потому что МЫ существуем" (из педагогического опыта)
Размышления руководителя хора мальчиков о современном поколении мальчишек
Я существую, потому что МЫ существуем.docx

эссе

«Я существую, потому что МЫ существуем…»

(из педагогического опыта)

(по результатам участия в опытно-экспериментальной работе,

направленной на изучение/описание воспитательного пространства ДДЮТ)

 

Пензина В.А.,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

Что такое современное поколение детей? Какие они – дети современных родителей? Чем они живут? Чем наполнен их внутренний мир? Как они способны проявить себя в обществе?.. Эти и другие подобные вопросы часто задают себе педагоги-практики, встречая «новичков» в своих творческих коллективах, размышляя над своей педагогической деятельностью, предлагая своим воспитанникам новые формы работы…

Ко мне приходят в хор мальчишки: каждый со своим характером, со своим восприятием этого мира, уже со своими взглядами на жизнь («идущими» из семьи), некоторые с болезненным самолюбием, амбициозностью, комплексами… Как из этих разобщенных мальчишек сформировать единое целое? Как создать коллектив единомышленников, который не только живет едиными целями, но и «дышит, и мыслит в унисон»?

Трудно постоянно двигаться вперёд, «проталкивая» новые идеи, новые формы взаимодействия с современными детьми, порой кажется непреодолимой стеной недопонимание отдельных родителей, с которым приходится сталкиваться. Подчас «родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь», – писал еще в начале 20-го века                   Ф.Э. Дзержинский. Иногда опускаются руки,.. но какой-то внутренний голос не позволяет остановиться и бросить начатое, пытаешься, преодолевая себя, все-таки двигаться дальше по уже намеченному пути…

Как же это непросто – быть ПЕДАГОГОМ! Всегда «на коне», всегда «во всеоружии», всегда полным творческих планов и идей, всегда оптимистичным и ведущим вперед! Только за такой неординарной личностью готовы идти дети!

Как много давала нам, поколению детей 70-80-х гг. 20-го века, пионерская организация, с развалом которой дети попросту потеряли ценностные ориентиры… При всём при том, что чувство коллективизма, ответственности перед товарищами буквально впитывались нами тогда через приобщение к выполнению совместных пионерских дел, каждый проявлял свою самостоятельность в том или ином деле, поступке, стремился быть лучшим… Что же происходит сейчас?

Как показывают педагогическое наблюдение и результаты проведенных мною тестов, современные мальчишки 10-12 лет еще не готовы к независимым поступкам и автономно принимаемым решениям, не готовы повести за собой, не всегда способны довести дело до конца и самостоятельно добиться пусть малого, но успеха… Зато демонстрация своего «Я» через различные формы проявления ЭГО свойственна многим из них… У современных мальчишек не достаточно высок уровень ориентации на общение, дружеские взаимоотношения, эмпатию, заботу об интересах окружающих, не достаточно высок уровень ориентации на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей… Что ж получается?... «Благое дело» развалили, ничего не предложив взамен новым поколениям мальчишек и девчонок… Уже теперь, спустя каких-то два десятилетия, мы начинаем «пожинать плоды» подрастающих на менталитете технократического общества юных поколений…

Зачем «изобретать велосипед» заново, когда столько в свое время было достигнуто в педагогике? И давно замечено, что «лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться» (Н.К. Крупская). Вот мы и пытаемся уже в рамках конкретного творческого коллектива по крупицам возродить утраченные поколениями духовные и нравственные ценности, привить современным детям то, о чем даже их родители помнят отчасти… А некоторые из них в приватных диалогах всё же замечают: «Вы многое делаете такого, чем теперь никто из педагогов не занимается...» Будем считать это утверждение из уст родителей наивысшей похвалой.

И обратимся к мудрости африканского народа: «Однажды антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: "Тот из вас, кто первым добежит до дерева, удостоится всех сладких фруктов". Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами. Пораженный антрополог спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя. На что дети ответили: "Обонато". Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные? "Обонато" на их языке означает:         "Я существую, потому что МЫ существуем"»…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Я существую, потому что МЫ существуем…» (из педагогического опыта) (по результатам участия в опытно-экспериментальной работе, направленной на изучение/описание воспитательного пространства

Я существую, потому что МЫ существуем…» (из педагогического опыта) (по результатам участия в опытно-экспериментальной работе, направленной на изучение/описание воспитательного пространства

Н.К. Крупская). Вот мы и пытаемся уже в рамках конкретного творческого коллектива по крупицам возродить утраченные поколениями духовные и нравственные ценности, привить современным детям то,…

Н.К. Крупская). Вот мы и пытаемся уже в рамках конкретного творческого коллектива по крупицам возродить утраченные поколениями духовные и нравственные ценности, привить современным детям то,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2021