В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Что нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор?
Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».
Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, Климов делит все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:
“человек-человек” “человек-техника”
“человек-знаковая система”
“человек-художественный образ”
“человек-природа”
Психологические требования профессий «человек-человек»:
стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка, умение сдерживать эмоции.
Психологические требования профессий «человек-техника»:
хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.
Психологические
требования профессий
«человек-знаковая система»:
хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия.
Психологические
требования профессий «человек- художественный образ»:
художественные способности, наблюдательность;
зрительное восприятие и зрительная память; наглядно-образное мышление, творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
Психологические требования профессий «человек-природа»:
развитое воображение, наглядно-образное мышление; хорошая зрительная память, наблюдательность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе; умение ориентироваться в сложных условиях.
Часто выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, по совету родителей, часто путем проб и ошибок.
Советский психолог Климов Е.А. разработал формулу выбора профессии «Хочу-Могу-Надо» для помощи выпускникам в выборе профессии. Она позволяет
учитывать интересы, способности, физические возможности человека и востребованность профессии на рынке труда.
ХОЧУ – интересы, склонности человека, то, к чему лежит душа.
Это желание заниматься выбранным делом. Это занятия и действия, которые человек выполняет с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то человек будет работать с охотой, стремиться к повышению своей квалификации и, как следствие, будет пользоваться авторитетом и больше зарабатывать.
МОГУ – это способности, возможности здоровья и квалификация. Это уровень знаний и умений. В каких-то делах человек менее успешен, быстрее устает, начинает теряться, а в других – за ним не угнаться, он занимается с удовольствием и не устает. Незнание своих способностей, здоровья и физических
особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к ошибочному выбору.
НАДО – это востребованность профессии на рынке труда, возможность трудоустройства. Рынок труда подобен любому другому рынку. На нем есть покупатель – «работодатель» и продавец – «работник». Товаром на таком рынке является труд работника, который обладает необходимыми умениями, способностями, знаниями и желанием работать. У такого товара есть и цена – заработная плата.
Шаги к взвешенному решению:
1. Составить список подходящих профессий которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии.
3. Определить значимость каждого требования.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
5. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
6. Определить основные практические шаги к успеху и в каком учебном заведении можно получить профессиональное образование.
Интернет- ресурсы по профориентации:
Атлас новых профессий - http://atlas100.ru/
Портал "Учеба.ру", раздел "Профессии"
http://www.ucheba.ru/prof/ Содержит описание более 600 тысяч наиболее востребованных на сегодня профессий.
Справочник профессий на сайте E-xecutive http://www.e-xecutive.ru/career/trades/ Проектория - https://proektoria.online/
Время выбирать профессию - http://proftime.edu.ru/
Карта интересов - http://psiholocator.com/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.