«Я жизнь не оставлю на потом». ( Творчество забайкальского поэта Вьюнова Вячеслава Александровича)

  • doc
  • 26.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Научно-исследовательская работа..doc

«Я жизнь не оставлю на потом» . Творчество забайкальского поэта Вячеслава Александровича Вьюнова

Забелина Мария

Забайкальский край город Чита МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» 8 кл.

Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в науку»

 группа «ЮНИОР»-2017.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

  «Я жизнь не оставлю на потом».

( Творчество забайкальского поэта

 Вьюнова Вячеслава Александровича)

Секция: ФИЛОЛОГИЯ

 

 

Автор: Забелина Мария, ученица 8 класса

Научный руководитель:

Семёнова Инна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

        Литература Забайкалья имеет собственную историю. В школе творчество Забайкальских поэтов рассматривается только в рамках элективного курса. Поэтому заслуживают более детального изучения, чему и способствует данная работа.

  Цель работы: привлечение внимания школьников к творчеству забайкальского поэта Вячеслава Вьюнова, его жизненному пути и поискам смысла жизни.

        Данная работа отражает поисково-исследовательскую деятельность учащейся 8 класса МБОУ СОШ №50 Забелиной Марии под руководством учителя русского языка и литературы Семёновой Инны Владимировны, направленную на изучение литературного наследия Забайкалья. Мы решили , рассмотрев истоки творчества поэта и критика В.А.Вьюнова ,  проанализировать некоторые мотивы его лирики. 

         Также в работе представлен взгляд на поэзию В.Вьюнова наших земляков. В этой главе мы хотели показать, что наша местная литература – это часть литературной истории края, которая привносит свой культурный вклад в развитие литературы Забайкалья. Что наша родная земля полна талантами.

          В работе делается вывод о том, что забайкальская поэзия продолжает традиции «серебряного века». Собранный материал интересен для прочтения и изучения. Считаем, что его с большой пользой можно применить на классных часах, литературных вечерах, мероприятиях, посвященных неделе литературы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

 

         Для исследовательской работы была выбрана тема «Творчество  Вячеслава Вьюнова».

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Вопросы, связанные с проблемами краеведения, являются актуальными для каждого школьника и могут интересовать каждого человека.

         Работа отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы, может использоваться в факультативной практике для изучения практических заданий по литературному краеведению.

Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта.

В работе ученица проявила самостоятельность в изучении большого объема специализированной литературы, исследовательские качества, компьютерную грамотность в оформлении.

         Исследовательская работа структурно выстроена правильно: логична, представлены цели и задачи, имеются исследования историко-культурного характера и выводы по работе. Ученицей исследован материал, выходящий за рамки школьной программы.

Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Забелиной Марии может быть представлен на муниципальном этапе научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.

 

Учитель русского языка и литературы

Семёнова Инна Владимировна

«05» декабря 2017 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                                                         5

 

Глава 1. Биография

Глава 2.Мировоззрение поэта                                                                                            9

Глава 3.Времена года в поэзии Вьюнова                                                                                          10

Глава 4. Отражение Вьюнова                                                                                                    

                                

                                                                                               

Заключение                                                                                                                                   

Список используемой литературы                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Забайкалье – моя малая родина. Мы из числа тех людей, кому интересно узнать что – то новое, необычное о своей малой Родине. О людях, которые жили и творили здесь. О людях, которые живут в Забайкалье, и в жизни которых оно оставило неизгладимый след.

        Литература Забайкалья имеет собственную историю.

У нас есть писатели, которыми мы гордимся: Н. Кузаков, Е. Куренной, К. Седых, Б. Макаров, Г. Шелест, А. Гордеев, А. Жамбалон и многие другие. Они воспели Забайкалье, Даурию. В их произведениях – история нашего края, суровая и поэтическая.

  Тема исследовательской работы: «Творчество забайкальского поэта  Вячеслава Вьюнова».

        Актуальность. Идея заняться этой проблемой возникла во время общения с учащимися. На вопрос «Каких забайкальских поэтов и писателей вы знаете?» отвечают: «Никаких». Одновременно провели интервью с  школьным библиотекарем. Наталья Ивановна ответила на следующие вопросы: Много ли книг забайкальских писателей в фонде школьной библиотеки? (Есть, немного).

        Следовательно,  какой-то процент учащихся  читает книги забайкальских авторов, но как показало анкетирование, этот процент слишком мал. Необходима работа в этом направлении.  Возникла необходимость в разработке новой концепции по данной проблеме.

Объектом исследования данной работы является творчество забайкальского поэта В.А.Вьюнова.

Предметом исследования является поэтические сборники, выступления перед читателями, материалы Иннокентиевских  чтений .

Цель проекта: привлечение внимания школьников к творчеству забайкальского поэта.

Цель работы потребовала решения следующих задач:

1.           Изучить биографию и творчество поэта.

2.           Познакомиться с его мировоззрением и эстетикой.

3.           Проанализировать стихи.

.

В школе творчество Забайкальских писателей рассматривается поверхностно, а многие писатели влияют на развитие литературы в целом. Поэтому заслуживают более детального изучения, чему и способствует данная работа.

Данная работа была представлена учащимся 8 класса на тематическом классном часе, кроме того на внутришкольном этапе научно-практической конференции.

         Возможность практического применения: привлечь внимание учащихся школы к творчеству забайкальцев через систему спланированных мероприятий (выпуск стенгазеты, классные часы, публичное выступление).

             

.

              .

                    Этапы выполнения: 

1) Подготовительный. Выбор темы проекта, формулировка проблемы, цель, задачи, план работы.

2) Практический. Практическая работа по привлечению внимания к творчеству Вячеслава Вьюнова.

3) Итоги работы. Анализ результатов деятельности.

             Методы исследования:

  1. Теоретический (теоретический анализ литературных источников)
  2. Эмпирический (интервью, опрос-анкетирование учащихся школы с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных).
  3. Биографический анализ.
  4. Историко-культурный.
  5. Типологический метод (анализ поэтических произведений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Глава 1 Биография поэта.

 

Если б только не Русь золотая,

Если б только не в этой стране

Я  не знаю, какая б иная

Жизнь могла бы явиться во мне…

.

В.Вьюнов

        Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.

 

        Вячеслав Александрович Вьюнов родился 20 октября 1953 в г. Чите. В 1970 году окончил читинскую школу №47. После службы в армии  попробовал   себя в самых разных профессиях: работал штукатуром-маляром, лаборантом, корреспондентом, кочегаром, шофёром, промысловиком-охотником, поваром, взрывником, кузнецом, лесником, литконсультантом, горняком – всего девятнадцать специальностей. В составе геологических партий объездил многие районы Забайкалья, Колымы, Чукотки. В 1978 году поступил в Иркутский университет на журналистское отделение. С 1980 года работает в газете «Комсомолец Забайкалья», ведёт рубрику «Из записных книжек». В 1980 году поступает в Литературный институт им. М. Горького. 
Первые стихи появились в областной периодической печати в 1969 году.
В 1980-х публиковался в газетах «Забайкальский рабочий», «Комсомолец Забайкалья», «Забайкальская магистраль», «Литературная Россия» и других. Печатался в журналах «Сибирь», «Байкал», «Наш современник», «День поэзии», «Сибирские огни», «Слово Забайкалья», а также в ряде изданий в Чите, Иркутске, Москве. Первая подборка стихов в поэтическом сборнике «Начало» (Иркутск, 1979 г.) обратила на себя внимание известных поэтов Забайкалья. Решающую роль в его становлении как литератора сыграло участие в деятельности молодежного творческого объединения «Надежда», основанного в 1977 году при Читинской областной писательской организации для работы с начинающими авторами, их обучения и приобщения к литературному творчеству. В 1984 г. в иркутском издательстве вышла первая книга В.А. Вьюнова «Огни на дальней стороне», в 1989 г. – поэтический сборник «Осенней ночью у костра», в который были включены лирические и философские стихи о геологах и таежниках. Позже в читинских газетах «Комсомолец Забайкалья» и «Чита литературная» были опубликованы главы из сатирического романа «Храм Александра Невского». 
Вячеслав Александрович был принят в члены Союза писателей России в 2004 году. Является руководителем литературных семинаров, активно выступает с литературоведческими статьями на страницах центральной и региональной прессы. 
В 2012 году В.А. Вьюнов стал лауреатом премии Губернатора Забайкальского края им. М.Е. Вишнякова в области литературы. Его новый сборник стихов «Вечерний свет» стал лучшим среди литературных произведений поэтов и писателей нашего края. 
В настоящее время живет в с. Тасей,  занимается фермерским хозяйством.

 

 

Глава 2. Мировоззрение поэта

Важной ценностью поэт считает наличие целостного мировоззрения у русского человека. Он пишет: «Наши неграмотные предки интуитивно правильно понимали устройство мира, потому что сознавали себя малой и незначительной частью пространства. Современный человек надел не по Сеньке шапку. Опустошённый собственной свободой и гордыней, он вообразил себя центром мира и заставил всё и вся вращаться вокруг себя. Он выбрал для себя роль неподвижной точки, вокруг  которой происходит весь круговорот жизни,  тем самым он исключил себя из всеобщего движения.

В наше время целостным миропониманием  обладают очень и очень немногие люди…»

«Я, видимо, очень русский…»

Поэт представляет мироздание как единый организм, в котором всё живое и неживое находится в движении, в вечном взаимодействии. Природа наделена у поэта сознанием и чувствами. Она страдает, плачет, умирает, когда человек причиняет ей зло. Красота природы способна воздействовать на внутренний мир человека и преображать его.

Как только забрезжил морозный восток,

Погасла звезда на востоке,

Так лопнуло озеро наискосок

Со стоном глухим и высоким.

И в трещине чёрной плеснулась вода.

Она волновала.

Она остывала.

Дымилась.

Пугала.

Она иногда

Извилину мозга напоминала.

Завыли собаки в соседнем селе,

Проснулся рабочий участок,

Послышались скрипы морозных дверей,

А стон всё никак не кончался.

А стон поднимался к погасшей звезде.

И долго та нота звучала

Над тёмными крышами, всюду, везде,

Как мысль без конца и начала.

Лирика тасейского затворника пронизана Философскими раздумьями о смыслах Бытия, жизни человека, загадках мыслящего Космоса. Сосны у него чувствуют и страдают, озеро мыслит и разговаривает с небом, человек сливается с лесом, водой, туманом и становится частью пейзажа. В поэтическом мире Вьюнова чередуются рождение и смерть, дни и ночи, времена года, Красота и безобразие, добро и зло.

На лучи распадается солнце,

Распадается путь на шаги,

Распадаются сосны на кольца,

В водоёмах вода – на круги.

Ничего не почувствуешь сразу,

Ничего не произойдёт.

Он почти не заметен для глаза-

В неизвестную жизнь переход.

Поэт преодолевает смерть, запечатлевая на лету полёт осеннего листа, белого снегопада, улетающих журавлей, тающий «сиреневый дымок», клубы дыханья на морозе, уходящий свет зари. В поэтическом мире нет смерти, нет прошлого и будущего- всё «теперь».

 

Глава 3 Времена года в поэзии Вьюнова

Любимое время года поэта Вячеслава Вьюнова- осень ,октябрь. Осень – время туманов, которые перерастают в морозные клубы, создают любимую картину мира , как у импрессионистов. Осенью идут дожди, которые также усиливают неясные очертания предметного мира. Краски осени усиливаются на мгновенье, вспыхивают, чтобы окончательно погаснуть и уступить место зиме: «Лиловым, красным, жёлто-палым меня настраивал октябрь».

Осень – это состояние жизни поэта. Поэт пишет , что рождён светом осени и надеется на свет при уходе.

Метафоры и знаки осени:

«А в сентябре пронизан мир прохладным дымом»,

« И письма стынут в сентябре»,

«Чистый свет живёт в березняке»,

«Октябрь…стёр с лица следы румян»,

«морозный обруч ловко набивает на золотой бочонок октября»

Звуки осенью затихают, смолкают; наступает тишина, которая располагает к размышлениям, следовательно к поэзии.

Зима обозначается знаком снегиря, а снегири -это вестники поэзии. При виде снегирей у поэта возникает творческая радость и полное удовлетворение своей поэтической жизнью.

Снегири прилетели

И я оценил

Драгоценную эту услугу,

Снегири на снегу, запах старых чернил-

Как-то очень подходят друг другу.

То, что смог я за жизнь написать

Среди общего беспорядка,

Всё вмещает в себя небольшая тетрадь

Или правильней будет -тетрадка.

Я смотрю за окно , а за ним снегири.

И пришла сумасшедшая радость-

А ведь жизнь состоялась, чёрт подери!

Всё не зря!

Всё сбылось!

Состоялось!

Зима оставляет следы на белом снегу, кружочки, зигзаги, чтобы перелиться в стихи на белой бумаге. Зимой приходит ощущение радости. «Снег , мороз и костёр на снегу»- знаки поэтического счастья.

Метафоры зимы и знаки зимы:

«В серой шубейке из старых снегов полушалке»,

«Всю  ночь  на  зеркале  оконном

Мороз  печатал  вензеля»

Весна в поэзии Вьюнова бесцветная, пустая , пыльная; поэт замечает «меня в ней нет».

Ещё такие серые дома!

Ещё такие серые деревья.

Ещё апрель…

И жалуются двери,

И сводят обитателей с ума.

Двойные рамы не впускают свет,

И света нет – лишь слабое подобье.

И пусто так, и так мне неудобно,

 И словно бы меня на свете нет

 

Лето  представляется поэтом «синим берёзовым миром», который есть только в природе и не бывает в жизни человека, потому что человек наносит вред божественной природе. Синий цвет-символ Святого Духа. Лирику В.Вьюнова можно назвать «поэзией красоты», он пишет о вещах действительно прекрасных. Свет и цвет  искрятся всеми цветами радуги.

Жёлтый дым подстриженных акаций

Розовый лишайник на скале.

Нет! Не перестану удивляться

Совершенству жизни на земле!

Только формы, запахи и звуки,

Только цвет и – никаких идей!

Только руки , только эти руки

Из породы диких лебедей.

Голубые в изморози сливы,

Кремовые розы на столе.

Слишком всё разумно и красиво,

Чтобы быть случайным на земле.

Светом пронизаны сборники поэзии и прозы Вячеслава Вьюнова, они названы «Осенней ночью у костра», «Огни на дальней стороне», «Вечерний свет», «Блики», «Поэзии лёгкое пдамя».

.

«. Культурно-поэтический мир В. Вьюнова раскрыт на фоне медленно текучего русского бытия со всеми его культурными знаками. Лирика Вьюнова философична, закодирована в символы, метафоры, образы. Духовные смыслы её репрезентируются из русской классической поэзии и актуализируются для «своего» читателя. В культурном мире забайкальского поэта возрождаются и сохраняются традиционные ценности народа, которые эстетизируются в его сознании и передаются читателю в образах Красоты, Добра и Истины. Культурное двоемирие Вьюнова комфортно сосуществует в грубом крестьянском труде и тонком лиризме поэтического вдохновения.»- Людмила Васильевна Камедина,

доктор культурологии, профессор,

Забайкальский государственный университет

 

Глава 4 Отражение Вьюнова

Поэт видит  жизнь сквозь осеннее стекло. Его лирический герой смотрит в окно. В окно проливается осенний свет, луна светит в окно, за окнами виден сад. Отражения в окне не передают  реальности в полном объёме. Взгляд из окна – это метафора жизни. Окно защищает от внешних бурь. Одно из стихотворений В. Вьюнова называется «Подобия» В нём всё отражается на всём:

За рыбку выдаёт себя блесна.

Но рыбкой быть блесна никак не может.

На гнев похожа буря.

А весна

На молодость наивную похожа.

Зачем природе надобно хранить

Все наши и характеры, и лица?

Чтобы случайно нас не позабыть?

Чтобы случайно ей не повториться?

Современный мир поэт видит отражённо искажённым, Вьюнов нынешний отражается во Вьюнове прошлом

Этот век из стекла и бетона

Этот век из бетоностекла.

Там, где прежде висела икона,

Нынче всё зеркала, зеркала.

Этот век и кривой, и убогий,

Посмеялась над нами судьба.

Там, где прежде мы видели Бога,

Нынче видим себя да себя…

Душа отражает столько, сколько вмещает. В большой душе отразится большой мир, а в маленькой- осколок этого мира. Одна из миниатюр, вошедших в сборник «Блики», так и называется «Об отражении» Рассказ предлагает читателю задуматься о метаморфозе, которая происходит с отражением обычных листьев в мелких лужах. Чуткое к Красоте и Истине  воображение писателя в небесной влаге ночного дождя видит своды райского сада.

Заключение

 

 

Вьюнов озвучил ритмы Забайкалья. Он показал, как звучит степь, вода, лес, город. Он даёт почувствовать своему читателю красоту светоносного мира. Читатель ощущает его любимое время года- осень. Вместе с поэтом читатель побывает в лесу возле костра, полюбуется звездопадом, который незаметно перейдёт в листопад. Вьюнов сумел очень коротко, глубоко и ёмко передать движение времени человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Вьюнов В.А. Огни на дальней стороне: стихи.- Иркутск: Восточно –Сибирское книжное издательство, 1984. – 24с.
  2. Вьюнов В.А. Стихи.- Чита: КЦ «Махаон», 2004.-66с.
  3. Вьюнов В.А.- Литературный сайт: www.tasey.okis.ru
  4. Иннокентиевские чтения.- Научно популярный тематический журнал : -выпуск 20. 2017г.

,


Скачано с www.znanio.ru