Открытый урок
по окружающему миру
4 класс
Воздух тамбовский, Светлые реки….
Край мой отцовский,
Твой я навеки.
Липунцова Валентина Степановна
Тамбов
МАОУ СОШ № 33
2019
Ø Цель мероприятия: создание условий для формирования человека, который в школе ценностей ставит охрану жизни и среды на первое место.
Задачи:
Ø Формировать УУД.
Ø Сформировать представления учащихся о родном крае.
Ø Формировать учебную деятельность, закрепить умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России.
Ø Развивать интерес к изучению природы родного края; общую осведомлённость; расширять кругозор, наблюдательность; ставить детей в положение исследователей; учить чувствовать красоту природы.
Ø Формировать познавательную активность, показать, что почвенно – растительный покров зависит от температурного режима, рельефа, осадков, что в природе всё едино.
Оборудование:
1. Учебник « Окружающий мир» 4 класс.
2.Административная карта. Атлас Тамбовской области .
3. Выставка детских рисунков « Мой край».
4. Мультимедийная презентация изображений представителей флоры и фауны Тамбовской области.
5. Красная книга Тамбовской области.
6. Стихи о Тамбовском крае.
7. Песни о тамбовском крае Ольги Егоровой.
8. Таблички с названием групп: зоологи, ботаники, экологи, почвоведы, климатологи, геологи, географы.
9. Рабочая тетрадь по окружающему миру. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс.
10. Дневник школьника Тамбовского края.
11. Кроссворд.
12. Атлас-определитель. От земли до неба А. А. Плешакова.
I. Эмоциональный настрой.
Звучит песня О. Егоровой о Тамбовском крае.
На фоне музыки учитель ставит перед детьми задачу:
- Кто догадается, о каком крае идёт речь?
Учитель:
А в помощь вам предлагаю внимательно послушать слова песни и назвать тему, над которой будем работать на уроке.
II. Введение в тему урока.
Диким полем называли его на Руси. Всё здесь находилось в диком состоянии; бескрайняя степь, девственные леса, множество диких животных, тучи птиц, метровой высоты ковыль. Этот край манил своим богатством.
Учитель:
Мы будем говорить на уроке о том, что наш край – часть большой страны, поговорим о его географическом положении, о растительном и животном мире края, о деятельности человека, разберёмся во многих важных экономических связях, об экологических проблемах Тамбовщины, которые происходят под влиянием человека, научимся выполнять правила поведения в природе, необходимые для её сохранения.
Мы отправимся в экспедицию для того, чтобы закрепить знания о климате, о видах почв, о растительном покрове и животных, чтобы убедиться в том, что всё в природе едино и взаимосвязано.
В этом нам помогут слайды с изображением уголков родной природы.
III. Работа над темой.
- Какой наш край? Что окружает нас?
Учитель:
Тамбовский край – часть русской земли в самом её центре, неповторимый островок России. Радуют сердце и взгляд тихая и ласковая Цна, вёрткая и быстрая Ворона, покрытый голубоватой дымкой мощный Цнинский лес и полевые просторы с высокими колосьями хлебов. Издалека виднеются купола храмов, красота и величие которых не подвластно времени. Всё это – наша любимая родина, наша Тамбовщина.
Поэтическая минутка.
На фоне слайдов звучит отрывок из стихотворения М. Исаковского «Родина».
Если скажешь слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор.
Учитель: - А другим, наверное, вспомнится свой родной тамбовский двор.
Работа с выставкой детских рисунков.
|
|
|
|
Дети делают вывод, что тамбовский край красив.
Заранее класс был разделён на группы: географы, геологи, почвоведы, климатологи, ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа работает над своей проблемой.
Географы:
В чём особенность географического положения нашего края? ( занимает центр Русской равнины, удалена от океана, удобные транспортные связи, граничит с … )
Геологи:
Какие полезные ископаемые добываются? Как используются в хозяйстве?
Климатологи:
Рассказать о климате нашего края. Как он действует на деятельность человека? Назвать причины, влияющие на климат области
Ботаники:
Особенности растений нашего края. Приспособленность к природным условиям. Почему леса области необходимо охранять? Назовите растения, занесённые в Красную книгу.
Зоологи:
Способы приспособления животного мира к жизни в нашем крае
Назовите животных, занесённых в Красную книгу.
Почвоведы:
Какие почвы распространены на территории нашего края? Почему в нашей области преобладают чернозёмные почвы? Что необходимо предпринять для повышения плодородия?
Экологи:
знакомят с проблемами, возникшими в нашем крае в результате хозяйственной деятельности и предлагают пути их решения
Отчёт каждой поисковой группы о проделанной работе.
Географы: (стр. 1 атласа)
Тамбовская область расположена в центре Восточно-европейской равнины. Расстояние между крайними северной и южной точкой – 245 км, между западной и восточной – 220 км. Площадь – более 34 000 кв.км. На территории нашей области можно поместить западную страну Бельгию или 3 западных государства Данию, Люксембург и Нидерланды. Поверхность нашего края – равнина с оврагами и балками; встречаются холмы, но их высота не более 230 м.
Учитель:
- С какими областями граничит наша область?
Область на востоке граничит с Пензенской областью, на юго-востоке с Саратовской, на юго-западе с Воронежской, на западе с Липецкой, на северо-западе с Рязанской.
Учитель:
- Между какими двумя большими реками находится наш край?
(между Волгой и Доном).
Учитель:
- Назовите крупные реки и озёра нашего края. ( Цна, Ворона, Лесной и Пальной Воронеж, Воронеж, Иловай, Матыра, Челновая. Озёра – Рамза, Кипец и Симерка).
Рассказ ученика о реке Вороне по плану:
1. Название.
2. Исток.
3. Притоки.
4. Куда впадает.
(Река Ворона берёт начало в Пензенской области. В неё впадает река Ира, река Нюдевка, Мокрая Панда, Сухая Панда, Ржакса. Ворона впадает в реку Хопёр, Хопёр – в Дон, Дон – в Азовской море. Через Керченский пролив вода бежит в Чёрное море, из Чёрного – в Средиземное, далее – Атлантический океан.)
Ученик рассказывает легенду о Студенце и Цне, используя дневник школьника Тамбовского края.
Слово климатологам: ( стр. 10 атласа)
Наш Тамбовский край находится в умеренно-тепловом поясе, в лесостепной зоне. Расстояние Тамбова до Северного полюса – 4150 км, до экватора – 5 867 км. Область значительно удалена от морей и океанов: до Чёрного моря – 900 км, до Балтийского – 1000 км, что сказывается на её климате. Климат – умеренно-континентально и относительно сухой.
Весна длится два месяца – (апрель, май) 50 дней.
Температура в апреле – плюс 4-5 градусов.
Самая высокая t мая + 30٥.
Самая низкая t апреля - 20٥.
Лето – 3 месяца (июнь, июль, август).
Самая высокая t июля +40٥.
Самая низкая t лета +3٥
Средняя t + 20٥.
Осень длится 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Самая высокая t сентября+ 26٥.
Самая низкая t ноября - 19٥.
Средняя температура октября +4-5 ٥.
Зима длится 4 месяца – декабрь, январь, февраль, март.
Самая высокая t зимы +4٥.
Самая низкая t - 39٥.
Средняя t зимы - 11٥.
Выступление почвоведов:
Самое главное богатство нашего края – это чернозёмы, важнейшее свойство которых плодородие. Также встречаются луговые, лесные, подзолистые почвы.
Учитель:
- Почему разрушаются почвы?( строительство, мусорные свалки, образование оврагов)
- Уважаемые экологи. Надо ли охранять почву нашего края?
( Почву необходимо охранять, так как 1 см почвы образуется за 250-300 лет. Надо правильно распахивать поля около оврагов, чтобы вода не размывала склоны оврага, сажать лесозащитные полосы, зимой делать снегозадержание. Предлагаем овраги заполнять водой и разводить рыб.)
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Учитель:
- А какое дерево является символом России?
Доклад ученика о берёзе.
Слово ботаников:
Учитель:
- Назвать особенности растений лесостепной зоны.
( много света, много тепла, мало влаги, сплошной травянистый покров, узкие листья, мясистые и сочные стебли с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других – образуются клубни-луковицы).
Выступают ученики. Используя гербарий, называют дикорастущие и культурные (зерновые, бобовые, овощные, плодовые) растения.
Ботаники приготовили загадки и кроссворд о растениях нашего края.
Выступления экологов:
Что грозит растениям нашего края?
В чём причина исчезновения некоторых видов растений нашего края? (В старые времена на 80% площадь нашего края занимали леса. В результате хозяйственной деятельности леса вырубались. Лес использовали для строительства домов, для отопления помещений. Степи распахивались, превращались в поля. Распашка степных земель; неумеренный выпас скота; неорганизованный туризм; браконьерство – всё это привело к тому, что многие растения нашего края занесены в Красную книгу Тамбовской области).
Повторение правил друзей природы.
На мультимедийном экране показываются картинки с изображением правил друзей природы, дети объясняют каждое правило.
Слово зоологам: (стр. 15 атласа)
Прежде, чем выступить зоологам, учитель предлагает слайды с изображением животных и назвать их.
Игра «Угадай животное».
Группа зоологов приготовила ребусы.
- Отгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия животных Тамбовского края.
-Почему волки, кабаны, лоси, рыси, косули, лесной хорёк, куница, барсук живут по берегам рек? Почему их нет в южной части нашего края? ( в лесу много корма, строят жильё, прячутся от врагов; на юге нашего края – степи, крупным животным негде спрятаться о т врагов. Там живут мыши, хомяки, суслики, тушканчики.)
- Назовите животных Красной книги Тамбовского края.
- Рассказать о заказниках и заповедниках нашего края.(Воронинский заповедник)
Слово экологам:
- Как хозяйственная деятельность человека влияет на жизнь животных нашего края? (Лес вырубается, животным негде спрятаться от врагов, негде создать потомство. Главная проблема нашего края состоит в том, что молодые жители села уезжают в города, некому обрабатывать землю, поля зарастают сорняками).
Слово геологам: (стр. 4 атласа)
На территории Тамбовской области добывают в основном неметаллические полезные ископаемые: песок, глина, торф, известняк, фосфориты. Есть залежи циркония, титана, но добыча не ведётся.
Доклады детей Стр.13-15 от земли до неба
Учитель:
- Климат и положение Тамбовской области создаёт благоприятные условия для хозяйственной деятельности.
Выступление детей о хозяйственной деятельности в нашем крае ( слайды.
Промышленность Тамбова, Кирсанова, Моршанска, Котовска, Рассказова, Уварова, Мичуринска
Арженка, Моршанск – суконный комбинат
Котовск – военная и химическая промышленность
Уварово – удобрения, химический завод
Рассказово – кожевенный завод
Мичуринск – центр плодоводства
Кирсанов – машиностроение
Тамбов – «Пигмент», ТЭЦ, Арти, ТВРЗ, «Октябрь»).
(стр. 24 – 25 атласа)
Слово экологам:
- Как деятельность данных предприятиях влияет на окружающую среду нашего края?(загрязнение воздуха, загрязнение рек, почв).
Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие по территории нашего края.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Давайте вместе прислушаемся к голосу живой природы, к её шёпоту, крику, будем заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.
Хором:
- Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою.
Домашнее задание:
Прочитать в дневнике Тамбовского школьника о выдающихся людях Тамбовщины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.