Я знаю свой край
Оценка 4.7

Я знаю свой край

Оценка 4.7
doc
18.01.2020
Я знаю свой край
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Я знаю свой край.doc

Открытый урок

по окружающему миру

 

4 класс

 

Я знаю
родной край

 

 

 

Воздух тамбовский,                                                                                                  Светлые реки….

Край мой отцовский,

Твой я навеки.

 

 

 

Липунцова Валентина Степановна

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов

МАОУ СОШ № 33

2019

 

 

 

 

Ø Цель мероприятия: создание условий для формирования  человека, который в школе ценностей ставит охрану       жизни и среды на первое место.  

                                                          

Задачи:

Ø Формировать УУД.

Ø Сформировать представления учащихся о родном крае.

Ø Формировать учебную деятельность, закрепить умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с   административной картой России.

Ø Развивать интерес к изучению природы родного края;          общую осведомлённость; расширять кругозор,    наблюдательность; ставить детей в положение исследователей; учить чувствовать красоту  природы.

Ø  Формировать познавательную активность, показать, что почвенно – растительный покров зависит от температурного режима, рельефа, осадков, что в природе всё едино.

Оборудование:

 1. Учебник « Окружающий мир» 4 класс.

 2.Административная карта. Атлас Тамбовской области .            

 3. Выставка детских рисунков « Мой край».

 4. Мультимедийная презентация изображений представителей флоры и фауны Тамбовской области.

 5. Красная книга Тамбовской области.

6. Стихи о Тамбовском крае.

7. Песни о тамбовском крае Ольги Егоровой.

8. Таблички с названием групп: зоологи, ботаники, экологи,       почвоведы, климатологи, геологи, географы.   

9. Рабочая тетрадь по окружающему миру. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс.

10. Дневник школьника Тамбовского края.

11. Кроссворд.

12. Атлас-определитель. От земли до неба А. А. Плешакова.

                                                  Я знаю
родной край

 

 

I.                  Эмоциональный настрой.

Звучит песня О. Егоровой о Тамбовском крае.

На фоне музыки учитель ставит перед детьми задачу:

 - Кто догадается, о каком крае идёт речь?

 

Учитель:

А в помощь вам  предлагаю внимательно послушать слова песни и назвать тему, над которой будем работать на уроке.

II.               Введение в тему урока.

Диким полем называли его на Руси. Всё здесь находилось в диком состоянии; бескрайняя степь, девственные леса, множество диких животных, тучи птиц, метровой высоты ковыль. Этот край манил своим богатством.

Учитель:

Мы будем говорить на уроке о том, что наш край – часть большой страны, поговорим о  его географическом положении,  о растительном и животном мире края, о деятельности человека, разберёмся во многих важных экономических связях, об экологических проблемах Тамбовщины, которые происходят под влиянием человека, научимся выполнять правила поведения в природе, необходимые для её сохранения.

Мы отправимся в экспедицию для того, чтобы закрепить знания о климате, о видах почв, о растительном покрове и животных, чтобы убедиться в том, что всё в природе едино и  взаимосвязано.

В этом нам помогут слайды с изображением уголков родной природы.

     III. Работа над темой.

- Какой наш край? Что окружает нас?

Учитель:

Тамбовский край – часть русской земли в самом её центре, неповторимый островок России. Радуют сердце и взгляд тихая и ласковая Цна, вёрткая и быстрая Ворона, покрытый голубоватой дымкой мощный  Цнинский лес и полевые просторы с высокими колосьями хлебов. Издалека виднеются купола храмов, красота и величие которых не подвластно времени. Всё это – наша любимая родина, наша Тамбовщина. 

 

Поэтическая минутка.

На фоне слайдов звучит отрывок из стихотворения М. Исаковского «Родина».

Если скажешь слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт:

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот. 

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор.

 

Учитель: - А другим, наверное, вспомнится свой родной тамбовский двор.

 

Работа с выставкой детских рисунков.

 

 

 

Дети делают вывод, что тамбовский край красив.

Заранее класс был разделён на  группы: географы, геологи, почвоведы, климатологи, ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа работает над своей проблемой.

Географы:

В чём особенность географического положения нашего края? ( занимает центр Русской равнины, удалена от океана, удобные транспортные связи, граничит с … )

Геологи:

Какие полезные ископаемые добываются? Как используются в хозяйстве?

Климатологи:

Рассказать о климате нашего края. Как он действует на деятельность человека? Назвать причины, влияющие на климат  области

Ботаники:

Особенности растений нашего края. Приспособленность к природным условиям. Почему леса области необходимо охранять? Назовите растения, занесённые в Красную книгу.

Зоологи:

Способы приспособления  животного мира к жизни в нашем крае

Назовите животных, занесённых в Красную книгу.

Почвоведы:

Какие почвы распространены на территории нашего края? Почему в нашей области преобладают чернозёмные почвы? Что необходимо предпринять для повышения плодородия?

Экологи:

знакомят с проблемами, возникшими в нашем крае в результате хозяйственной деятельности и предлагают пути их решения

 

Отчёт каждой поисковой  группы о проделанной работе.

Географы: (стр. 1 атласа)

Тамбовская область расположена в центре Восточно-европейской равнины. Расстояние между крайними северной и южной точкой – 245 км, между западной и восточной – 220 км. Площадь – более 34 000 кв.км. На территории нашей области можно поместить западную страну Бельгию или 3 западных государства Данию, Люксембург и Нидерланды. Поверхность нашего края – равнина с оврагами и балками; встречаются холмы, но их высота не более 230 м.

Учитель:

- С какими областями граничит наша область?

Область на востоке граничит с Пензенской областью,  на юго-востоке  с Саратовской, на юго-западе с Воронежской, на западе с Липецкой, на северо-западе с Рязанской.

Учитель:

- Между какими двумя большими реками находится наш край?

(между Волгой и Доном).

Учитель:

- Назовите крупные реки и озёра нашего края. ( Цна, Ворона, Лесной и Пальной Воронеж, Воронеж, Иловай, Матыра, Челновая. Озёра – Рамза, Кипец и Симерка).

 

Рассказ ученика о реке Вороне по плану:

1.     Название.

2.     Исток.

3.     Притоки.

4.     Куда впадает.

(Река Ворона берёт начало в Пензенской области. В неё впадает река Ира, река Нюдевка, Мокрая Панда, Сухая Панда, Ржакса. Ворона впадает в реку Хопёр, Хопёр – в Дон, Дон – в Азовской море. Через Керченский пролив вода бежит в Чёрное море, из Чёрного – в Средиземное, далее – Атлантический океан.)

Ученик рассказывает легенду  о Студенце и Цне, используя дневник школьника Тамбовского края.

Слово климатологам: ( стр. 10 атласа)

Наш Тамбовский край находится в умеренно-тепловом поясе, в лесостепной зоне.  Расстояние Тамбова до Северного полюса – 4150 км, до экватора – 5 867 км. Область значительно удалена от морей и океанов: до Чёрного моря – 900 км, до Балтийского – 1000 км, что сказывается на её климате. Климат – умеренно-континентально и относительно сухой.

Весна длится два месяца – (апрель, май) 50 дней.

Температура в апреле –  плюс 4-5 градусов.

 Самая высокая t мая + 30٥.

Самая низкая t апреля  - 20٥.

Лето – 3 месяца (июнь, июль, август).

Самая высокая t  июля +40٥.

Самая низкая t лета  +3٥

Средняя t + 20٥.

Осень длится 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Самая высокая t  сентября+ 26٥.

Самая низкая t ноября   - 19٥.

Средняя температура октября  +4-5 ٥.

Зима длится 4 месяца – декабрь, январь, февраль, март.

Самая высокая t зимы +4٥.

Самая низкая t   - 39٥.

Средняя t зимы  - 11٥.

 

Выступление почвоведов:

Самое главное богатство нашего края – это чернозёмы, важнейшее свойство которых плодородие. Также встречаются луговые, лесные, подзолистые почвы.

Учитель:

- Почему разрушаются почвы?( строительство, мусорные свалки, образование оврагов)

- Уважаемые экологи. Надо ли охранять почву нашего края?

( Почву необходимо охранять, так как 1 см почвы образуется за 250-300 лет. Надо правильно распахивать поля около оврагов, чтобы вода не размывала склоны оврага, сажать лесозащитные полосы, зимой делать снегозадержание. Предлагаем овраги заполнять водой и разводить рыб.)

 

 

 

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Учитель:

- А какое дерево является символом России?

Доклад ученика о берёзе.

 

Слово ботаников:

Учитель:

- Назвать особенности растений лесостепной зоны.

( много света, много тепла, мало влаги, сплошной травянистый покров, узкие листья, мясистые и сочные стебли с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других – образуются клубни-луковицы).

 

Выступают ученики. Используя гербарий, называют дикорастущие и культурные (зерновые, бобовые, овощные, плодовые) растения.

Ботаники приготовили загадки и кроссворд о растениях нашего края.

                    

Выступления  экологов:

Что грозит растениям  нашего края?

В чём причина исчезновения некоторых видов  растений нашего края? (В старые времена на 80% площадь нашего края занимали леса. В результате хозяйственной деятельности леса вырубались. Лес использовали для строительства домов, для отопления помещений. Степи распахивались, превращались в поля. Распашка степных земель; неумеренный выпас скота;  неорганизованный туризм; браконьерство – всё это привело к тому, что многие растения нашего края занесены в Красную книгу Тамбовской области).

 

Повторение правил друзей природы.

На мультимедийном экране показываются картинки с изображением  правил друзей природы, дети объясняют каждое правило.

 

Слово зоологам: (стр. 15 атласа)

Прежде, чем выступить зоологам, учитель предлагает слайды с изображением животных и назвать их.

Игра «Угадай животное».

Группа зоологов приготовила ребусы.

- Отгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия животных Тамбовского края.

-Почему волки, кабаны, лоси, рыси, косули, лесной хорёк, куница, барсук  живут по берегам рек? Почему их нет в южной части нашего края? ( в лесу много корма,  строят жильё, прячутся от врагов; на юге нашего края – степи, крупным животным негде спрятаться о т врагов. Там живут мыши, хомяки, суслики, тушканчики.)

- Назовите животных Красной книги Тамбовского края.

- Рассказать о заказниках и заповедниках нашего края.(Воронинский заповедник)

Слово экологам:

- Как хозяйственная деятельность человека влияет на жизнь животных нашего края? (Лес вырубается, животным негде спрятаться от врагов, негде создать потомство. Главная проблема нашего края состоит в том, что молодые  жители села уезжают в города,  некому обрабатывать землю, поля зарастают сорняками).

 

Слово геологам: (стр. 4 атласа)

На территории Тамбовской области добывают в основном неметаллические полезные ископаемые: песок, глина, торф, известняк, фосфориты. Есть залежи циркония, титана, но добыча не ведётся.

Доклады детей Стр.13-15 от земли до неба

Учитель:

- Климат и положение Тамбовской области создаёт благоприятные условия для хозяйственной деятельности. 

Выступление детей о хозяйственной деятельности в нашем крае ( слайды.

Промышленность Тамбова, Кирсанова, Моршанска, Котовска, Рассказова, Уварова, Мичуринска

Арженка, Моршанск  – суконный комбинат

Котовск – военная и химическая промышленность

Уварово – удобрения, химический завод

Рассказово – кожевенный завод

Мичуринск – центр плодоводства

Кирсанов – машиностроение

Тамбов – «Пигмент», ТЭЦ, Арти, ТВРЗ, «Октябрь»).

(стр. 24 – 25 атласа)

Слово экологам:

- Как деятельность данных предприятиях влияет на окружающую среду нашего края?(загрязнение воздуха, загрязнение рек, почв).

Подведение итогов.

- Вот и закончилось наше путешествие по территории нашего края.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Давайте вместе прислушаемся к голосу живой природы, к её шёпоту, крику, будем заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.

Хором:

- Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою.

Домашнее задание:

Прочитать в дневнике Тамбовского школьника о выдающихся людях Тамбовщины.

 

 

 

 

 

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край

Я знаю свой край
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020