Технологическая карта урока биологии 8 класс по теме Система органов дыхания
Оценка 4.7

Технологическая карта урока биологии 8 класс по теме Система органов дыхания

Оценка 4.7
doc
07.02.2020
Технологическая карта урока биологии 8 класс по теме Система органов дыхания
Исакова Т..А. урок Дыхательная система.doc

 

Дата

28.01.2020

Класс

8

Тема урока

Дыхательная система: строение и функции. Лабораторная работа №12 «Дыхательные и функциональные пробы с задержкой дыхания»

Тип урока

Комбинированный урок

Цель

Сформировать у учащихся представление о строении органов дыхания, выполняемых функциях, сущности процесса дыхания, его значимости в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.

Задачи

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении органов дыхания, значении дыхания для человека.

Развивающая: формировать умения выдвигать гипотезы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь.

 Воспитательная: показать важность органов дыхания для нормального функционирования дыхательной системы, продолжить повышать культуру общения учащихся. создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни.

Основные понятия

Носовая полость, гортань, надгортанник, щитовидный хрящ, голосовые связки, трахея, бронхи, альвеолы, верхние, нижние дыхательные пути

Междисциплинарные связи

Химия (понимание дыхания как процесса окисления органических веществ); музыки (участие голосовых связок в формировании звуков)

Планируемые результаты

Личностные

 - формирование представлений о ценно­сти здорового образа жизни и здоровой дыхательной системы в жизни человека;

 - Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;

 - формирование научной картины мира на базе биологических знаний.

Метапредметные

·    Познавательные

 - совершенствование навыков описания биологических объектов, их сравнительной характеристики;

 - развитие умения создавать презентации своих иссле­довательских работ, с учебной литературой, логично излагать материал.

·    Коммуникативные

 - отработка  навыков сотрудничества, умения презентовать результаты своих исследований;

 - формирование умения слушать и слышать, понимать речь других;

 - формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю.

· Регулятивные

- совершенствование умения выделять существенные при­знаки объекта;

 - совершенствование навыков работать с текстом, интерпретации его, работы со схемами и рисунками;

- отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля;

 – отработка навыков выстраивание стратегии  поиска в решения задач.

Предметные

 – продолжить формирование систематизированных знаний о системах органов человека;

 – расширить представление о составе и строении органов, входящих в дыхательную систему человека;

 - ознакомить с типами дыхания, этапами дыхания, свойственными человеку.

 - раскрыть значение дыхания в обмене веществ;

- раскрыть суть механизма голосообразования.

Принципы обучения

Реализация системно-деятельностного подхода

Формы организации образовательной деятельности

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

компьютер, проектор, инструктивные карточки, учебник, плакат

Технологии, методы, приемы обучения

здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения, проблемного обучения

Методы и механизмы оценки результативности

Взаимопроверка работ учащимися у доски, за партой, самопроверка, рефлексия учащихся, оценки учителя наиболее активно работающим учащимся на уроке

Список литературы

Учебник «Биология» 8 класс. Авторы: М.Б. Жемчугова, Н.И. Романова. ООО «Русское слово», 2014.

Технология проведения 1-го урока (занятия)

Этап урока (занятия)

Цель и задачи

Содержание урока (занятия):

деятельность педагога (с описанием форм, средств, технологий, методов, приемов) и деятельность обучающихся

УУД

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Организационный

-приветствие, фиксация отсутствующих;

-проверка подготовлености классного поме­щения;  

1. Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся; «Здравствуйте, садитесь! Надеюсь, все готовы и мы начинаем урок. Хорошего вам настроения!»

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Подготовка учебных принадлежностей.

Настраиваются на работу на уроке.

 

Проверка степени усвоения содержания учебного материала

1.Установить правиль-

ность, полноту и осоз­нанность выпол­нения задания всеми учащимися.

2. Устранить в ходе проверки  пробелы        

Предлагает задание на повторение пройденного материала по вариантам:

Выберите верный ответ:

 1. Переносит кислород с помощью гемоглобина.

2. Самая крупная артерия организма.

3.Мельчайшие кровеносные сосуды-это.

4.Какая кровь течет по легочным артериям?

5. Из чего образуется лимфа?

А) венозная

Б) аорта

В) капилляры

Г) эритроцит

Д) тканевой жидкости

Есть обучающиеся у которых более 3-х ошибок?

1.Выполняют задание.

2.Все учащиеся выполняют взаимопроверку результатов работы (соседи по парте, ключ на слайде).

 Ответ: 1-г, 2–б, 3-в, 4-а, 5-д

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

«2»- более 3-х ошибок

 

 

Личностные: формирование научной картины мира на базе биологических знаний.  Предметные: расширить представление о составе и строении органов, входящих в дыхательную систему человека.

Регулятивные: отработка навыков выстраивание стратегии  поиска в решения задач.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала

1.Обеспечить мотивацию уче­нияобучающихся, принятие ими целей урока

 

Послушайте притчу. Однажды все жизненные силы человека заспорили о том, кто из них главнее и решили: «Тот из нас будет главным, после чьего ухода, тело человека окажется в наихудшем положении»
Ушло зрение, человек страдал, но выжил, и зрение вернулось к нему.
Ушел слух, человек страдал, но выжил, и слух вернулся к нему.
Ушел разум, человек перестал понимать, что происходит во круг, но все-таки выжил, и разум вернулся к нему.
Ушло дыхание, и, подобно тому как конь вырывает
из узды, так оно вырвало и все другие жизненные силы из тела.
С чего начинается наша жизнь?
- С первого вдоха.

Давайте сформулируем тему урока: «Органы дыхания Значение дыхания». 

 Слушают притчу. Анализируют. Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют и формулируют тему урока.

Личностные: формирование научной картины мира на базе биологических знаний.  Предметные: ознакомить с типами дыхания, этапами дыхания, свойственными человеку; раскрыть значение дыхания в обмене веществ.

Постановка познавательной задачи

Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

Какие цели мы будем ставить при изучении данной темы? 

Исходя из ответов учащихся, уточняет, определяет задачи урока.

Формулируют задачи урока (фронтально)

1. Выяснить значение дыхания. 
2. Рассмотреть строение органов дыхания.

Ппредметные: совершенствование навыков описания биологических объектов, их сравнительной характеристики;

Коммуникативные: отработка  навыков сотрудничества, умения презентовать результаты своих исследований;

формирование умения слушать и слышать, понимать речь других.

Усвоение новых знаний и способов действий

1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление уч-ся изучаемого мате­риала:

-существенных признаков поня­тий;

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые приведут к опреде­ленному выводу (обобщению)

3.Создать ус­ловия усвоения уч-ся изучаемого мате­риала.  

С любовью и тревогой мать всматривается в своего только что родившегося  ребенка. Проходит минута, вторая – и вдруг раздается первый крик. Счастью матери нет предела: ребенок закричал, он будет жить!

   В период внутриутробного развития человека зародыш связан с телом матери пуповиной и плацентой, через которые поступают к зародышу из крови матери кислород и питательные вещества, выделяются продукты распада и углекислота. Но вот наступает час  рождения. Связь новорожденного с организмом матери прекращается. Ему неоткуда получать кислород, некуда девать углекислоту, и в крови ее становится все больше и больше. Наконец, ее накапливается столько, что она начинает возбуждать дыхательный центр. Возбуждение идет к дыхательным мышцам. Они сокращаются, и ребенок делает первый вздох. Это и есть первый крик. Воздух устремляется в легкие, расправляет и наполняет их. Так начинается жизнь человека.

   Зачем человеку нужен воздух? Над этим вопросом задумывались еще ученые древности: древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни».

- А как вы ответите на этот вопрос?

 

Где можем найти ответ?

 

Овал: Значение
дыхания
Откройте учебник стр. 166, проанализируйте материал, составьте схему в тетради. СХЕМА НА ДОСКЕ.

 

 


- Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия. Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут, самое большее через 6 минут.

-Какой вывод мы можем сделать? 

 

 

 

Так, что же называют «Дыханием»?

 Запишите термин в тетрадь используя учебник стр. 167

Слушают, анализируют полученный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают версии для ответа на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника. Анализ материала и составление в тетради схемы.

 

 

 

 

 

 

Делают вывод.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается. 

 

Читают и записывают термин в тетрадь.

 Ппредметные: совершенствование навыков описания биологических объектов, их сравнительной характеристики;

Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися ново­го материала

1.Установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала

2.Выявить про­белы первичного осмысления  мате­риала.

3.Провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении уч-ся изученного мате­риала

1.      Предлагает найти в учебнике стр.167  схему «Этапы дыхания» и найти ошибки в предложенной учителем схеме.

2.      Слушает ответы учеников, корректирует при необходимости.

 

 

1.      Работают с текстом учебника, ищут информацию анализируют схему «Этапы дыхания»

2.      Слушают ответы одноклассников, задают уточняющие вопросы.

Предметные: раскрыть суть механизма голосообразования.

Регулятивные: совершенствование умения выделять существенные при­знаки объекта;совершенствование навыков работать с текстом, интерпретации его, работы со схемами и рисунками; отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

Физкультминутка

Снятие статического напряжения в мышцах,  активизация кровоснабжения головного мозга

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

Выполняют задания, повторяют упражнения

 

Закрепление знаний и способов действий

1.Обеспечить за­крепление знаний и спо­собов действий необхо­димых для самостоя­тельной работы уч-ся по новому материалу

2.Обеспечить фор­мирование у уча­щихся умений са­мостоятельно при­менять знания.

Дыхательная система состоит из дыхательных путей и легких.(Схема на доске)

 

Дыхательная система

 


Дыхательные пути      легкие

Давайте представим себя частицей воздуха и совершим путешествие по органам дыхания. 
Цель нашего путешествия - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией. 

Работа в группах по 4 чел.

Раздает инструктивные карты с заданиями

 

1.      Слушает ответы учащихся по выполнению работы, корректирует, дает устную оценку качеству выполненных работ.

 

2.      Дополняет и комментирует ответы учеников

 

 

 

 

 

 

1.Слушают устную инструкцию по выполнению работы, выполняют работу, опираясь на инструктивные карточки (по группам)

1.      Представляют полученные результаты (согласно инструктивной карточке, каждая группа отвечает на свое задание).

2.      Самооценка в работе группы.

3.      Слушают ответы одноклассников, переносят схему в тетрадь.

4.      Оценивают работу групп.

 

Критерии оценивания:

«  »- материал изложен грамотно, четко, выдержано время.

« »- группа затруднялась в предоставлении материала, не выдержан регламент времени.

 Предметные: расширить представление о составе и строении органов, входящих в дыхательную систему человека; ознакомить с типами дыхания, этапами дыхания, свойственными человеку.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;

Коммуникативные: отработка  навыков сотрудничества, умения презентовать результаты своих исследований; формирование умения слушать и слышать, понимать речь других;

Регулятивные: совершенствование умения выделять существенные при­знаки объекта; совершенствование навыков работать с текстом, интерпретации его, работы со схемами и рисунками; отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

Обобщение и систематизация знаний

1.Обеспечить фор­мирование целост­ной системы веду­щих знаний уч-ся

2.Обеспечить уста­новление уч-ся внутрипредметных и межпредметных зна­ний

3.Обеспечить фор­мирование обобщенных понятий

4.Выявление каче­ства и уровня усвое­ния уч-ся знаний и способов действий

5.Выявить недос­татки в знаниях и способах действий уч-ся

Вставь пропущенное слово.

 

Дыхание – совокупность 1-процессов, обеспечивающих 2-газообмен между организмом и внешней средой и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется 3-энергия. Из гортани воздух попадает в 4-трахею. Нижний конец трахея разделяется на два 5- бронха.

 Выполнение лабораторной работы №12 «Дыхательные и функциональные пробы с задержкой дыхания» по маршрутному листу.

1. Ввставляют ответы.

Проверяют правильность по эталону, выставляют себе оценки

Без ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

две ошибки – «3»,

более двух ошибок – «2»

 

 

 

 

 

 

Выполняют лабораторную работу по маршрутному листу.

Лличностные: формирование представлений о ценно­сти здорового образа жизни и здоровой дыхательной системы в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Рефлексия

1.Инициировать реф­лексию уч-ся своего эмоционального со­стояния, мотивации деятельности, взаимодействия во время урока

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции ,сотрудни­чества

 

Предлагает определить достигнута ли цель урока.

 

На слайде «Лайк» и «Диз-лайк»

Дают оценку проведенному уроку, работе себя и одноклассников

Регулятивные: отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

 

Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

Сообщение учителя. Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты

Анализируют итоги работы на уроке

Коммуникативные: отработка  навыков сотрудничества, умения презентовать результаты своих исследований; формирование умения слушать и слышать, понимать речь других.

Домашнее задание

Обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания

Объявляет домашнее задание:

Всем: параграф 32 ответить на вопросы      в конце параграфа    стр.170,

По желанию: Составить биологический диктант по теме «Органы дыхания» (вопросы на «да/нет») на 10 вопросов; учебник стр. 171 рубрика «Подумайте»

Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания

 



Скачано с www.znanio.ru

Дата 28.01.2020

Дата 28.01.2020

Регулятивные - совершенствование умения выделять существенные при­знаки объекта; - совершенствование навыков работать с текстом, интерпретации его, работы со схемами и рисунками; - отработка навыков самоконтроля,…

Регулятивные - совершенствование умения выделять существенные при­знаки объекта; - совершенствование навыков работать с текстом, интерпретации его, работы со схемами и рисунками; - отработка навыков самоконтроля,…

Устранить в ходе проверки пробелы

Устранить в ходе проверки пробелы

Усвоение новых знаний и способов действий 1

Усвоение новых знаний и способов действий 1

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни»

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни»

Установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала 2

Установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала 2

Критерии оценивания: « »- материал изложен грамотно, четко, выдержано время

Критерии оценивания: « »- материал изложен грамотно, четко, выдержано время

Рефлексия 1.Инициировать реф­лексию уч-ся своего эмоционального со­стояния, мотивации деятельности, взаимодействия во время урока 2

Рефлексия 1.Инициировать реф­лексию уч-ся своего эмоционального со­стояния, мотивации деятельности, взаимодействия во время урока 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020