Дата |
28.01.2020 |
||||||
Класс |
8 |
||||||
Тема урока |
Дыхательная система: строение и функции. Лабораторная работа №12 «Дыхательные и функциональные пробы с задержкой дыхания» |
||||||
Тип урока |
Комбинированный урок |
||||||
Цель |
Сформировать у учащихся представление о строении органов дыхания, выполняемых функциях, сущности процесса дыхания, его значимости в обмене веществ и превращении энергии в организме человека. |
||||||
Задачи |
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении органов дыхания, значении дыхания для человека. Развивающая: формировать умения выдвигать гипотезы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь. Воспитательная: показать важность органов дыхания для нормального функционирования дыхательной системы, продолжить повышать культуру общения учащихся. создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни. |
||||||
Основные понятия |
Носовая полость, гортань, надгортанник, щитовидный хрящ, голосовые связки, трахея, бронхи, альвеолы, верхние, нижние дыхательные пути |
||||||
Междисциплинарные связи |
Химия (понимание дыхания как процесса окисления органических веществ); музыки (участие голосовых связок в формировании звуков) |
||||||
Планируемые результаты |
|
||||||
Принципы обучения |
Реализация системно-деятельностного подхода |
||||||
Формы организации образовательной деятельности |
Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная |
||||||
Средства обучения |
компьютер, проектор, инструктивные карточки, учебник, плакат |
||||||
Технологии, методы, приемы обучения |
здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения, проблемного обучения |
||||||
Методы и механизмы оценки результативности |
Взаимопроверка работ учащимися у доски, за партой, самопроверка, рефлексия учащихся, оценки учителя наиболее активно работающим учащимся на уроке |
||||||
Список литературы |
Учебник «Биология» 8 класс. Авторы: М.Б. Жемчугова, Н.И. Романова. ООО «Русское слово», 2014. |
Технология проведения 1-го урока (занятия)
Этап урока (занятия) |
Цель и задачи |
Содержание урока (занятия): деятельность педагога (с описанием форм, средств, технологий, методов, приемов) и деятельность обучающихся |
УУД |
||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
||||||||||||
Организационный |
-приветствие, фиксация отсутствующих; -проверка подготовлености классного помещения; |
1. Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся; «Здравствуйте, садитесь! Надеюсь, все готовы и мы начинаем урок. Хорошего вам настроения!» 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Подготовка учебных принадлежностей. Настраиваются на работу на уроке. |
|
|||||||||
Проверка степени усвоения содержания учебного материала |
1.Установить правиль- ность, полноту и осознанность выполнения задания всеми учащимися. 2. Устранить в ходе проверки пробелы |
Предлагает задание на повторение пройденного материала по вариантам: Выберите верный ответ: 1. Переносит кислород с помощью гемоглобина. 2. Самая крупная артерия организма. 3.Мельчайшие кровеносные сосуды-это. 4.Какая кровь течет по легочным артериям? 5. Из чего образуется лимфа? А) венозная Б) аорта В) капилляры Г) эритроцит Д) тканевой жидкости Есть обучающиеся у которых более 3-х ошибок? |
1.Выполняют задание. 2.Все учащиеся выполняют взаимопроверку результатов работы (соседи по парте, ключ на слайде). Ответ: 1-г, 2–б, 3-в, 4-а, 5-д Критерии оценивания: «5»- нет ошибок «4»- 1 ошибка «3»- 2 ошибки «2»- более 3-х ошибок
|
Личностные: формирование научной картины мира на базе биологических знаний. Предметные: расширить представление о составе и строении органов, входящих в дыхательную систему человека. Регулятивные: отработка навыков выстраивание стратегии поиска в решения задач. |
|||||||||
Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала |
1.Обеспечить мотивацию ученияобучающихся, принятие ими целей урока
|
Послушайте
притчу. Однажды все жизненные силы человека заспорили о том, кто
из них главнее и решили: «Тот из нас будет главным, после чьего ухода, тело
человека окажется в наихудшем положении» Давайте сформулируем тему урока: «Органы дыхания Значение дыхания». |
Слушают притчу. Анализируют. Отвечают на вопрос.
Определяют и формулируют тему урока. |
Личностные: формирование научной картины мира на базе биологических знаний. Предметные: ознакомить с типами дыхания, этапами дыхания, свойственными человеку; раскрыть значение дыхания в обмене веществ. |
|||||||||
Постановка познавательной задачи |
Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) |
Какие цели мы будем ставить при изучении данной темы? Исходя из ответов учащихся, уточняет, определяет задачи урока. |
Формулируют задачи урока (фронтально) 1. Выяснить значение дыхания. |
Ппредметные: совершенствование навыков описания биологических объектов, их сравнительной характеристики; Коммуникативные: отработка навыков сотрудничества, умения презентовать результаты своих исследований; формирование умения слушать и слышать, понимать речь других. |
|||||||||
Усвоение новых знаний и способов действий |
1.Обеспечить восприятие, осмысление уч-ся изучаемого материала: -существенных признаков понятий; 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые приведут к определенному выводу (обобщению) 3.Создать условия усвоения уч-ся изучаемого материала. |
С любовью и тревогой мать всматривается в своего только что родившегося ребенка. Проходит минута, вторая – и вдруг раздается первый крик. Счастью матери нет предела: ребенок закричал, он будет жить! В период внутриутробного развития человека зародыш связан с телом матери пуповиной и плацентой, через которые поступают к зародышу из крови матери кислород и питательные вещества, выделяются продукты распада и углекислота. Но вот наступает час рождения. Связь новорожденного с организмом матери прекращается. Ему неоткуда получать кислород, некуда девать углекислоту, и в крови ее становится все больше и больше. Наконец, ее накапливается столько, что она начинает возбуждать дыхательный центр. Возбуждение идет к дыхательным мышцам. Они сокращаются, и ребенок делает первый вздох. Это и есть первый крик. Воздух устремляется в легкие, расправляет и наполняет их. Так начинается жизнь человека. Зачем человеку нужен воздух? Над этим вопросом задумывались еще ученые древности: древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». - А как вы ответите на этот вопрос?
Где можем найти ответ?
Откройте учебник стр. 166, проанализируйте материал, составьте схему в тетради. СХЕМА НА ДОСКЕ.
- Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия. Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут, самое большее через 6 минут. -Какой вывод мы можем сделать?
Так, что же называют «Дыханием»? Запишите термин в тетрадь используя учебник стр. 167 |
Слушают, анализируют полученный материал.
Выдвигают версии для ответа на поставленный вопрос.
Работа с текстом учебника. Анализ материала и составление в тетради схемы.
Делают вывод. Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается.
Читают и записывают термин в тетрадь. |
Ппредметные: совершенствование навыков описания биологических объектов, их сравнительной характеристики; |
|||||||||
Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала |
1.Установить правильность и осознанность изученного материала 2.Выявить пробелы первичного осмысления материала. 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала |
1. Предлагает найти в учебнике стр.167 схему «Этапы дыхания» и найти ошибки в предложенной учителем схеме. 2. Слушает ответы учеников, корректирует при необходимости.
|
1. Работают с текстом учебника, ищут информацию анализируют схему «Этапы дыхания» 2. Слушают ответы одноклассников, задают уточняющие вопросы. |
Предметные: раскрыть суть механизма голосообразования. Регулятивные: совершенствование умения выделять существенные признаки объекта;совершенствование навыков работать с текстом, интерпретации его, работы со схемами и рисунками; отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля. |
|||||||||
Физкультминутка |
Снятие статического напряжения в мышцах, активизация кровоснабжения головного мозга |
А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело |
Выполняют задания, повторяют упражнения |
|
|||||||||
Закрепление знаний и способов действий |
1.Обеспечить закрепление знаний и способов действий необходимых для самостоятельной работы уч-ся по новому материалу 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания. |
Дыхательная система состоит из дыхательных путей и легких.(Схема на доске)
Дыхательная система
Дыхательные пути легкие Давайте представим себя частицей воздуха и совершим
путешествие по органам дыхания. Работа в группах по 4 чел. Раздает инструктивные карты с заданиями
1. Слушает ответы учащихся по выполнению работы, корректирует, дает устную оценку качеству выполненных работ.
2. Дополняет и комментирует ответы учеников |
1.Слушают устную инструкцию по выполнению работы, выполняют работу, опираясь на инструктивные карточки (по группам) 1. Представляют полученные результаты (согласно инструктивной карточке, каждая группа отвечает на свое задание). 2. Самооценка в работе группы. 3. Слушают ответы одноклассников, переносят схему в тетрадь. 4. Оценивают работу групп.
Критерии оценивания: « »- материал изложен грамотно, четко, выдержано время. « »- группа затруднялась в предоставлении материала, не выдержан регламент времени. |
Предметные: расширить представление о составе и строении органов, входящих в дыхательную систему человека; ознакомить с типами дыхания, этапами дыхания, свойственными человеку. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой; Коммуникативные: отработка навыков сотрудничества, умения презентовать результаты своих исследований; формирование умения слушать и слышать, понимать речь других; Регулятивные: совершенствование умения выделять существенные признаки объекта; совершенствование навыков работать с текстом, интерпретации его, работы со схемами и рисунками; отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля. |
|||||||||
Обобщение и систематизация знаний |
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний 3.Обеспечить формирование обобщенных понятий 4.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий 5.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся |
Вставь пропущенное слово.
Дыхание – совокупность 1-процессов, обеспечивающих 2-газообмен между организмом и внешней средой и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется 3-энергия. Из гортани воздух попадает в 4-трахею. Нижний конец трахея разделяется на два 5- бронха. Выполнение лабораторной работы №12 «Дыхательные и функциональные пробы с задержкой дыхания» по маршрутному листу. |
1. Ввставляют ответы. Проверяют правильность по эталону, выставляют себе оценки Без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», две ошибки – «3», более двух ошибок – «2»
Выполняют лабораторную работу по маршрутному листу. |
Лличностные: формирование представлений о ценности здорового образа жизни и здоровой дыхательной системы в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
|||||||||
Рефлексия |
1.Инициировать рефлексию уч-ся своего эмоционального состояния, мотивации деятельности, взаимодействия во время урока 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции ,сотрудничества |
Предлагает определить достигнута ли цель урока.
На слайде «Лайк» и «Диз-лайк» |
Дают оценку проведенному уроку, работе себя и одноклассников |
Регулятивные: отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
|
|||||||||
Подведение итогов |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся |
Сообщение учителя. Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты |
Анализируют итоги работы на уроке |
Коммуникативные: отработка навыков сотрудничества, умения презентовать результаты своих исследований; формирование умения слушать и слышать, понимать речь других. |
|||||||||
Домашнее задание |
Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Объявляет домашнее задание: Всем: параграф 32 ответить на вопросы в конце параграфа стр.170, По желанию: Составить биологический диктант по теме «Органы дыхания» (вопросы на «да/нет») на 10 вопросов; учебник стр. 171 рубрика «Подумайте» |
Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.