Подростковый возраст – это один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В это время происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Для данного периода характерна начинающаяся активная работа над собой, формирование нравственного сознания, идеалов, развитие самосознания личности. Это период ожидания, надежд, выбора пути. Наиболее важным отличительным его признаком являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.
Musorin_V_S.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Новокузнецкий институт (филиал)
высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра психологии
Студент группы ПОа141
Мусорин Вадим Сергеевич
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»
Работа защищена
с оценкой «_____________»
Руководитель
канд. псих. наук,
доцент кафедры психологии
Устинова О.А.
_____________________
«____»___________2017 г.
1 Новокузнецк
2017
Содержание
Введение........................................................................................................................................................3
1. Сущность Я – концепции.........................................................................................................................4
1.1 Понятие «Я» концепции..................................................................................................................5
2. Структура Я концепции.........................................................................................................................6
2.1 Составляющие «Я» концепции (по Р.Бернсу)...............................................................................7
2.1.1 Когнитивная составляющая «Я» концепции...........................................................................7
2.1.2 Оценочная составляющая «Я» концепции..............................................................................7
2.1.3 Поведенческая составляющая «Я» концепции.......................................................................8
3. Динамика Яконцепции..........................................................................................................................10
4. Развитие «Я» концепции......................................................................................................................14
4.1 Факторы, влияющие на развитие Я концепции............................................................................14
4.2 Источники развития и формирования Я – концепции..................................................................15
5. «Я» концепция в различных теориях личности.................................................................................17
6. Изучение и исследование «Яконцепции» на практике.......................................................................20
6.1 Цель исследования...........................................................................................................................20
6.2 Методы исследования......................................................................................................................21
6.3 Обработка полученных результатов...............................................................................................21
6.4 Вывод по практической части.........................................................................................................21
Список литературы....................................................................................................................................23
Приложение................................................................................................................................................25
2 Введение
Подростковый возраст – это один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В это
время происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, возникают
новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая
направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Для
данного периода характерна начинающаяся активная работа над собой, формирование
нравственного сознания, идеалов, развитие самосознания личности. Это период ожидания, надежд,
выбора пути. Наиболее важным отличительным его признаком являются фундаментальные
изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение
для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г.
Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом
самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует
образованию и стабилизации личности. В подростковом возрасте у молодых людей активно
формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов
самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой
собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.
Итак, в старшем подростковом возрасте у молодых людей активно формируется
самосознание, вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и самоотношения.
Главное, данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную
позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как к члену общества.
Понятие личности
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных,
приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности
человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в
обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся
психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или
индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к
людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются
3 более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его
значимые для людей поступки.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик,
которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях
являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.
1. Сущность Я – концепции
«Яконцепция» (selfconcept) — восприятие индивидом самого себя и его размышления по
поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри
человека.
Что же означает термин «Яконцепция», какой реальный психологический смысл в него
вкладывается? В литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой трактовки, и ближе
всего по смыслу находится самосознание. Но Якопцепция — понятие менее нейтральное,
включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений
человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических,
интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих
на данную личность внешних факторов. Яконцепция возникает у человека в процессе социального
взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как
относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям
психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные
проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Яконцепция является важным фактором организации психики и поведения индивида,
поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
Первоначальная зависимость Яконцепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем
она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о
других людях воспринимаются нами сквозь призму Яконцепции, формирующейся в процессе
социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуальноприродные
детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в
них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Яконцепция. В свою
очередь и она служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных яобразов
(каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент), Яконцепция создает у человека
ощущение своей постоянной определенности, самотождествленности. Так выглядит в общих чертах
диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлений о
4 собственном Я — Яконцепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим
компонентами.
Психологи в составе человеческой личности, т. е. нашего Я, выделяют два компонента, а
именно Яконцепцию (мысли о себе) и самооценку (чувства по отношению к себе и оценка себя).
Иногда две составные части — мысли о себе и оценку себя — не разводят, а сводят воедино.
Получившееся целое как раз и называют Яконцепцией. В связи с этим в психологической
литературе можно встретить определение этого феномена, ставшее уже классическим: «Я
концепция» представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает
убеждения, оценки и тенденции поведения.
Как научное понятие Яконцепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно
недавно.
1.1 Понятие «Я» концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как
процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с
культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря
ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе
и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие
формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Яконцепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно
недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его
трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Это динамическая система
представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих
физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное
восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
В современной психологии Яконцепция рассматривается как один из компонентов
личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я концепция» выражает единство и
целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о
самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.
Яконцепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений
установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее
сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
5 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут
быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его
способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
2. Структура Я концепции
До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии
относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я
концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов.
Лучше всего представить Яконцепцию в виде иерархической структуры.
На ее вершине располагается глобальная Яконцепция, включающая всевозможные грани
индивидуального самосознания. Это — чувство собственной преемственности и неповторимости. В
нем выделены два элемента — Я сознающее и Якакобъект. Однако в реальной психической
жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я
какобъект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов
постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс
рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они
существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному
концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.
Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому
глобальную Яконцепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида,
направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или
модальности.
Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные
способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на
самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том,
как его видят другие.
3.Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел
бы стать.
Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния
и устремления индивида. Идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим
будущим. Можно рассматривать его как образ человека, которым индивид хочет или надеется
6 стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для
достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы также связывают идеальное Я с
усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными
идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны
всякому индивиду.
2.1 Составляющие «Я» концепции (по Р.Бернсу)
2.1.1 Когнитивная составляющая «Я» концепции
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными
независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении,
являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к
формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какогото человека,
никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа
индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой –
избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы
в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним
относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание
имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни
представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов
самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста,
жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это
способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
2.1.2 Оценочная составляющая «Я» концепции
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная
составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции,
интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.
Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его
социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых
значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции
на какието его проявления и самонаблюдения.
7 Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения
собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается
сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом
самоописании.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Вопервых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с
образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто
достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь
высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и
реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией
социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так,
как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что
индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид
испытывает удовлетворение не от того, что он просто чтото делает хорошо, а от того, что он
избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе
собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей,
индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Яконцепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к
самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я
концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей
неполноценности.
2.1.3 Поведенческая составляющая «Я» концепции
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо
известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется
или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида
или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным
объектом. Особенность Яконцепции как комплекса установок заключается лишь в том, что
объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности
все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не
придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует
8 богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе,
то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто
так изменить свое отношение к самому себе.
Мы рассмотрели понятие Яконцепции.Таким образом, Яконцепция представляет собой
совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции
поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор
установок, направленных на самого себя. Яконцепция образует важный компонент самосознания
человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку
определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
9 3. Динамика Яконцепции
Первым шагом на пути формирования Яконцепции является осознание того, что человек —
это отдельный и отделенный от других людей индивид. Понимание этого начинает формироваться
в раннем детстве. При формировании Яконцепции происходит развитие представлений о самом
себе. Яконцепция — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения,
когда определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. В
этом смысле Яконцепция — система установок по отношению к самому себе. Такова идентичность
«Эго», или личная идентичность индивида, которая является совокупностью самоопределений или
образов «Я».
На формирование Яконцепции большое влияние оказывает характер отношений с
родителями. Девушкиподростки, которые близки с матерью, чувствуют себя уверенными, умными,
рассудительными и самостоятельными. Те, кто такой близости не ощущает, видят в себе
негативные качества — мятежность, импульсивность, обидчивость и бестактность. Подростки,
которые близки с отцами, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью
образа «Я» по отношению к тем, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Другие
данные подтверждают хорошо известную из психоанализа теорию о том, что положительные
отношения мальчика с отцом и девочки с матерью гораздо важнее для формирования адекватной Я
концепции, чем принадлежность к какомулибо социальному классу. Психологи утверждают, что в
возрасте примерно 12 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, с
этого и начинается познание самого себя: подросток анализирует свое поведение, свои личностные
качества и в результате приходит к некоторому познанию своего Я. Затем самопознание
усиливается, углубляется, одновременно усиливаются его дифференцированность и обобщенность,
и уже к 15—16 годам у подростков складывается представление о себе как цельной личности,
отличной от других людей, формируется «Яобраз», или «Яконцепция».
На основании представления о себе как личности у подростка к 16 17 годам возникает
особое личностное новообразование — психологическая готовность к самоопределению. Это
возрастное образование личности подростка с точки зрения самосознания субъекта:
самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется
в новой, общественно значимой позиции. Однако самоопределение личности предполагает не
только знание субъекта о себе, но и деятельность его, осуществляемую в соответствии с этими
знаниями. С возрастом Яконцепция изменяется и постепенно стабилизируется к началу юности.
Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте примерно 12 лет.
Способность размышлять о себе необходима подросткам для формирования ядра личности,
которую ученые называют его Яконцепцией. Больше других ее исследованием занимаются
10 психологи. Юному человеку приходится формулировать некоторые убеждения относительно себя,
например: «Я симпатичный», «У меня хорошие способности к учебе» или «Я популярен».
Множество суждений относительно своей личности переплетаются в сложную картину,
охватывающую все стороны взаимоотношений с внешним миром. Это и есть Яконцепция.
Анализируя защитные функции Яконцепции, необходимо упомянуть о столкновении двух
элементов — сформировавшейся когнитивнойсхемы внутри нас и привходящего извне нового
опыта. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями
о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я
концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже
имеющейся Яконцепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное
тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже
имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я
концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.
Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также
и с помощью защитнопсихологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти
механизмы позволяют удерживать Яконцепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные
факты ставят ее под угрозу.
Наше поведение в соответствии с той или иной ролью не исчерпывает содержания личности.
Социальная роль — проявление внешнего, или официального Я. Кроме него существует внутреннее
Я. Таков тезис о двойственности человеческой натуры. Наше внешнее Я формируется обществом,
социальной иерархией, многочисленными институтами и организациями. Оно принудительно
навязано нам часто вопреки нашему желанию. Наше внутреннее Я — это прибежище
нереализованных желаний и возможностей, то, какими мы желали бы стать, не будь
принудительных обстоятельств. Таким образом, внешнее Я — это тот образ, каким нас хотели бы
видеть окружающие, а внутреннее Я — это то, какими мы хотели бы видеть себя сами. Они и
противостоят, и дополняют друг друга. То, что было отнято и не реализовано в первом,
восполняется и реализуется вторым. Ядро человеческого Я всегда прикрыто социальной маской,
подобающей случаю. Если внутреннее Я составляет то, что можно назвать нравственным стержнем
или ядром личности, то оно должно представлять собой нечто целостное, единое. В то же время
внешнее Я, постоянно приспособляющееся к изменяющимся ситуациям, правилам игры, моде и
вкусам, должно представлять собой исполнителя множества ролей, которые приходится
разыгрывать человеку в данное время. Психологи уверены, что у каждого человека как минимум
два Я, которые находятся то в гармонии, то в конфликте друг с другом. Философы утверждают,
11 что их может быть больше. Каждое Я — целостная система принципов, суждений, нравственных
норм, целей, мотиваций.
1. «Субъективное» (пристрастное) Я — это уровень притязания, мотивация достижений,
стремление реализовать свой потенциал, а также преувеличенная оценка своих способностей.
2. «Отраженное Я». Оно возникает в процессе социализации. Это совокупность
представлений о том, что другие думают о нас. Что думают не вообще, а по нашему мнению.
Благодаря наличию в нас первого — «Субъективного Я» — каждый человек очень избирательно
прислушивается к мнению о себе окружающих. Обычно он пропускает мимо ушей то, что ему не
нравится, что он не хотел бы слышать, что ему может принести вред или что ему совсем ничего не
принесет. Избирательное, или селективное, отношение к поступающей от окружающих информации
основано на большой любви к себе либо на желании все объективно взвесить и не допустить
ошибок. Таким образом, «Отраженное Я» может быть чрезмерно субъективным, пристрастным, а
может быть достаточно объективным и взвешенным. Ориентируясь на других, индивид постоянно
вносит те или иные коррективы в свои действия. Другие служат ему социальным зеркалом. Оно
выполняет функцию своеобразного контролера, который отлеживает реакции окружающих.
3. «Идеальное Я» — это то, каким бы я хотел быть. В качестве ориентира берутся не все
окружающие, а лишь избранная часть их. Они называются референтной группой. Такая группа
включает в себя тех людей, на кого мы хотели бы походить. Поскольку идеал никогда полностью не
осуществляется, у индивида отмечается постоянное напряжение, которое возникает изза того, что
«Реальное Я» расходится с «Идеальным Я». Общая тенденция такова: чем больше этот разрыв, тем
больше психологическое напряжение и неудовлетворенность собой. С возрастом оно ослабевает.
Но не потому, что с годами мы все больше приближаемся к своему идеалу, а потому, что мы все
больше перестаем ориентироваться на него.
4. «Ожидаемое другими Я» — это то, что хотели бы видеть во мне другие, то, что они
ожидают от меня, по моему мнению. Чаще всего сферу «Ожидаемого Я» определяют родители. Как
правило, «Ожидаемое другими Я» строится с ориентацией на самого авторитетного для нас
человека. Им может выступать отец, мать, ктото из родственников, друзей, а иногда учитель.
Причем чем сильнее авторитет, тем сильнее ориентация на его ожидания. Чем больше
эмоциональная привязанность к авторитету, тем сильнее собственные ожидания подчиняются его
ожиданиям.
5. «Выставочное Я», или «Демонстративное Я», — это совокупность поведенческих актов,
намеренно показываемых другим, дабы у них сложилось о нас лучшее впечатление, чем мы есть на
самом деле. Сюда надо также включить взгляды, идеи, манеры поведения и т. п., которые мы
выказываем или высказываем независимо от своего статуса или социальной роли.
12 6. «Домашнее Я». Оно проявляется, когда человек снимает парадную одежду и выставочные
манеры поведения и расслабляется. У некоторых людей «Демонстративное Я» и «Домашнее Я»
различаются очень сильно, а у других они практически совпадают. Чем меньше зазор между ними,
тем более целостной является личность человека, тем сильнее в ней развиты нравственные начала.
7. «Интимное Я» — еще более потайная часть «Домашнего Я», которая скрывается даже от
самых близких и родных людей. Это последняя линия обороны личности. У каждого из нас
найдется, что скрывать даже от самых близких людей, что составляет неприкасаемую тайну.
Формирование Я концепции сложный и разносторонний процесс, который никогда не
заканчивается. Основы закладываются еще в детстве, но на протяжении всей жизни человек может
корректировать свою Яконцепцию.
13 4. Развитие «Я» концепции
Все теории развития Я концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или
иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я
концепции независимо от возраста. Это роль семейных отношений и роль значимых других.
4.1 Факторы, влияющие на развитие Я концепции
Поведение родителей
Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями,
является чрезвычайно важным фактором развития Я концепции. Это объясняется следующими
причинами: вопервых, основы Я концепции закладываются в раннем детстве, когда главными
значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает
обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; вовторых,
родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я концепции ребенка, поскольку он
зависит от них физически, эмоционально и социально.
Значимые другие
Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для
ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на
его жизнь.
Значимые другие это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их
мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени
их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а
также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.
В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители.
Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек
выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность
этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого
другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание
способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае, созданный образ
становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я
концепции.
14 4.2 Источники развития и формирования Я – концепции
Из многочисленных источников формирования «Я концепции» человека, повидимому,
наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования,
меняется в различные периоды жизни человека:
1) представление о своем теле (телесное «Я»);
2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о
себе и других людях;
3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;
4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью
стереотипов (мужчина женщина);
5) практика воспитания детей в семье.
Телесное «Я» и образ тела рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно
связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и
принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я концепции», субъективен, но
ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело
человека. (разное отношение к атлету и толстяку) Так же, как для каждого из нас существует
идеальная «Я концепция» себя, существует, повидимому, и идеальный образ тела. Этот
идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем
ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я концепции» в целом.
Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.
Язык и развитие «Я концепции». Значение языка для развития «Я концепции»
очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает
ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я
концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в
любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) другой важный источник формирования «Я
концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо,
жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые
сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей
по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими
(родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я
концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие
заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований,
посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность.
Если другие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я
концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я концепция». Не
15 подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное
значение для «оформления» центральных «Я установок» в подростковом возрасте.
Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой
принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация это
более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого
человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация,
следующая за идентификацией, более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми
нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование
представлений о половой роли и их освоение важнейший и универсальный компонент «Я
концепции».
Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в
семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я концепции»
личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда
закладывается базовая основа личности и «Я концепции» человека. Первые человеческие
отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений
с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных
типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание
трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном
опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в
формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как
авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей,
разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований
позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую
самооценку. Но в целом, повидимому, следующие условия воспитания в семье способствуют
развитию здоровой высокой самооценки личности:
1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие
родителями своих детей;
2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей;
целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;
3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных
пределах;
4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.
16 5. «Я» концепция в различных теориях личности
Содержание и объем понятия «Яконцепция» до настоящего времени остается
дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так
или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций,
таких, как: У. Джемс, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р.
Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон.
Основоположником изучения «Яконцепции» принято считать У. Джемса, который в своей
модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое (эмпирическое) и «Я» –
познающее (чистое), подчеркивая, однако, что такое деление условно и отделить одну сторону от
другой возможно лишь в чисто теоретических построениях. В структуре познаваемой части нашего
«Я» он выделят физическую, социальную идуховную личности с компонентами каждой из которой
мы себя отождествляем.
В первых десятилетиях двадцатого века «Яконцепцию» начали изучать с позиций
социологии такие ученые, как Ч. Кули и Дж. Мид. Это направление получило название
«Социальный интеракционизм». Однако,задолго до них, в 1752 г. А. Смит – представитель
шотландской школы философии морали – писал о том, что отношение человека к себе, его
самооценка зависят от других людей, глядя на которых и опираясь на их отношение, можно как в
зеркале увидеть собственные достоинства и недостатки. И мы судим о себе и своем поведении во
многом так же, как думаем, что судят о нас.
Позднее Ч. Кули и Дж. Мид развили теорию «зеркального Я» и поставили в основу своей
позиции тезис о том, что именно общество определяет как развитие, так и содержание «Я
концепции». В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А.
Роуз, ЛевиСтросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед
собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы индивидуального подхода
сделали противоположный акцент – поставили в основу своей теории внутренние факторы
становления «Яконцепции».
Другой подход к изучению «Я» предлагается психоаналитической школой. В своей
эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Яконцепцию»
сквозь призму эгоидентичности. По его мнению, характер эгоидентичность связан с
особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями. В его теории
описаны восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями эгоидентичности,
указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для
различных возрастных этапов развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и
17 юношескому возрастам. В отличие от символического интерракционизма он пишет о механизме
формирования «Яконцепции» как о бессознательном процессе.
В клиентцентрированной терапии К. Роджерса делается упор на конфликт между
установками личностного «Я», возникшими под воздействием окружающих и непосредственным
опытом индивида. Именно это, по его мнению, лежит в основе дезадаптации. Одним из положений
его теории является взгляд на глубинные слои человеческой психики как на социализированные и
позитивные по своей направленности. Автор различает понятия «Я» и «Яконцепция». Здесь «Я» –
это результат непосредственного переживания своего реального опыта, а «Яконцепция»
устойчивое образование, которое складывается на протяжении всей жизни, и на которое оказывают
влияние такие факторы, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека.
С исследованием «Я» как системы опыта связана теория личностных конструктов Дж.
Келли. В ее основе лежит понятие конструкта, который является единицей опыта. Конструкт
представляет собой способ толкования реальности, изобретенный человеком. Человеческий опыт,
таким образом, формируется системой личных конструктов.
Одно из направлений, сформировавшихся под влиянием идей К. Роджерса, представителями
которого являются В. Б. Свэнн и С. Стилл, включило в себя множество трудов, направленных на
изучение таких проблем, как организующая роль «Яконцепции» в общении, структурировании
когнитивных процессов, механизмов поддержания имеющейся «Яконцепции». В. Б. Свэнн – автор
теории верификации утверждает, что «Яконцепция» нуждается в подтверждении со стороны
других людей, что делает мир более предсказуемым и контролируемым, и является основой
близких отношений и построения деятельности. С. Стилл – автор концепции самоутверждения –
выделяет мотив самоутверждения как одну из детерминант поведения личности.
В исследованиях ряда ученых, таких, как Р. А. Неймейер, М. Д. Берзонский, Р. М. Перкинс,
Дж. АдамсВебер и т. д. прослежено влияние «Яконцепции» на различные характеристики
когнитивных процессов, таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на
структуру образа Другого и различные личностные характеристики. В теории когнитивного
диссонанса Л. Фестингера личность в процессе самопознания, исследуя себя, достигает внутренней
когнитивной согласованности. В теории конгруэнтности Ч. Осгурда и П. Танненбаума исследуется
отношение, возникающее при сравнении внутри когнитивной структуры личности двух объектов –
информации и коммуникатора.
Среди исследователей «Яконцепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории
лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K. Роджерс. У Бернса «Яконцепция»
связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех
представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и
оценочной составляющих. Описательную составляющую «Яконцепции» автор называет образом Я
18 или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам,
самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Яконцепция» определяет не просто то, что
собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало
и возможности развития в будущем.
Хотя в структуре «Я» большинство исследователей выделяют множество образов,
наибольшая дифференциация встречается у американского психолога М. Розенберга. Наиболее
существенные среди них – это «настоящее Я», «фактическое Я», «динамическое Я», «возможное
или будущее Я», «идеализированное Я», также как и ряд «изображаемых Я». Различения между Я
реальным и Яидеальным присутствуют в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.
Рассмотрение жизни человека как сценария легло в основу сценарного анализа,
разработанного в рамках интеракционизма Э. Берна. Такой подход использовали такие
исследователи, как А. Шютценберг, И. Гофман, представители нарративной психологии (Ротри, Х.
Арендт). Из них самой разработанной теорией Я как сюжета (или как драмы) является теория И.
Гофмана. В ролевой теории социальной драматургии И. Гофман сравнивает театральные
постановки с реальной жизнью. По его мнению, личность разыгрывает различные роли для
достижения коммуникативных целей.
У. Спиркина категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее
интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая
психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется
посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я концепция» это всегда сознательная структура.
Он дает следующие характеристики Я:
1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.
2. Я обладает пластичностью.
3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.
Кон подчеркивает, что «Я концепция» входит в структуру личности в качестве установки и
называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по
которым конструктируется образ Я.
1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе
других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди.
2. Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим,
свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми,
формируется самооценка.
3. Система самоатрибуции, т.е. приписывание себе определенных свойств.
4. Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все
предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.
19 В отечественной психологии «Яконцепция» рассматривалась в основном в русле изучения
самосознания. Этой проблематикой занимались В. В. Столин, Т. Шибутани, А. А. Налачжанян, Е. Т.
Соколова, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе.
Многие авторы все множество теорий в исследовании «Я» делят на структуралистические и
функциональные. К первой группе относятся все теории, рассматривающие «Я» как структуру,
выполняющую определенные функции. Ко второй – исследующие «Я» как часть психического
опыта, и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода – «Я» сложно и
многомерно, согласно второму – едино и целостно.
Анализ научной литературы показал, что существует множество подходов в изучении «Я
концепции», рассматривающих проблему в тесной связи с самосознанием личности, с различных
теоретических позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой.
В заключении можно сказать, что «Я концепция» является важной единицей развития
личности и формируется под влиянием жизни.
6. Изучение и исследование «Яконцепции» на практике
Цель проведенного исследования заключалась в том, что бы выявить установки подростка на
6.1 Цель исследования
самого себя, а именно:
20 1)
2)
3)
реальное Я (представление о том, каков я на самом деле);
идеальное Я (представление о том, каким бы я хотел стать);
зеркальное Я (представление о том, каким меня воспринимают другие).
При проведении исследования по уровню сформированности «Яконцепции» подростка
6.2 Методы исследования
были использованы следующие методы:
1)
2)
3)
4)
беседа на тему «Кем мне быть?» с учениками 7ых классов;
проведение теста на самооценку среди учащихся 7ых классов;
использование рисунка для составления «Образа Я»;
написание письма в «будущее».
6.3 Обработка полученных результатов
При использовании метода рисунка, было выявлено представление подростка о самом себе
(см. рис.1 в приложении). Девочка нарисовала свои хобби: Я художник, Я – балерина, Я –
целеустремленная.
На рисунках 2 и 3 девочки нарисовали свой «герб» а внутри него то, что им дорого. Во главе
всего герба голова единорога (рис. 2), внутри изображены хобби (рисование, пение), а справа одни
развлечения (ФастФуд, пончики, пальмы). Интерпретация: слева творческое развитие, справа
инфантилизм. На рисунке 3 присутствует практически тоже самое (за исключением единорога). А
также отличие в том, что все предметы нарисованы в перемешанном порядке, что может
свидетельствовать о неуверенности выбора и неумении упорядочивать свои интересы.
Рисунки 4 и 5 рисовала одна девочка. На первом рисунке она подписала то, что она любит в
себе, явно не стесняясь. Но надпись «люблю свои кривые руки» говорит о неуверенности и
родительской критике (в дальнейшем девочка рассказала о своих отношениях как мама в шутку, но
критикует и обзывает ее). На рисунке 5 изображены слова не по теме, но и там проявляется
самокритика и некий комплекс: «кривые вазы» и боязнь ярких цветов: «ненавижу краски они
слишком цветные». Оказалось, девочка любит креатив, и ее фантазии нет предела, но боязнь
неудачи и заниженная самооценка присутствует.
6.4 Вывод по практической части
Использование таких методов как беседа и рисунок помогло нам увидеть отношение
подростка к себе, а также выявить проблемы в семье (претензии подростка к родителям по причине
несоответствия их требованиям).
Удалось также наблюдать отношения в самой группе (классе). Поведение было относительно
разным, основная часть (девочки) были внимательны и выполняли все инструкции, проявляли
21 уважение. Что касается мальчиков, некоторые из них были слишком активны, что мешало
проведению тренинга. Рассеянное внимание и порой его полное отсутствие также были характерны
мальчикам.
По окончании данного исследования мною были получены более точные представления о
формировании «Я концепции» в подростковом возрасте, отношении подростка к самому себе, а
также представлении себя в будущем.
Заключение
В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознание себя не только через
самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается
еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже начинают формироваться
представления о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо стремится.
Он начинает анализировать свое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае
концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер
восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается,
получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Я концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с
помощью которых человек себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка,
уровень притязаний) и поведенческую (комплекс установок человека, готовность действовать в
22 определенной ситуации определенным образом). Существует 3 условия становления самооценки:
отношение между Я реальным и Я идеальным, интериоризация социальных реакций и успешность
его деятельности.
В осознании себя играет роль множество аспектов, такие, как представление о своем теле
(телесное «Я»), язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать
представления о себе и других людях, субъективная интерпретация обратной связи от значимых
других о себе, идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой
ролью стереотипов (мужчина женщина);
Я концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней
согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Таким образом, можно сделать вывод, что Яконцепция представляет собой совокупность
всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу
этого Яконцепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок,
направленных на самого себя.
Яконцепция является важным фактором организации психики и поведения индивида,
поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
2. Дерябин, А.А. Я концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной
литературы/А.А. Дерябин. М., 1994.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера: Юрайт, 2001.
– 464 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3х кн. 4е изд. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Психология. 640 с.
5. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. –
2006. №2. – с.116125.
6. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. М.:
ФОРУМ ИНФРАМ, 2008.
7. Колесникова, С.С. Особенности Я концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С.
Колесникова. М., 1998.
8. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. СПб.: Питер, 2000.
23 9. Джемс У. Психология. М., 1991.
10. Психология самосознания // Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.
Я. Райгородского. Самара, 2000.
11. Самосознание и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии
личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
12. Рождерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
13. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М., 1996.
14. Ждан А.Н. История психологии. М.: «Российское педагогическое агенство», 2007.
15. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 2006.
16. Психология / словарь Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат,
2004. 556 с.
24 Приложение
Рисунок 1
25 Рисунок 2
Рисунок 3
26 Рисунок 4
27 Рисунок 5
28
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Я – КОНЦЕПЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.