«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»
Оценка 4.8

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.04.2019
«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»
Цель: отработать умение преподавателей занимать в отношении колледжа и его развития активную творческую позицию соавторов, соразработчиков; формировать умение работать в команде. Задачи: 1. Знакомство участников с различными видами профессиональных позиций педагога в отношении колледжа как системы, осознание сильных и слабых сторон каждой позиции. 2. Определение и заявление собственной профессиональной позиции в отношении колледжа и возможных путей ее изменения, развития. 3. Анализ факторов колледжной системы, помогающих поддерживать у педагогов активную профессиональную позицию, и обстоятельств, препятствующих этому. 4. Определение ресурсов для формирования активной профессиональной позиции педагогов колледжа.
Деловая игра Я строю свою работу или работа.doc
Проектно­аналитическая игра  «Я строю свою работу или работа «строит» меня?» Цель:  отработать умение  преподавателей  занимать   в   отношении   колледжа  и его развития активную творческую позицию соавторов,  соразработчиков; формировать умение работать в команде. Задачи: 1. Знакомство   участников   с   различными   видами   профессиональных   позиций педагога в отношении колледжа как системы, осознание сильных и слабых сторон каждой позиции. 2. Определение   и   заявление   собственной   профессиональной   позиции   в отношении колледжа и возможных путей ее изменения, развития. 3. Анализ   факторов   колледжной   системы,   помогающих   поддерживать   у педагогов активную профессиональную позицию, и обстоятельств, препятствующих этому. 4. Определение   ресурсов   для   формирования   активной  профессиональной позиции педагогов колледжа. Пояснительная записка Образовательное   учреждение,   ориентированное   на   «выращивание»   в   обучающемся субъектной позиции, – особое учреждение.. И выстроить  ее могут только особые люди. Люди,   для   которых   гуманистические   идеалы   –   не   пустой   звук,   а   платформа   их профессиональной практики. Люди, умеющие занимать в отношении своей деятельности позиции аналитика, проектировщика, эксперта. Люди, занимающие по отношению к школе и процессу ее становления и изменения активную, авторскую позицию. Помочь ученику стать Человеком, творящим свою личную жизненную историю, может взрослый, знающий, как это сделать, и старающийся реализовать подобную жизненную позицию в собственной жизни, собственной профессии. Проектно­аналитическая игра осуществляется в четыре «такта»:  Получение и осмысление информации.  Самоопределение.  Анализ ситуации в школе.  Проектирование. 1. Вызов – разминка Задача  этого этапа работы – пробудить интерес участников к теме, настроить на размышление, самоанализ и конструктивное групповое взаимодействие. 2 Игра «Согласен, не согласен, может быть» В   разных   сторонах   помещения,   где   проходит   работа,  прикрепляются   таблички   с надписями: «Да» или «Согласен», «Нет» или «Не согласен», «Не знаю». Ведущий предлагает участникам   выразить   свое   отношение   к   той  фразе,   которую   он   сейчас   произнесет, следующим  образом:  если   участник  согласен   с произнесенным  утверждением, он встает рядом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Далее   участникам   зачитываются   высказывания,   пословицы   и   поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить свое отношение указанным  выше   способом.   Ведущий   может   задать   представителям   любой   из   групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности группы может быть предложено от 3 до 6 утверждений. Например: Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней {Марк Аврелий). Чтобы хорошо мыслить – надо хорошо жить (Евгений Богат). Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника  (Владимир Даль). Люди различаются на осуждающих и творящих (Николай Рерих). Я  никогда не стою, если имею возможность сидеть, и  никогда не сижу, если имею возможность лежать (Генри Форд). Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит (Бернард Шоу). Создание скульптуры «Я и моя работа» Ведущий делит участников на несколько групп. Это могут быть случайные группы, можно объединить  людей по некоторому важному признаку (например, группа  классных руководителей, педагогов­предметников, учителей начальной колледжа, администрации) или по   числу   лет,   отданных   педагогике,   и   школе   в   частности.   Задача   каждой   группы   – придумать, а затем показать остальным скульптуру (вариант – динамическую скульптуру) под названием «Я и моя работа». На подготовку дается буквально несколько минут. Затем группы по очереди показывают свою скульптуру и при желании или наличии вопросов у других участников – комментируют. К результатам не нужно относиться как к серьезной диагностике, однако сделать некоторые выводы и обобщения необходимо. 2. Позиции педагога в отношении колледжа – анализ 3 Ведущий   обращает   внимание   участников   на   название   семинара.   Самой формулировкой   оно   побуждает   задуматься   о   своем   отношении   к   работе,   процессам, происходящим   в   колледже   в   целом,   и   позиции   педагога   в   отношении   этих   процессов. Разговор о позиции педагога в  отношении колледжа, ее развития начинается с небольшой теоретической части, в рамках которой освещаются некоторые вопросы. Что может быть в основании поведения человека в той или иной ситуации? Вводятся понятия «полевое поведение», «стереотипное поведение» и «позиция». «Полевое   поведение»  –   это   непосредственная,   неосознаваемая   реакция   на ситуацию, поведение других людей, часто имеющая рефлекторную природу. Так, в ответ на повышение голоса учеником учитель автоматически тоже повышает голос (хотя иногда педагогически   это   не   только   неоправданно,   но   и   вредно   для   разговора).   «Полевые реакции»   берут   свое   начало   в   безусловных   рефлексах,   семейных   сценариях,   детских привычках. «Стереотипное поведение» родом из шаблонов педагогической профессии. Годами и десятилетиями гильдия педагогов нарабатывала некоторые привычные способы оценки и реагирования.   Каждый   молодой   педагог,  попадая   в   сложившееся   сообщество,   невольно присваивает эти шаблоны, в чем­то неуловимо становясь похожим на «учителя вообще». Морализаторские реакции, жесткие и однозначные оценки, стремление все оценить, которое   прорывается  в   поведении   педагога,   –   все   это   родом   из   профессиональных стереотипов. «Позиция»  – осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу души, которая в результате превращается в действие, поступок, оценку, выбор и пр. Отличительные признаки «позиции» как формы поведения Отличительными признаками личностной позиции являются: 1) 2) 3) наличие у человека собственных целей и ценностей; осознанность; знание   и   принятие   на   себя   ответственности   за   последствия   проявления позиции, настойчивость в ее предъявлении; 4) наличие адекватных целям и ценностям человека средств выражения своей позиции другим людям; 5) устойчивое   проявление   данного   поведения   в   различных   ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми. 4 Виды педагогических позиций Участникам предлагается  рассмотреть  возможные  позиции педагога в отношении колледжа   и  его  развития,   используя  следующие   параметры:  широта  –  узость  решаемых профессиональных   задач;   установка   на   исполнительство   ­   установка   на   творчество (авторство). Таким образом, можно говорить о четырех различных позициях: Позиция «А» Исполнитель, решающий узкие и конкретные профессиональные задачи Позиция «С» Творчество, авторство в отношении локальных Позиция «В» Исполнитель, готовый к решению широкого класса профессиональных задач в колледже Позиция «D» Творчество, авторство в отношении очень профессиональных задач Позиция «А»: педагог готов включиться в развитие колледжа, происходящие в ней инновационные  процессы, но ему требуется четкая задача, имеющая понятные  границы, разнообразных профессиональных задач сроки, результат. Кроме того, интересы самого педагога тоже локальны и конкретны, поэтому важно, чтобы поставленная перед ним задача лежала в сфере его сегодняшней компетенции и актуальных интересов. Например, педагогу интересно осваивать определенную методику преподавания   или   разрабатывать   конкретный  факультативный   курс,   поэтому   он   готов включиться   в  инновационные   процессы   с   этим   содержанием.   Его   место   в   системе инновационных задач, решаемых школой, должно быть строго определено. Причем за него и до того, как он приступит к работе. Позиция «В»:  педагогу интересно многое, он готов  подстраиваться в постановке профессиональной   задачи   под   запросы   колледжа,   готов   включаться   в   несколько   разных проектов,  но в позиции исполнителя. То  есть он запрашивает конкретную формулировку цели,  задачи и даже инструкции по исполнению. В ситуации, когда эти цели и задачи еще расплывчаты, неопределенны, изменчивы, его деятельность становится нерезультативной, и сам педагог не удовлетворен своим трудом.  Деятельность по выработке идеи, постановки задач не привлекает такого педагога. Позиция   «С»:  педагог   склонен   к   самостоятельному  профессиональному творческому делу. Однако сфера его профессиональных интересов четко определена, и на многое   сразу   он   распыляться   не   хочет   и   не   может.  Если   он   и   колледж   окажутся 5 единомышленниками (то есть договорятся о целях, общих принципах, ценностях), он готов взять на себя определенный пласт, определенное направление работы и вести его от этапа постановки  конкретных   задач   до   этапа   внедрения   и   мониторинга.  На   него   можно положиться, он будет отслеживать эффективность своей работы, сотрудничать с другими, вовремя корректировать планы и ситуацию, но не стоит ожидать от него видения системы в целом,   критичной   оценки   места   и   роли   своей   работы   во   всей   системе   деятельности колледжа. Позиция   «D»:  педагогу   важно   и   интересно   быть   в  курсе   всех   процессов, происходящих в колледже, понимать общую линию развития, а еще лучше – принимать участие в ее определении и разработке. Его профессиональные интересы широки, поэтому он может  включаться и в деятельность своего методического объединения, и в группу, разрабатывающую межпредметный образовательный проект, и в подготовку какого­либо внеучебного   мероприятия.   Включаться   с  самого   начала,   быть   инициатором   создания группы, входить в ее актив. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций Ведущий разбивает участников на 4 группы  (жребием). Каждая группа должна сначала придумать некоторое образное название той профессиональной позиции,  которую для нее выбрал ведущий. Это может быть знакомый для данной культуры образ, метафора и др.   Каждая   группа   обязательно   представляет   свое   название   и  при   необходимости комментирует его. В результате этой работы позиции, заданные ранее  ведущим, приобретают живые черты, становятся ближе и понятнее людям, которые их обсуждают и «обживают». Так, представитель первой позиции получал у нас имя «Пуговичника» (помните у Райкина: «К пуговицам   претензии   есть?»),   «Исполнителя»,   «Специалиста»   или   просто   «Спеца». Носителя узкой по интересам, но творческой позиции довольно часто называют «Левшой». Третья позиция именовалась «Мастер» или «Данила­мастер», «Профессионал», «Профи», «Прораб».   Представитель   позиции   «D»   –   «Автор»,   «Соавтор»,   «Проектировщик», «Архитектор» и др. Ведущий предлагает участникам несколько вопросов, и каждый раз просит группы, посовещавшись, сказать, чем характеризовалось бы поведение педагога, стоящего на той или иной позиции, в данной ситуации. Возможные вопросы:  Опишите,   при   каких   действиях   руководителя   будет  наиболее   эффективен представитель этой позиции.  ситуацию в колледже , чтобы представитель каждой позиции был включен в реализацию Колледж   решил  принять участие  в  педагогическом  эксперименте.  Как организовать 6 Канун   нового   учебного   года.   Как   готовится   к   началу   года   человек   из   вашей поставленных планов?  профессиональной позиции?  Какие ситуации взаимодействия с детьми будут для него наиболее трудными? Все   позиции   по­своему   понятны   и   важны.   Каждая  имеет   свои   преимущества   и недостатки   как   с   точки  зрения   ее   носителя,   так   и   с   точки   зрения   управленца, взаимодействующего с педагогом. Очевидно, что для разных учебных заведений, различно строящих свою деятельность, оптимальное соотношение данных позиций будет разным.  Колледжу и каждому педагогу в колледже важно определиться по следующим вопросам:  В каких позициях находятся сегодня педагоги? Какие позиции запрашивает сегодняшнее образовательное учреждение?   Что   нужно   сделать   для   того,   чтобы   педагоги   были  заинтересованы   занять   те профессиональные позиции, в которых нуждается сегодня школа? 3. Самоопределение Каждый участник получает листок бумаги, на котором его просят написать название той позиции, которую он, как ему кажется, сейчас в колледже занимает. И, если у него есть об этом представление, к какой позиции он  стремится, в какую позицию хотел бы встать. Подписывать листочки не надо. После процедуры объявляется перерыв, во время которого подсчитывается общее число   листочков   и   на   основе  процентного   соотношения   позиций   рисуется   круговая диаграмма. Пришедшие с перерыва участники могут увидеть эту диаграмму на доске (ватмане). Ведущий сообщает результаты, называя число участников, занимающих ту или иную позицию, а также те намерения, которые есть у отдельных представителей по смене профессиональной позиции. «Диагноз» – что означает данная расстановка сил для развития колледжа, насколько эта ситуация конструктивна, – может обсуждаться всем коллективом, может «выставляться» директором колледжа. Очевидно, что для колледжа, находящегося в режиме  развития, и особенно для колледжа, ориентированной  на гуманистическую, антропологическую педагогику, важно, чтобы: 7 а) большинство педагогов занимало авторскую позицию и  б) было достаточно много людей, стоящих в позиции соавторов, проектировщиков. Если ситуация хороша, если в коллективе много педагогов с такими позициями, семинар на этом может быть закончен. Если же есть куда расти, семинар продолжается... 4. Анализ   факторов,   помогающих   удерживать   авторскую педагогическую позицию (АПП) Для проведения этого этапа мы предлагаем использовать две процедуры. Первая – очень важная, интересная, но вспомогательная. Ею можно пожертвовать в том случае, если времени не так много, как хотелось бы, или коллектив уже проявляет признаки усталости. Игра «Преимущества и трудности» Участники работают в четырех группах. Каждой группе предлагается посмотреть на авторскую позицию педагога в колледже (она уже не разделяется по широте интересов), на ее плюсы и минусы под следующим углом зрения:  самого педагога, реализующего данную позицию; его коллег, сослуживцев;   школьной управленческой команды;  учеников (воспитанников) педагога. Игра позволяет посмотреть на профессиональную позицию с разных сторон, увидеть ее сильные  и слабые  стороны  «объемным»  зрением.  Это очень важно  для  того, чтобы глубоко и продуктивно решить следующую задачу семинара. Анализ факторов колледжной среды  Работа   продолжается   в   тех   же   группах.   Участникам   предлагаются   бланки,   где перечислены факторы, которые:  а) могут способствовать проявлению авторской педагогической позиции в школе  б) могут ей препятствовать.  Две   группы   получают   «способствующие»  факторы,   две   —   «препятствующие». Задача групп:  проранжировать данные факторы, добавить при необходимости свои. По отношению к ним группы прописывают и затем докладывают, что необходимо сделать для того, чтобы: а) уменьшить действие негативных факторов, б) увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов. 5. Запросы колледжа на АПП Это последний и очень важный этап работы семинара. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть  сегодня у колледжа для поддержки и развития профессиональной 8 авторской позиции педагогов, и проектирование новых возможностей. На данном этапе работают группы:  Административная команда.  Классные руководители.  Педагоги­предметники гуманитарного цикла.  Педагоги­предметники естественного и технического цикла.  Педагоги дополнительного образования.  Психолого­социальная служба колледжа.  Задача   группы:   составить   перечень   тех   форм   работы,  тех   профессиональных ситуаций,   существующих   в   школе,   в   которых   уже   сегодня   возможно   проявление представителями данной группы АПП. Затем   –   оценка   по   пятибалльной   системе   того,   насколько   эта   форма   сегодня реально работает на поставленную задачу. И наконец, предложения группы по расширению или  углублению создаваемых  школой возможностей  для проявления  ее представителями профессиональной авторской позиции. Таким образом, работа группы осуществляется в три этапа. Возможна остановка после двух первых этапов (перед предложениями по развитию) и презентация результатов другим группам. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы с педагогическим коллективом колледжа по развитию его авторской позиции. Завершается семинар подведением итогов и определением перспектив.  Приложение.  Анкета   «Факторы,   влияющие   на   мою   профессиональную   позицию   в учреждении» Инструкция: Оцените каждый фактор (его выраженность) по пятибалльной шкале от 1 до 5: 5 – да (препятствует или стимулирует); 4 – скорее да, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 –  скорее нет, чем да; 1 – нет. Препятствующие авторской педагогической позиции: 1. Собственная инерция. 2. Накопившиеся профессиональные разочарования («сколько раз уже начинали...»). 3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны школьной администрации. 4. Отсутствие поддержки коллег, неприятие нового, авторского в коллективе. 5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении. 9 6. Состояние здоровья. 7. Недостаток времени. 8. Стесненные жизненные обстоятельства. 9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и коллег. 10. 11. Потеря интереса к педагогической деятельности. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться. Способствующие авторской педагогической позиции: 1.Налаженная система методической работы в школе. 2.Наличие специалистов, у которых можно поучиться. 3.Пример и влияние коллег. 4.Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя. 5.Интерес к педагогической деятельности. 6.Личный пример руководителя колледжа. 7.Возможность признания в коллективе. 8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать. 9. Система материального стимулирования. 10. Потребность в саморазвитии. 11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»

«Я строю свою работу или работа «строит» меня?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2019