Психологические причины неуспеваемости
Оценка 4.9

Психологические причины неуспеваемости

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Взрослым
16.06.2019
Психологические причины неуспеваемости
К сожалению в современной школе в данное время часто встречается проблема в неуспеваемости школьника. Здесь важна работа не только педагога, но и психолога. С помощью психолога можно выявить причины неуспеваемости обучающегося. Психолог работает со школьником помогая ему разобраться и пересмотреть свое отношение к учебе, а также он тесно сотрудничает с родителями учащегося и его одноклассниками.
Психологические причины неуспеваемости.doc
«Психологические причины  неуспеваемости» Торба Светлана Викторовна 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12 3 ВВЕДЕНИЕ Одна   из   важнейших   проблем   в   современной   школе   заключается   в неуспеваемости   школьников.   Разнообразные   теоретические   разработки   в данной сфере показывают неоднородность и отсутствие единого взгляда на указанную   проблему.   Множественные   исследования   в   сфере рассматриваемого   вопроса   должны   продолжаться,   при   этом   имея практическое   и   теоретическое   значение.   Успешность   или   неуспешность школьника в процессе обучения играет существенную роль в развитии самой личности   ребенка.   Специфика   протекания   процесса   обучения,   степень успеваемости   школьника   в   существенной   степени   влияют   на   внутреннее состояние   учащегося   и   его   внешнее   поведение.   Такие   характеристики личности   как   показатели   тревожности,   учебная   мотивация,   самооценка, безусловно,  связаны  с  уровнем  успеваемости   школьника.  Не   секрет,  что  в психологической   помощи   нуждаются   в   большей   степени   именно неуспевающие ученики. Целью данной работы выступает исследование психологических причин неуспеваемости. Данная тема весьма широко рассмотрена многими авторами; к примеру, М.Н.   Волокитина   дает   характеристику   неуспеваемости   школьников   как социально­педагогического явления, а А.М. Гельмонт рассматривает причины неуспеваемости и методы ее преодоления. 4 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Оставленные   без   участия   и   внимания   взрослых   психологические проблемы   учащегося   могут   не   только   мешать   усваивать   материал,   но   и перерасти в неуверенность в себе и комплексы.  Множество   трудностей   в   обучении   образуют   своего   рода   «порочный круг»,   в   котором   каждый   нежелательный   фактор   вызывается   вначале внешними обстоятельствами, а затем порождает ряд других нежелательных факторов,   последовательно   усиливающих   друг   друга.   Поэтому   психологу чаще всего предстоит искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого определенного учащегося и стремиться устранить каждую из них. Важно помнить о том, что здоровому, нормальному ребенку можно помочь всегда, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, виноваты чаще всего взрослые (школа и родители). Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может обладать ярко выраженным избирательным характером и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Однако,   помимо   этого,     она   может   иметь   и   более   общий   характер   и проявляться в недостатках усвоения и пробелах во многих или всех учебных дисциплин1. Психологические   причины   неуспеваемости   могут   быть   прежде   всего связаны со сложностями в познавательной и эмоционально­волевой сфере. В познавательной сфере. Для   успешного   освоения   предметов   необходимо   формировать определенные   качества   познавательных   процессов.   При   изучении   русского языка  необходимо развивать   зрительную  и  двигательную  память,  точность, объем   запоминаемого   материала,   аналитичность,   операции   анализа   и обобщения.   При   изучении   математики   –   конкретность,   прогностичность восприятия,   точность   памяти,   аналитические   способности,   умение   делать умозаключения. Если вышеуказанные качества не сформированы, это может составить сложность при обучении. Особенности развития мышления могут стать причиной неуспеваемости. Л.С. Выготский выделил 3 типа: «мыслитель», «практик», «художник»2. Для каждой   группы   нужно   выбирать   свой   способ   подачи   материала.   Хотя   не исключен и многосенсорный способ обучения. Стоит   учитывать   и   ведущий   канал   восприятия   информации   ребенка: зрительный, слуховой, кинестетический. Объяснять необходимо при помощи ведущего канала, закреплять с помощью самого слабого, воспроизводить с помощью удобного ребенку. Недостаточный   уровень   развития   внимания   –   один   из   значимых факторов неуспеха в обучении. У первоклассников произвольное внимание 1  2 Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. ­ М.: Проспект, 2015. – С. 243. 4 5 развито слабо, неустойчиво, объем внимания невелик, одним и тем же делом они   могут   заниматься   10­20   минут.   Особенно   важным   считается   свойство переключаемости внимания. В эмоционально­волевой сфере. К концу учебного года в первом классе число детей с отрицательный отношением   к   учебе   увеличивается   в   4   раза3.   У   детей   повышается тревожность, страх перед школой. Тревожность при переходе из начальной школы   в   среднюю   приводит   к   нарушению   психического   здоровья, отклоняющемуся поведению и снижению результатов учебы. Велико   влияние   самооценки   на   успеваемость.   Множество   причин приводят к ее понижению и главной является мнение окружающих взрослых. Возможен   и   вариант   высокой   самооценки,   которая   столкнувшись   с трудностями начинает стремительно снижаться. Высокая самооценка также может быть причиной неуспеха: ученик игнорирует замечания и вступает в конфликт с учителем. Ребенок готов к обучению в школе, если у него сформированы волевые качества, которые характеризуются тем, что действие является собственным, инициативным, осознанным и осмысленным. В противном случае, это может отразиться на результативности в учебе. Существуют   и   гендерные   различия   в   проявлении   волевых   качеств: мальчики менее организованны, а девочки менее смелы и решительны. У учащихся средних и старших классов сложности в обучении могут быть связаны с вхождением в подростковый период. Гормональные изменения могут дать толчок к нарушениям в поведении подростка. Характерное для этого периода стремление подражать сверстникам, нарушать общепринятые нормы может отразиться на учебе. Охарактеризуем   основные   психологические   причины   неуспеваемости школьников. Отсутствие познавательной деятельности. Данная причина выражается преимущественно в том, что у ребенка не сформированы   или   в   недостаточной   степени   развиты   необходимые нормативные   навыки.   Мелкая   и   крупная   моторика,   логика,   мышление, концентрация внимания развивается с младенческого возраста. У маленьких детей   заложена   любознательность   и   желание   познавать   окружающий   мир. Если   семья   поддерживает   и   стимулирует   эту   природную   потребность,   то учебный процесс будет вызывать исключительно положительные эмоции. Социальная незрелость. Усваивать и применять полученные знания можно только в комфортной обстановке. Большое пространство школы, класса, сотни лиц в коридоре, шум и   гам   на   переменах   дезадаптируют   многих   детей.   Отсутствие   навыков общения со сверстниками вызывает беспокойство и неуверенность. Неумение 3 Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. ­ Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 182. 6 строить   диалог,   сотрудничать   принимать   правила   коллектива   отодвигает учебный процесс на второй план. У ребенка не возникает желание обучаться, делать домашнее задание и посещать регулярно школу. Особенности характера, внешности или физические ограничения. Дети­интроверты   не   нуждаются   в   большом   количестве   внимания   и общения.   Их   куда   больше   увлекает   собственный   внутренний   мир, воображение   и   фантазия.   Замкнутые   и   немногословные,   они   всячески пытаются избегать выступлений на публике, направленных на себя взглядов, внимания к собственной особе. Даже если такой ребенок знает правильный ответ,   ему   привычней   будет   промолчать   или   от   волнения   он   может ошибиться. У   детей   очень   развито   понятие   «нормы».   Любые   даже   малейшие отличия – очки, неправильный прикус, дефекты речи, веснушки или старый пенал – повод выделить из общей массы «белую ворону». Некорректное отношение педагога. Психологи настоятельно рекомендуют хвалить и поддерживать  детей вне зависимости от темперамента и характера. Уверенность в своих силах и возможностях,   окрыляет   ребенка,   у   него   возникает   желание   учиться   и совершенствоваться. Замечание   должно   быть   в   форме   удивления,   но   не порицания, оценивается поступок, а не ученик. Педагог – проводник каждого в мир знаний. От него будет зависеть здоровая атмосфера класса, интерес и увлечение изучаемыми предметами, желание приходить в школу. Несовершенная школьная система. Регламентированная   и   подчиненная   правилам   не   может   уделить внимание   каждому,   развивать   сильные   стороны   и   помочь   в   освоение непонятных   дисциплин.   Средняя   наполняемость   класса   25   человек, программа   одна   на   всех   детей   с   разными   возможностями,   развитием   и особенностями   характера.   Для   одного   –   мука   постигать   премудрости геометрии, а для другого – увлекательнейшее занятие развязывать логическую цепь   в   пространстве.   Двоечник   по   школьной   программе   может   быть гениальным музыкантом, изобретателем, плотником, художником, танцором, спортсменом.   Этот   фактор   рассматривается   как   ограниченный   кругозор ребенка и усилия педагога могут иметь обратный результат. Отсутствие режима Рационально организовывать свой день дети без подсказок не умеют. Для   улучшения   концентрации   внимания,  памяти  и  мышления   у  школьника должен быть рутинный режим дня без смещений и резких изменений. Ото сна зависит состояние нервной системы, ее возбудимость, гибкость. Школьные занятия   разрабатывают   для   максимально   успешного   усвоения   ребенком материала,   дома   же   родители   обязаны   координировать   приемы   пищи, выполнения домашнего задания и посещения развивающих кружков. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка составляется расписание   на   день.   «Жаворонки»   с   6   утра   могут   выполнить   зарядку, 7 подготовится к школе, выгулять собаку, «совят» приучать рано подниматься будет   сложнее,   но   поощрение   (горячий   шоколад,   короткий   мультфильм) значительно облегчит задачу. Если в режиме дня сбалансированы школьные занятия,   домашние   обязанности,   секции   и   увлечения   ребенка,   такое расписание   не   будет   вызывать   протестов,   и   поможет   в   самоорганизации   и дисциплине4. Низкая мотивация. При   низкой   мотивации   школьник,   в   особенности   если   речь   идет   о подростке,   не   заинтересован   в   хорошей   учебе.   Более   того,   зачастую   — демотивирован. В особенности это касается подросткового возраста. Принято считать, что ребенок в начальных классах школы учится не для себя, а для учителя и родителей. Мотивация его хорошей учебы — одобрение учителей и родителей. Если он не получает такой поддержки и одобрения или получает   в   недостаточной   степени,   мотивация   его   на   то,   чтобы   хорошо учиться, может в существенной степени снизиться. Некоторые  родители   пользуются  тактикой  негативного  подкрепления — ругают за плохие оценки, в то время как за хорошие оценки не хвалят никак, имея ввиду, что хорошая оценка — это норма. Даже специально не показывают  своей  радости по  поводу  такой оценки.  Зачем хвалить  за нее, проявлять свою радость, если ребенок, как бы по умолчанию, должен учиться только на пятерки? Еще   в   середине   прошлого   столетия   психологи   установили,   что негативное подкрепление поведения не работает или работает очень слабо. Если ругать ребенка за плохие оценки, наказывать ­ это, мало того, что не принесет хорошего результата, может еще и оставить в душе ребенка на всю жизнь   травму   от   несправедливого   отношения   родителей   к   нему.   Намного более эффективно себя показывает позитивное подкрепление — разделить с ребенком его радость от получения хорошей оценки, едва ли что­то может быть эффективнее и лучше для его хорошей учебы5.  Демотивация. В   подростковом   возрасте   уходит   постепенно   авторитет   учителей   и родителей. И авторитетами становятся лидеры подростковых групп. Конечно, не все такие группы девиантны и учат исключительно плохому, зачастую в таких группах отличник может пользоваться уважением, в том числе и за то, что учится хорошо. Но очень часто хорошая учеба не является признаком «классного   парня»,   напротив   —   хорошие   оценки   могут   считаться   чем­то неправильным в такой группе — как следование нормам в противоположность подростковому протестному поведению. В подобной группе подросток может быть  демотивирован  к  хорошей  учебе, что  сказывается  немедленно  на  его 4 Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . ­ М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2016. –С. 349. 5  Столяренко,   А.М. Психология и педагогика:   Учебник   для   студентов   вузов   /   А.М.   Столяренко.   ­   М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2017. – С. 314. 8 успеваемости.  Обида на плохие оценки. Школьник   может   быть   демотивирован   к   учебе   и   обидой несправедливым   (с   его   точки   зрения)   отношением   к   нему   не   только родителей,   но   и   учителей.   Несправедливо,   по   его   мнению,   поставленная двойка может отбить желание изучать данный предмет вообще.  Тревожное   состояние.   Неуспеваемость   может   быть   вызвана   общим тревожным состоянием школьника. Он может сталкиваться с агрессивными проявлениями со стороны других детей в школе, во дворе, на улице. Даже единичный   эпизод,   психологически   не   пережитый   школьником,   может сказаться на его психике — тревога, тревожные ожидания наряду с общим низким   эмоциональным   фоном   могут   тормозить   его   интеллектуальную активность,   что   может   приводить   к   невротическим   расстройствам, психосоматическим заболеваниям и снижению успеваемости. Школьнику, в силу различных причин, бывает часто сложно поделиться своими   сложностями   и   тревогами   с   родителями.   Подростковый   мир   — другой,   не   такой   как   взрослый   мир.   Можно   представить,   к   примеру,   что каждый раз, выходя из дома, человек вынужден озираться — нет ли во дворе его недругов, которые, к примеру, могут подойти и ударить его. Или, когда просто идет по улице и видит группу сверстников, он напрягается, потому что высока   вероятность,   что   они   на   него   нападут,   и   он   вынужден   будет   или убегать,   или   от   них   отбиваться.   Для   подростка   зачастую   —   это   его повседневная жизнь, и уровень его тревожности может быть весьма высок6. Неблагоприятная атмосфера в семье. Неутешительная   тенденция   современного   общества   –   рост   неполных семей,   где   роли   родителей   смещены.   Отношения   между   членами   семьи, манера   сотрудничества   и   общения   переносится   в   школьную   жизнь.   Если ребенок чувствует свою незащищенность, неуверенность его отразится и на учебной деятельности. Полярная ситуация может возникать, если школьнику прививают   принципы   безнаказанности   и   вседозволенности.   Тогда   о значимости бесценных знаний и речи не может быть, ведь авторитет учителя попросту игнорируется. Зачастую для решения проблемы неуспеваемости школьника требуется, помимо педагогической помощи, также именно помощь психолога. Психолог может работать с семьей — школьником и его родителями, помогая разбирать конфликты между ними, поскольку зачастую именно семейные конфликты приводят ребенка в тяжелое психологическое состояние и отвлекают его от учебы,   не   дают   ему   учиться   хорошо.   Психолог   может   работать   с   самим школьником,   помогая   ему   «разрядить»   накопившиеся   у   него   негативные эмоции,   пересмотреть   и   изменить   его   негативное   отношение   к   школе, учителям  (или   конкретному  учителю),  одноклассникам   и   самому   процессу 6 Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. ­ М.: Просвещение, 2014. ­  С. 129. 9 учебы. Также психолог может помочь разобрать конфликты между учеником и учителем. Часто такой конфликт (о котором, к слову, учитель может и не догадываться, этот конфликт существует только в голове самого ребенка) может   приводить   к   нежеланию   заниматься   по   конкретному   школьному предмету   и,   соответственно,   к   неуспеваемости   по   этому   предмету.   Либо такое напряжение в отношениях может быть, действительно, с двух сторон, и психолог,   в   данном   конкретном   случае   выступая   в   роли   конфликтолога, может помочь это напряжение разрядить. Принимая каждого ребенка в свои стены, школа обязана обеспечить ему комфортные условия обучения. Слаженная работа семьи и педагогического коллектива   поможет   устранить   возникающие   проблемы   успеваемости   и социальной адаптации детей. Современная   педагогика   и   психология   в   качестве   основных   путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:  1. Педагогическая профилактика ­ поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных форм и методов обучения, новых педагогических   технологий,   программированного   и   проблемного   обучения, информатизация педагогической деятельности.  2. Педагогическая диагностика ­ систематический контроль и оценка результатов   обучения,   своевременное   выявление   пробелов.   Для   этого применяются   беседы   учителя   с   родителями,   учениками,   наблюдение   за трудным   учащимся   с   фиксацией   данных   в   дневнике   учителя,   проведение тестов, анализ результатов, их обобщение в виде таблиц по видам допущенных ошибок.  3. Педагогическая терапия ­ меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной   школе   это   дополнительные   занятия,   группы   выравнивания. Преимущества последних состоят в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором индивидуальных и групповых средств обучения.  4. Воспитательное воздействие. Вследствие того, что неудачи в учебе чаще всего связаны с пробелами  в воспитании учащегося, с неуспевающими учениками должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, включающая и работу с семьей школьника.  5. Психологическая коррекция.  I   блок   ­   развитие   высших   психических   функций   и   умственных способностей   школьников.   Позитивная   динамика   в   развитии   учащихся является   возможной   лишь   в   том   случае,   если   соблюдаются   принципы этапности   и   постепенности   непосредственного   реабилитационного воздействия:  ­   развитие   фонематического   и   зрительно­предметного   восприятия (сферы представлений \ образов); ­   развитие   зрительно­пространственного   и   пространственного 10 восприятия (оптико­конструктивной деятельности); ­ развитие произвольного внимания и его свойств; ­ развитие памяти всех модальностей; ­ развитие речемыслительных процессов синтеза, анализа и обобщения; II   блок   ­     коррекция   эмоционально­личностных   особенностей   последовательное   прохождение обучающихся,   которая   предполагает   нескольких этапов: ­поиск   индивидуальных,   предпочитаемых   ребенком   сфер   и   каналов взаимодействия с окружающим миром; ­восстановление доверия к миру посредством восстановления принятия себя и нормализации отношений с ближайшим окружением; ­развитие познания и эмоционально­волевой регуляции деятельности с постепенным   переходом   от   внешней   мотивации   принуждения   к внутренней мотивации деятельности и саморегуляции; ­   оказание   помощи   самими   детьми   учащимся,   которые   находятся   на предыдущих этапах реабилитационного процесса7. 7 Волокитина, М.Н.. Неуспеваемость школьников / ­ М.: Издательство ВЛАДОС­ПРЕСС», 2014. – С. 148. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме. Обобщая   вышеизложенное,   среди   причин   неуспеваемости   можно выделить следующие: ­ недисциплинированность; ­ низкая самооценка ученика; ­ слабое развитие волевой сферы ученика; ­ тревожность; ­ пробелы в знаниях; ­ недостаточная мотивации или отсутствие учения; ­ отсутствие способностей и интереса к предмету; ­ неинтересное преподавание предмета; ­ сложность предмета или программы; ­ недостатки воспитательных и дидактических действий; ­ лень ребёнка; ­ семейные проблемы; ­ нежелание напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более сложным методам и формам работы; ­ отсутствие индивидуального подхода; ­   амбиции   родителей   (включая   завышенные   требования   к   своему ребёнку); ­ незрелость психических функций детей (развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения); ­ недостаточный учет индивидуальных особенностей обучающихся; ­ снижение ценности образования в обществе; ­ нестабильность существующей образовательной системы; ­ негативное отношение педагога к школьнику; ­   снижение   авторитета   педагога   и   личная   неприязнь   учащегося   к учителю; ­ использование профилактической двойки в учебном процессе; ­ страх оказаться лучше других учеников; ­ боязнь учителей, школы. 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Волокитина, М.Н.. Неуспеваемость школьников / ­ М.: Издательство ВЛАДОС­ПРЕСС», 2014. ­ 534 с. 2. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . ­ М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2016. ­ 724 c. 3. Гельмонт,   А.М.   О   причинах   неуспеваемости   и   путях   ее преодоления / А.М. Гельмонт. ­ М.: Просвещение, 2014. ­  326 с. 4. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. ­ Люберцы: Юрайт, 2016. ­ 479 c. 5. Кравченко,   А.И.   Психология   и   педагогика:   учебник   /   А.И. Кравченко. ­ М.: Проспект, 2015. ­ 400 c. 6. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. ­ М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2017. ­ 543 c.

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости

Психологические причины неуспеваемости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2019