Как аргументировать свою позицию
Тематический блок 1. Язык и общество
|
1. Ключевые слова |
|
мышление |
богатство |
преклоняться |
понимание |
мастерство |
прекрасный |
общение |
выразительность |
могучий |
создание |
чувствовать |
гармоничный |
речь |
сохранять 2. Определение понятия |
поэтичный |
Язык — система словесного выражения мыслей, которая обладает звуковыми, словарными, грамматическими средствами и служит для обмена мыслями и взаимного понимания и общения людей в обществе.
З. Словарь сочетаний
Язык сложный, красивый, гибкий, звучный, родной, иностранный, национальный, международный; яркий, выразительный, литературный...
Язык (чей?) жителей, аборигенов, народа; писателя, автора, Пушкина, Гоголя, произведения, романа...
Существование, происхождение, развитие, эволюция, состояние, система, нормы, история, богатство, особенность, благозвучие, бедность, примитивность... языка
Исследовать, описывать, изучать, учить, выучить, знать, любить, понимать, забыть... язык.
На каком-либо языке говорить, писать, читать, объясняться; отражается.
Язык является чем-либо, представляет собой что-либо...
• Язык представляет собой явление социальное.
4. Проблемы
1) Язык и общество.
2) Состояние современного языка. З) Развитие языка.
4) Слово и дело.
5) Богатство и бедность нашей речи.
6) Язык литературный и разговорный. 7) Речь человека и его мысли.
5. Тезисы
1) В языке отражаются изменения в обществе.
2) Обеднение современного русского языка. З) Язык живой как жизнь.
4) Слово — это тоже дело.
5) Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности.
6) Борьба за язык есть борьба за культуру. 7) Без слов нет мысли.
6. Афоризмы, крылатые выражения, высказывания
1) Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простык, естественных понятий (ВГ. Белинский).
2) У языка есть хранитель надежный и верный; это — его же собственный и верный дух, гений (ВГ. Белинский).
З) Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (ПА. Вяземский).
4) Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло (А.И. Герцен).
5) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи (Н.в. гоголь).
6) Бессмертие народа в языке (Ч.Т. Айтматов).
7) Язык есть вековой труд целого поколения (ВИ. Да.ЉЬ).
8) Но с языком, с человеческим словом, с речью, безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов пет сознательной мысли (ВИ. Даль).
9) О, как недостаточен, как бессилен язык человеческий для выражения высо«их чувств души (М.Н. Загоскин).
10) Богатство языка есть поступок (Н.М. Карамзин).
11) Слово есть поступок (JI.I-I. Толстой).
12) Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А.И. Куприн).
13) Язык есть одежда мысли (С. Джонсон).
14) Язык, язык! Это душа пародов. В нём читаются их судьбы (П. Беранже).
7. Аргументы
1) Огромную ценность представляет для нас «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. За полвека известный писатель, лексикограф, этнограф не только собрал более 200 тысяч русских.слов, но и объяснил значение каждого, привел примеры пословиц, поговорок. Слово, Отчизна, Правда — равнозначные понятия для В. И. Даля, Он считает, что «великому народу дан и великий язык» .
2) «Мы сейчас недовольны языком, но попробуем разобраться — язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей — то язык пойдёт в эту сторону. Если у нас главное — как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернет сюда», утверждает русский ученыйлингвист В. Костомаров. Язык отражает состояние общества, так что сейчас исправлять надо не язык, а общество.
З) Чувство гордости за свой народ, восхищение неисчерпаемым богатством его духа с особенной силой проявились у И.С. Тургенева, когда он думал о родном языке. Подлинным гимном родному языку звучит написанное в июне 1882 года стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Язык самого Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный. Определяя роль Тургенева в истории русского литературного языка, с уверенностью можно сказать, что язык этот создали Пушкин, Тургенев, Чехов... Их язык велик, могуч и правдив.
4) Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда «История государства Российского» в одной из публицистических статей, определяет роль русского языка. Писатель сравнивает его с гордой, величественной рекой, которая «шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается». Потом «журчит нежным ручейком» и вливается в пашу душу. Падение и возвышения человеческого голоса образуют богатство языка и богатство мыслей.
8. Текст
(1) Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (З) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. (5) И это происходит благодаря языку.
(6) Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: (7) «Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли...» (8) Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, — подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника — издавна именуются одним и тем же словом» .
(9) Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11) Однажды Ксапф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу сходить на рынок, велел купить «самого лучшего, что есть на свете» , и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
(13) Когда пришли гости, Эзоп подал па стол одни только языки: жареные, вареные, соленые.
(14) Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подает только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17) А что может быть на свете лучше языка? (18) При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. (20) Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21) Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка» .
(22) Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошел покупать языки. (25) Все удивились этому.
(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее. (28) А что на свете хуже языка? (29) Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. (30) Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и з о, предавать, оскорблять.
(32) Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
(33) Предание говорит, что не всем гостям бь о приятно слышать ответ Эзопа.
(По л.т. Григорян)
9. Задания к тексту
1) Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочносуффиксальным способом. (издавна, подвижный, собеседник)
2) Из предложений 17—21 выпишите все местоимения. (что, мы, ничего)
З) Из предложений 13—14 выпишите словосочетание со связью примыкание. (ПОЧеМУ подаёт)
4) Среди предложений 20—30 найдите сложные предложения, вкдючающие односоставные безличные. Напишите номера этих предложений. (21, 29)
5) Среди предложений 1—8 найдите предложения с приложениями. Напишите номера этих предложений. (6, 8)
6) Среди предложений 11—17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предло*ения. (14)
7) Среди предложений 26—32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и местоимения. Напишите номер этого предложения.
(28)
10. Сочинение
Язык — великое Дело. Великое потому, что словом можно оббеДинить людей для благородных, больших дел. Словом можно выразить любовь и все тончайшие Движения души. Но, к сожалению, слово может служить вражде и ненависти. Не случайно в двух оДинаково построенных пословицах противопоставляется значение речи: «Язык мой — друг мой» и «Язык мой — враг мой».
Именно об этом парадоксальном противоречии иДет разговор в исходном текста КогДа Эзоп говорил о Достоинствах речи, всем его рассуждения пришлось по сердцу. А как только он напомнил о том, что слова могут разъеДинять людей, не всем гостям понравилось это высказывание. Почему же так неприятно было слушать ответ Эзопа.
Наверное, своими словами Эзоп заставил заДуматься многих над тем, что такое язык. В одном и том же понятии есть корни добра и зла. И от самого человека зависит, как он буДет пользоваться уДивительным оружием — языком. Автор текста, пересказывая Древнюю легенду, напоминает нам об умелом влаДении речью и о бережном отношении к слову.
Давайте и мы проследим, как в одном и том же слове звучат горДость и укор. Вспомним два слова — родственника: «еДин и один». В современном русском языке в некоторых словах остается близкое родство («ОДИН», «единица» ). В Других же — полная противоположность: «еДин» «единство», «один» — «одиночество». Вот как со временем истинный смысл одного и того же слова может измениться.
Русские писатели сказали много замечательных слов о языке. Они призывают любить, ценить и изучать язык. ВГ. Короленко в рассказе «Без языка» сказал: «Правду говорят, без языка человек как слепой или малый ребёнок». Эти слова тоже, как и ответ Эзопа, «неприятное» напоминание о том, что человек, имея язык, не может влаДеть им, не осознает его могучей силы и чрезвычайного богатства.
Задумываясь о состоянии современного русского языка, мы слышим брань, стоны, вопли. Действительно, «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается Дома!» (СИ. Тургенев). Но пройДет время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи. Прекрасен русский язык! И на нём ещё споют самые лучшие песни о будущем...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.