Главные отличительные черты речи от языка
Если язык как всякая система формален и абстрактен, то речь материальна и конкретна, поскольку она воспринимается акустически (устная речь) или визуально (письменная речь).
Язык имеет уровневую (иерархическую) организацию (от низшего к высшему), в то время как речь по своей сути линейна, она представляет собой «горизонтальную» последовательность слов.
В языке как системе сохраняется раздельность слов (что отражено в различного типа словарях), речь же стремится к объединению слов в тексте.
Язык является достоянием всего общества, а значит, по своей природе он объективен, тогда как речь всегда личностна и поэтому субъективна.
Язык относительно стабилен, статичен и в этом смысле инвариантен. Речь – активна и динамична, ей свойственна высокая степень вариативности.
6) Если язык в целом не зависит от ситуации общения, то речь всегда ситуативна и контекстно обусловлена.
Вывод
понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное. Общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения общего (языка).
В конце следует отметить, что без речи невозможен язык, и наоборот, речь – необходимое условие существования языка.
Характеристика речи
речь материальна: она воспринимается визуально или акустически. Это значит, что речь существует в двух формах: в знаковой, или письменной, и звуковой, или устной.
Письменная и устная
формы речи имеют свою специфику, свои структурные и стилистические особенности.
Основная функция письменной речи – фиксация устной речи с целью сохранения ее в пространстве и времени.
Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение, т.е. устная речь, невозможно.
Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.
С точки зрения авторства, устная речь преимущественно диалогична, а письменная, наоборот, – монологична.
В отличие от устной речи письменная речь развертывается не во времени, а в статическом пространстве.
Сложность письменной речи в том, что нельзя переспросить, нет непосредственной обратной связи, адресат лишь предполагается пишущим, отсюда выражение экспрессии, авторского отношения – только через подбор языковых средств, только через определенную их организацию.
Однако известная отсроченность во времени и отсутствие непосредственного собеседника дают возможность пишущему обдумать свое произведение, возвратиться к нему еще раз, перестроить или уточнить его, найти более подходящую для него форму. В свою очередь, и читающий (или адресат) также не раз может обращаться к написанному с целью осмыслить его, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок письменного произведения. Не случайно письменной речи свойственен развернутый характер. Это всегда строго заданная речь. Она, как правило, отличается употреблением сложных синтаксических конструкций, причастных и деепричастных оборотов, сложных предлогов, вводных слов и уточняющих выражений.
Устная речь – это живая речь, которая создается в момент говорения, может быть, спонтанно, на глазах у всех. Это – творимая, произносимая речь. В 20-х годах ХХ века существовал даже Институт живого слова.
Сложность устной речи – в ее открытости: даже подготовленная устная речь не исключает импровизации (быстрой реакции со стороны собеседника).
Для устной речи характерна относительная заданность изложения. Экспрессия может быть выражена с помощью невербальных средств: тембр голоса, интонация, мимика, жесты.
Поэтому устная речь отличается свернутым характером в плане употребления грамматических средств, что в письменной речи почти недопустимо.
Письменная речь – в основном книжная речь. Как книжная речь, она обслуживает общественно-политическую, официально-деловую, научную сферы общения, а также реализуется во всем многообразии в художественной литературе. Устная речь – преимущественно разговорная, т.е. в большей степени связана с социально-бытовой сферой общения.
В целом как письменная речь, так и устная строится по нормам литературного языка и их нарушение недопустимо.
И письменной речи, и устной свойственны регламентированность и определенная стереотипность. Например, нет необходимости каждый раз вновь изобретать формулы приветствия, все то, что составляет речевой этикет.
Но у каждой формы речи есть и свои особенности. Так, нормированность устной речи предполагает следование строгим орфоэпическим нормам, что объясняется ее звуковой природой. А знаковая природа письменной речи требует соблюдения орфографических и пунктуационных норм.
Вывод.
Устная и письменная речь различаются не только в способе существования (звуки-знаки), в предназначении, но и по авторству (один или два непосредственных участника), по уровню подготовленности, ограниченности во времени, вербальности-невербальнсоти, развернутости, по степени заданности, регламентированности и характеру нормированности.
Речевое общение и речевая ситуация
При общем сравнении языка и речи мы выяснили, что речь по своей природе деятельностна. Она порождается и воспринимается в процессе речевого общения, коммуникации.
По принятому определению, речевое общение, т.е. коммуникация (лат. делаю общим, связываю) – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности с помощью языковых средств.
Главная цель речевой коммуникации – получение информации, ее осознание и понимание, а также обмен ею. Кроме того, в процессе контакта возникает сопереживание, проявляется взаимовлияние. Общение обычно направлено на выполнение социально значимых задач. Оно играет огромную роль в жизни современного делового человека. Есть статистические данные о том, что 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие достижения успеха своих фирм, причем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени.
Основными функциями общения считают следующие: информативная, интерактивная (побудительная), перцептивная (установление взаимопонимания), экспрессивная (возбуждение эмоциональных переживаний).
Общение, осуществляемое с помощью языковых средств, называется вербальным. Но, как известно, общение может быть невербальным, т.е. осуществляться с помощью знаков и символов: жестов, мимики, позы, взгляда, выражения лица, посредством специальных сигналов на расстоянии.
Только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.
Л.Н. Толстой описал 97 оттенков улыбки, 85 выражений глаз.
Через речь язык выполняет свою главную функцию – коммуникативную.
речь всегда ситуативна, вне ситуации нет речи. Что же такое речевая ситуация?
Речевая ситуация понимается как совокупность речевых и неречевых условий, в которых происходит реализация языка.
При этом речевая ситуация всегда требует строгого отбора языковых средств. Другими словами, речевой ситуацией является та, которая предполагает, вызывает речевую реакцию (например, описание чего-либо или сообщение-повествование о каком-либо событии).
Таким образом, именно речевая ситуация обусловливает формирование и развитие речевой деятельности, т.е. процесса общения.
Культура речи
Известно, что в ходе любой деятельности, в том числе речевой, формируются, вырабатываются определенные правила поведения.
Совокупность правил речевого поведения составляет основу речевой культуры человека.
«Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». А.П. Чехов.
Цицерон по этому же поводу отметил следующее: «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор».
культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач
Под культурой речи понимается:
владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
соблюдение этики общения.
Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента:
нормативный, коммуникативный и этический.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе
речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии
Основные качественные показатели речевой культуры:
содержательность – без содержания речь теряет смысл, превращается в случайный набор знаков;
правильность и чистота – знание и употребление языковых средств согласно установленным нормам (правилам);
точность и понятность – учет значений слов, недопустимость двусмысленности, а также необходимость знания адресата;
логичность и лаконичность – последовательность изложения, исключение излишней информации;
выразительность – использование наиболее эффективных языковых средств языка для достижения цели в определенной ситуации общения;
уместность – такая организация языковых средств, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.
Под этическими нормами общения понимается
речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и
др.).
На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный,
дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.
Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
Вывод
Культура речевого общения определяется ясным представлением цели и задач, возникающих в определенной речевой ситуации, и выбором наиболее эффективных языковых средств для их реализации.
Вопросы для самоконтроля
Почему язык и речь понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные? В чем их сходство и различие?
Каковы основные особенности устной и письменной речи?
В чем состоит суть речевого общения? Что такое речевая ситуация?
Какие три аспекта культуры речи можно выделить?
В чем сущность нормативного аспекта?
Почему для хорошей речи недостаточно знания норм литературного языка?
Какие качества речи относятся к коммуникативным?
Что предписывает этический аспект культуры речи?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.